проект
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Курганинский многопрофильный реабилитационный центр"
Социально – значимый проект для детей инвалидов
и детей с ОВЗ «Новогодние чудеса!»
Руководитель проекта:
Письменная Лидия Егоровна
г. Курганинск
2025 год
Жизнь дана на добрые дела.
Актуальность проекта.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.
Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие подарки принято дарить. В проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси,. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляли знания о жанрах художественных произведений.
При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково- исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодние чудеса»
Каждый "особенный" ребенок требует к себе особого отношения.
Известно, что в силу своего состояния здоровья такие дети не всегда могут посещать образовательные учреждения.
Реабилитационный центр дает реальную возможность своего индивидуального пути развития с учётом его интересов, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, создает ему “ситуацию успеха».
Зачастую работа с такими ребятами носит разовый характер, акции и праздники, для детей данной категории. На таких мероприятиях дети зачастую чувствуют себя гостями или зрителями, что ведет к низкой социализации детей данной категории.
Эти обстоятельства делают крайне актуальным проведение работы по созданию условий для социализации "особенных детей".
Данный проект подтвердит, что все дети должны расти и развиваться вместе, не делясь на больных и здоровых.
Наш проект позволит им почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставит возможность общения со сверстниками. В ходе реализации проекта ребята узнают много нового и интересного о самом волшебном празднике – Новый год.
Цель проекта: развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, приобщение их к культуре и истории России через знакомство с традициями празднования Нового года.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Провести опрос детей по теме: «История Нового года в России»
- Создать инициативную группу по реализации проекта.
- Изучить материал по теме проекта.
- Разработать план мероприятий по реализации проекта.
- Подготовить не обходимый материал для интерактивных занятий и мастер-классов.
- Снизить изоляцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
- Организовать творческую досуговую деятельность детей данной категорий.
- Провести анализ результатов работы.
Проект включает три направления:
- формирование культуры общения детей разных категорий;
- формирование способности к самопознанию и позитивного отношения к себе;
- формирование социально значимых качеств, таких как любовь к Родине, уважение, взаимопонимание и взаимоподдержка.
Проект охватывает все возрастные группы, от 7 до18 лет.
Проект реализуется в соответствии следующих принципов:
- Мотивационная готовность. Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности детей и подростков в работе
- Принцип возрастного соответствия – содержание, формы и методы работы должны соответствовать психологическим особенностям детей
- Принцип физиологического соответствия – содержание, формы и методы работы должны соответствовать особенностям состояния здоровья детей
Данный проект может использоваться в общеобразовательных учреждениях, на базе учреждений дополнительного образования, в детских домах и общественных организациях по работе с детьми-инвалидами.
Целевая группа: дети и подростки 7-18 лет
Место реализации проекта: Курганинский многопрофильный реабилитационный центр
Партнеры проекта:
- Педагоги "Курганинского многопрофильного реабилитационного центра"
- Родители
- МКУК "Курганинская межпоселенческая централизованная библиотечная система"
- МАУК "Молодежный центр "Радуга"
Миссия проекта: – познакомить с традициями празднования Нового года в России, через творческую деятельность. Социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ через совместную работу.
Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на 2 месяца, с декабря 2024 года по январь 2025 года, с последующим пролонгированным, после анализа полученных результатов
В ходе деятельности по реализации мероприятий проекта большое внимание будет уделяться различным формам работы с семьёй. Родители – наши большие помощники в организации различных мероприятий, праздников.
Мы хотим, чтобы «особенные» дети научились жить в этом мире, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими людьми.
Формы и методы работы:
Интерактивный метод – ориентирован на широкое взаимодействие ребят друг с другом и на доминирование активности ребят в процессе организации и проведения мероприятий. Место руководителя проекта сводится к направлению деятельности ребят на достижение цели проекта.
Цель состоит в создании комфортных условий, при которых участники проекта чувствуют свою успешность.
Помещение и материалы, необходимые для занятий
Помещение для занятий должно быть:
- Достаточно просторным для проведения подвижных техник, но не слишком большим, так как это нарушает ощущение безопасности.
- Без острых углов и опасных мест.
- Всегда одним и тем же, чтобы не нарушалось ощущение безопасности.
- Достаточно светлым и проветриваемым.
- Стулья в помещении должны легко перемещаться.
- Должна быть возможность крепить ватман к стенам или к доске.
- Должна быть возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование.
Необходимые материалы:
- Цветные карандаши, ручки, фломастеры
- Бумага
- Скотч
- Ножницы
- Материал для декораций
- Костюмы для проведения театрализованных представлений,
- Электронный носитель с материалами для проведения мероприятий
Аппаратура:
- Проектор
- Экран
- Ноутбук
- Колонки
- Телевизор
Критерии оценки эффективности проекта:
Количественные показатели:
- Сколько человек приняло участие в проекте.
- Сколько мероприятий было разработано и проведено.
- Сколько было задействовано организаций и различных структур.
- Сколько мероприятий освещено в социальных сетях.
Качественные показатели:
- Включение в социум детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Расширение социальных контактов семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Приобретение знаний по теме проекта.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Развить интерес к культуре и истории России.
- Снизить изоляцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в социуме.
- Организовать творческую досуговую деятельность детей разных категорий.
- Приобрести новых друзей.
- Найти партнеров среди родителей и общественных организаций.
Информирование в СМИ:
- Социальные сети.
- Сайт "Курганинский многопрофильный реабилитационный центр"
Этапы реализации проекта
Название этапа | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
подготовительный | опрос детей по теме проекта | руководитель проекта | декабрь 2024 |
анализ полученной информации | |||
сбор команды единомышленников | |||
Организация работы творческой группы (разработка плана проводимых мероприятий) | |||
организационный | Организация координации и взаимодействия работы по привлечению детей, родителей и педагогов. | руководитель проекта | декабрь 2024 |
основной | Организация и проведение мероприятий согласно плану. | руководитель проекта, социальный педагог по творчеству | декабрь 2024 январь 2025 |
Привлечение к работе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. | |||
аналитический | Подведение итогов реализации проекта | руководитель проекта социальный педагог по творчеству | февраль 2025 |
Обсуждение планов дальнейшей работы в данном направлении. |
План мероприятий по реализации социального проекта
«Новогодние чудеса!»
№п\п | Название мероприятия | Дата реализации |
1 | Интерактивное занятие «История Нового года в России» | декабрь |
2 | Выставка рисунков и творческих работ «Творчество без границ» | декабрь январь |
3 | Новогоднее театрализованное представление «По следам бременских музыкантов» | декабрь |
4 | Игровая программа "Зимние забавы" | январь |
5 | Мастер-классы: -«Новогодняя игрушка», – «Символ Нового года», – «Рождественская открытка», – «Новогодняя открытка» | декабрь январь |
6 | Подведение итогов реализации проекта | февраль |
Источники:
- ФЗ «Об образовании в Российской федерации. Ст. 3, п.8; п. 27.» № 273-ФЗ от 29.12.2012
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. от 31 марта 2022 г. № 678-р
- Ковалец И.В. АЗБУКА ЭМОЦИЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: Издательство: Москва Владос,2004
- М.С. Старовёрова НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ Издательство: Москва Владос,2011
5.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Чернухин О.А. Издательство: Немо Пресс, 2007
6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016
7. Интернет-источники
Анализ педагога-организатора о проделанной работе
за 2019-2020 учебный год и за первое полугодие 2021г.
Письменная Лидия Егоровна педагог-организатор, стаж работы 8 лет. Образование высшее, прошла курсы переподготовки
В 2019-2020 учебном году планирование работы было определено таким образом, чтобы воспитательный процесс соответствовал целям и задачам центра.
Вся работа строилась на основе сотрудничества детей, родителей, педагогов и администрации центра. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.
Работа была направлена на выявление и развитие способностей у детей, формирование духовно-нравственной, нравственно-эстетической, физически здоровой, творчески мыслящей личности.
Предметом моего труда как педагога-организатора являются дети и их родители.
Главная моя задача как педагога-организатора, заключалась в том, чтобы стать для ребят не руководителем, а старшим товарищем в трудной, но интересной работе.
В начале учебного года были поставлены следующие задачи:
- обучение детей умению организовать свой досуг;
- формирование общей культуры, эстетических и этических норм;
- развитие у детей гражданственности, нравственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье.
- Привитие интереса к принятию участия в различных мероприятиях проводимых как внутри центра, так и за его пределами.
Эти задачи выступали ориентирами годового планирования. Вся практически деятельность была направлена на их решение.
В течении года я организовала различные мероприятия, которые способствовали повышению интереса и желание участвовать в мероприятиях (СЗМ, культурно досуговых, онлайн, клубах). Совместная подготовка к участию в мероприятиях позволила улучшить детско-родительские отношения. Совместное участие в мероприятиях способствовало развитию позитивных качеств ребёнка и повышение самооценки.
Социально значимые мероприятия проходили в тесном взаимодействии с «Куранинский культурно-досуговый центр», «Кинотеатр «Победа», «Молодежный центр «Радуга», «Курганинская межпоселковая централизованная библиотечная система», «Курганинский исторический музей». За отчетный период проведено 28 мероприятий разной направленности, включая и внеплановые, а также в режиме дистанционного обучения.
Приняли участие в Акциях, проводимых в мультимедийном пространстве: «Бессмертный полк, акция «Окна Победы», всероссийская акция «Георгиевская ленточка онлайн». Мероприятия патриотической направленности служат формированию личностных качеств детей, социализации личности. Эмоциональный заряд от общения с этими людьми, меняют отношение к ним, заставляют задуматься и осмыслить историю своей страны и его народа.
В нашем реабилитационном центре работают три клуба:
- Клуб «Гармония» (нравственно-эстетическое воспитание)
- Клуб «Храм души моей»(духовно-нравственное воспитание)
- Клуб «ОБЖ» (охрана безопасности жизнидеятельности)
По каждому из указанных направленностей, была проделана большая работа. Разработаны программы работы клубов, составлены перспективные планы работы на год. За 2019-2020гг и первое полугодие 2021г было подготовлено и проведено 33 мероприятия разной направленности, включая и внеплановые, а также в режиме дистанционного обучения.
В заключении хочется сказать, что год выдался очень насыщенным различными мероприятиями, иногда они накладывались один на другой, особенно первое полугодие. Как всегда, основная нагрузка ложилась в основном на активных обучающихся. Но при хорошей организации своего времени ребята успевают и активно участвовать в общественной жизни и хорошо учиться.
Воспитательная система центра традиционная, основным фактором
развития, которой является давно сложившиеся традиции, передаваемые из поколения в поколение. Работа строилась по следующим направленностям:
- Патриотическая деятельность;
- Культурно-досуговые мероприятия;
- Экологические мероприятия;
- Духовно-нравственное воспитание;
- Физкультурно-спортивная.
Вывод: К сожалению этот учебный год закончился в дистанционном режиме, многие запланированные мероприятия, в данных условиях не будут реализованы. Но за то у ребят освободилось время на чтение книг, просмотр фильмом, на общение с родителями, братьями и сестрами.
Исходя из анализа деятельности, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи можно считать решенными. Ошибки в организации мероприятий прошлого учебного года были учтены, что улучшило качество массовых мероприятий в 2019-2020 учебном году. Все массовые мероприятия были проведены на хорошем уровне, благодаря слаженной работе педагогов и обучающихся. Но есть еще задачи которые остаются актуальными и наследующий учебный год:
- Продолжить развитие студенческого самоуправления, предоставление обучающимся реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности.
- Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
- Вовлекать обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
- Воспитывать обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
- Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы.
- Подготовка и организация профориентационного флэш-моба
- Проведение различных патриотических и экологических Акций.
- Реализация плана мероприятий с обучающимися по противодействию коррупции.
- Публикация педагогического опыта работы (презентаций, методических пособий, статей) на сайтах образовательных электронных ресурсов.
Анализируя работу, проделанную за год, хотелось бы отметить положительные моменты:
Результат:
1. Работа «Старостата» и волонтёров СПЦ 5 была достаточно эффективной.
2. Увеличилась заинтересованность обучающихся в различных мероприятиях центра.
3. Фотоотчеты и статьи мероприятий размещены на сайте СПЦ №5 и странице Instagram.
4. Ответственное отношение и активная помощь обучающихся к проведению мероприятий.
отрицательные моменты:
1. Не все обучающиеся активны в воспитательной работе. Некоторые обучающиеся очень замкнуты и не имели опыт в принятии участия различных мероприятий.
2. Нет возможности обучающимся, готовиться и проводить репетиции для участия районных и областных мероприятий из-за отсутствия отдельного помещения.
3. У обучающихся проживающих в г. Невельск нет возможности задерживаться после учебного процесса, так как проездной билет действует строго до последнего звонка.
4. Проблема в финансировании: для поощрения обучающихся и изготовление реквизита, бутафории праздников.
В следующем 2020–2021 учебном году планируется продолжить работу по всем направлениям, особо уделив внимание гражданско-патриотическому воспитанию, воспитанию здорового образа жизни. Необходимо активнее принимать участие в районных и областных мероприятиях. Стремиться к большему привлечению инновационных технологий в организации и проведении мероприятий, организовать и развивать работу по обучению актива (проявление большей самостоятельности при подготовке и проведении мероприятий).
17.06.2020г.