«Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Нахабинская СОШ №2 дошкольное отделение детский сад №13

«Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания»

Подготовила: воспитатель

Назыкова Л.И.

п. Нахабино 2023г.


Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

 Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- познакомить родителей с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью;

- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через игровые средства обучения;

- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание программы по финасовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников»; разъяснили специфику образовательной деятельности по данной программе; регулярно информируем их о ходе реализации данного направления; предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы; разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.

 Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.

Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.

Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, мы составили анкету «Экономическое воспитание ребенка в семье»

Большинство опрошенных нами родителей – 72%, считало, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с тем, многие из них  не знают, как об этом рассказывать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.

Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи

 Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. 

Это реализуется через:

- информационные формы взаимодействия: например памятки, стендовая информация, буклеты, папки-передвижки, консультации и рекомендации:  «Дети и деньги»  «Как правильно делать покупки», «Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.;

-  выставки совместного творчества: «Семейный бюджет», «Нарисуй рекламу» «Как накопить на мечту», выставки семейных реликвий и коллекций («Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран»); вечера вопросов и ответов «Семейное финансовое планирование» «Как правильно беречь наши деньги».

Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников:

- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;

- через познавательные формы взаимодействия: тематические встречи: «Моя бабушка – коллекционер», «Как я помогаю близким»;   совместные занятия: «История возникновения денег», «Волшебные помощники»; «домашние задания»: расскажи  о профессии мамы (папы),   «Добро и зло», «Щедрость и скупость», «Богатство и бедность»;    совместные экскурсии: в банк, магазин «Игрушки»;  семинары-практикумы «Играем вместе»;  мастер-класс по финграмотности; планируется в дальнейшем проведение тренингов, круглых столов.

С целью создания условий для творческой самореализации родителей и детей, мы осуществляем педагогическое партнерство, т.е. общение «на равных» через:

- досуговые и познавательные формы: совместные праздники, театрализация на экономические темы, например:«Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»; проекты «Что такое деньги?», фотовыставки («Мы пришли в банк»), аукцион знаний («Как накопить на любимую игрушку?»);

- встреча с интересным человеком («Мой папа работает в банке», «Профессия «продавец» и др.), где идет знакомство с увлечениями, профессиями родителей;

- совместное  создание РППС в группе и дома (помощь в изготовлении пособий «Гном Эконом», банкомат, атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр «Покупки», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Доход или расход?», «Кому что нужно для работы»;   квест-игра  «Что? Где? Почем?», «Реклама: за и против», «О доходах и расходах»

Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ненавязчиво ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- кто и как зарабатывает деньги в семье,

- как формируется семейный бюджет,

-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,

- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,

- как научиться экономить деньги.

Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Промежуточный мониторинг по данному направлению показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Направления и формы взаимодействия с родителями

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.