Проект «Вместе с нами в мир профессий»

Полякова Анна Юрьевна

Проект

«Вместе с нами в мир профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_professii.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Вместе с нами в мир профессий»

Содержание

1.

Введение ………………………………………………………………...

3

2.

Перечень РППС в группах по ознакомлению

детей с трудом взрослых ………………………………………………

8

3.

Перспективное планирование по реализации проекта  ……………

11

4.

Заключение ……………………………………………………………..

13

5.

Методическое обеспечение ……………………………………………

14

Введение

Труд  становится  великим  воспитателем,  когда  он  входит  в жизнь наших  воспитанников,  дает радость  дружбы  и товарищества,  развивает пытливость  и любознательность,  рождает  новую  красоту  в окружающем мире,  пробуждает  новое  гражданское  чувство - чувство  созидателя материальных  благ,  без  которых  невозможна  жизнь  человека.

В.А.Сухомлинский

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных  представлений  социального  характера,  в  том  числе  и ознакомлением с профессиями.

У человека все закладывается с детства и профессиональная  направленность  в  том  числе. Как  правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых  профессий  мал,  знания  о  них  минимальны  и  даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном  звене  обучения,  но  и  на  этапе  дошкольного  детства.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают  о  разных  профессиях.  В  зависимости  от  способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка  и  привития  ему  ценности  труда  у  детей  формируется  система знаний  о  профессиях,  интересы  и  отношение  к  определенным  видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна  носить  информационный  характер  (общее  знакомство  с  миром профессий),  а  также  включать  совместное  обсуждение  мечты  и  опыта ребенка,   приобретенного   им   в   каких-то   видах   трудовой деятельности.

Необходимо  развить  у  воспитанников  веру  в  свои  силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше  он будет  знать  и оценивать  свои возможности в  более  старшем возрасте.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе  дошкольного  возраста,  был  разработан  педагогический  проект «Вместе с нами в мир профессий».

Формы и методы работы с дошкольниками:

- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- НОД;

-игры, праздники и развлечения;-

самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только на занятиях , но и на протяжение всего пребывания в детском саду.

Ранняя профориентация будет эффективна при условии  наличия  выстроенной  системы  работы,  разработанного перспективного  плана,  соответствующего  методического  и  наглядного материала.

Участники проекта:

- дети подготовительной к школе группе МДОУ № 14

- воспитатели

- родители

Вид проекта

- Познавательный, долгосрочный

Планируемый результат:

Для  детей:

- у  детей  сформируется  обобщенное  представление  о  структуре трудового  процесса  и  понимание  взаимосвязи  между  компонентами трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

- повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение  уровня  развития  психолого-педагогической компетенции  родителей  и  активизация  их  позиции  в  более  тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Цель  проекта:

Выстраивание  в  дошкольном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:

- развитие  эмоционально-положительного  отношения  к  человеку труда;

- формирование  представлений  о  необходимости  трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие  познавательной  активности,  интереса  к  профессиям взрослых;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование  у  детей  желания  научиться  выполнять  трудовые действия  представителей разных профессий.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный, в процессе, которого разрабатывается идея, ставятся задачи, планируются основные этапы и структура проекта,  подбирается литература, наглядный и дидактический материал, проводится опрос и оценка уровня знаний по теме проекта.  
  2. Основной, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблем и задач проекта.
  3. Продуктивный, в процессе происходит подготовка и представление результатов деятельности.
  4. Заключительный, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.

Проект  построен  на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игр.

Работа над проектом  построена в тесном взаимодействии с родителями и детьми, со специалистами детского сада, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре (модель: воспитатель – дети – родители).

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ:

  1. Привлечь родителей, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя к реализации проекта.
  2. Усилиями воспитателей, детей и их родителей  подобрать иллюстративный материал по теме, настольно-печатные игры, дидактические игры, материалы для игр.
  3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
  4. Планирование работы с детьми по теме проекта, всеми педагогами.

Перечень РППС в группах по ознакомлению

детей с трудом взрослых.

Название уголков по ознакомлению детей с трудом взрослых

Перечень РППС

1.

Строительный (профессия: строитель, каменщик, архитектор)

Крупный и средний строительный материал, конструктор (мелкий, средний), конструктор «Лего», игрушки для обыгрывания, игровой модуль с инструментами (каска, молоток, плоскогубцы, клещи, кисть, линейка и т.д.), каски, кинетический песок, формочки, грузовые машины, специализированные машины, сюжетно-ролевая «Строитель».

2.

ПДД     (полицейский)

Макет, сюжетно-ролевая игра «Полицейский» с атрибутами по данной профессии: фуражка, жезл, свисток, полицейская машина, рация.

В холле детского сада установлена детская площадка «ПДД»

3.

01 (пожарники, МЧС, спасатели)

Крупный строительный материал, конструктор (мелкий, средний), игрушечный огнетушитель, в группах   имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки – передвижки, настольно - печатные игры.

4.

Фермер  (аграном, комбаньор)

Огород на подоконнике; игрушки для обыгрывания; демонстрационный материал «Огород», «Сад», « Что дает нам земля», «Откуда берется хлеб».

5.

Больница (врач, лаборант)

Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека»:

игрушечные атрибуты из пластика-банки, стетоскоп, шпатели, градусники, халаты врача, шапочки, таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, шприцы, бинты.

6.

Почта (почтальон)

Посылки –небольшие; открытки, телеграммы, письма в конвертах, сумка, костюм почтальона.

7.

Магазин (продавец, кассир)

Прилавок или витрина, несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках над прилавком (молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары), кассовый аппарат, сумка.

8.

Школа (учитель, директор, завуч, хореограф, библиотекарь)

Самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки –самодельные формуляры и детские книги; дидактическая кукла – ученица.

9.

Парикмахерская (парикмахер, визажист, косметолог)

Зеркало и различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера из духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены, плойки и т.д.;

Перспективное планирование по реализации проекта.  

Месяц

План работы

Форма ознакомления с профессиями

сентябрь

Профессии в детском саду. (воспитатель, заведующий, старший воспитатель,  муз. руководитель, прачка, мед. сестра, завхоз, повар,   сторож и тд.)

Экскурсии по детскому саду, беседы, презентация «Профессии в детском саду», моделирование сюжетно - ролевой игры «Детский сад».

Консультации для родителей -«Профориентация детей в дошкольном образовании»

октябрь

Врач. (специальности профессии врач, мед. сестра)

Беседы, экскурсии в процедурный кабинет,  сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», презентация :

« Добрый доктор Айболит»

ноябрь

Водитель, таксист

Беседы, наблюдения, сюжетно-ролевая игра, презентация: «Профессия водитель», «Поедем в гости к бабушке», занятия по теме.

декабрь

Продавец, фармацевт (маркетолог)

Беседы, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, презентации: « Магазин».

Экскурсия с родителями «Поход с папой в магазин. Мамины помощники»

январь

Строитель (специальности –каменщик, плотник, маляр, сантехник, кровельщик, электросварщик)

Беседы, презентации: «Строитель», проведение занятий по теме, сюжетно –ролевая игра «Строитель»

Изготовление альбома ««Профессии родителей»»

февраль

Отдел полиции. Пожарная часть

Беседы, экскурсии, проведение занятий по теме, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры

март

Ателье (швея, модель, раскройщица)

Беседы, экскурсии в ателье, мастер –класс: составлению выкройки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, просмотр журналов моды.

Совместное творчество с родителями «Модницы» - изготовление одежды для кукол.

апрель

Парикмахер. Косметолог

Беседа, сюжетно – ролевая игра, экскурсии, дидактические игры

май

Все профессии нужны, все профессии важны.

Игровая программа «В мире профессий»

Заключение

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду, здоровому образу жизни.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки,  приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, дети с удовольствием рассказывали о профессиях своих родных, делились информацией со сверстниками.

Методическое обеспечение

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

  1. Гусева Т. Кем быть? / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.
  2. Кузнецова С. Конкурс парикмахеров / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.

  1. Загадки о профессиях.URL: http:/www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/

  1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие – Балашов: Издательство «Николаев», 2004.

6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.

7. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012.

8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.

9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М.,ТЦ  Сфера 2014

10. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Метод. Пособие М.,ТЦ  Сфера 2014

11. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. М.,ТЦ Сфера 2014г.

  1. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.,ТЦ Сфера 2014г.
  2. Алябьева Е.А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М., 2014.
  3. Жаренкова Н.З., Муртазина О.В. Знакомимся с профессиями. Долгосрочный проект для старших дошкольников.- М.: Детство-пресс, 2014.
  4. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок Профессии. - М.: Детство-пресс, 2014.
  5. Кем я стану? Серия «Твой удивительный мир» - М.: ГеоДом, 2016

17. Серия «Мир в картинках ФГОС» – Инструменты домашнего мастера, музыкальные инструменты.-М.: Мозаика-Синтез, 2016

18. Серия «Рассказы по картинкам ФГОС» - Кем быть? В деревне. - М.: Мозаика-Синтез, 2016

19. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2016.