Педагогическое мастерство и мышление учителя.

Герасёва Светлана Сергеевна

Конспект-лекция  содержит понятия и определения сущности педагогического искусства, понятия о направленности личности учителя, профессиональном самовоспитании учителя и будущего учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_masterstvo_i_myshlenie_uchitelya.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое мастерство и мышление учителя.

#1055;едагогическое мастерство как характер мышления учителя.

  • Гуманистическая направленность личности педагога.
  • Профессиональные знания.
  • Педагогические способности.
  • Педагогическая техника.

Основной характеристикой педагога является педагогическое мастерство. Ученые по-разному определяют это понятие, это:

  • Высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в определенное время педагог достигает оптимальных результатов. (Время –это критерий оценки творческого мастерства.Н.В.Кузьмина).
  • Синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личных качеств учителя. (А.И.Щербаков).
  • Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. (Н.Н, Тарасевич).

Педагогическое мастерство-это самоорганизующаяся система в структуре личности. Основными структурными компонентами ее выступает:

  1. Гуманистическая направленность личности, позволяющая целесообразно, с требованием современного общества выстроить педагогический процесс.

#1055;рофессиональные знания, которые являются фундаментом развития педагогического мастерства, дающие ему глубину развития.

#1055;едагогические способности – обеспечивают успешность организации педагогической деятельности и дальнейшего совершенствования педагогического мастерства. Педагогическая техника, которая позволяет все средства все средства педагогического воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав профессиональных знаний и направленности личности учителя. Условием успешности профессионального развития являются педагогические способности. Средства, придающие целостность системе - это умения в области педагогической техники.

Направленность личности учителя. Ученые выделяют насколько вариантов направленности личности учителя:

  • Направленность на себя. Учитель на уроках пытается самоутвердится и реализовать свои способности.

Направленность на педагогический процесс: учитель в постоянном поиске новых интересных методов, форм учебной деятельности обучающихся.

  • Направленность на детей. Целью такого учителя является развитие ребенка. Все другие цели подчиняются этой центральной цели, которой обуславливается выбор содержания, методов, средств всей педагогической деятельности.

Для современного учителя ведущей должна стать гуманистическая направленность личности, которая может быть определена в следующих формулах: «Не ребенок для учителя, а учитель для ребенка», «Интересы развития ребенка – прежде всего.», «Любите ребенка, не смотря на имеющиеся у него недостатки». Гуманистическая направленность учителя, чувство ответственности перед обществом за будущее его детей, осознанную устремленность и большую любовь к детям.

Л..Н. Толстой: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам – он совершенный учитель». «Современная активность педагога проявляется именно в его любви к детям. Социальная ответственность в способности отдать свое сердце детям» - В.А, Сухомлинский. Учителю важно обладать светлым умом, который помогает ему правильно оценивать ученика, грамотно ставить цель и выбирать гуманные средства взаимодействия с учеником. Учитель светлого ума видит противоречия и недостатки ученика, но они не заслоняют от него потенциальные возможности. Он оценивает ученика по взлетам, а не по ошибкам и провалам. Учитель должен быть таким человеком, который умеет прощать детей. В каждом ребенке уметь разглядеть то хорошее, что не видно. Быть оптимистом. Паскаль сказал: - «Чем умнее человек, тем больше хорошего он видит».

#1055;рофессиональные знания учителя.

Фундаментальной остовой педагогического мастерства выступают профессиональные знания. Ученые выделяют несколько уровней профессионального педагогического знания:

#1052;етодологический уровень – философские знания, в том числе знания методологических подходов к исследованию педагогических явлений; знание законов, закономерностей развития общефилософского плана.

#1058;еоретический уровень – знание законов, закономерностей, принципов организации педагогической деятельности, форм ее организации.

#1052;етодический уровень - это знания, позволяющие планировать, моделировать или конструировать педагогическую деятельность.

#1058;ехнологический уровень - это знания, позволяющие решать конкретные задачи обучения и воспитания в различных педагогических ситуациях. Содержание профессиональных знаний учителя составляет прежде всего знание преподаваемого предмета. Учитель должен отлично знать также педагогику и психологию.

Важной особенностью профессионального педагогического знания является его компетентность, что требует от учителя способности синтезировать изучаемые науки. Важной характеристикой профессионального знания является и личная окрашенность. Интерес учащихся к тому или иному предмету прямо пропорционален интересу учителя и его предмету. Мастерство педагога в очеловечивании и одухотворении знаний, которые не просто передаются из книг в аудиторию, а излагаются как свой взгляд на мир. Настоящий педагог – это всесторонне высоко образованный и эрудированный человек. На основе профессиональных знаний формируется педагогическое сознание, которое определяет всю профессиональную деятельность учителя.

«Настоящий учитель – мастер своего дела –гуманистическая направленность».

Учитель осуществляет важнейшую социальную функцию-духовное воспроизводство человека, а значит и всего общества поэтому особое место в характеристике учителя занимает его социальное сознание и социальные качества.

Педагогические способности.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида или рода деятельности. Задатки – это индивидуально-психологические предпосылки личности. Задатки превращаются в способности. Педагогические способности можно определить как природные задатки человека, развитые до определенного уровня и позволяющие наиболее успешно, эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Педагогические способности в свою очередь лежат в основе сущности таких понятий как профессиональное призвание, профессиональная пригодность, профессиональная компетентность и профессиональное мастерство. Исследованиями современных ученых (Н.В.Кузьмина, Р.Н.Щербаков, В.В, Гребенкина) установлено, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии, для овладения ею, нужна достаточно жесткая структура педагогических способностей и личностных качеств, которая определяет профессиональную пригодность. Ведущей педагогической способностью выступает способность чувствовать способности и интересы растущего человека. Анализ различных трудов ученых (отечественных и зарубежных) позволяет также выделить следующие педагогические способности:

  • перцептивные способности- перцепция, способность которая неразрывно связана с органами чувств. Это профессиональная зоркость, внимательность, наблюдательность, педагогическая интуиция, эмпатия (способность к сопереживанию, к сочувствию), отзывчивость, чуткость, проницательность. Умение поставить себя на место ученика, понять и помочь ребенку или ученику и т.д.
  • динамические способности. Динамизм – это способность человека к волевому воздействию, внушению и логическому убеждению, и переубеждению. Динамизм предполагает внутреннюю энергию и инициативность, разнообразие видов и методов воздействия на обучающихся. Динамизм также предполагает высокий ритм деятельности и способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Учитель должен всегда быть в «тонусе».
  • Коммуникативные способности. Коммуникативность – это способность к организации педагогического общения. В основе коммуникативных способностей лежит знание и умение устанавливать контакт с другим человеком, вступать в разговор, управлять ходом беседы, участвовать совместной деятельности, в том числе в совместном творчестве, предупреждать и разрешать педагогические конфликты. Коммуникативные способности предполагают наличие у человека таких качеств, как обаяние, расположенность, благожелательность, искренний интерес к другим людям и т.д. Способность преодолевать психологические барьеры в общении, легко вступать в разговор с незнакомыми людьми, способность к организации доброжелательных, дружеских, доверительных отношений.
  • Эмоциональная устойчивость. Это способность педагога владеть или управлять собой – самообладание – это умение владеть своими чувствами, настроениями, умение подавлять в себе нетерпение, раздражение, разочарование и т.д. Умение проявлять терпение, выдержку, сдержанность, т.е. способность к саморегуляции. («Что может быть честнее и благороднее, чем научить других то что сам наилучшим образом знаешь?» Из труда античного философа Марка Фабия Квинтилиана «Наставление оратору»)
  • Способность к аналитическому прогнозированию. Эта способность предполагает наличие у педагога умение находить в каждом ребенке что-то положительное. Верить в его способности, дарования, в возможность его развития и совершенствования его личности, при этом педагог должен уметь оптимистически моделировать будущее каждого своего ученика и верить в перспективы его развития.
  • Креативность-это способность к творчеству. Способность к инновационному стилю научно-педагогического мышления, постоянному самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию.
  • Доминантные способности, или лидерские. Это способности планировать, руководить различными видами совместной деятельности с детьми и их родителями.Доминантность определяется как деловитость. Умение принимать ответственность на себя в группе или в коллективе, увлекать, вести за собой, поддерживать других людей.
  • Экспрессивные способности. Их иногда относят к первой группе-перцептивные способности. Экспрессивные способности = это способность педагога говорить красиво, выразительно. Проявляя яркую эмоциональность, артистичность, демонстрировать богатую мимику, культуру движений и хорошие манеры. Ян Амос Коменский писал; - «Учителями должны быть люди честные…», «Каждый педагог-это личность, особая порода, свой стиль.» - писал В.Н.Сорока-Росинский.

Профессиональное самовоспитание учителя и будущего учителя.

  1. Осуществлять профессиональное самовоспитание учителя.
  2. Мотивы и этапы самовоспитания учителя.
  3. Методы и средства самовоспитания будущего учителя.

Самовоспитание-это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствовании своей личности. Это осознанное управление самой личностью, саморазвитие, в котором в соответствии с потребностями и интересами общества (общества и самого человека) планомерно формируются качества и способности человека. Самовоспитание представляет собой одновременно социальное, психологическое и педагогическое явление. В основе самовоспитания лежит противоречие между тем, каким человек должен быть (это определяется как обществом, профессией, так и самим человеком), и тем, какой человек есть на данный момент. Реализация этих противоречий – есть основной механизм развития личности. Самовоспитание не есть простое приспособление, саморегуляция человеком своего поведения на уровне конкретных поступков в соответствии с социальной ситуацией. Это последовательное совершенствование в целом личности и отдельных ее качеств. Толчком к самовоспитанию человека чаще всего выступают внешние процессы и требования, которые к нему предъявляют. Постепенно, по мере осознания личности себя как объекта (на самом себе) самовоспитания, она становится все более устойчивой и самостоятельной силой.

Профессиональное самовоспитание включает в себя два основных направления деятельности: 1) деятельность по развитию и совершенствованию узкоспециальных знаний, умений, качеств, компетенций; 2) деятельность по совершенствованию не специфических для данной профессии, но профессионально значимых качеств личности. Как правило, активное профессиональное самовоспитание начинается с того, как студент среднего или высшего профессионального образования обстоятельно знакомится с выбранной профессией, с требованиями, которые она ему предъявляет. Профессиональные требования к личности учителя, будучи осознанными и принятыми, становятся теми внешними требованиями, которые побуждают к активному действию.

Ученые выделяют следующие этапы самовоспитания:

  1. Этап утверждения позиции учителя и самопознания.
  2. Этап программирования и моделирования изменений своей личности.
  3. Этап реальных действий по самоизменению в допрофессиональной деятельности; а) этап воображения и предвидения (как бы я поступил, если… в определенной педагогической ситуации); б) этап упражнений в педагогической деятельности. Отработка педагогических приемов и овладения педагогическими технологиями.
  4. Самовоспитание в процессе профессиональной педагогической деятельности: а) этап адаптации учителя к своей профессии: первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологий на практике; б) этап самоактуализации учителя в профессии. Осознание учителем своих возможностей, саморазвитие себя средствами профессии: целенаправленное и сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных качеств. Утверждение индивидуального педагогического стиля. («Каждый учитель-личность», В.Н. Сорока-Росинский. «Описание учителей»); в) этап свободного владения учителем профессией на уровне мастерства, гармонизация учителя с профессией: усвоение высоких стандартов профессии. Повторение на хорошем уровне кем-то раньше подготовленных методических пособий, разработок, образцов; г) этап свободного владения учителем профессией на уровне творчества: обогащение опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствованных педагогической деятельностью.

Цели самовоспитания:

-выработка умений и навыков самонаблюдения и самопознания;

-овладение умениями проектировать изменения в своей личности;

-овладение методами управления своим поведением и развитием своих качеств;

-овладение аутентичной тренировкой и развитием у себя умение управлять своим физическим и психическим состоянием;

-овладение педагогическими технологиями.

Ученые выделяют следующие мотивы самовоспитания:

#1051;ичностные мотивы – я развиваюсь.

2. Узкосоциальные.

#1055;рофессиональные.

#1064;ироко - социальные мотивы.

Средства самовоспитания будущего учителя: главным условием и средством профессионального самовоспитания является адекватная реальная педагогическая деятельность. К дополнительным средствам самовоспитания относится чтение книг, знакомство с различными видами искусства, предметами культуры, быта, изучение опыта известных педагогов.

Методы самовоспитания: методы – это средства изучения и изменения человека. Ученые выделяют несколько:

#1052;етоды самопознания:

а) метод самонаблюдения,

б) метод самоанализа- анализ каждого поступка, ежедневный отчет о прожитом дне анализ проведенного урока или воспитательного мероприятия. Анализ отрезка своей жизни,

в) самоиспытание (проба сил), анализ критических отзывов педагогов, учеников, родителей, товарищей.

#1052;етод самооценки.

#1052;етод самообладания и самовоздействия. К этой группе методов относятся: самоубеждение, самовнушение, методы, связанные со снятием напряжения и приведение своего организма в спокойное уравновешенное состояние. #1052;етоды: самостимулирования:

-самоодобрение;

-самокритика;

-самопринуждение;

-самонапоминание;

-самозапрещение;

-самоотказ:

-самоутешение.

Литература:

#1054;сновы гуманной педагогики. Воспитание и развитие личности. Амонишвили Ш.А. Амрита Русь с.

#1054;сновы педагогического мастерства: [Учеб. пособие для пед. спец. вузов / И. А. Зязюн и др.]; Под ред. И. А. Зязюна. - Москва: Просвещение, 1989.

#1053;а пути к профессиональному совершенству : Кн.для учителя|/Н.В.Кухарев.-Москва :Просвещение, с.