Методическая разработка "Воспитательная работа педагога дополнительного образования".
Цель методической разработки – помочь педагогам дополнительного образования детей правильно планировать воспитательную работу в объединениях Центра детского творчества с учетом инновационного подхода к воспитанию, т.е. воспитание через интеграцию, способствующее социальному самоопределению личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(Методические подборка рекомендаций по организации воспитательной работы внутри детского творческого объединения)
Разработчик: методист Иванова Л.В.
Г.о. Подольск, февраль 2025 г.
Цель данной методической разработки – помочь педагогам дополнительного образования детей правильно планировать воспитательную работу в объединениях Центра детского творчества с учетом инновационного подхода к воспитанию, т.е. воспитание через интеграцию, способствующее социальному самоопределению личности.
Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для их социализации.
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок.
Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и
ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей, осмысление их значимости. Общение человека неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном этапе. Самопознание личности предполагает становление в человеке "Я" - концепции, которая включает в себя знание себя, оценка себя и отношение к себе.
Основные направления воспитательной работы
В соответствии с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» воспитательная работа Центра осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся :
1) Гражданско-патриотическое.
2) Нравственное и духовное воспитание.
3) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
4) Интеллектуальное воспитание.
5) Здоровьесберегающее воспитание.
6) Социокультурное и медиакультурное воспитание.
7) Правовое воспитание и культура безопасности.
8) Воспитание семейных ценностей.
9) Формирование коммуникативной культуры.
10) Экологическое воспитание.
1) Гражданско-патриотическое воспитание:
Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;
Задачи патриотического воспитания:
∙ формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических
ценностей и роли России в судьбах мира,
∙ сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
∙ воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту
государственных интересов.
∙ воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
∙ способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны.
∙ развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
∙ формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Содержание деятельности:
1. Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием обучающихся на занятиях;
2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;
3. Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;
4. Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.
2) Нравственное и духовное воспитание:
Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у обучающихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нем.
- Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.
- Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к
общественным поручениям.
Формы реализации:
3. Мероприятие, посвященное Дню Матери.
4. Проект «Они защищали Родину»:
∙ занятие памяти «Самара во время великой Отечественной войны»;
∙ конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным датам;
∙ просмотр художественных и документальных фильмов.
3) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
Цель: формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, организации летнего лагеря труда и отдыха; подготовки к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.
Работа в период каникул является неотъемленной частью системы учебно-воспитательного процесса учреждения и строится с учетом разнообразных форм отдыха.
4) Интеллектуальное воспитание:
Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально,
эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ребенка и зону его ближайшего
развития.
2. Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и
любознательность.
Формы реализации:
∙ учебные занятия;
∙ доклады и сообщения обучающихся;
∙ участие в НОУ, олимпиадах, конкурсах.
5) Здоровьесберегающее воспитание:
Цели:
1)использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения;
2) обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и дорогах;
3) обучение ОБЖ.
Задачи:
∙ Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
∙ Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
∙ Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу.
∙ Познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе.
∙ Познакомить обучающихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Формы реализации:
1. Спортивные праздники и соревнования.
2. Проект «Здоровье и безопасность»
∙ ознакомление со свойствами организма;
∙ «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
∙ «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
∙ «Мое чудесное тело»;
∙ «Наши болезни»;
∙ «Азбука безопасности»;
∙ трудовая деятельность;
∙ художественная деятельность.
6) Социокультурное и медиакультурное воспитание:
Цель: формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве).
7) Культуротворческое и эстетическое воспитание:
Цель: создание условий для проявления обучающимися в объединениях инициативы и
самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
∙ Создание условий для равного проявления учащимися объединения своих
индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
∙ Использование активных и нестандартных форм внеурочной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
∙ Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим
успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации:
1. Участие в делах объединения.
2. Участие в мероприятиях УДОД.
3. Цикл мероприятий «Спешите делать добро».
4. День матери.
5. Праздник Осени.
6. Новогодний праздник.
7. «А, ну-ка, мальчики!».
8. Праздничный концерт для мам.
9. Итоговое занятие в каждом учебном году.
8) Правовое воспитание и культура безопасности:
Цель: формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.
9) Воспитание семейных ценностей:
Цель: формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
∙ формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и семьи относятся:
∙ анкетирование родителей;
∙ индивидуальные беседы;
∙ проведение консультаций на разнообразные темы;
∙ оформление уголка сменной информации для родителей (памятки для родителей,
информационные объявления, тематические стенды);
∙ родительские собрания;
∙ наглядные формы пропаганды.
Задачи взаимодействия:
∙ формирование активной педагогической позиции родителей;
∙ вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
∙ активное участие родителей в воспитании детей.
10) Формирование коммуникативной культуры:
Цель: формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая
межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
11) Экологическое воспитание:
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
∙ Расширение знаний по экологии, географии, истории.
∙ Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся.
∙ Расширение знаний об окружающем мире.
∙ Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
∙ Укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным
и духовным развитием.
∙ Воспитание патриотизма посредством занятий по краеведению.
∙ Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Формы реализации:
1.Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах.
2.Участие в делах Центра.
Выбор направлений воспитательной работы в объединении осуществляется на основе и в
соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов обучающихся,
выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Технология проектирования (конструирования) воспитательного процесса
При решении любой педагогической задачи (тем более при проектировании воспитательного процесса) необходимо соблюдать последовательность и неразрывность триады «анализ, прогноз, проект».
1. Анализ исходных данных должен быть направлен на выяснение состояния основных
компонентов воспитательного процесса: воспитанников, воспитателей (педагогов) и характер сложившихся между ними отношений; уровень воспитанности школьников, содержание воспитания, средств и условий, в которых воспитательный процесс осуществляется.
2. Задача педагога на этапе прогнозирования (целеполагания) – поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: каков коллектив, на который направляется педагогическое воздействие; какие потребности и интересы обучающихся актуализируются на данном этапе; каков уровень развития воспитанников по данному направлению; что необходимо достигнуть в результате осуществления дела; какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированный результат?
3. Исходя из сформулированной цели и поставленных задач, осуществляется разработка проекта воспитательного дела. В итоге проект педагогической деятельности оформляется в виде плана, конспекта или сценария.
4. Этапы проектирования воспитательного дела
В любом ВД выделяются следующие этапы:
1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей);
2) планирование;
3) организация дела;
4) осуществление дела;
5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов).
На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.
Рассмотрим подробней каждый из этих этапов.
Целеполагание – этап анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей. На этом этапе педагог должен чётко представить особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении, соответствующем предполагаемой направленности ВД, а также ориентиры, признаки желаемого результата, средства его достижения. Для этого анализируются недостатки, выявленные практикой воспитательной работы в прошлом.
Требования к этапу целеполагания.
1) Глубокое осмысление, умелая интерпретация и доведение до учеников конкретных задач ВД.
2) Проектирование ВД на основе деятельностного и комплексного подходов. Иначе говоря, в хорошем ВД дети должны быть вовлечены в интересную и разнообразную деятельность, в которой реализуется целый комплекс действий, направленных на решение поставленных воспитательных задач.
3) Выделение главного звена, через которое решаются все остальные задачи.
4) Определение содержания ВД в связи с его задачами и условиями осуществления, с интересами и увлечениями воспитанников.
5) Рациональный подбор методов, приёмов и средств каждого этапа ВД таким образом, чтобы используемые методы, приёмы и средства обеспечивали максимальную активность,
инициативность, самостоятельность детей.
6) Достижение максимальной организационной четкости. Подготовка вырабатывает
инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях.
7) Нешаблонность, новизна, разнообразие в содержании и организации ВД. Нередко удачный опыт, полученный в одном ученическом коллективе, не прививается в другом.
8) Эмоциональная насыщенность ВД, возможность получения детьми положительных эмоций (радости, гордости за себя и товарищей и т.д.).
1. На этапе планирования перед педагогом стоит задача определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав, что и как именно должно быть сделано.
Технологические требования: - следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывая их возрастные и личностные особенности; - воспитанники, участвующие в планировании, должны почувствовать ответственность за составляемый план, принять его как посильный обязательный для выполнения.
3. Этап организации связан с подготовкой дела.
Технологию этого этапа можно представить как решение следующих задач: - ясное
определение цели (чего необходимо достичь?); - точное определение задач для каждого
воспитанника (какие действий помогут этого достичь?); - подготовка всего необходимого для предстоящей работы (какие средства использовать?) - установление норм для измерения результатов (каковы количественные и (или) качественные показатели достижения желаемого результата?) - распределение ответственности, определение времени отчётности о выполнении (кто за что конкретно отвечает и когда это надо сделать?); - инструктирование исполнителей (как именно выполнить данное действие? кто, с кем и как сотрудничает при подготовке и проведении дела?). Основные рекомендации для этого этапа: - чётко определите права и обязанности каждого участника предстоящего дела; - каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям; - помните, что обучающиеся не имеют навыков организации; придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успех; - приучайте ребят к мысли, что хорошая организация работы организация удесятеряет силы.
На этапе осуществления ВД педагогу необходимо обратить внимание на ряд моментов: -
педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя ход на основе сценария. - педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что
воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. – педагог следит за четким решением организационных вопросов.
3. Подведение итогов дела может происходить как коллективное обсуждение или как
индивидуальный педагогический анализ.
Анализ воспитательного дела
Целесообразно придерживаться следующей схемы анализа воспитательного дела:
1) Все ли пункты плана, этапы, действия удалось реализовать.
2) Отвечало ли содержание ВД намеченной цели.
3) Отвечала ли организация ВД его цели и задачам.
4) Все ли запланированные действия были подкреплены необходимыми средствами.
5) Какие части, эпизоды дела удались лучше других, почему.
6) Удалось ли уложиться в отведённые временные рамки.
7) Кто и почему срывал сроки.
8) Удалось ли реализовать в ВД систему воспитывающего взаимодействия или же оно было набором мало связанных между собой частей.
9) Удалось ли достичь эффекта новизны.
10) Отвечала ли эмоциональная окрашенность ВД его замыслу.
11) Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься.
12) Какой оценки заслуживает каждый участник дела.
13) Каким было поведение участников.
14) Причины отрицательной реакции детей на педагогические действия (если была).
15) Чего нужно избегать в будущем, что нового надо ввести в следующие ВД.
Воспитательная работа внутри детских творческих объединений
Цель воспитательной работы в объединении – способствовать формированию и раскрытию творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.
Задачи:
∙ способствовать активизации и ориентации интересов воспитанников на интеллектуальное, физическое и духовное развитие.
∙ изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;
∙ воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);
∙ воспитывать бережное отношение к природе;
∙ создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного, самовыражения личности учащегося;
∙ развивать творческую деятельность;
∙ развивать активную жизненную позицию ребенка.
∙ внедрение и соблюдение собственных ритуалов, традиций, законов («посвящение», «заповеди воспитанника»).
Функции педагога дополнительного образования как воспитателя
1. Воздействие педагога на учащегося:
∙ изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, его окружения, его интересов;
∙ программирование воспитательного воздействия;
∙ реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
∙ анализ эффективности индивидуальных воздействий.
2. Создание воспитывающей среды:
∙ сплочение коллектива;
∙ формирование благотворной эмоциональной обстановки;
∙ включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
∙ развитие детского самоуправления.
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
∙ социальная помощь семье;
∙ нейтрализация негативных воздействий социума;
∙ взаимодействие с другими учреждениями.
Планирование воспитательной работы в детском объединении
В широком смысле слово планирование - процесс определения целей и задач воспитательной работы и средств их решения. Планирование - ядро воспитания как целенаправленной деятельности, это область творчества учителя-воспитателя.
Планирование позволяет педагогу:
∙ четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
∙ предварительно изучить классный коллектив, отдельных обучающихся,
∙ состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
∙ целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
∙ проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное
движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
∙ видеть перспективы собственного самосовершенствования – общечеловеческого и
педагогического.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, федеральные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; вызовы для участия в них.
Воспитательная работа педагога дополнительного образования отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Структура плана воспитательной работы в детском объединении
План – это документ, в котором в определенной последовательности в изложении
воспитательной работы со школьниками на конкретный период раскрываются её цель, содержание, объем, методы, этапы, место и сроки выполнения. В плане указывается не только общий замысел воспитательной работы, но и предусматривается ее ход и развитие.
Составлению плана воспитательной работы предшествует изучение детского коллектива,
отдельных обучающихся и знакомство с учрежденческим планом воспитательной работы. В плане педагога в единстве отражаются комплексный, деятельностный и личностный подходы, принятые в теории педагогики. В соответствии с основными объектами воспитания – коллектив, деятельность воспитанников и развитие индивидуальности.
В плане целесообразно выделять три раздела:
1) Дела (работа) в объединении.
2) Дела (работа) в ЦДТ.
3) Работа с родителями.
Особенности планирования учебно-воспитательной работы в каникулярный период
Образовательный процесс в этот период претерпевает некоторые изменения. Больше внимания уделяется выездным, практическим занятиям, досуговым формам работы, концертной деятельности, максимально активизируется экскурсионная работа.
В дни осенних каникул можно запланировать:
1. Участие коллектива в Недели игры и игрушки на праздниках, соответствующих возрасту детей.
2. Проведение внутреннего праздника в коллективе любой тематики с учетом направлений года.
3. Проведение выездных занятий по программной тематике.
4. Проведение общеразвивающих экскурсий.
5. Другие виды деятельности.
Если в Вашей программе предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия, их так же следует вносить в план работы.
О датах и времени проведения общих праздников Центра сообщается накануне на совещании при директоре.
Структура организации и проведения воспитательного мероприятия
Подготовительная часть.
∙ Определить цели и задачи мероприятия.
∙ Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников.
∙ Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия.
∙ Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения.
Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников.
Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов.
Организационная часть.
Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности.
∙ Использование простых и сложных средств.
∙ Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия.
∙ Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
Основная часть.
∙ В ней должны отражаться современные воспитательные технологии.
∙ Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности).
∙ Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы.
∙ Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия.
∙ Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия.
∙ Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия. обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом.
Заключительная часть.
Имеет важное организационно-педагогическое значение.
• Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.
∙ Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее.
• На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребёнка и
психологического климата в детском объединении.
Формы воспитательной работы с детскими объединениями
Формы воспитательной работы автор классифицирует на 3 вида ( по Куприянову).
Тип «представление».
1. представления - демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа -
представление, торжественное собрание);
2. представления-ритуалы (линейка),
3. представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут).
Тип «созидание-гуляние»
1. развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);
2. совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
3. развлечение- коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
Тип «путешествие» также три группы:
∙ путешествие- демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
∙ путешествие — развлечение (поход, прогулка);
∙ путешествие- исследование (экскурсия, экспедиция).
Формы воспитывающей деятельности (то, во что облекается содержание воспитания).
Могут быть: экскурсия, посиделки, чаепития, игра, конкурсы, развлекательная программа, соревнования, деловая, ролевая игра, тренинг и т.п.
Методы воспитывающей деятельности (каким образом происходит достижение воспитательной цели, как доносим содержание воспитания до детей).
Могут быть: слово, наглядность, стимулирование, упражнения, тренировка, дискуссия, диспут, поиск и т.п.
Педагогический прием в воспитании (интонация, поощрение, эмоциональная отзывчивость, тактильные прикосновения, убеждение, перевод бытовой ситуации в воспитательную и т.д.).
Педагогическая технология:
∙ технология педагогической поддержки;
∙ личностно - ориентированное воспитание ( используются методики изучения личности
ребенка, семьи, интересов и т.п.);
∙ создание «Ситуации успеха».
