Инициативность и самостоятельности детей в образовательном пространстве.
Определение понятия инициативы рассматривается специфика коммуникативной, познавательной, творческой инициативы, раскрываются способы и направления поддержки детской инициативы: условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, эффективные формы поддержки детской инициативы, способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
initsiativnost_i_samostoyachtelnost_detey_v_obrazovatelnom_prostranstve.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нахабинская СОШ №2 дошкольное отделение детский сад №13
Воспитатель: Назыкова Л.И.
Инициативность и самостоятельности детей в образовательном пространстве.
Основные методы и приемы поддержки
коммуникативной инициативы дошкольников:
-Игры (сюжетно-ролевые, игры-фантазирование, дидактические, подвижные,
имитационные, спортивные, игры-путешествия, строительные и т.д.);
- игровые упражнения, социально-поведенческие тренинги;
-игровые образовательные ситуации с игрушкой-персонажем, дидактической
куклой, моделирование социальных ситуаций;
- решение проблемных ситуаций;
- беседы, общение по поводу, разговор;
- рефлексивные техники;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- словотворчество (составление, придумывание рассказов, историй; сочинение сказок, загадок, поэтических четверостиший и т.п.);
- просмотр и анализ видеоматериалов и слайд-программ, слушание
аудиозаписей, с последующим моделированием новых версий, содержащих
социально одобряемый способ поведения в конфликтных ситуациях;
- целевые прогулки, экскурсии, «заочные» экскурсии и путешествия (квесты);
- коллекционирование, моделирование;
- проектная деятельность.
Коммуникативные игры для средних дошкольников:
1. «Для чего люди общаются?»
Цель игр: помочь детям учиться жить дружно, чувствовать других, развивать
коммуникативные способности, чувство эмпатии, помочь справляться с
тревожностью.
- «Давай поговорим»,
- «Клубочек»,
- «Окажи внимание другому»,
- «Секрет»,
- «Колобок»,
- «Рассуждалки».
2. «Общение бывает разным»
Цель игр: помочь детям в установлении контакта друг с другом, развивать язык жестов, мимики, способность определять эмоциональное состояние по
схематическим изображениям, воспитывать умение быть наблюдательным,
активизировать речь детей.
- «Дотронься до…»,
- «Ласковый платок»,
- «Радио»,
- «Через стекло»,
- «Прочитай письмо».
3. «Говорит она беззвучно»
Цель игр: помочь детям в разрешении проблемно-игровых ситуаций
гуманистического содержания, создаваемых педагогом; в ситуациях обсудить проблему, помочь «попавшим в беду» персонажам.
- игра по мотивам сказки «Коза и семеро козлят»,
- игра по мотивам сказки «Маша и медведь»,
- «Как порадовать Буратино?»
4. «Письменное общение»
Цель игр: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями, с
пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные
состояния; развивать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике лица, развивать навыки взаимодействия с партнером.
- «Пиктограммы»,
- «Дорисуй картинку»,
- Изображаем эмоции»,
- «Кубик»,
- «Мимический диктант».
5. «Зачем быть вежливым?»
Цель игр: прививать детям правила культурного поведения в среде детей,
закреплять формы речевого этикета, формировать понимание, что дружеское
отношение зависит от того, как человек взаимодействует с другими.
- «Как можно сделать приятное другому?»,
- «Мир без тебя»,
- этические беседы: «Как надо обращаться к человеку с просьбой?»,
- «Здравствуй, сосед!»,
- «Бабочки и слоны».
6. «Тихо или громко? Каким тоном?»
Цель игр: развивать умение импульсивных детей владеть собой, способствовать обращению внимания на себя, на свои чувства; преодоление агрессии и страха, развивать интонационную выразительность, воспитывать чувства искренности и доброжелательности по отношению друг к другу.
- «Послушаем тишину»,
- «Маленькие привидения»,
- «Звуковая волна»,
- «Ругаемся овощами»,
- «Великие спорщики»,
- «Король на пять минут»
7. «Можно ли общаться без слов?»
Цель игр: учить в проблемной ситуации находить позитивные решения,
формировать умения передавать свои чувства и желания с помощью мимики и выразительных движений, а также умения расшифровывать «неречевые
сигналы».
- «Зеркало»,
- «Иностранец»,
- «Колдун»,
- «Какой фрукт едят дети?»,
- «Игрушка, оживи!»
8. «Ты – слушатель!»
Цель игр: учить детей выслушивать мнения сверстников и взрослых, не
перебивая, развивать речевой этикет, выражать свое мнение культурно.
- «Слушаем себя»,
- «Услышь меня»,
- «Улавливай шепот»,
- «Волшебная палочка».
9. «Человек без друзей, что дерево без корней»
Цель игр: учить детей жить дружно, чувствовать других, поддерживать,
сопереживать, способствовать сплочению детей в группе.
- «Рукавички»,
- «Прогулка по ручью»,
- «Доброе животное»,
- «Поводырь»,
- «Найди друга»,
- «Живые прыгалки».