Сказкотерапия для дошкольников

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для дошкольников

Исполнитель:

Екатерина Олеговна Пасечник воспитатель, МАДОУ №20, г. Кемерово

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

1. Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста…………….………………………………………..5

2. Идейное содержание русских народных сказок и его понимание детьми…………………………………………………………..………………….8

3. Психотерапевтическое воздействие сказки на ребенка……...………14

Заключение ………………………………………………………………..17

Список литературы ………………………………...……………………..18


Введение

Актуальность изучаемой темы заключается в том, что воспитание детей средствами искусства слова - сложный педагогический процесс. Для теоретического обоснования его необходимо учитывать закономерности этого искусства, данные педагогики и психологии о возрастных особенностях дошкольников.

Цель работы - изучить роль русской народной сказки в воспитании дошкольника. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- рассмотреть русскую народную сказку как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

- выяснить идейное содержание русских народных сказок и его понимание детьми;

- показать психотерапевтическое воздействие сказки на ребенка.

Образцы литературы благодаря их художественной выразительности способствуют быстрому возникновению у детей ассоциативных связей с реальным миром. Художественное слово, обращенное к памяти слушателя, к его чувствам, ощущениям, вызывает у него представления о живой реальности. Искусство слова можно характеризовать как искусство, обладающее свойствами наглядности. Поэтому оно имеет большое значение в практике воспитания дошкольников, у которых преобладает конкретность мышления на ранних ступенях возраста.

Интерес исследователей и методистов к данной проблеме закономерен. Искусство художественного слова широко используется в целях нравственного воспитания: оно учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы произведений художественной литературы и устного народного творчества, запечатлеваясь в сознании читателя, оказывают на него сильное воспитательное воздействие.

Сказка - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Для того чтобы со всей полнотой и эффективностью использовать богатые воспитательные возможности сказки необходимо учитывать особенности ее как искусства слова. Нужно добиваться не только понимания детьми содержания литературного произведения, но, прежде всего, будить их мысли и чувства. Сказки помогут детям сформировать позитивное отношение к миру и самому себе, повысить самооценку и развить способность сопереживать и бережно относиться ко всему живому [1, с.21-22].


1. Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалось русской педагогикой. К. Д. Ушинский дал такую оценку устному народному творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться... с педагогическим гением народа». Ушинский первым ввел фольклор в учебную книгу для классного чтения. В его «Родном слове» помещены сказки, загадки, пословицы.

Большое внимание уделял фольклору Л. Н. Толстой в первый период своей педагогической деятельности. Он отмечал исключительный интерес детей к народным произведениям. В журнале «Ясная Поляна» помещались сказки, поговорки, загадки.

В советской педагогике изучением вопроса об использовании произведений устного народного творчества в воспитании детей занимались многие исследователи. Неоднократно подчеркивала педагогическую ценность сказок Е. А. Флерина. А. П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду» характеризует народные песни, игры, сказки, потешки с точки зрения их значения в воспитании у ребенка моральных чувств. В. М. Федяевская уделяла большое внимание народным сказкам, потешкам, прибауткам как средству воздействия на детей раннего возраста.

Имеются исследования (М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Лукиной и др.), освещающие положительную роль художественной литературы, а также и народной сказки в нравственном воспитании детей [3, с.32-33].

В русских народных сказках основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована; от читателя требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих поступках. Такой прием преподнесения морали имеет большую воспитательную ценность, так как вызывает внутреннюю активность слушателей и читателей, заставляет их думать, размышлять, формирует у них способность проникать в идейную сущность произведений.

Для русских народных сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Например, Крошечка - Хаврошечка в одноименной сказке - олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха - жесткости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко», кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса» и т. д.

Народная сказка не ограничивается объективным изображением хороших и плохих сторон характера и поведения своих героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали. Последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, плохие нередко приводят героя к трагическим для него последствиям.

Так, в сказке «Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают ему найти Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную.

И наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воду из козлиного копытца, становится козленочком. Девочка-привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе Яге; чтобы спасти братца, девочке пришлось преодолеть много трудностей.

Взаимоотношения героев, носителей положительных и отрицательных качеств, выражаются в упорной борьбе их между собой. Это определяет одну из существенных черт сказочных персонажей - их активность, действенность. По мере развертывания фабулы препятствия и трудности, встречающиеся на пути положительных героев, усложняются. Это увеличивает ценность и значение их победы.

Персонажи народных сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказание, а затем получают прощение: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой; девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: дочь старухи в сказке «Морозко» замерзает; ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле».

Прямая связь между поступком и его следствием, характерная для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку-дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах.

Таким образом, русская народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их нравственного воспитания.

В дошкольном возрасте начинает складываться нравственный облик человека; впечатления, полученные в этот период, сохраняются надолго, оказывают свое влияние на формирование психики. Одно из ярких впечатлений детства - народная сказка. Признавая ценность народных сказок для целей нравственного воспитания детей, мы ставим своей задачей проследить путь усвоения детьми их морали, влияние на чувства, поведение детей, а также определить способствующие этому педагогические условия.

Помогая дошкольникам вычленить моральную идею сказки, мы в то же время стремимся не придать произведению искусства назидательного характера, а также не сводить его воздействие к навязчивому морализированию [2, с.43-44].

2. Идейное содержание русских народных сказок и его понимание детьми

Рассмотрим идейное содержание русских народных сказок, созданных в далекую эпоху; как в них отразились жизнь народа, его мечты и чаяния.

Русские народные сказки создавались в условиях эксплуататорского общества, общественных отношений, основанных на частной собственности, но их поучения, мораль выдвинуты жизнью трудового народа, в среде которого творились лучшие сказки для детей.

Есть категория сказок, в которых жизненно важные черты человеческого характера, поступки и поведение людей воплощены в образах животных. Например, в сказке «Крылатый, мохнатый и масляный» в ярких, выразительных образах выражена важная мысль: каждый должен, добросовестно делать в первую очередь то, что он хорошо умеет и что принесет больше пользы другим. Стремление взять на себя обязанность, которая кажется более легкой и приятной, приводит к плачевным результатам.

Обнажая человеческие слабости, сказка нередко пользуется таким могучим орудием, как насмешка. Чаще всего это насмешка добродушная, мягкая, но в некоторых случаях она острая, злая. Так, в сказке «Лисичка-сестричка и волк» исключительно остро высмеивается тупость волка. Глупый, доверчивый волк, последовав совету хитрой и умной лисы, был избит и лишился хвоста, да к тому же еще взялся везти на себе плутовку-лису, виновницу всех его бед.

Народная сказка предостерегает от легкомыслия, увлечения дешевым успехом, показывает на ярких примерах, к чему приводит непослушание, отсутствие выдержки.

Персонажи сказок борются за свое существование, за свое благополучие и пользуются при этом разными средствами в зависимости от обстоятельств. В этой борьбе им помогают ум, находчивость, выдержка, а иногда хитрость и даже обман. Герой сказки «Жихарка» сумел найти выход из затруднительного положения, обманув лису. Народная мудрость допускает такой прием борьбы с сильнейшим противником только в том случае, когда герой защищает свою жизнь или свои права. В иных случаях победа, одержанная с помощью обмана, не идет впрок. Так, в сказке «Волк и семеро козлят» волку при помощи хитрости и обмана удается съесть маленьких козлят. Но в конце он был наказан за свое вероломство, а козлята остались живыми и невредимыми.

В народных сказках отразились борьба народа с угнетением и насилием, его стремление добиться правды, мечта о лучшем будущем. Особенно ярко это проявилось в волшебных сказках.

Основное их содержание - открытый бой между добром и злом. Как правило, побеждают добрые герои, победа дается им с большим трудом. Их противники, отрицательные персонажи, коварны, жестоки, упорны и добиваются иногда временного успеха. Положительным героям приходится преодолевать всевозможные препятствия на своем пути, но они не сдаются, смело и настойчиво идут к намеченной цели. Мужество, храбрость, отвага помогают им одержать победу в борьбе за правое дело. В других случаях, в зависимости от обстоятельств, от героев требуются такие качества, как ловкость, выдержка, находчивость.

В русских сказках отразились лучшие черты трудового народа: свободолюбие, героизм, мужество, смелость, находчивость, природный ум, трудолюбие, доброта. В самых трудных положениях герои сказок сохраняют оптимизм, своим поведением утверждают светлые стороны жизни. В сказках любовно изображаются природа и жизнь родного края. Все это определяет их большую воспитательную ценность [5, с.45-46].

Убедительные примеры, свидетельствующие о способности старших дошкольников осознавать и мотивировать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их моральные качества, приведены в диссертации О. И. Соловьевой «Восприятие русской волшебной сказки детьми старшего дошкольного возраста». В результате исследования автор выясняет, что дошкольники способны установить связь между моральными качествами героя и его действиями. Это доказывает, что дети могут проникать во внутреннюю сущность явлений, давать им правильную оценку.

Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны понять сущность заключенной в сказке морали. Эта способность вырабатывается постепенно в условиях активного педагогического воздействия, и прежде всего на основе эмоционального восприятия сказки.

Эмоциональное воздействие сказки на детей так велико, что в процессе слушания они чувствуют себя как бы непосредственными участниками происходящих событий: во время рассказывания сказки «Кот, петух и лиса» они хмурятся, когда лисе удается утащить петушка; улыбаются и торжествующе переглядываются, когда кот треплет лису и отнимает у нее петушка; весело, заразительно смеются или даже хлопают в ладоши, когда в кот благодаря своей находчивости спасает петушка. Эти реакции дошкольников свидетельствуют о том, что их первые эмоциональные впечатления при слушании сказки уже включают в себя элементы осознания, правильной оценки событий, понимания характера героев.

Характерно, что дети обычно с удовлетворением относятся к наказанию, которое несут злые персонажи сказки. Дети говорят: «Так ей (или ему) и надо», и это также обнаруживает их сознательное отношение к описанным в сказках фактам и героям [4, с.56-57].

Сказка открывает детям мир, полный разнообразных, доступных им переживаний, увлекает своей необычайностью. Ребенок проникается верой в конечную победу добра над злом, укрепляется в ясном, оптимистическом отношении к жизни. Сказка ценна тем, что, вызывая горячие эмоции и интерес детей, способствует формированию у них моральных чувств и представлений.

Непосредственные реакции детей в процессе слушания сказки еще не дают основания утверждать, что мораль сказки понятна им и осмыслена достаточно ясно. Дело в том, что не все дети открыто и ярко проявляют свои эмоции; замкнутые, застенчивые дети кажутся внешне пассивными, но это вовсе не значит, что они остались равнодушными к событиям, изображенным в сказке. Кроме того, нужно иметь в виду, что быстро возникающие у дошкольников эмоции неустойчивы; их необходимо поддерживать, углублять; нужно вести детей от эмоционального восприятия сказки к осмысливанию ее идейного содержания. Под влиянием активного воздействия воспитателя постепенно углубляется осознание детьми морали сказки.

Предельная ясность в обрисовке положительных и отрицательных персонажей, свойственная народным сказкам, способствует тому, что большинство детей, отвечая на вопрос, кто им понравился или не понравился в сказке, правильно ориентируются в оценке героев и занимают по отношению к ним определенные позиции: положительные персонажи им нравятся, служат предметом их симпатий, сочувствия; отрицательные вызывают порицание и даже возмущение, дети награждают их такими эпитетами, как «противный», «злой» и пр.

Вопрос, что понравилось в сказке, требует от детей более сложной работы мысли — им нужно выделить и назвать поступок героя, который произвел на них наибольшее впечатление. Детям нравится, например, что «Морозко укутал девочку одеялом». Они объясняют этот поступок тем, что «Морозко ее пожалел», «потому что она была ласковая». Иначе говоря, дети определяют мотивы поведения Морозко, проводят элементарный анализ его поступков.

Предложенная дошкольникам система вопросов о прочитанном способствует выявлению дальнейшего развития процесса осознания ими морали сказок.

Вопрос, почему им нравится или не нравится герой сказки, требует от детей убедительной мотивировки определившихся у них симпатий или антипатий. Ответы на этот вопрос свидетельствуют о разной степени глубины и осознанности этих мотивировок.

Приведем характерные примеры ответов детей на данный вопрос.

Василиса Прекрасная из одноименной сказки нравится им потому, что «она красивая, умная», Аленушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») - за то, что «она хорошо одета». Кощей («Василиса Прекрасная») им не нравится, потому что «он страшный».

Таким образом, дети мотивируют свое положительное отношение к героям сказок, прежде всего, их привлекательными внешними признаками. Представление об этих признаках у дошкольников складывается при слушании сказок, причем прямо они могут в тексте и не называться (так, например, в сказке ничего не говорится о внешности и одежде Аленушки и т. д.). Дети сами наделяют понравившихся им персонажей привлекательными внешними чертами.

Дети оценивают поведение героев сказок только на основе внешней фактической связи явлений. Так, по их мнению, петушок попался лисе в лапы, потому что захотел пшена и выглянул в окошко, потому что лиса его вызывала («Кот, петух и лиса»). Такое объяснение логично: дети соединяют два факта, из которых один является причиной, другой - следствием; желание поклевать пшена заставило петушка выглянуть в окошко, и лисе удалось его поймать. Они еще не расценивают поступок петушка как проявление неосторожности, непослушания (ведь кот строго наказывал ему не выглядывать в окошко).

Дети называют определенные качества, характеризующие героев с моральной стороны: герой нравится, потому что он добрый, храбрый, умный. Некоторые дошкольники могут мотивировать свое отношение к персонажам. Например, Иван-царевич («Царевна-лягушка») нравится детям потому, что «он добрый: он не обижал лягушку и не убил щуку и медведицу». В этом случае дети не только назвали одно из моральных качеств героя, «доброту», но и разъяснили, в чем она выражается: «не обижал лягушку, не убил щуку и медведицу». Кощей из той же сказки не нравится потому, что превратил свою дочь в лягушку. Здесь отрицательное отношение к персонажу дети мотивируют, указывая на его действия, отрицательно характеризующие его с моральной стороны.

Таким образом, в результате воспитательного воздействия дети старшего дошкольного возраста начинают более глубоко осмысливать факты сказочной фабулы [6, с.67-69].


3. Психотерапевтическое воздействие сказки на ребенка

Концепция сказкотерапии построена на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа.

В задачи сказкотерапии входят:

• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

• развитие умения преодолевать трудности и страхи;

• выявление и поддержка творческих способностей;

• формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

• развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем: бессознательно идентифицируя себя с героем, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствие и необходимые дела. Ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифициррвать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Например, в сказке «О самом сокровенном желании» дети чаще всего выделяют использование других в своих целях и последующее «отблагодарение», а взрослые - проблему духовного роста и часто связанное с этим причинение боли родным и близким людям. В «Гнезде» дети сталкиваются с последствиями эгоцентризма, а взрослые - гиперопеки или недостатка внимания. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному [9, с.36].

Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает понять ему важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь в разные периоды жизни решать актуальные для ребенка проблемы.

Сказка предоставляет возможность проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Исследовать других людей и их реакции по отношению к нему, к ребенку, постигать смысл происходящих вокруг него явлений. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. В сказке все испытания, которые выпали на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми, а персонажи, совершившие плохие поступки, обязательно получат по заслугам. Тот же, кто проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. Ребенок может сделать вывод: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с разными одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, способность вставать на место другого. Переживая судьбу героя, ребенок учится преодолевать свои страхи или по-другому относиться к их существованию. (Страх смерти и неизвестного, страх необратимости поступка, страх оказаться «не таким», не принятым, страх оказаться в одиночестве, страх боли и другие.) Сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Сказкотерапия обеспечивает:

- развитие творческого (креативного) мышления ребенка;

- совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли);

- развитие фантазии, воображения;

- развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей;

- развитие эмпатии и умения слушать [8, с.43].

Анализ сказки и работы с заданной сказочной ситуацией позволяет решать многие задачи: ведь то, что и как человек рисует, лепит, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Взрослому важно не только задавать вопросы, но и самому участвовать в обсуждении, не навязывая свою точку зрения.

Анализ ответов позволяет решать психодиагностические и психокоррекционные задачи: выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения. Сказка позволяет познакомиться ребенку с его сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помочь ребенку в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому - обменяться позитивным жизненным опытом с ребенком.

«Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.

Сказка также способствует развитию творческого начала в человеке, что, в свою очередь, обеспечивает способность принимать и создавать новое, инициативность, гибкость мышления и поведения, умение слушать себя и других, проявление себя адекватно жизненным ситуациям. Реализация творческого начала дает человеку ни с чем не сравнимое ощущение собственной уникальности, затребованности, позволяет чувствовать себя уважаемым членом общества и просто счастливым человеком [7, с.78].


Заключение

В заключение изученной темы сделаем следующие выводы.

1. Сказка как литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Возникающие в их представлении при слушании живые образы помогают им понять идейный замысел произведения. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, видит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем его мире.

В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируется способность правильно оценивать все то, о чем они узнали из сказки. Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей.

2. В процессе слушания сказки у детей развивается интерес и любовь к искусству слова, способность испытывать большое удовлетворение от общения с ним. Это свидетельствует о зарождении у дошкольников начальных форм эстетического восприятия, открывает путь для плодотворного решения задач художественного воспитания.

3. Сказка - эффективное психотерапевтическое и развивающее средство. Именно она позволяет ребенку познакомиться со своими сильными сторонами, помогает в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому - обменяться позитивным жизненным опытом с ребенком.

Развитию у детей мышления, воображения, способствует организация детской деятельности, так иначе связанной с восприятием сказки. Имеются в виду выразительное чтение наизусть литературных произведений самими детьми и драматизация. В этих видах деятельности дети должны, используя впечатления, полученные при слушании произведения, действовать самостоятельно, проявлять инициативу посильное для них творчество.


Список литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич.- М.: Юнити, 211с.
  2. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду / Р.С. Буре. – М.: Педагогика, 234 с.
  3. Воспитание детей в старшей группе детского сада / В.В. Гербова и др. – М.: Эксмо, 288 с.
  4. Коношенко, О. Сказкотерапия / О. Коношенко.- М.: Эксмо, 112с.
  5. Соловьева, О.И. Восприятие русской волшебной сказки детьми старшего дошкольного возраста / О.И. Соловьева.- М.: Дисс, 2010. - 123 с.
  6. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов.- М.: Знание, 221 с.
  7. Флерина, Е.А. Художественное слово дошкольнику/ Е.А. Флерина.- М.: Инфра-М, 245 с.
  8. Художественное слово в воспитании детей.- М.: Педагогика, 268 с.
  9. Черданцева, А. Профессиональное совершенствование педагогов и специалистов дошкольных организаций средствами создания авторских сказок в условиях обучающего семинара // Дошкольное воспитание. - № 11. - С.35-37.