«Идеи французских просветителей Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо»

Сагирова Алина Нурлановна

исследовательская работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idei_frantsuzskih_prosvetiteley_d._didro_i_zh.-zh._russo.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Идеи французских просветителей Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо»

Цель:

Объект исследования:

Предмет:

Основные понятия: понятие «Эпоха Просвещения», характерные особенности Просвещения.

Эпоха Просвещения – один из самых значительных периодов в истории мировой культуры, одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Это время распространения вольнодумства и веры в безграничные возможности человека.

Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца XVII века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание. Формировали ее великие просветители Европы. Философия Просвещения основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры XVIII века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии.

Основные характерные особенности эпохи Просвещения, в первую очередь:

  • в экономической и социально-политической сфере рост экономического и политического значения буржуазии;
  • усиление антифеодального движения;
  • распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы;
  • в духовной сфере отказ от религиозного миропонимания;
  • обращение к разуму как единственному критерию познания человека и общества;
  • превращение литературы в ведущую форму художественного творчества.

Самыми влиятельными фигурами в мировой культуре являлись французские писатели и поэты (Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Лерон д'Аламбер, Жан-Жак Руссо). Это люди, которые имели мужество пользоваться своим собственным умом, публично в стране, которая оставалась одним из самых крепких оплотов средневековья в Европе.

Жан-Жак Руссо (28 июня 1712 — 2 июля 1778) — франко-швейцарский (родился в республике Женева) философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства. Жан-Жак Руссо был одним из самых образованных, оригинальных и начитанных людей своей эпохи.

Его отец был часовым мастером, мать умерла при родах, и он рос практически сиротой, так как отец уделял ему мало времени, а в 10 лет отдал его на воспитание дяде. Когда Руссо выполнилось 13 лет, его отдали обучаться ремеслу. Он был учеником клерка, затем учеником гравера, но эти занятия ему не пришлись по душе и в 16 лет Руссо отправился скитаться по Швейцарии, Франции, Италии. Все время он занимался самообразованием и самоусовершенствованием: естественные и общественные науки, искусство и литература. Он совершал свои переходы пешком, ночуя под открытым небом.

У Руссо было пять детей. Своих детей он еще младенцами отдал в дом для сирот и никогда в дальнейшем не интересовался их судьбами. Он предпочел, чтобы из его детей вышли «рабочие и крестьяне, а не авантюристы и ловцы счастья».

Одарённый писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), написанной на соискание премии Дижонской академии. Из сочинений, имеющих отношение к философии, им были в дальнейшем написаны «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Общественный договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762) и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлений Руссо — судьба личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями.

Основные идеи Жан Жак Руссо основывались против неравенства в социальной среде, деспотизма королевской власти. Он идеализировал состояние общего равенства и свободы людей, которое было разрушено введением частной собственности. Идеи Руссо, такие как — культ естественности и природы, критика цивилизации и городской культуры, искажающие первоначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму имели огромное влияние на литературу и общественную мысль многих стран.

В управлении государством должны преобладать легкие налоги. Верховная власть принадлежит только народу. Французский философ различал такие формы правления: демократию, аристократию, монархию Наилучшая форма государственной организации, по мнению Руссо, – это конституционная монархия.  Он утверждает, что развитие цивилизации, науки и искусства сильно отдалило человека от природы

Дени Дидро (5 октября 1713 — 31 июля 1784) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).

Его мать, была дочерью кожевника, а отец, Дидье Дидро, — ножовщиком. По желанию семьи, юный Дени готовил себя к духовной карьере. С 10 лет учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом. В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета. В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами.

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.

Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение.  Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения. Любые изменения в природе подчиняются закону причинности.

 Философ Дени Дидро отстаивал диалектическое понимание мира. Оно состояло в том, что эволюция живых существ обусловлена условиями существования и изменением видов.  Он считал, что некоторые формы находятся в состоянии постоянного изменения. Дидро считал, что источником познания человека являются ощущения, возникающие в результате влияния явлений природы, предметов на органы чувств.

Он был атеистом. Поэтому отрицал существование Бога, критикуя философский идеализм, догматы о свободе воли и бессмертии души.  В основе человеческого нравственного поведения видел стремление к счастью. Проповедовал сочетание общественных и личных интересов. Рассматривая политическую организацию общества, Дидро указывал, что она возникает из законодательства и общественных идей.  Только просвещенный государь может разумно обустроить общество.

По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную.

Дени Дидро является крупным теоретиком литературы и эстетики, а также автором художественных произведений. В них автор отстаивал реалистическое направление. Основные труды — «Мысли к объяснению природы», «Племянник Рамо», «Разговор Даламбера и Дидро», «Элементы физиологии», «Сон Даламбера» и «Философские основания материи и движения».

Литература

  1. Иовчук М. Т.  Французское Просвещение XVIII в. URL: https://fil.wikireading.ru/12069
  2. История мировой философии. - М.; АСТ,2007
  3. Королев С. В. Библиотека Дидро: опыт реконструкции. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2016. — 223 с.
  4. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: Институт философии РАН, 1993. — 213 с.
  5. Французское Просвещение и революция. Под ред. М.А. Кисселя. - М.: Наука. -  1989. - 272 с