Инициативность и самостоятельности детей в образовательном пространстве.

 Определение понятия инициативы рассматривается специфика коммуникативной, познавательной, творческой инициативы, раскрываются способы и направления поддержки детской инициативы: условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, эффективные формы поддержки детской инициативы, способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нахабинская СОШ №2 дошкольное отделение детский  сад №13

Воспитатель: Назыкова Л.И.

Инициативность и самостоятельности детей в образовательном пространстве.

Основные методы и приемы поддержки

коммуникативной инициативы дошкольников:

-Игры (сюжетно-ролевые, игры-фантазирование, дидактические, подвижные,

имитационные, спортивные, игры-путешествия, строительные и т.д.);

- игровые упражнения, социально-поведенческие тренинги;

-игровые образовательные ситуации с игрушкой-персонажем, дидактической

куклой, моделирование социальных ситуаций;

- решение проблемных ситуаций;

- беседы, общение по поводу, разговор;

- рефлексивные техники;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- словотворчество (составление, придумывание рассказов, историй; сочинение сказок, загадок, поэтических четверостиший и т.п.);

- просмотр и анализ видеоматериалов и слайд-программ, слушание

аудиозаписей, с последующим моделированием новых версий, содержащих

социально одобряемый способ поведения в конфликтных ситуациях;

- целевые прогулки, экскурсии, «заочные» экскурсии и путешествия (квесты);

- коллекционирование, моделирование;

- проектная деятельность.

 

Коммуникативные игры для средних дошкольников:

1. «Для чего люди общаются?»

Цель игр: помочь детям учиться жить дружно, чувствовать других, развивать

коммуникативные способности, чувство эмпатии, помочь справляться с

тревожностью.

- «Давай поговорим»,

- «Клубочек»,

- «Окажи внимание другому»,

- «Секрет»,

- «Колобок»,

- «Рассуждалки».

2. «Общение бывает разным»

Цель игр: помочь детям в установлении контакта друг с другом, развивать язык жестов, мимики, способность определять эмоциональное состояние по

схематическим изображениям, воспитывать умение быть наблюдательным,

активизировать речь детей.

- «Дотронься до…»,

- «Ласковый платок»,

- «Радио»,

- «Через стекло»,

- «Прочитай письмо».

3. «Говорит она беззвучно»

Цель игр: помочь детям в разрешении проблемно-игровых ситуаций

гуманистического содержания, создаваемых педагогом; в ситуациях обсудить проблему, помочь «попавшим в беду» персонажам.

- игра по мотивам сказки «Коза и семеро козлят»,

- игра по мотивам сказки «Маша и медведь»,

- «Как порадовать Буратино?»

4. «Письменное общение»

Цель игр: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями, с

пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные

состояния; развивать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике лица, развивать навыки взаимодействия с партнером.

- «Пиктограммы»,

- «Дорисуй картинку»,

- Изображаем эмоции»,

- «Кубик»,

- «Мимический диктант».

5. «Зачем быть вежливым?»

Цель игр: прививать детям правила культурного поведения в среде детей,

закреплять формы речевого этикета, формировать понимание, что дружеское

отношение зависит от того, как человек взаимодействует с другими.

- «Как можно сделать приятное другому?»,

- «Мир без тебя»,

- этические беседы: «Как надо обращаться к человеку с просьбой?»,

- «Здравствуй, сосед!»,

- «Бабочки и слоны».

6. «Тихо или громко? Каким тоном?»

Цель игр: развивать умение импульсивных детей владеть собой, способствовать обращению внимания на себя, на свои чувства; преодоление агрессии и страха, развивать интонационную выразительность, воспитывать чувства искренности и доброжелательности по отношению друг к другу.

- «Послушаем тишину»,

- «Маленькие привидения»,

- «Звуковая волна»,

- «Ругаемся овощами»,

- «Великие спорщики»,

- «Король на пять минут»

7. «Можно ли общаться без слов?»

Цель игр: учить в проблемной ситуации находить позитивные решения,

формировать умения передавать свои чувства и желания с помощью мимики и выразительных движений, а также умения расшифровывать «неречевые

сигналы».

- «Зеркало»,

- «Иностранец»,

- «Колдун»,

- «Какой фрукт едят дети?»,

- «Игрушка, оживи!»

8. «Ты – слушатель!»

Цель игр: учить детей выслушивать мнения сверстников и взрослых, не

перебивая, развивать речевой этикет, выражать свое мнение культурно.

- «Слушаем себя»,

- «Услышь меня»,

- «Улавливай шепот»,

- «Волшебная палочка».

9. «Человек без друзей, что дерево без корней»

Цель игр: учить детей жить дружно, чувствовать других, поддерживать,

сопереживать, способствовать сплочению детей в группе.

- «Рукавички»,

- «Прогулка по ручью»,

- «Доброе животное»,

- «Поводырь»,

- «Найди друга»,

- «Живые прыгалки».