методическая работа

Шубникова Наталья Владимировна

методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhanie.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon metod.soobshch._korrrig_upr-ya.doc47 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Трехфазное дыхание в хореографии

Большой ежедневный тренаж мышц учащихся, занимающихся хореографией, требует хорошего развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Овладение рациональным дыханием с детского возраста оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм, помогает выполнять сложнейшую танцевальную нагрузку со значительно меньшим утомлением, нежели без специальной тренировки.

Принципиальной отличительной чертой системы дыхания является фиксация внимания на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох. Пауза используется для того, чтобы вдох осуществлялся самопроизвольно, как естественная потребность. Именно этому важнейшему моменту в большинстве существующих систем дыхания не уделяется достаточно внимания. Произвольный насильственный вдох нарушает привычный, естественный автоматизм дыхания. Очередной вдох всегда должен возникать как естественная потребность в газообмене. При насильственном вдохе получение лишнего запаса воздуха образуется за счет активного растягивания легких вниз и в стороны, т.е. за счет использования так называемого резервного объема легких.

Система трехфазного дыхания не перегружает легкие излишним растягиванием. При выдохе и вдохе используется естественный дыхательный объем воздуха и тот воздух, который может еще быть использован после обычного выдоха. Тренировка дыхательной системы в таких условиях оказывается весьма эффективной, а затрата дыхательных усилий наименьшей.

При неконтролируемой физической нагрузке отдышка, чрезмерная потливость вызывается избытком углекислого газа в организме. Длительный упругий выдох хорошо очищает легкие от углекислоты, а вдох после паузы заполняет кислородом. При тренировках особенно важно и трудно научиться длинному, ровному выдоху через рот. Вдох производится через нос.

Большая часть упражнений для тренировки дыхательного аппарата связаны с развитием контроля над мышцами, благодаря которым осуществляется процесс дыхания. Многие для этого предлагают на выдохе шепотом считать активно произнесенные согласные звуки, которые создаются благодаря артикуляционным препятствиям вытекающей воздушной струе, таким образом, что механизм выдоха остается без изменений. Либо используются различные звуковые сочетания.

По мере освоения заданий, изложенных по нарастающей сложности, дыхание, идущее от естественной потребности вдоха после паузы, начнет осуществляться самопроизвольно и независимо от выполняемых движений. Однако это наступит не очень скоро.

Сама система правильного дыхания не придумана, а «подслушана» и проанализирована у спящего человека, когда он дышит естественно, в крепком сне. Ведь спящему человеку для полноценного отдыха необходимы, главным образом, две вещи: достаточный запас кислорода и хорошая отдача углекислоты, иначе человек не отдохнет.

Организм диктует такое дыхание, которое обеспечивает человеку полноценный отдых.

Как же дышит крепко спящий человек? Почти всегда он спокойно выдыхает воздух через слегка сомкнутые губы, потом останавливается, а затем легко и быстро вдыхает носом. Это дыхание, которое снимает стресс и не допускает переутомления организма. Главным назначением сна является отдых, поэтому во сне все физиологические системы организма, если можно так выразиться, «заняты восстановительной деятельностью», прежде всего это относится к дыханию. Дыхание человека во сне не контролируется сознанием, поэтому управление процессом дыхания целиком передается дыхательному центру. Поэтому процесс дыхания осуществляется оптимальным, естественным образом. И складывается оно не из двух, как мы привыкли думать, моментов – вдоха и выдоха, а из трех:

1. выдох через сомкнутые губы

2. пауза

3. легкий носовой вдох

Эти три момента принято называть фазами.

Первая фаза – выдох, выполняется через рот. Он должен быть длинным, упругим и ровным, но одновременно дозированным, то есть он никогда не выполняется до предела возможностей ваших легких. Иначе появится неприятное ощущение, паузы не получится, а вдох окажется судорожным. Правильность выдоха, как и всего цикла, контролируется неподвижностью плеч. Плечи и грудь при выдохе не должны резко опускаться. Это случается только при неровной воздушной волне, а нужно добиваться выдоха упругого и плавного.

Вторая фаза - пауза. Это очень важный этап дыхания, определяющий оптимальность газообмена при различных состояниях организма. Именно пауза определяет количество воздуха, необходимого для вдоха. Она должна быть естественной и приятной. Затягивать не рекомендуется, так как возникают неприятные ощущения и нарушается вдох – он получается вынужденным и непроизвольно втягивается излишний объем воздуха, что ведет к деформации легких. При этом используется резервный объем легких, что недопустимо, так это ведет к нарушению всей системы трехфазного дыхания.

Третья фаза – вдох. Вдох производится автоматически носом, не затягивая воздух, естественно, без шума или почти бесшумно.

Очень многие при слове «вдох» стремятся активно втягивать воздух в себя. Это нецелесообразно. Чтобы избавиться от такого действия, нужно вообразить процесс дыхания упрощенно: вы выдохнули и ждете, когда появится естественное желание вдохнуть, и тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы войдет в легкие заполнит их насколько требуется. Чтобы подчеркнуть естественность третьей фазы, заменим привычное слово «вдох» условным термином «возврат дыхания». Тогда три фазы дыхания будут выглядеть так:

- выдох (через слегка сомкнутые и поджатые с легким усилием губы);

- пауза (ожидание до естественного желания вдохнуть);

- возврат дыхания (непроизвольный вдох носом).

Для выработки правильного трёхфазного дыхания рекомендуется освоить специальные упражнения, построенные главным образом на использовании речи, так как она выполняется на выдохе. Постепенно в занятия вводятся упражнения, связанные с движением.

Следует сформулировать ряд основных критериев правильности дыхания и соблюдать их, так как они являются основными и чрезвычайно важными:

  1. ни при каких обстоятельствах не следует насильственно втягивать в себя избыточный воздух, особенно ртом
  2. ни при каких обстоятельствах не следует выдыхать весь воздух из легких «до конца»
  3. возврат дыхания должен осуществляться исключительно через нос
  4. в процессе дыхания грудная клетка должна оставаться в спокойном состоянии
  5. дыхание должно осуществляться в основном за счет работы главной дыхательной мышцы – диафрагмы
  6. комплексная тренировка всего дыхательного аппарата
  7. выдох на звуках.

После выдоха наступает вторая фаза – пауза – ожидание возврата дыхания. Губы приводятся в обычное положение в ожидании возврата дыхания при этом главная задача – взять его не раньше и не позже, чем появится необходимость организму. Затем через нос впускается воздух в легкие. При этом следует стараться не добавлять его, и сразу «задуть на свечу» со звуком «пффффф». Опять резко прервать звук и подождать, когда появится желание вдохнуть. Важно научиться, не увеличивать и не сокращать количество воздуха в легких, сохранять постоянный объем, то есть подчиняться своему внутреннему приказу.

Использование упражнений на дыхание во время уроков помогает восстановить растраченные силы после интенсивной нагрузки, во время разминки, переключить внимание учащихся на выполнение следующего задания. Маленькая пауза снимает физическое и психологическое напряжение, это легко можно заметить – дети начинают улыбаться, у них поднимается настроение и с новыми силами они приступают к дальнейшим упражнениям, которые они выполняют с большим энтузиазмом. Таким образом, с помощью дыхания человек, пусть даже и неосознанно, снимает стресс, утомление, отдыхает.

Литература:

  1. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии: Учеб. Пособие для высших и средних учеб. Заведений искусства и культуры. – М.: Искусство, 1979.
  2. Лукьянова Е.А., Сергиенко В.П., Ермолаев О.Ю. Учитесь правильно дышать//Спортивная жизнь России. – 1986. - №К
  3. Лукьянова Е.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. – Трехфазное дыхание
  4. Ермолаев О.Ю. Дыхание на каждый день или учимся дышать правильно
  5. Попова Е.Я.Основы обучения дыханию в хореографии. М.,1968.



Предварительный просмотр:

Корригирующие упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Опорно-двигательный аппарат ребенка дошкольного или младшего школьного возраста находится в активной стадии формирования и на протяжении всего периода роста. Занятия хореографией стимулируют развитие силы мышц, вырабатывают эластичность мышечно-связочного аппарата, а также выносливость организма в целом. Происходит развитие и совершенствование двигательных и других функциональных качеств; таких как скорость, выносливость, ловкость, сила, равновесие. Свидетельствует о совершенствовании мышечных ощущений и вестибулярной устойчивости, точность воспроизведения в пространстве, времени и затраченных для этого усилиях хореографических элементов, комбинаций или комплексов общеразвивающих упражнений.

Одним из наиболее важных аспектов оздоровительной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию правильной осанки. В толковом словаре В.Даля об осанке сказано следующее: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». «Осанкой принято называть привычную, непринужденную позу человека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всего внешнего облика, но и напрямую связана с его здоровьем».[1] Признаком неблагополучия в детском организме являются любые нарушения осанки, которые являются спутниками, сигнализирующими о нарушениях в работе детского организма, и являются спутниками многих хронических недугов.

При ухудшении осанки в организме происходят качественные изменения в работе основных функций организма: кровообращения, дыхания, нарушаются пищеварительные процессы, затрудняется деятельность печени. Понижение окислительных процессов ведет к снижению физической и умственной работоспособности. Зачастую, причиной нарушения зрения, таким как астигматизм и близорукость, ведут изменения в позвоночнике, сигнализирующие о прогрессирующих сколиозе, кифозе или остеохондрозе.

Одна из главных причин ухудшения качества жизни, снижения трудоспособности - это болезни позвоночника. Предрасположенностью к этому зачастую являются нарушения осанки, которые проявляются еще в детском возрасте. По данным «Института человека» Академии Наук Российской Федерации 86% детей в той или иной степени нуждаются в коррекции позвоночника. А болезни позвоночника являются предпосылкой к развитию многих хронических заболеваний. Причиной формирования различных нарушений в осанке является гипокинезия – это недостаток общей двигательной активности, на фоне чего страдает в первую очередь мышечная система.

Виды нарушений осанки

Существуют различные виды искривления позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз, а также дефекты в развитии ног (плоскостопие, Х- и О-образные ноги)..

Кифоз

  1. Kyphos – локализованная в одном месте деформация позвоночника, приводящая к его выпячиванию назад и образованию в этом месте горба. Данная деформация возникает в результате коллапса передней части позвоночника и чаще всего является следствием остеопороза, вторичного злокачественного нароста или туберкулеза.
  2. Kyphosis – избыточное искривление позвоночника кзади, приводящее к появлению горба на спине. Причиной развития мобильного кифоза (mobail kiphosis) может являться нарушенная осанка или слабость мышц спины; также он может возникать компенсируя другое нарушение: например, деформации таза. Причиной фиксированного кифоза (fixed kyphosis) могут быть коллапс позвоночника, юношеский остеохондрит или анкилозирующий спондилит. Более слабые проявления фиксированного кифоза могут являться компенсацией лордоза (искривления позвоночника, обращенного дугой вперед), развившегося в каком-либо другом месте позвоночника. Лечение кифоза зависит от причины его возникновения и может включать физиотерапию, ношение специальных корсетов, а также остеотомию позвоночника при сильных проявлениях заболевания.

Лордоз (Lordosis) - изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, бращеннй выпуклостью вперед. Небольшие лордозы в поясничном и шейном отделах позвоночника являются для человека нормой. Выраженные проявления лордоза могут развиться в юности в результате нарушения осанки или вследствие какого-либо заболевания позвоночника и мышц спины.

Сколиоз – сложная деформация позвоночника, при котором происходит боковое искривление его в плоскости спины и скручивающее (торсионное) вращение позвоночника вокруг своей оси. Лечение сколиоза имеет сложно прогнозируемый результат, эффективность которого во многом зависит от самого больного. В большинстве случаев полностью исправить искривление в детском возрасте возможно лишь при сколиозах 1-2 степени, когда еще нет выраженных необратимых (дипластических) изменений позвоночника. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки прогрессирования болезни. По мере достижения окончания роста организма (16-18 лет) развитие сколиоза останавливается. Считается, что после 20 лет выпрямить позвоночник невозможно. Дальнейшее лечение носит общеукрепляющий и поддерживающий характер (лечебная физкультура, правильный режим дня, физиотерапия и массаж).

Плоскостопие – это процесс деформации связочного аппарата, а затем и костей стопы. Стопа уплощается вплоть до полного исчезновения свода. Это одна из самых частых патологий стопы как во взрослом, так и в детском возрасте.

О-обазные ноги - деформация коленных суставов, при которой внутренние лодыжки соприкасаются, а колени отклонены кнаружи, и между ними имеется промежуток визуально напоминающий букву «О».

Х-образные ноги – вальгусное искривление, при котором расстояние между внутренними лодыжками при прижатых друг к другу коленях составляет более 5 см.

Ключевые правила выполнения корригирующих упражнений.

Для достижения желательных результатов при работе над исправлениями дефектов осанки, корригирующей гимнастикой необходимо заниматься ежедневно, а лучше 2 раза в день: утром и вечером. Это может быть комплекс обычной утренней гимнастики, в которую вводят 3-5 корригирующих упражнений, направленных на исправление определенного заболевания. Упражнения выполняются комплексами, т.е. чередуются в определенном порядке установленное количество раз. Продолжительность занятия варьируется от 15 до 30 минут. В комплекс упражнений рекомендуется включать не только корригирующие упражнения, но и общеразвивающие упражнения на укрепление крупных групп мышц – брюшного пресса и спины.

Темп выполнения упражнений должен быть медленным либо средним для полной проработки проблемных групп мышц и суставо-связочного аппарата. При этом следить за правильным дыханием, которое должно быть глубоким, с упругим выдохом и паузой после нее. Следует логично выстроить последовательность выполнения упражнений, соблюдая основной принцип работы с детьми и для соблюдения правильной работы организма – комплекс упражнений должен быть выстроен от простого к сложному. Нагрузка на организм должна увеличиваться постепенно. Постепенность и правильность выполнения упражнений являются условием обязательным для выполнения. При выполнении этого условия будет достигаться желаемый эффект от воздействия упражнений. Количество повторения упражнений можно увеличивать или уменьшать в зависимости от индивидуального состояния здоровья или физической подготовки занимающегося. Чтобы правильно подобрать комплекс упражнений для исправления конкретного дефекта в осанке, нужно изучить причины, вызвавшие это нарушение, знать, над какими группами мышц и связок необходимо работать и в каком направлении. В комплекс включают 8-16 упражнений, это зависит от назначения и времени проведения занятия. К подбору упражнений нужно подходить индивидуально, в соответствии с необходимостью, и осознанно. При неправильном подборе тренажа можно усугубить имеющиеся проблемы: еще более растянуть мышцы и связки, требующие укрепления, и не укреплять те, которым это необходимо. Таким образом, комплекс упражнений будет работать обратно противоположно.

Заключение.

В системе хореографического воспитания значение корригирующих упражнений очень велико. Физические упражнения создают базу для общей физической подготовки учащихся, способствуют формированию правильной осанки, позволяют проводить мероприятия профилактического и корригирующего характера для укрепления и исправления незначительных патологий опорно-двигательного аппарата

Литература

1. Велитченко В.К. Оздоровительные мероприятия у учащихся с нарушением осанки / Велитченко В.К., Лазарева И.А., Султанова О.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 2010.

2. Виксне З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков: Метод. пособие.- Рига.- 2009.

3. Демидова Е.В., Зузик Ю.А. Уровень развития дошкольников детского образовательного комплекса // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. Краснодар, 2008.

4. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – Изд. Новое слово, 2004 – 111 с.

5. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48 с. – (Методика).

6. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет/авт.-сост. Е.И.Подольская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.

7. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 72 с.

8. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: ФиС.- 2011.


[1] Подольская Е.И.Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет- 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2001



Предварительный просмотр:

Подготовка к parr terre exersice

При изучении хореографических дисциплин во 2 классе по дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» в детской школе искусств реализуется учебный предмет «Танец». Данный учебный предмет представляет собой введение детей в основной курс классического танца, первой ступенью к которому является parr terre exersice. И parr terre exersice является фундаментом к изучению и освоению искусства хореографии через классический танец.

Прежде чем приступать к тренажу parr terre, учащимся необходимо дать понятие опорная и рабочая сторона, правильная постановка корпуса parr terre, а также выработать навык дифференцированной работы мышц. При подготовке к parr terre exersice, необходимо наработать навык выполнения упражнений с натянутой стопой и в целом натянутости мышц ног и всего опорно-двигательного аппарата, при правильной постановке корпуса. Все время нужно следить за тем, чтобы опорная сторона не уходила за рабочей и сохранялось правильное положение корпуса на полу. В дальнейшей работе это даст правильное мышечное ощущение при exersice у станка и при изучении exersice на середине зала, а также в allegro. Разработанные системы упражнений дисциплинируют тело танцора, развивают правильные положения рук, корпуса, головы при выполнении всех элементов тренажа.

Так же немаловажным в классическом танце является выворотность и растяжка, а также эластичность мышц, ахилловых сухожилий, что в первую очередь вырабатывается при работе в parr terre. Этому следует уделять необходимое количество времени, чтобы подготовить учащихся к дальнейшим, все более увеличивающимся физическим нагрузкам на правильных, сформированных мышечных ощущениях.

Для улучшения подвижности тазобедренных, коленных суставов и голеностопа в комплекс упражнений включены подготовка к rond de jamb parr terre, passé а также круговые движения стопами en dedan и en dehors. Подготовка к battement tendus, passé и другие упражнения способствуют увеличению силы ног и формированию стопы танцора. Battement developpes на 45° вырабатывает шаг, силу мышц и выворотность в тазобедренном суставе.

Комплекс упражнений, выполняемых из положения «сидя» («Улитка», «Индийский божок», «Цветок») направлены на укрепление мышц брюшного пресса и спины. А также формируют «правильные» мышечные ощущения, и ощущение натянутости корпуса в целом, являясь одновременно корригирующими для детей с недостатками в осанке, такими как кифоз, лордоз и сколиоз.

Таким образом, упражнения в parr terre закладывают основы, на которых в дальнейшем будут строиться занятия классическим танцем от parr terre exersice, у станка и на середине, до занятий народно – сценическим и современным танцем. Вырабатывается сила мышц, а соответственно и выносливость учащихся, повышается трудоспособность, вырабатывается выворотность и подвижность суставов опорно – двигательного аппарата. Путем растягивания более коротих мышц и сухожилий, и укрепления более растянутых, корректируются недостатки в осанке.