оп

Громадская Виктория Витальевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Цимлянского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол от «19» мая 2023 г.

№ 3

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ЦВР

          ___________ В. Г. Горшкова

Приказ от «19» мая 2023г.

№ 60

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета                                                

Протокол от «19» мая 2023 г.

№ 11

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АЛЬФА - ДЕНС»

                                                         Уровень программы:

стартовый/ознакомительный

Вид программы: модифицированная

Тип программы: модульная

Форма обучения: очная

ID-номер программы в «Навигаторе»:

________________________________

Условия реализации программы:

социальный сертификат

Возраст детей: от 6 до 14  лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Разработчик: 

Разработчик: 

Громадская Виктория Витальевна – педагог дополнительного образования

г. Цимлянск

2023г


ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………...

3

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК……....

10

2.1

Учебный план…………………………………………………………..

10

2.2

Календарный учебный график………………………………………..

11

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………...

13

3.1

Условия реализации программы……………………………………...

13

3.2

Формы контроля и аттестации………………………………………...

14

3.3

Планируемые результаты…………………………………………......

14

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………....

15

V.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ………………….......

20

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….

21


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Альфа - Денс» для детей младшего школьного возраста имеет художественную направленность и представлена 2-мя модулями:

 Раздел 1/ модуль - «Азбука хореографии», составленный и разработанный на основе программ и пособий: Балетмейстер и коллектив: учебное пособие /Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина./ - Орел, 2007. Боголюбска М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М., 1986. Боголюбска М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. - М., 1982. Вакулова А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль, 1999. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.

Раздел 2/ модуль - «Партерный экзерсис», составленный и разработанный на основе программ и пособий: Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. - М.: «ВЛАДОС», 2003. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. - Ленинград, 1981. Лисицкая Т.С. Ритм+пластика. - М.: ФиС,1987. Мессерер А.М. Танец, мысль, время. - Ленинград: «Искусство», 1992. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стрейчингом — Спб.: УМЦ «Аллегро», 1993.

Сапогов А.А. Апломб. – СПб.:СПбГУП, 2006.Тагиров Г. Татарские танцы. - Казань: Татарское книжное издательство, 1960.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения для школьников.

Форма реализации (тип) программы – построена по модульному принципу. Занятия проводятся в группах.

Ведущей идеей первого направления данной программы «Альфа - Денс» ориентирована на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, умению давать объективную оценку своему труду, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Актуальность программы  заключается в том, что среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения, хореография занимает особое место. Занятия танцами  не только учат понимать и создавать   прекрасное, но и развивают образное мышление, и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Программа включает в себя  синтез классической, народной и  эстрадной    хореографии, а также   набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося. В  программе учтены и адаптированы к возможностям детей разных  уровней подготовки, основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Отличительные особенности программы, новизна: Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной

программы заключается в том, что в ней использованы особые формы организации образовательного процесса: игра, групповая работа, импровизация.

В процессе обучения значимое место уделяется методу интеграции, который

позволяет соединить элементы различных предметов: музыки, театра, гимнастики, что способствовало рождению качественно новых практических знаний и умений.

Обучающиеся могут начать обучение по программе «Танцы»

согласно своему возрасту и при прохождении мониторинга знаний, умений и

навыков.

«Танцы» заключается  в объединении как практических и теоретических основ изучения хореографии, так и различных направлений хореографии, что позволяет формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность.

Нормативно – правовые основания организации работы в объединении:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
  3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
  6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
  7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
  8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
  10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
  11.  Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
  12.  Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС 1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
  13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 6 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
  14.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
  15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  16.  Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области»

Цель общеобразовательной программы «Фльфа – Денс»: развитие творческих способностей, танцевальной культуры и эстетического восприятия обучающихся средствами хореографии.

Задачи:

обучающие: - Приобрести знания в области хореографического искусства, изучить

историю танцевальной культуры.

- Освоить исполнительские навыки основ эстрадной, народной и современной хореографии;

- Изучить народные традиции и региональные особенности хореографической культуры народов мира.

развивающие: - Развить творческое мышление;

- Сформировать у обучающихся приемы самостоятельной и коллективной

работы, самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки.

- Развить эмоционально-ценностный и коммуникативный опыт.

- Способствовать развитию толерантности общения, активной созидательной

жизни, развитию культурного уровня детей.

воспитательные: - Сформировать общую культуру личности ребенка, способность

адаптироваться в современном обществе;

- Воспитать у детей активность и самостоятельность общения;

- Воспитать умение контролировать своѐ поведение, рефлексию своих

действий;

- Привить сценическую культуру и художественный вкус;

- Способствовать естественному преодолению всевозможных

психофизиологических барьеров.

Направления воспитательной работы:

-патриотическое воспитание;

-воспитание культуры;

-нравственное воспитание;

-формирование здорового образа жизни;

-личностное воспитание, воспитание характера;

-социальное воспитание;

-воспитание толерантности;

-воспитание семейных ценностей.

Целевые ориентиры (метапредметные и личностные результаты)

Обучение и воспитание обучающихся основывается на единых дидактических принципах, преемственности содержания и методов, индивидуального подхода к уровню требований, выбору учебного материала, определению конечных целей занятий.

С целью привлечения наибольшего количества детей к хореографическому искусству, обеспечения доступности художественного образования срок реализации Программы составляет 1 год для детей в возрасте от 6 до 14 лет включительно.

Предметные: Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Хореографическое творчество» представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты освоения программы «Хореографическое творчество» основаны на овладении обучающимися знаниями, умениями и навыками по всем программам учебных предметов учебного плана.

Личностные: знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

 знание терминологии;

 знание элементов и основных комбинаций танца;

 знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

Метапредметные:  являются способы деятельности, применяемые при

решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.

Основные принципы работы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- уважение к дошкольнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность занятий;

- наглядность.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краткосрочная предназначена для обучения воспитанников 6-14 лет. Занятия проводятся с сентября по май месяц.

Режим занятий: еженедельно (2 раза в неделю по 1 занятия, продолжительность занятия - 45 минут. Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы.

Год обучения

Количество занятий в неделю

В год

Кол-во детей в группе

1

2

72 часа

12-15 чел.

Формы и режим занятий

Форма организации деятельности обучающихся — групповая.

Формы проведения занятий:

  • групповое занятие;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • репетиция;
  • концерт;
  • мастер-класс;
  • открытое занятие;
  • поход в театр (на концерт).

Объем и срок освоения программы: групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу (72 часа в год). Продолжительность одного занятия не более 45 минут.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа состоит из двух модулей:

1 модуль - «Азбука хореографии» 36 часа.

2 модуль - «Паркетный экзерсис» 36 часа.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план

Учебный план

№ п/п

Количество часов

Форма контроля,

аттестации

Теория

Практика

Всего

  1. Раздел 1 / Модуль                  «Азбука хореографии»

1.1

Тема «Азбука хореографии»

6

30

36

анкетирование, опрос,педагогический контроль,открытое занятие

  1. Раздел 2 /Модуль                   «Партерный экзерсис»

2.1

Тема «Партерный экзерсис»

4

32

36

анкетирование, опрос,педагогический контроль,открытое занятие

                                                       Итого:

10

62

72

2.2 Календарный учебный график

Календарный учебный график

п/п

Учебная неделя

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

 

Форма контроля

1

1

Вводное занятие

2

Согласно расписания

Беседа

МБУ ЦО ЦВР

анкетирование

2

2

Приветствие «Поклон», понятие «право» и «лево»

2

Согласно расписания

Беседа

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

3

3

Постановка корпуса, рук.

2

Согласно расписания

практика

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

4

4

Приветствие «Поклон», понятие «право» и «лево»

2

Согласно расписания

Беседа,

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

5

5

Постановка корпуса, рук.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

6

6

Движения по кругу: легкий шаг с носочка, с пяточки.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

7

7

Постановка корпуса, рук (классика)

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

8

8

Движения по кругу: марш, бег «ноги назад», подскоки

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

9

9

Движения по кругу: легкий шаг с носочка, с пяточки.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

10

10

Боковой голоп, переменный шаг, цапля.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

11

11

Стретчинг: лягушка, лодочка, наклоны, березка, самолет, носорог, черепаха

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

12

12

Движения по кругу: легкий шаг с носочка, с пяточки

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

13

13

Понятие «право» и «лево». Движение головы: повороты, наклоны.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

14

14

Движения по кругу: марш, бег «ноги назад», подскоки.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

15

15

Боковой голоп, переменный шаг, цапля.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

16

16

Стретчинг: лягушка, лодочка, наклоны, березка, самолет.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

17

17

Понятие «право» и «лево». Движение головы: повороты, наклоны.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

18

18

Движения по кругу: марш, бег «ноги назад», подскоки.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

19

19

Изучение позиции ног: 6 (Классика)

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

20

20

Изучение положения рук (классика)

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

21

21

Приставной шаг с plie. Plie по 6 позиции

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

22

22

Постановочная работа. Комбинация «клоуны»

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

23

23

Хлопки над головой, сбоку, сзади. Повороты вокруг себя.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

24

24

Деление зала по точкам, перестроение в колонны.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

25

25

Вынос ноги на каблук в сторону, притоп.

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

26

26

Постановочная работа. Комбинация «клоуны»

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

27

27

Подскоки на месте и в продвижении, цапля

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

28

28

Экзерсис на середине зала: диафрагма, повороты головы, плечи

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

29

29

Изучение позиции ног: 6 (классика)

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

30

30

Промежуточный контроль

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

Открытое занятие, анкетирование

31

31

Постановочная и репетиционная работа

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

32

32

Вынос ноги на каблук в сторону. Притопы

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

33

33

Постановочная и репетиционная работа

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

34

34

Port de bras с вытянутыми руками

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

35

35

Постановочная работа. Комбинация «Снежинка».

2

Согласно расписания

мастер-класс

МБУ ЦО ЦВР

педагогическое наблюдение

36

36

Итоговое.

Открытое занятие

2

Согласно расписания

открытое занятие

МБУ ЦО ЦВР

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение  хореографический зал, оборудованный балетными станками и зеркалами;

технические средства: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор;

USB-флеш-накопитель, CD- диски,

наглядные пособия, дидактические материалы;

танцевальные атрибуты (платочки, ленты, обручи, мячи);

шумовые инструменты (ложки, трещотки, бубны) по необходимости;

коврики для занятий гимнастикой;

костюмы, головные уборы (в соответствии с репертуаром).

Кадровое обеспечение: педагог хореограф

3.2 Формы контроля и аттестации: Отследить развитие индивидуальных особенностей и раскрытие творческого и познавательного потенциала ребенка, а также качества личности, сформированных в процессе занятий.

Педагогом проводятся скрытые диагностические исследования и наблюдения за динамикой развития, как каждого ребенка в отдельности, так и группы детей в целом, которые проходят в форме:

собеседования;

скрытого педагогического наблюдения;

диагностика развития хореографических способностей

беседы в форме «вопрос-ответ»;

открытого занятия;

концертных выступлений.

3.3 Планируемые результаты

К концу первого года обучения обучающийся будет:

  • знать единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, и на сцене;
  • знать требования к внешнему виду на занятиях;
  • знать музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  • знать хореографические названия изученных элементов.;
  • уметь воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
  • владеть корпусом во время исполнения движений;
  • ориентироваться в пространстве;
  • уметь координировать свои движения;
  • уметь исполнять хореографический этюд в группе.

К концу второго года обучения обучающийся будет:

  • знать музыкальную грамоту;
  • знать хореографические названия вновь изученных элементов;
  • знать историю возникновения и особенности танцев различных народов;
  • знать основные элементы танцев различных народов;
  • уметь корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
  • уметь контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
  • уметь анализировать музыкальный материал;
  • самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;
  • владеть исполнительским мастерством сценического танца.

Предметные: Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Хореографическое творчество» представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты освоения программы «Хореографическое творчество» основаны на овладении обучающимися знаниями, умениями и навыками по всем программам учебных предметов учебного плана.

Личностные: знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

 знание терминологии;

 знание элементов и основных комбинаций танца;

 знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

Метапредметные:  являются способы деятельности, применяемые при

решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.

IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и ученика по выполнению гимнастических упражнений, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед обучающимися, но также во многом обусловлена их индивидуальностями, а также сложившимися в процессе занятий отношениями обучающегося и преподавателя. В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть основан на выполнении известных правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Содержание процесса обучения на уроках гимнастики, в соответствии с основополагающими принципами педагогической науки, должно иметь воспитательный характер и базироваться на дидактических принципах сознательности и активности, систематичности и последовательности прочного освоения основ изучаемого предмета. Одна из основных задач гимнастики, как предмета - воспитание важнейших психофизических качеств, развитие двигательного аппарата в сочетании с формированием 21 моральных и волевых качеств личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты реакции, смелости, творческой инициативы, координации и выразительности. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из физических возможностей ребенка. Необходимым условием для успешного обучения на уроках гимнастики является формирование у обучающегося уже на начальном этапе правильной постановки корпуса, рук, ног и головы. С первых уроков полезно обучающемуся рассказывать об анатомическом строении тела, о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Преподаватель на занятиях помогает обучающимся увидеть образ движения. Обучающий впитывает, как губка, все впечатления от действий преподавателя, поэтому поведение преподавателя на уроке должно строиться, как положительный образец правильного отношения к общему делу, а показ должен быть точным, подробным и качественным. Показом надо пользоваться умело – то есть не злоупотреблять им в тех случаях, когда в нем нет необходимости. Нет смысла показывать движение, которое хорошо известно; это снижает интерес к занятиям и ничего не дает для развития памяти обучающихся. Техника исполнения является необходимым средством для выполнения любого гимнастического упражнения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу обучающегося над совершенствованием его исполнительской техники. Особое место занимает работа над координацией движений, поэтому, с первых дней необходимо развивать ловкость, как одно из наиболее важных двигательных качеств, необходимых на уроках гимнастики. Без ловкости нельзя усвоить ни одно упражнение. Она позволяет избежать травм при выполнении сложных движений, что требует умения распределять внимание. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа, поэтому, готовясь к уроку, преподаватель должен, прежде всего, определить его направленность. Важным методом правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение обучающихся. При выполнении движений у станка надо расставить учеников так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении движений на середине зала лучше размещать детей в шахматном порядке, чтобы преподаватель мог лучше видеть их, причем через 2-3 урока следует менять линии. Для самоконтроля за упражнениями необходимо проводить занятия перед зеркалом. Однако занятия перед зеркалом следует чередовать с занятиями без зеркала, чтобы обучающиеся учились контролировать свои движения лишь с помощью мышечного чувства. Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить работать самостоятельно. Творческие задачи развивают такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 22 Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося. Следует придерживаться следующих принципов в организации самостоятельной работы:

 обучающийся должен быть физически здоров, занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным;

  самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематичными;

 периодичность занятий - каждый день или через день, в зависимости от сложности и трудоемкости задания;

  объем времени на самостоятельные занятия в неделю – 1 час;

 индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по гимнастике. Упражнения, рекомендуемые для домашних занятий

1. Упражнения для стоп Задачей данных упражнений является развитие гибкости и силы стопы, растягивание ахилловых сухожилий. Это необходимо для прыжков и в движениях на "полупальцах".

2. Упражнения на выворотность Эти упражнения развивают супинаторы бедра, голени и стопы, увеличивают эластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела. Выворотное положение ног в классическом танце вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Выворотность дает возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создается линия и рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики

3. Упражнения на гибкость вперед Задача упражнений этой группы направлена на развитие гибкости мышц спины и внутренней части ног. При выполнении данных упражнений особое внимание необходимо уделить: а) правильному положению корпуса при наклонах вперед; б) максимальной вытянутости коленей.

 4. Упражнения на гибкость назад Эта группа упражнений развивает гибкость мышц живота и внешней части ног. При выполнении упражнений данного раздела необходимо следить за тем, чтобы ребенок, прежде чем наклониться назад, максимально вытянулся вверх. Несоблюдение этого условия развивает нарушение осанки, приводит к травмам позвоночника и мышц спины.

5.Силовые упражнения для мышц живота В упражнениях на силу преобладающими являются активные сокращения (напряжения) мышц для преодоления силы тяжести тела. Упражнения надо начинать с легких непродолжительных нагрузок, постепенно включая мышцы в работу. Каждое упражнение выполнять без перерыва несколько раз в подряд, но количество повторений должно быть таким, чтобы не вызвать большого утомления. Целесообразно пользоваться различными вариантами одного и того же упражнения. 23

6. Силовые упражнения для мышц спины Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжения с силовыми. Развитие силы мышц спины необходимо не только для устранения активной недостаточности, но и для того, чтобы избежать ослабления поясничного отдела позвоночника и тем самым защитить его от травм.

7. Упражнения на развитие шага Задача этой группы упражнений - подготовить ноги к сложным танцевальным движениям с большой амплитудой. Это самая трудоемкая часть урока. По характеру выполнения упражнения на растягивание могут быть: а) медленные, которые являются одновременно и упражнениями на силу и растягивание, к этой группе относятся так называемые "затяжки"; б) быстрые - резкое выбрасывание ноги с напряженными мышцами, с максимальным приложением силы (grandbattementjete).

8. Прыжки Упражнения этой группы направлены на развитие рессорной функции стопы, " баллона", то есть способности задерживаться в воздухе в определенной позе. Для этого необходимо учиться достигать предельной точки прыжка, что помогает повисать в воздухе. При подготовке к уроку по предмету " Гимнастика" необходимо помнить, что упражнения на развитие силы надо чередовать с упражнениями.

Условия реализации программы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями показательных выступлений, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Материально-технические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

  • Хореографический класс с зеркалами;
  • Раздевалка;
  • Костюмерная;
  • Магнитофон;
  • СД-диски с музыкальными произведениями и учебными видеозанятиями;
  • Коврики для занятий на полу.

Для занятий необходима специальная одежда.

Для девочек:

  • Гимнастический черный купальник (короткий рукав);
  • Резинка на талию шириной 3 см;
  • Носки;
  • Балетки черные;
  • Балетки белые концертные;
  • Туфли черные для народного танца;
  • Волосы убраны в «кичку».

Для мальчиков:

  • Футболка;
  • Шорты;
  • Носки;
  • Балетки черные;

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости в Школе могут использоваться контрольные уроки, устные опросы, письменные работы, концертные выступления, зачеты.

В процессе обучения по образовательной программе в качестве методов контроля используются:

- ежедневные наблюдения на занятиях;

- контрольные занятия;

- конкурсы;

- диагностика мотивов посещения;

- диагностические карты результативности обучения;

- анкетирование.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе проводится диагностика:

  • Входная. Проводится в сентябре и определяет стартовый уровень физических данных учащихся, ранее не занимавшихся по образовательной Программе.
  • Промежуточная. Она проводится в декабре на открытом занятии. И показывает динамику результативности освоения Программы.
  • Итоговая. Проводится в мае на открытом занятии, по итогом которой обучающийся получает зачет/не зачет и переводится на следующий год обучения.

Результаты диагностики отражаются в диагностической карте «Результативность обучения», которая ведется по следующим показателям: «Выворотность», «Подъем стопы», «Гибкость тела», «Прыжок», «Музыкально-ритмическая координация» (Приложение 1).

Для самоанализа и отслеживания адекватности самооценки используется анкета «Приобретенные знания и умения» (Приложение 2). В которой учащиеся самостоятельно оценивают свой уровень освоения программы. Далее результаты сравниваются педагогом.

Для ознакомлени с общими представленими обучающегося о хореографии используется «Анкета-знакомство» (Приложение 3).

Для исследования мотивации родителей можно использовать анкету «Мотивация родителей» (Приложение 4).

Для удобства родителей разработана памятка «Что необходимо для занятий» (Приложение 5).

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бальные танцы. – М.: Мин. Культуры РСФСР. Центр. Дом народного творчества им. Н. К. Крупской, 1960.

2.Васильева-Рождественская М.Историко-бытовой танец. – 1963.

3.Воронина И. Историко-бытовой танец. М., 1980.

4.Дог Г., Дассвиль М. Все танцы. – Л., 1980.

5.Ивановский Н. Бальный танец 16-19 веков. – Л.; М., 1948.

6.Киреева Е. История костюма. – М., 1976

7. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие /Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина./ - Орел, 2007.

8. Боголюбска М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М., 1986.

9.Боголюбска М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. - М., 1982.

10. Вакулова А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль, 1999.

11. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.

12. Григорович Юрий Фотоальбом. «Планета», 1987.

13. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. - СПб.:СПбГУП, 2006.

14. Громова Е.Н. Из воспоминаний педагога-репетитора. Как я работала с детьми. - СПб.:СПбГУП, 2006.

15. Громова Е.Н. Образцы детских танцев из классических балетов. - СПб.:СПбГУП, 2006.

16. Зарипов Р.С. драматургия и композиция танца: взгляд из зрительного зала. – Новосибирск, 2008.

17. Захаров Р.В. Сочинение танца. - М.: «Искусство», 1983.

18. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д: «Феникс»., 2003

19. Кацер О.В., Коротаева С.А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. - СПб.: ЛОИРО, 2007.

20. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. - М.: «ВЛАДОС», 2003.

21. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. - Ленинград, 1981.

22. Лисицкая Т.С. Ритм+пластика. - М.: ФиС,1987.

23. Мессерер А.М. Танец, мысль, время. - Ленинград: «Искусство», 1992.

24. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стрейчингом — Спб.: УМЦ «Аллегро», 1993.

25. Сапогов А.А. Апломб. – СПб.:СПбГУП, 2006.

26. Тагиров Г. Татарские танцы. - Казань: Татарское книжное издательство, 1960.

27. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения для школьников.

28. Уральская В.И. Природа танца. - М.: «Советская Россия», 1981.

29. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

30. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. - М.: «Искусство», 1985.

31. Шкробова С.В. Искусство балетмейстера: теоретические основы. - СПб, 2007.

Для детей и родителей:

32. Асафьев Б. О балете. – Л.: издательство «Музыка»., 1974.

32. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Лань, 2001.

33. Васильева Т.К. Секрет танца. - Спб.: «Диамант», 1997.

34. Громов Ю.И. Воспитание танцем. – СПб.: СПбГУП, 2006.

35. Дункан А. «Моя жизнь», 1930.

36. Константиновский В.С. Учить прекрасному. – М.: Молодая гвардия,1973.

37. Крэйн Уильям. Психология развития человека. 25 главных теорий. - СПб «Прайм-Еврознак», 2007.

Чернова Н.Ю. « От Гельцер до Улановой» - М: «Искусство», 1979.


VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностическая карта

Список детей

Выворотность

Подъем стопы

Гибкость тела

Прыжок

Музыкально-ритмическая координация

Сентябрь

Декабрь

Сентябрь

Декабрь

Сентябрь

Декабрь

Сентябрь

Декабрь

Сентябрь

Декабрь

В — высокий; С — средний; Н — низкий;

Приложение 2

Приобретенные знания и умения

Дорогой друг!

Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

4

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

1

2

3

4

5

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

________________


Приложение 3

Анкета-знакомство

Имя   _____________________________________________________

Фамилия   _________________________________________________

Сколько тебе лет   __________________________________________

В каком классе ты учишься  __________________________________

Сколько лет ты занимаешься хореографией ___________________

Какие направления танца ты знаешь ________________________ __________________________________________________________

__________________________________________________________

Какие из них тебе больше нравятся ___________________________

____________________________________________________________

Каких знаменитых танцовщиков ты знаешь  ___________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Кем ты хочешь стать в будущем ______________________________

____________________________________________________________


Приложение 4

Анкета «Мотивация родителей»

Уважаемые родители!

Просим Вас выбрать один из предложенных ответов на данные вопросы, отметив его галочкой (подчеркнуть) или предложить свой вариант ответа.

  1. Какую роль в жизни Вашего ребенка играют занятия хореографией?
  1. Значительную.
  2. Второстепенную.
  3. Практически никакую.
  1. Ваш ребенок занимается в детском творческом объединении в отделении дополнительного образования. Какое место занимает в ваших повседневных взаимоотношениях, разговорах, обмене мнениями тема его занятий?
  1. Вы принимаете активное участие в его занятиях (контролируете посещаемость, интересуетесь успехами ребёнка, морально поддерживаете ребенка).
  2. Вы соблюдаете «позитивный нейтралитет»; делами ребенка интересуетесь, но на занятия он ходит сам (вы не контролируете, пошел ли он на занятия или нет).
  3. Вы достаточно равнодушны к занятиям вашего ребенка творчеством; посещаемость занятий не контролируете.
  1. Дали ли бы Вы согласие на участие ребенка в серьезном проекте (творческой поездке, фестивале, выставке или конкурсе), если при этом:
  1. Требуются значительные для вашей семьи материальные вложения?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

  1. Требуется напряженный режим занятий в течение определенного времени, и это может привести к снижению активности в школьных занятиях и изменению привычного распорядка?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

  1. Мероприятие нарушает Ваши планы на выходные (праздничные или каникулярные) дни?

А) Да.

Б) Нет.

В) По ситуации.

  1. Готовы ли Вы участвовать в жизни детского коллектива, в котором занимается Ваш ребенок? А именно:

1.        Помогать педагогу в организации и проведении коллективных мероприятий, решении проблем коллектива -

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

2.        Помогать педагогу в материально-техническом оснащении образовательного процесса -

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.

3.        Посещать текущие мероприятия коллектива (концерты, праздники, родительские собрания, консультации для родителей и т.д.) -

А) регулярно;

Б) иногда;

В) практически никогда.


Приложение 5

Памятка «Что необходимо для занятий»

Первый год обучения

Для девочек:

  • Черный гимнастический купальник (короткий рукав);
  • белая резинка на талию шириной 3 см.;
  • белые носки;
  • черные балетки (с раздельной подошвой);
  • белые балетки( для концертных выступлений);
  • все для прически (резинка для волос, шпильки, невидимки).

Для мальчиков:

  • Белая футболка;
  • черные шорты;
  • белые носки;
  • черные балетки (с раздельной подошвой);
  •  белые балетки (для концертных выступлений).

Второй год обучения

Для девочек:

  • Черный гимнастический купальник (короткий рукав);
  • белая резинка на талию шириной 3 см.;
  • белые носки;
  • черные балетки (с раздельной подошвой);
  • белые балетки( для концертных выступлений);
  • туфли черные для народного танца;
  • все для прически (резинка для волос, шпильки, невидимки).

Для мальчиков:

  • Белая футболка;
  • черные шорты;
  • белые носки;
  • черные балетки (с раздельной подошвой);
  •  белые балетки (для концертных выступлений);
  • сапоги черные для народного танца.