Методическая разработка "День славянской письменности и культуры"

День славянской письменности и культуры в России отмечается каждый год 24 мая. Это праздник всей нашей страны и всего народа. Однако, до сих пор не существует единой традиции по его проведению и не все уделяют ему должное внимание. И напрасно, ведь весь наш народ объединяет очень многое. Один из главных факторов – это русски     й язык. Это язык наших предков, которые сохранили все самое важное и ценное. В древности слово язык и означало “народ”. Изучение родного языка связано с историей зарождения письменности нашего народа, которую должен знать каждый граждан нашей страны. Русский язык – это наше главное культурное наследие, его нужно беречь и изучать. Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости. Чтобы больше узнать об истории развития письменности у нашего народа, заинтересовать и других ребят русским языком, и привлечь внимание ко Дню славянской письменности и культуры, мы решили провести данное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_den_slavyanskoi_pismennosti_20_listov_-_kopiya_2.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

IV Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Приобщение к культурному наследию

Тематическое направление

День славянской письменности и культуры

Тема методической разработки

Милованова Ирина Владимировна

Преподаватель

ГОАПОУ Липецкий индустриально-строительный колледж

2023 год

  1.  Пояснительная записка.
  1. Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию
  2. Тема: День славянской письменности и культуры
  3.  Актуальность и обоснование выбора темы.

Работа является актуальной, потому что знание родной культуры, факторов, влияющих на нее, и ее истоков необходимы каждому человеку. Кроме того, формирование полноценной личности невозможно без знания культуры, ведь оно расширяет кругозор и формирует уважение к другим культурным формам.

Культура – это оправдание существования народа, это храм, который он собирает и сохраняет. Знание и понимание родной культуры побуждает человека ее любить и ценить. Во времена, когда охотно распространяется чужая культура, очень важно знать свою русскую культуру и ее историю.

К сожалению, в современном мире происходит “олатинизация” многих языков. Переход на латиницу уже произошел в ряде стран: Молдавия, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан. Основной тезис – используемый алфавит мешает стране влиться в международное пространство. С получением независимости Украины вопрос о переходе на латиницу неоднократно поднимался в политических кругах страны.  В марте 2014 года «временная специальная комиссия по подготовке проекта закона «О развитии и применении языков на Украине» рассмотрела отказ от использования кириллицы.

День славянской письменности и культуры в России отмечается каждый год 24 мая. Это праздник всей нашей страны и всего народа. Однако, до сих пор не существует единой традиции по его проведению и не все уделяют ему должное внимание. И напрасно, ведь весь наш народ объединяет очень многое. Один из главных факторов – это русски        й язык. Это язык наших предков, которые сохранили все самое важное и ценное. В древности слово язык и означало “народ”. Изучение родного языка связано с историей зарождения письменности нашего народа, которую должен знать каждый граждан нашей страны. Русский язык – это наше главное культурное наследие, его нужно беречь и изучать. Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости. Чтобы больше узнать об истории развития письменности у нашего народа, заинтересовать и других ребят русским языком, и привлечь внимание ко Дню славянской письменности и культуры, мы решили провести данное мероприятие.

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с др. мероприятиями, преемственность).

Организация воспитательного мероприятия направлена на развитие межличностных отношений в студенческом коллективе и способствует формированию социально активной, творческой и самостоятельной личности студента. В результате таких мероприятий студенты осознают свою роль в обществе и гражданственность, проявляют гордость за свою культуру и уважение к предкам, которые оставили важное духовное наследие.

Мероприятие адресовано студентам 1-2 курсов, желающим расширить представления о славянской письменности, истории её возникновения и развития, повысить свой интеллектуальный уровень, овладеть навыками общения. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности студентов, уровень их способностей и познавательная активность.

  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия.

Данная методическая разработка универсальна и учитывает возрастные особенности студентов колледжей, обучающихся на первых и вторых курсах (15-18 лет). Воспитательное мероприятие может быть ориентировано как на студентов колледжей, так и на старшеклассников. Оно разработано таким образом, что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под свои воспитательные задачи и запросы аудитории.

1.6 Цель урока.

Воспитание патриотического и нравственного сознания студентов через их участие в общенациональном праздновании Дня славянской письменности и культуры России, на основе ценностей и традиций отечественной культуры, воспитание любви и уважения к родному слову, просвещение и повышение общей культуры учеников, формирование понимания российской идентичности, объединяющей социальный, духовный, нравственный, культурный и исторический компоненты.

1.7 Задачи:

Образовательные: 

  • ознакомить студентов с культурным наследием русского народа, с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

Развивающие: 

  • развивать у студентов интерес к родной истории, к родному языку; развивать умение анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);

Воспитательные: 

  • воспитывать у студентов чувство патриотизма, способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;

1.8 Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к истории и культуре русского народа, формирование гражданской позиции личности;
  • развитие социокультурной компетентности обучающихся через приобщение их к культуре, традициям и письменности;
  • осознание и освоение литературы, истории и искусства как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

Метапредметные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать знания участвуя в разных формах деятельности;
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.
  • осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении заданий;
  • понимать возможность существования различных точек зрения;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Предметные результаты:

  • знакомство с историческими источниками, свидетельствующими о зарождении и развитии письменности разных народов
  • формирование представлений о вкладе основоположников славянской письменности – Кирилла (Константина) и Мефодия в создание и распространение славянской письменности;
  • умение поддержать беседу, высказывать свою точку зрения;
  • уважительное отношение к родной речи, пополнение словарного запаса, выразительное чтение стихотворений, расширение знаний студентов о родном языке, бережное отношение к книгам.

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Интегрированный урок-презентация.

Данное воспитательное мероприятие проведено в форме классного часа. Выбор обусловлен спецификой заданий и позволяет максимально полно реализовать цели, задачи воспитательного мероприятия, раскрыть потенциал студентов и классного руководителя. Способствует сплочению коллектива студентов.

Структурированные учебные задания, логически связанные с темой, могут заинтересовать студентов, а работа в команде помогает развивать навыки генерации идей, обмена знаниями, проявления эрудиции, сообразительности, что и позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании. Применяя современные информационные и педагогические технологии, возможно организовать коллективную творческую работу подростков в рамках воспитательного мероприятия.

1.10 Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.

Урок носит системно - деятельностный характер, который ставит главной задачей совершенствование различных качеств личности ребенка.

Педагогические технологии: информационно - коммуникационные техно-логии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Методы формирования сознания: беседа, пример, объяснение, дедуктивный, индуктивный, интерактивный

Приемы воспитания: «общаться по правилам», от неизвестного к неизвестному, опрос, диалог культур коммуникативное обучение частично – поисковый, словесный метод, подводящий диалог. 

Связано с предметами родная речь, русский язык, литература, история.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Подходы:

1 Системный подход – развитие у целевой аудитории навыков, полученных в период подготовки и проведения праздника Дня славянской письменности с целью дальнейшего использования этих навыков в практической деятельности.    

2 Ценностно-ориентированный подход – формирование и развитие у участников празднования Дня славянской письменности духовно-нравственных ценностей.

1.11 Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Кадровые ресурсы: учителя-предметники, классный руководитель

1.12 Материально-технические: ПК, проектор, экран, фотографии, доступ к сети Интернет.

Интернет источники:

http://slavenica.com/

https://vk.com/video108412614_456239102

https://poisktv.ru/sjuzhety/den-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury/

https://rutube.ru/video/702442d29530bf4e047c2d63c35bc7c3/

https://library.vladimir.ru/prazdniki/viktorina-slavyanskaya-azbuka-tajnoe-poslanie-predkov.html

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-ustarevshih-slov/

https://mel.fm/gramotnost/chto-eto-znachit/6042738-ranshe-slovo-shirinka-ne-imelo-otnosheniya-k-bryukam-chto-ono-oznachalo

2 Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

Работа над внеклассным мероприятием состоит из трех основных этапов:

1. Подготовительный (Определение темы проекта, формулировка цели и задач, составление плана основного этапа проекта, чтение и подбор литературы на данную тему)

2. Основной (само мероприятие)

3. Завершающий (рефлексия)

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия

Ход мероприятия:

1. Приветствие. Экспозиция. Определение темы мероприятия.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем праздничном мероприятии. Пусть оно никого не оставит равнодушным и подарит нам массу положительных эмоций.

Что это за мероприятие, мы попробуем догадаться сами.

2. Раскрытие темы.

СЛАЙД 1 (памятник Кириллу и Мефодию без подписи)

Человек, стремясь познать мир, задает себе массу вопросов, и не только: «Кто?», «Где?» и «С кем?», но и «Когда?», «Откуда?», «Зачем?». Ответы на эти вопросы лежат в нашем прошлом, в прошлом человека, в прошлом страны, в прошлом всего мира.

СЛАЙД 2 (слова без перевода)

ѫб зубы

недѣлѧ неделя

ѡбраованїѥ ​образование

​ѥкаменъ экзамен

ѿлично отлично

емлѧ земля

ꙗꙁꙑкъ язык

трѣмокъ теремок

лтарь алтарь

лѣто лето

Посмотрите на доску. Что вы здесь видите? (Ответы учеников)

Правильно-это старославянский язык. А давайте попробуем прочитать так, как читали наши предки.

Сложно. Все ли вам понятно из прочитанного.

Давайте попробуем перевести на современный русский язык.

Читать и переводить оказалось не так просто, как мы думали. Вроде бы и наш родной язык, но странный и непонятный.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть хорошо известный мультфильм «Каникулы в Простоквашино».

Сможете ли вы полностью понять, о чем там идет речь.

СЛАЙД 3 (ролик «Каникулы в Простоквашино» на старославянском языке. https://vk.com/video108412614_456239102)

Скажите все ли было понятно? Сможете ли вы дословно перевести на современный русский язык? (Ответы)

Существует много источников и устных, и рукописных, и печатных, но есть такой, который недооценивается порой. Это – язык.

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И. Бунин

Слово устное, рукописное и печатное соединяет предков и потомков. Изучая происхождение и структуру слова, мы узнаем о том, что было в жизни народа.

Сегодня 24 мая— День славянской письменности и культуры – российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, – отмечается 24 мая в нашей стране официально с 1991 года. Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. подчеркивается особая значимость данного праздника «в консолидации российского общества и укреплении связей с братскими славянскими народами на основе исторических, духовно-нравственных и культурных традиций» (Указ Президента РФ №323).

СЛАЙД 4 (ролик «24 мая в Болгарии и России» https://poisktv.ru/sjuzhety/den-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury/)

Русские писатели и поэты во все времена восхищались необычайным богатством, звучностью, мелодичностью, неиссякаемостью русского языка. В стихах и прозе воспевали художники слова наш родной язык.

Как же писали люди задолго до изобретения алфавита? Как возникла письменность на Руси? Из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые происходили на Руси? (Студенты высказывают предположения.)

Письменность – одна из самых важных ценностей, которые у нас есть. Благодаря ей, передаются знания народа из поколения в поколение, история и культура, происходит развитие общества.

Современный русский язык унаследовал всё самое лучшее от славянского письма, а величайшая заслуга в становлении нашей культуры, несомненно, принадлежит братьям Кириллу и Мефодию. 

СЛАЙД 5 (Кирилл и Мефодий)

Когда-то славяне молились воде,

Деревьям и ветру, и ранней звезде,

Перуном клялись и князья, и дружина

И в чашах плескались медовые вина.

В то время не ведала грамоты Русь,

Сказанья учили здесь все наизусть

А в веке девятом мы братьев позвали,

Чтоб азбуку братья для нас написали.

Автор Т. Фролова

СЛАЙД 6 (год рождения азбуки)

Ученые считают  годом рождения славянской азбуки 863. Для создания славянской азбуки братьям Кириллу и Мефодию потребовалось много работы по выделению звуков славянского языка и разработке системы письменных знаков. Они использовали структуру греческого алфавита в качестве основы для своей азбуки.

До появления славянской азбуки в Европе и Византии считалось, что только три языка - древнееврейский, греческий и латинский - достойны для написания книг и богослужения. Братья из Солуна же пытались развить идею равенства всех языков.

Ну, а как же была придумана азбука для славян?

Сначала Константин работал над выделением звуков, которые были общими для славянского и греческого языков. Он пробовал записывать каждый неизвестный звук разными способами и заменял знаки, которые казались ему неуклюжими. Каждая буква должна была быть простой и четкой, чтобы книги можно было переписывать легче и быстрее, так как славянам потребуется много книг. Буквы должны были быть красивыми, чтобы люди, едва увидев их, захотели научиться письму.

Появление славянской письменности привело к тому, что храмы, где проповедовали немецкие священники, опустели, а церкви, где звучала славянская речь, заполнились. Немцы не могли смириться с этим и объявили братьев и их книги вне закона. Братьям и их ученикам пришлось отправиться в Рим, где папа принял славянские книги и освятил их.

Славянская азбука была уникальной и представляла собой алфавит с посланиями, который обладал структурой и глубоким содержанием. Каждый символ азбуки был не просто буквой, а целым образом. Кроме того, каждая буква имела определенную графику и цифру.

С течением времени русский алфавит стал отличаться от других алфавитов. Он был совершенен в своем принципе однозначности: каждая буква соответствовала одному звуку, имела свое название, а все вместе они образовывали целое послание из далекого прошлого.

Знаете ли вы, какие книги были первыми на Руси?

СЛАЙД 7 (первые книги)

Какие книги первыми были переведены на славянский язык?

Это книги Священного Писания – Апостол, Евангелие и Псалтирь.

Много ли Вы знаете о тайнах древнерусской азбуки?

СЛАЙД 8 (всплывающие слова (называть по часовой стрелке))

А сейчас мы поиграем.

Попробуйте предположить, как называются по-славянски части нашего тела.

Глава (голова), чело (лоб), очи (глаза), вежди (веки), ланиты (щеки), уста (рот), выя (шея), рамена (плечи), длань (ладонь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), персты (пальцы).

Какой язык — такие мы и люди,

Такая и судьба родной земли.

И горе нам, когда мы позабудем

Родную речь, что предки сберегли!

В. Гусев

СЛАЙД 9 (пергамент, красная строка)

В Древней Руси было мало грамотных людей, в основном это были монахи, которые были ответственны за переписывание книг. Это была тяжелая работа, так как на Руси не было бумаги, и переписчикам приходилось работать на толстых лоскутах пергамента, который изготавливали из телячьей кожи. Каждый лоскуток материала был дорогим, поэтому писали с большой осторожностью. Для письма использовали гусиное перо, особым способом заточенное ножичком.

В старинных книгах весь текст писали черными чернилами, а первую букву рисовали красной краской - киноварью. Эта буква была на 2-3 раза больше остальных букв и украшалась изображениями цветов и животных. Такая буква называлась буквицей, а строка, начинающаяся с этой буквы - красной строкой.

Каждая буква писалась отдельно, не сливаясь с предыдущей. Потом листы сшивали и «одевали» в деревянные переплеты, которые обтягивали кожей и украшали драгоценными камнями.

СЛАЙД 10 («Повесть временных лет»)

Создание летописей считалось важным делом, поэтому каждый князь стремился иметь своего летописца. Одним из наиболее подробных описаний истории Древней Руси, дошедших до наших дней, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря. Эта летопись является самым значительным источником информации о рождении Древнерусского государства, дошедшим до наших дней. Летопись рассказывает о военных походах, о победах и поражениях, а также о деловых договорах Руси и Константинополя.

Древние летописи невероятно ценны, поскольку рассказывают о жизни наших предков на протяжении целого тысячелетия.

СЛАЙД 11 («История письма» (подготовленное выступление студента))

Когда мы думаем о начале русского книгописания, мы неизбежно обращаемся к истории письма. Сначала люди использовали пиктографию - способ письма, где предметы и события изображались в виде фигур и упрощенных изображений. Затем люди начали изображать отдельные предметы в виде условных знаков (идеография, иероглифы), а затем научились передавать знаками названия предметов (звуковое письмо). В звуковом письме сначала использовались только согласные звуки, а гласные обозначались дополнительными значками (слоговое письмо), что было распространено у многих народов, например, у семитов и финикийцев.

Греки улучшили финикийское письмо, создав свой алфавит и введя специальные знаки для гласных звуков. Греческое письмо послужило основой для латинской азбуки, а в 9 веке славянское письмо было создано на основе греческого алфавита. Существовало: картинное письмо, идеография, звуковое письмо, греческое письмо, латинское письмо, славянское письмо, русское письмо.

Славянские книги братья Константин (Кирилл) и Мефодий создали славянский алфавит более 1160 лет назад. Их первая славянская азбука, называемая "глаголица", содержала 40 букв. Позднее они изобрели кириллицу (43 буквы), названную в честь Константина – Кирилла. Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими и легкими в написании. Кириллица считается одной из самых удобных систем письма. Сегодня 10% всех существующих языков (70 языков) используют письменность на основе кириллицы. Имена Кирилла и Мефодия стали символом духовного подвига.

СЛАЙД 12 (ролик «Славянская азбука – послание наших предков» https://rutube.ru/video/702442d29530bf4e047c2d63c35bc7c3/)

Вот какая древняя мудрость зашифрована в славянской азбуке, вот какое важнейшее послание получили мы сегодня от наших предков!!!

СЛАЙД 13 (дублетные буквы)

В кириллице были так называемые дублетные буквы, которые обозначали один и тот же звук. Иными словами, звук – один, а букв, способных его обозначать, – несколько. Когда Кирилл и Мефодий приехали в Великую Моравию, они заметили, что в диалектах западнославянских языков такого звука нет. Просто так исключить дублетную букву из алфавита было нельзя, поскольку буквы в древней традиции обозначали.   …

Что обозначали дублетные буквы?

  1. Обозначали сколько букв всего в азбуке
  2. Буквы обозначали время
  3. Обозначали сколько букв данного наименования находится в азбуке
  4. Буквы обозначали цифры

СЛАЙД 14 (смысл букв)

Каждая буква древней азбуки несет в себе сакральный смысл и образ. Соедините буквы по горизонтали, так чтобы получилось предложение.

Какое послание зашифровали предки в 4 столбце азбуки? 

  1. Говорить истину – часть нашей души.
  2. Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души.
  3. Наша традиция – говорить истину, она защита нашей души.
  4. Часть души, когда мы говорим истину.

«Глаголи Иже Нашъ Оук Шта Эдо Пси» — 2

СЛАЙД 15 (Песня «Колокола России»)

А теперь один из наших студентов исполнит песню

Песня «КОЛОКОЛА РОССИИ». Сл. Г.Веденеева, муз. Н. Мухамеджановой

СЛАЙД 16 (буква Д)

У названия данной буквы непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Значение этого флага: «Да, согласен, разрешаю».

На флоте и в настоящее время можно услышать выражения «дал …», «получил …».

О какой букве современного русского алфавита идёт речь?

Эта буква пришла от греческой буквы «дельта» (Δ). Истинное значение этого слова «добро, добродетель» и соответствует современной русской Д

СЛАЙД 17 («У Ферть Хър Укь»)

«У Ферть Хър Укь» — это выражение зашифровано в четвертой строчке кириллицы.

Что означает данное высказывание? (выберите несколько вариантов)

1. Знание - основа силы.

2. Знание - результат познания.

3. Знания - сильный дар.

4. Знание - дар Божий.

5. Знание - божественный дар.

СЛАЙД 18 («Ижица»)

Какой букве и звуку соответствует начертание данного изображения?

«Ижица» — последняя буква дореформенного русского алфавита, обозначала гласный звук [и] в немногих словах греческого происхождения (мυро, сυнодъ). Русские пословицы связывают эту букву с телесными наказаниями: «Фита и ижица – к ленивому плетка движется. Ижица – плетка ближится».

СЛАЙД 19 (буква «Ять»)

Что означает начертание данного изображения и к какой букве современного русского языка оно имеет отношение?

1. Означает: дерзать, иметь. В современном русском языке применяется как буква "Ь".

2. Означает: дерзать, иметь. В современном русском языке не применяется.

3. Означает: постичь, иметь. В современном русском языке не применяется.

4. Означает: постичь, иметь. В современном русском языке применяется как буква "Ь".

В древности буква «Ять» обозначала закрытый напряжённый звук близкий по произношению одновременно к [э] и к [и].

Только Ломоносов безошибочно отличал “е” от “ять” и закрепил правила правописания в своей грамматике.

СЛАЙД 20 (стихотворение для запоминания правописания буквы «Ять»)

Чтобы запомнить произношение этой буквы, нужно было выучить стихи:

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькій тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять, --
Такъ и надобно писать.
Стихотворение для запоминания правописания буквы «Ять»

Кульманъ Н.К. Методика русскаго языка.— 3-е изд.—СПб.: 1914.— С.182

СЛАЙД 21 («Рцы слово твердо»)

Найдите и назовите буквами кириллицы предложение, которое соответствует переводу: «Неси знания убежденно» - «Рцы слово твердо».

СЛАЙД 22 («Аз Буки Веди»)

Составьте предложение из первых трех букв кириллицы. Полученное, переведите на современный русский язык, какое высказывание в итоге получится?

 «Аз Буки Веди» «Я знаю буквы» или второй вариант «Я Бога ведаю».

СЛАЙД 23 (буква «Я»)

Какой букве современного русского алфавита соответствует начертание данного изображения на сегодняшний день?

1.А

2.Я

3.М

4.Т

СЛАЙД 24 (буква «Земля»)

Какой буквой в древнерусском алфавите обозначалось слово «Земля»?

«Земля»– девятая буква церковно-славянской азбуки, значение которой «земля» или «страна». Иногда в предложениях буква-слово «Земля» употреблялась в значениях «край», «народ», где есть единый Бог.

СЛАЙД 25 (экскурс в историю языка)

"Живой как жизнь" – так сказал о языке Корней Иванович Чуковский.

У русского языка богатая история, известны случаи, когда русские слова меняли свое значение самым непредсказуемым образом. Их первоначальный смысл мог быть противоположен тому, к которому мы с вами привыкли.

Из обихода исчезают какие-то вещи, явления, предметы – исчезают и слова, их называющие. Так появляются историзмы и архаизмы. А развитие науки, техники "дарит" языку множество новых слов: неологизмов, заимствований.

И процесс этот не останавливается, потому что язык "живой как жизнь".

СЛАЙД 26 (Стихотворение "Говори по-русски")

«А у нас сегодня воркшоп.
А у вас?
— Агрится на нас наш коуч.
За фриланс.
— А у нас тут бебиситтер
Хайпанула — не то слово!
Год пиарился родитель
Вместе с чадом на ток-шоу.
Осознав все наши траблы
В ностальгической печали
Вспоминаем как бойфрэндов
Женихами называли.
Вечеринкой были пати
Улучшением апгрейд.
Может, все-таки нам хватит
Русских обижать людей?»

Стихотворение из крымского словаря по замещению англицизмов "Говори по-русски"

А теперь давайте рассмотрим на слайдах несколько примеров слов, которые поменяли свои первоначальные значения.

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-ustarevshih-slov/

https://mel.fm/gramotnost/chto-eto-znachit/6042738-ranshe-slovo-shirinka-ne-imelo-otnosheniya-k-bryukam-chto-ono-oznachalo

СЛАЙД 27

УРОД- раньше слово имело положительный смысл. Изначально так называли первенца мужского пола, который впоследствии становился главой семьи и наследовал отчий дом. Буквально тот, кто стоит у рода. Но вместе с этим «уродами» называли святых людей. Позже этот термин стал применяться только к тем святым, которые были не от мира сего — так слово «урод» начало приобретать все более негативный смысл.

СЛАЙД 28

ШИРИНКА - ширинки носили русские девушки и женщины с XVI века— речь здесь идет о головном уборе. Это было большое белое полотнище с ткаными узорами, такой символ девичества. Почему «ширинка»? Потому что отрезали ее по ширине ткани.

СЛАЙД 29

ЦЕЛОВАЛЬНИК- в XV веке целовальниками называли людей, которые исполняли судебные и полицейские обязанности. Прежде чем вступить в должность, целовальник целовал крест в подтверждение клятвы честно исполнять свои обязанности. В XIX веке целовальниками стали называть продавцов водки в трактирах: они клялись не разбавлять водку и тоже целовали крест в подтверждение клятвы.

ВРАЧ- уважаемая профессия, но вот само слово образовалось от слова врать. Изначально врачами называли колдунов, которые заговаривали болезни и очевидно часто обманывали.

ПРОДАЖА- продажей назывался штраф за любые преступления, кроме убийства. Преступник оплачивал продажу князю, искупая свою вину за совершенное злодеяние.

НЕДЕЛЯ- произошло от сочетания ничего не делать. Сначала так называли выходной день, который мы сейчас зовем воскресеньем, позже значение слова изменилось. Однако сохраняется в первоначальном смысле.

ДУРАК- использовалось у славян в качестве второго не церковного имени. В старые времена детей в семье было много и сыновей по языческому обычаю называли по порядку: Первак, Вторак, Третьяк, а далее остальных ДРУГАК, что в детском произношении превращалось в дурак.

Меткое словцо у наших предков было для разных оттенков глупости:

МОРДОФИЛЯ- чванливый дурак

БОЖЕДУРЬЕ- дурак от природы

Человек просто среднего ума- МЕЖЕУМОК.

Вот так вот, когда захотите кого-то упрекнуть в отсутствии ума, вспомните про мордофилю.

Ах ты ЗАХУХРЯ означала растрепа, непричесанный

ФУФЛЫГА- мелкий невзрачный мужичок

МИХРЮТКА-противный человек

МУХОБЛУД- бездельник, лодырь

ГЛАЗОПЯЛКА- чрезмерно-любопытная женщина

ПЯТИГУЗОК- ненадежный человек

КУРОЩУП- бабник

ТРУПЁРДА- неповоротливая, медлительная баба

А теперь давайте проверим, внимательно ли вы слушали. Ответьте на вопросы викторины.

СЛАЙД 30 (Викторина)

1. Как называется книга, рассказывающая об исторических событиях, записанных по годам. (Летопись)

2. Что использовали на Руси вместо бумаги? (Бересту)

3. Назовите создателей первой славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

4. Назовите первоначальный способ письменной передачи информации. (Пиктография)

5. Что можно отнести к современной пиктографии? (Спортивная символика, знаки дорожного движения)

6. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солоники).

7. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица).

8. Когда возникла письменность у славян? (9 век н.э., 863год).

9. Сколько букв в кириллице? (43 буквы).

10. Как возникло слово «азбука»? (Слово «азбука» возникло от названий начальных букв «аз», «буки»).

11. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве, на Словенской площади)

СЛАЙД 31 (демонстрация творческих работ студентов по теме мероприятия)

8. Завершающий этап (рефлексия):

А теперь давайте посмотрим на работы наших ребят, посвященные дню славянской письменности и культуры.

Скажите какие вам больше всего понравились?

Славянские народы благодарны за создание своей письменной речи двум братьям – монахам Кириллу и Мефодию, которые в 863 году изобрели алфавит. Сегодня мы познакомились с первым славянским алфавитом, сравнили его с современным вариантом, искали названия древних букв, узнали философию древних славян, зашифрованную в азбуке.

«Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

СЛАЙД 32 Спасибо за внимание!

3 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка подготовлена ко Дню славянской письменности и культуры, имеет универсальный характер и может быть ежегодно использована в рамках гуманитарного цикла предметов или метапредметной недели при изучении древних славян, письменности.

Кроме того, данная методическая разработка прививает любовь к духовно-нравственным ценностям, развивает творческие способности студентов и дает возможность самосовершенствоваться.