"Праздник для всех!"

Борисова Т.В.

из опыта организации мероприятий в творческих объединениях ЦВР "Академический"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gortsevskaya_borisova.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Праздник – для всех!»

Из опыта организации мероприятий в творческих объединениях

Центра внешкольной работы с детьми и молодежью «Академический»

Авторы: Борисова Т.В.,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Горцевская Ю.С.,

педагог-организатор

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, и дети, как правило, ожидают, чтобы взрослые помогли им определить путь дальнейшего развития.

При этом важной педагогической задачей формирования личности является выработка единства слова и дела, активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности у учащихся. Особое внимание уделяется изучению проблем духовно-нравственного воспитания, формирующего внутренний мир личности, развитию soft skills («гибких» навыков) детей.

Превратить гуманистические ценности образования в объект духовных потребностей ребенка ‒ задача большой степени сложности. Психологическими условиями, сопровождающими  реализацию этого процесса, являются:

  • эффект сопричастности (приобщение ребенка к «взрослым» проблемам, пробуждение у него отношения личной заинтересованности, нахождение схожести в ситуациях и поведении);
  • эффект сопереживания (понимание чувств ребенка, проявление сочувствия, сопереживание);
  • эффект противодействия (проявление личностных качеств при отстаивании своей позиции);
  • эффект преодоления;
  • эффект снятия напряженности (особого состояния внутреннего дискомфорта). 

Важную роль в решении задач воспитания с учетом указанных психологических особенностей играет дополнительное образование детей.

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим.

Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование создает юному человеку условия для активного времяпрепровождения. Если ребенок активно реализует себя, решает социально значимые задачи, частично выходит в профессиональное поле деятельности, у него появляется гораздо больше возможностей сделать безошибочный выбор и достичь в зрелом возрасте высоких результатов.

Ежегодно тысячи мальчиков и девочек приходят в различные творческие коллективы, в которых происходит процесс формирования их потребностей и интересов, где реализуются, направляются и развиваются творческие способности. Но образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Для поддержания и сохранения благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе педагог должен:

  • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
  • уважать точку зрения учащегося, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
  • не применять явной системы оценок деятельности ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
  • иногда творить и играть вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
  • больше внимания уделять организации творческого процесса, созиданию, направленному на поддержание этого процесса, а не результатам;
  • поддерживать на занятиях у себя и у детей преимущественно положительный эмоциональный фон - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств.

Например, хореография - достаточно сложная «наука», в ней очень много своих особых правил: кроме того, что надо запоминать названия движений, нужно еще и методически грамотно их исполнять из занятия в занятие, неоднократно повторяя одно и то же! Выдерживают не все, и чаще всех нас покидают дети, которые пришли «танцевать», как бы странно это не звучало. Когда они узнают, что кажущаяся легкость требует напряженного труда, отсутствия пропусков занятий без уважительных причин, интерес к «танцу» у них быстро проходит.

Усвоить и осознать само понятие «коллектив», ощутить сопричастность к коллективному творчеству помогают праздники внутри детского коллектива. «Грамотно организованный» праздник радует, укрепляет здоровье ребенка, способствует формированию положительных личностных качеств.

Особенности подготовки и проведения мероприятия для учащихся творческих коллективов заключаются в том, что, как правило, они сами являются главными действующими лицами праздника и артистами, которые выступают на сцене для своих родных и друзей. А это означает, что для них «праздничная составляющая», которая имеется у обычных зрителей (восторг от увиденного, элемент неожиданности) сводится к минимуму, так как они принимают непосредственное участие в подготовке мероприятия, заранее знают, что будет происходить на сцене. Чтобы избежать этого и как-то разнообразить программу, объединив учащихся со зрителями, педагогу и педагогу-организатору, занятым подготовкой такого мероприятия, стоит придумать небольшие «интерактивы» - сюрпризы для виновников торжества.

        Такой прием был использован при разработке сценария закрытия юбилейного сезона театральной студии «Балагуры» Центра внешкольной работы с детьми и молодежью «Академический». Изначально педагог студии хотела вручать ребятам награды, организовав своеобразную церемонию награждения. Учащиеся старшей группы были разделены на подгруппы, исходя из номинаций. Далее встал вопрос: как же правильно обосновать и вручить награды. Проводить голосование нецелесообразно, так как задача стояла не выбрать лучшего из лучших, а наградить всех за «выслугу лет». Было решено, выбрав тему всего праздника как некий «творческий экзамен» (многие ребята занимаются более четырех лет), прямо на сцене проводить испытание, и за результат вручать награду. Это было сюрпризом и для зрителей, и для самих юных артистов.

        Если коллектив состоит из большого количества групп, то можно заранее продумать для них задание, которое они должны выполнить, и это станет частью праздника. Хорошо, когда эти задания не просто на отвлеченную тему, а тесно связаны с направлением деятельности коллектива.

Музыкально-хоровая студия «Галактика» ежегодно проводит праздник «Посвящение в студийцы», принимая в свои ряды новых талантливых учащихся. Студия включает в себя семь хоровых коллективов, которые по традиции в начале праздника исполняют творческую «визитку», представляя себя. Тематику праздника подсказало название студии – «Галактика»: все хоры являются созвездиями внутри нее, а новые участники – звездочками, появившимися в них. Например, в одном из сценариев космический пират очень хотел захватить неизвестную ему галактику, но ребята не испугались, и при помощи своего главного оружия – музыки – смогли победить его. Особенностью этого праздника была полная интерактивность, непрерывное общение ведущих и ребят. Под руководством педагогов дети придумали свой ритмический рисунок и мелодию, и затем «все слилось в едином звучании».

        Праздник, приуроченный ко дню рождения коллектива, помимо ярких концертных номеров может быть наполнен творческими мини-поздравлениями, зарисовками-этюдами от самих учащихся. Так, концерт ко дню рождения студии танца «Глобус» был построен как танцевальный баттл между группами, где каждая команда имела свое название и перед номером признавалась в любви родному коллективу при помощи пластики, музыки, а одна из групп даже придумала зарисовку в жанре капустника, объединив смешные воспоминания из поездок.

        Традиционные праздники, проводимые в ЦВР «Академический», такие как День семейного отдыха и День воспитанника, представляют учащихся как зрителей, как непосредственных адресатов, а не артистов. Во время праздничной недели, посвященной Дню рождения Центра, для младшего возраста было проведено посвящение с выходом в коллективы, для среднего – театрализованная игровая программа, отражающая все творческие направления Центра, для старшего – дискотека с интерактивными вставками.

        День семейного отдыха, по традиции, всегда завершается концертом. Так, в 2016 году было принято решение наполнить его творческими номерами родителей учащихся. Хор родителей «Глория», родители студии испанского танца фламенко «Саэта» и студии танца «Глобус», а также фортепианные дуэты родителей и детей стали не просто украшением праздника, а были гармонично вписаны в сценарно-режиссерский ход. По легенде Центр внешкольной работы был превращен в киностудию, которая снимала фильм в рамках Года российского кино. Фильм был уничтожен коварными инопланетными захватчиками, которые дали всего один час на то, чтобы его смогли восстановить. После того, как пройдя по всем павильонам и пересняв исчезнувшую картину, все учащиеся с родителями вернулись в зал, концерт стал так называемым «монтажно-тонировочным периодом» кинопроизводства. Хор «записал» для нас оригинальный саундтрек, национальные танцы родителей добавили колорита и массовые сцены, дуэты подарили узнаваемые инструментальные темы фильму.

        Участие родителей в организуемых праздниках наравне с детьми, безусловно, сближает. Ярким примером такого взаимодействия явилось тематическое мероприятие в преддверии Международного женского дня для мам и воспитанниц старшей группы студии танца «Глобус», в котором совместно участвовали мамы и их дочери. Сначала они демонстрировали свои знания в викторине, затем каждая девочка при помощи своей мамы должна была на скорость принести предмет, необходимый танцору. После чего уже только мамы должны были отгадать зашифрованные песни и пропеть их. В течение всего праздника состав команд менялся – сначала мамы соревновались друг с другом, потом команды «смешивались», в какой-то момент команда мам объединилась против команды дочерей. Финальным испытанием стал танцевальный конкурс в формате «Just dance», когда на экран проецировалось видео с определенными движениями, и все должны были их слаженно повторять. Общий танец еще больше сплотил участников, и мамы смогли ощутить себя на месте своих девочек.

        Все описанные мероприятия для учащихся объединяет одно – они были проведены с использованием приема театрализации. Для каждого был придуман ход (захват галактики космическим пиратом, создание вакцины творчества, танцевальный баттл, разгадка секрета Страны Танца, съемки фильма, творческий экзамен), написан оригинальный сценарий, проведена подготовительная работа. При подготовке мероприятия для учащихся следует учитывать:

  • чем занимается коллектив, что помогает найти правильное направление в создании идеи праздника;
  • возможность и необходимость сотрудничества с художественным руководителем и педагогами для создания концепции мероприятия;
  • все технические возможности места проведения, в том числе мультимедийные (переносить испытания на экран или часть действия – обращение захватчиков);
  • необходимость использования активной и интерактивной модели взаимодействия, для максимального вовлечения зрителей в процесс.        

На наш взгляд, детей в коллективе удерживают:  

  • личность педагога;
  • правильно выстроенное занятие, где можно и поработать, и повеселиться, и поговорить о важном и не очень;
  • творческая деятельность разного уровня, где можно проявить себя и перед одноклассниками, и перед жюри международного конкурса, а потом пробежаться с кубком по Центру и по школе;
  • внутренняя «жизнь» коллектива. Это праздники, которые готовят совместно и педагог, и дети, и родители. Это совместные поездки в театры, на экскурсии, походы в лес, на озера, посвящение в члены коллектива, дни рождения учащихся, выпускные вечера, совместные встречи родителей  и детей…

Именно внутренняя «жизнь» коллектива привлекает и удерживает большинство детей в дополнительном образовании. У многих из них нет особых данных для занятий, например, хореографией, таких как высокий подъем, выворотность, танцевальный шаг, гибкость, но все это замещается огромным желанием жить интересной творческой жизнью.

Таким образом, члены творческого коллектива – это дети, которым нужно дарить праздник. Они часто находятся по ту сторону действа, и им как никому другому важно чувствовать себя участником праздника, который создается для них.

Большая удача, когда родители рядом с ребенком, в курсе его внешкольных занятий, могут общаться с ним на равных, соревноваться и разделить радостные моменты праздника.

Совместная работа педагога, детей и родителей - залог успешного существования коллектива и способ разрешения многих детских и подростковых проблем по общению со сверстниками и взрослыми.