«Старообрядчество в современной России»

Смирнова Елена Владимировна

«Старообрядчество в современной России»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Старообрядчество в современной России»

1.Введение

   Христиане-при возникновении в разговоре или при прочтении этого слова становится понятно, что речь идёт о людях  верящих в Христа. Само слово произошло от древнегреческого Χριστός что означает «Пома́занник», «Месси́я».Мировая религия, возникшая около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете, транслируемая в проповедях Его апостолов и учении Церкви. Когда мы говорим о Христианах то на ум приходит несколько течений этой Авраамической религии Католики, Православные, Протестанты. Для рядового жителя нашего государства  изучавшего историю по курсу школы не станет открытием, что среди Православных Христиан нашей страны есть такое явление как Старообря́дчество. А вот , что это мало кто знает .В своей работе я хочу постараться отразить основные вопросы и ответы на них.

2.Реформы Патриарха Никона и начало раскола  

2.1Реформа     

Реформа которую проводил патриарх Никон с 1653 года. Приняв через Византию в X веке христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви и ее богослужение и уставные тексты. Суть  реформы была во  внесении изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими. За шесть с половиной веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. Единство  отсутствовало , переписчики иногда не могли прочитать тексты старых рукописей, а значит  дописывали ряд фрагментов по памяти, поправляли, как результат непреднамеренно искажали смысл написанного. Необходимостью стало привести тексты  к единому целому, церковные власти решили сначала воспользоваться книгами, переведенными на славянский язык, но затем решили взять за основу их оригиналы на греческом языке.

С этого момента церковные книги и иконы исправляли по греческому образцу. Неисправленные подлежали уничтожению. 

2.2 Изменения

Редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг, приводит  к изменениям в славянских переводах некоторых текстов, в частности Символа веры: от туда  изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), до реформы говорили в настоящем времени («несть конца»), из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истиннаго». Было внесено множество других изменений, например, в имени Иисус стало на одну букву больше;

Никон заменяет двуперстное крестное  знамение трёхперстным и поясные поклоны(метаний) заменили земные.

Изменяется направление крестных ходов, Никон распорядился проводить не по солнцу, а против него;

Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды, а трижды.

Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Изменяется отношение к форме креста,  признаётся  и четырехконечный крест.

Изменения коснулись и обряда крещения. Допускается как полное погружение в воду, так и частичное и обливание водой. До этого момента полное троекратное погружение в воду.

После реформы крюковое монодическое пение, замещается многоголосным пением и новой системой нотной записи.

Противники реформы, впоследствии получили  название «старообрядцы» (сам термин появился в 19 в.) .

3.Старообрядцы, раскольники, древлеправосла́вие.

3.1Собор 1666-1667

 Царь Алексей Михайлович Романов поддержал патриарха Никона . Собор 1666-1667 годов проклял староверие как «хулу на Господа» и последовательно проводил унификацию обрядов, книг и икон по греческому образцу . Участники Собора постановили передать лидеров староверов в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре. 

Старообрядцами называют приверженцев старой веры. Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого Писания и богослужений, использующих местные христианские традиции. 

3.2 Протопоп Аввакум Петров

Наиболее известен протопоп Аввакум Петров - духовный лидер Он стал первым мучеником «старой веры», который из-за своих резких высказываний самому царю был , подвергнутый ссылке в Сибирь на 11 лет, заключен в тюрьму на несколько лет в землянке в Пустозерске, где он написал свою автобиографию, (первая автобиография в русской литературе), и, несмотря на то, что он был под охраной, он постоянно отправлял письма своим сторонникам. Аввакум был сожжен на костре в 1681 году, и после его смерти староверы стали считать его святым. 

Приверженцы  старой формы веры стали распространять письма и послания протопопа Аввакума и других проповедников, в которых они обличали патриарха Никона и его последователей (никониан), а последние не оставались в долгу.

3.3 После Никоновской реформы

После Никоновой реформы церковные и светские властители называли древлеправославных христиан еретиками и раскольниками, предали проклятию, поставили вне закона, объявив врагами церкви и государства, открыв на них настоящую охоту.

Третий Рим духовно пал: последнее великое православное царство вдруг стало гнать православных. С уходом в ересь царя и патриарха за ними последовали чиновники, знать, со временем — все епископы… На долю гонимых выпали тяжкие испытания, связанные не только с верой, но и с разрушением всего привычного устройства их жизни.

Государство и новообрядческий епископат требовали слепого и безмолвного послушания себе в вопросах веры. На ослушников обрушилась вся мощь церковных и светских репрессий. Староверы были не только прокляты и отлучены от реформированной церкви, но и подвергались арестам, ссылкам и казням. Бесчисленное множество мучеников прославило Бога своей кончиной в тот период, а оставшиеся в живых сохраняли православие в условиях тяжких гонений.

Приверженцы старообрядчества основывали свои скиты в глухих местах на Севере, Урале и в Заволжье. Само старообрядчество со временем разбилось на различные формации — согласия и толки. 

3.4 Деление старообрядцев

В середине 90-х годов 17 века произошло разделение старообрядчества . 

Поповцы —их отличительной чертой является признание необходимости священников при проведении богослужений и обрядов. При этом некоторые поповцы приемлют принятие священников из новообрядческой церкви. Для них также характерно участие в церковной жизни мирян, наряду со священниками. Наибольшее распространение поповство получило в Нижегородском крае, Донской области, Черниговщине, Стародубье. С точки зрения догматики, поповцы практически не отличаются от новообрядеской церкви, за исключением того, что они придерживаются дониконианских обрядов и богослужебных книг. 

Единоверие.В 1800 году для старообрядцев, перешедших под юрисдикцию РПЦ, но сохранивших всю дореформенную обрядность, митрополитом Платоном (Левшиным) были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами

Беспоповство (другое название — древлеправославие) имеет более радикальные отличия от новообрядчества. В 1654 году умер, не оставив приёмника, единственный старообрядческий епископ. Согласно церковным догмам, только епископ имеет право посвящать в священнослужители. Таким образом, формально следуя каноническим правилам, после смерти всех дониконианских священников, старообрядцы были вынуждены сформировать беспоповский толк. Беспоповцы, спасаясь от преследований селились в диких и необжитых местах — одним из который был берег Белого моря (от этого эту общину называли поморами).   

3.5Сохранение культурных ценностей

Преследования староверов временами ослабевали, временами усиливались. Но несмотря на это большую роль в сохранении культурного наследия сыграло Старообрядчество. Церковное песнопение— отсутствие пауз, непрерывность и однородность звучания, иконопись основаная на традициях русской и византийской школ. Старообрядческие иконописцы оставались единственными хранителями традиции.

Несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, старообрядчество было весьма распространено — в 19 веке почти треть населения придерживалась старообрядческих традиций. В 1905 году они официально были прекращены. Важную роль в экономике сыграло старообрядческое купечество, ставшее опорой развития предпринимательства. Запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие -всё это  культивировалось в среде староверов.

Старообрядчество является важным и весомым направлением православия как и новообрядчество, сыгравшим неоценимую роль в сохранении и развитии  религиозной традиции, русской культурной,  социально-экономической жизни России. 

4.СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ  

4.1 Уврачевание

Только в год тысячелетия крещения Руси преследование христиан в России прекратилось, наступило время религиозной свободы.

Запрет и проклятие на использование старых обрядов были отменены в 1929 году синодом.

«В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод 23 апреля 1929 года признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».

Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году подтвердил решения синода. 

4.2 Всероссийское исследование

По данным всероссийского исследования «Арена (Атлас религий и национальностей России)», проведённого службой «Среда» в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, в России проживают около 400 тысяч старообрядцев, или 0,2 % населения страны; 26 % российских старообрядцев проживают в городах-миллионерах.

В 2018 году в России было зарегистрировано 379 старообрядческих религиозных организаций, в том числе Русская православная старообрядческая церковь — 112 (в том числе 1 духовное образовательное учреждение и 5 монастырей), Древлеправославная церковь — 45, Поморская церковь — 11 (в том числе 1 монастырь), Федосеевское согласие — 12.

Епархии РПСЦ находятся в России, Украине, Молдавии, Казахстане и Уганде.

5.Заключение

 Русская Православная Старообрядческая церковь- в 21 веке полноправная организация, принимающая активное участие в принятии важных для государства решений, обладающая правом голоса, активно восстанавливающая памятники древнерусской культуры и несущая просветление в открытые умы.

.

Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
  5. https://rpsc.ru/publications/history/
  6. https://samopoznanie.ru/schools/staroobryadchestvo/#ixzz6HRLz2jJ3%5C
  7. https://rpsc.ru/