Семейные субботы- как форма взаимодействия с родителями на уровне ДОУ

Горохова Екатерина Владиславовна

Проект «Семейные субботы» на территории Ярцевского района Смоленской области – это организованная совместная, полезная деятельность для детей и родителей (законных представителей) в выходной день, направленная на формирование их активной жизненной позиции, интеллектуальное и творческое развитие, укрепление физического здоровье и нравственное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_subboty_1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейные субботы» как новая форма взаимодействия семьи и школы.

Горохова Екатерина Владиславовна,

муниципальный координатор

Всероссийского проекта Навигаторы Детства

(ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр»)

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно изменяются и развиваются. На нынешнем этапе развития общества ослабление семейных ценностей, наряду с другими, стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Современные родители зачастую субъективно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Это делается не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома. Ведь самый главный пример, для любого ребёнка, его родитель – самый лучший, самый важный; тот, который на его взгляд, всегда поступает правильно. Себастьян Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, в следствии увеличивается число «трудновоспитуемых». Семья – главный фактор развития и воспитания личности. Ребёнка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребёнка.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Лев Кассиль.  «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу».

 «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

(Лев Кассиль)

         Школа и семья должны из состояния «сосуществования» перейти к теснейшему сотрудничеству. Постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения.

В 2024 году важность семейного воспитания отмечена и провозглашением  Года семьи в России президентом Российской Федерации на государственном уровне.

Семья – это основа общества, источник любви, поддержки и взаимопомощи. Вот несколько причин, почему семейное воспитание так важно для каждого из нас:
Безусловная любовь и поддержка. В семье мы можем найти ту самую безусловную любовь и поддержку, которую не можем получить больше нигде.
Воспитание детей. Семья играет важную роль в воспитании ребенка, формируя его личность и моральные принципы.
Передача традиций. Семейные традиции и история передаются из поколения в поколения, сохраняя культурные и исторические ценности.
Социальное благополучие. Сильные и дружные семьи создают благоприятную атмосферу в обществе.
Здоровье. Семейные ценности помогают сохранять физическое и психическое здоровье.

Укрепление взаимосвязи семьи и  школы на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. В этом сотрудничестве школа выступает ведущей организацией и руководящей силой.

    Одним из главных направлений в работе педагогов является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией.

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

Установить доброжелательные отношения с родителями.

Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремиться к повышению их педагогической культуры.

Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

Помощником в работе должен являться родительский комитет.

Цель эффективного сотрудничества с родителями: повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, создать благоприятную атмосферу для ребенка с пониманием важности и ценности семьи и семейных отношений.

Задачи, которые помогут прийти к поставленной цели:

1создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.

5.Формирование полезных привычек и семейных традиций.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

·         обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

·         доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

·         позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо найти эффективные формы, которые будут действовать в интересах ребенка.

Искомая эффективная форма взаимодействия должна отвечать задачам:

1) Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

2) Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

3) Обеспечить единство требований школы и семьи.

Важно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьями обучающихся. Одним из возможных вариантов сотрудничества и сближения семьи и школы в нашем районе стали «Семейные субботы».

Проект «Семейные субботы» на территории Ярцевского района Смоленской области – это организованная совместная, полезная деятельность для детей и родителей (законных представителей) в выходной день, направленная на формирование их активной жизненной позиции, интеллектуальное и творческое развитие, укрепление физического здоровье и нравственное развитие.

 Для популяризации данного вида деятельности на уровне района был создан конкурс по проекту «Семейные субботы» между муниципальными учреждениями  образования, культуры и спорта района. В котором участвуют все учреждения, а также в рамках сетевого взаимодействия планируются и проводятся в выходные дни мероприятия на базе учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Из положения конкурса:

В 2024 году в Ярцевском районе Смоленской области ежегодный конкурс «Семейные субботы» проводится в рамках проведения в Российской Федерации Года Семьи и с целью организации совместной, полезной деятельности для детей и родителей (законных представителей) в выходной день, направленной на формирование активной жизненной позиции, интеллектуальное и творческое развитие, укрепление физического здоровья и нравственное развитие.

Задачи конкурса:

  • Привлекать детей и родителей к организованным и полезным формам досуга в выходной день в рамках деятельности муниципальных учреждений образования, культуры и спорта.
  • Формировать у детей и молодёжи, родительской общественности активную гражданскую позицию через привлечение их к участию в совместных социально значимых делах, патриотических, волонтерских, трудовых, экологических акциях.
  • Развивать социальную активность у детей, родителей (законных представителей)
  • Создавать условия для разнообразной (по интересам) деятельности детских и молодежных объединений.
  • Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения среди подростков и молодежи, предупреждения случаев правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости несовершеннолетних в выходные дни.
  • Повышать нравственную и эстетическую культуру детей, родителей (законных представителей).
  • Развивать творческие способности и наклонности детей путем вовлечения их в творческую деятельность.
  • Воспитывать культуру здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности в ходе организации мероприятий с детьми и родителями (законными представителями).

В рамках конкурса могут реализовываться мероприятия различных форм: тематические праздники, игры-путешествия, устные журналы, игровые программы, квест-игры, развлекательно-познавательные программы, фестивали, конкурсы, интерактивные игры, тренинги, занятия с элементами тренинга, спортивные соревнования в классом коллективе, группе, школе, КВНы, интеллектуальные турниры, марафоны, круглые столы, объединения по интересам, Дни открытых дверей, праздники творчества, мастер-классы, игровые и развлекательные программы, выставки, организованные совместные посещения (музея, библиотеки, выставки, театра, кинотеатра), экскурсии, участие в социально значимых делах, патриотических, волонтерских, трудовых, экологических акциях и тд.

Так как в конкурсе принимают участия все муниципальные учреждения образования, то первыми в возрастных категория вовлечение родителей в социально активную жизнь совместно с детьми начинают дошкольные образовательные учреждения. Так как в данном периоде родители очень тесно связаны с жизнью детей, имеют постоянный тесный диалог с педагогами, очень важно на этом этапе организовать постоянное стабильное взаимодействие. А также сформировать полезную привычку или можно назвать традицию: совместный досуг детей и родителей и активное взаимодействие родителей и педагогов.

На примере учреждения, в котором я осуществляла работу в 2023 году, хочу показать некоторые формы взаимодействия с родителями в выходные дни.

Впервые конкурс по проекту запустили в январе 2023 года. С самого начала многие учреждения, включая Детский сад №14 города Ярцево, включились в работу. Семейные субботы в каждой возрастной группе организовывал коллектив педагогов. На примере возрастной группы среднего дошкольного возраста компенсирующей направленности покажу как был реализован проект. В январе, на собрании было озвучено предложение о совместных организованных мероприятиях в выходные дни, которые будут проводится на постоянной основе. Так же был предложен примерный план мероприятий, который корректировался по предложениям родителей. За период февраль-июнь 2023 года были проведены совместные мероприятия:

- Совместное спортивно-развлекательное мероприятие на свежем воздухе «Широкая масленица» на территории МБДОУ Детский сад №14;

- Мастер-класс «Моя любимая семья» - выстраивание генеалогического древа трех поколений каждого воспитанника;

- «Путешествие на ферму» - посещение конноспортивного клуба (КСК) «Серпантин» на территории Ярцевского поселения (д. Михейково) с экскурсией;

- «Мир детских книг» - посещение Ярцевской городской детской библиотеки с экскурсией и развлекательной программой «Мама, папа, я»;

- Мастер-класс «Волшебные пальчики» - по совместному декоративно-прикладному творчеству родителей и детей дома из подручных средств, лепка из соленого теста;

- «Школа и я – верные друзья» - посещение школы;

- «Прекрасный мир природы» - пешая экскурсия по лесным территориям, прилегающим к городу, с подвижными играми;

- «Технологии и я» - мастер-класс для детей и родителей по использованию интерактивных игр студии Ви-Эль Играй и Развивайся с датчиком движения;

- «Уличный театр «Маска» - мастер класс от учреждения дополнительного образования «Центр Детского творчества»;

- «Территория детства» - квест-игра по дорогам детства;

- «Моя Россия» - квест игра.

Спустя полгода работы у нас сформировалась традиция собираться по субботам каждые две недели и весело с пользой проводить время. Мы заметили, что многие родители активно включились в совместную деятельность, а также начали привлекать и менее активных родителей (законных представителей). Учитывая факт, что впереди еще два года работы именно с этими родителями у нас есть предположение, что привычка совместных активных выходных закрепится и также останется при переходе на следующую ступень обучения. А следовательно, крепкие семейные связи детей и родителей, подкрепленные педагогической поддержкой в школе, помогут детям преодолеть все трудности адаптации и мешающие комфортному обучению, факторы стресса.