Использование арт-технологий для развития творческой активности и социализации людей с ОВЗ
В статье рассмотрены современные подходы к социализации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-творческой деятельности, особенности педагогического сопровождения с применением различных арт-технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование АРТ-технологий
для развития творческой активности и социализации людей с ОВЗ
Автор: Кондрашова Наталия Геннадьевна
Воспитатель СПб ГБСУСОН «ДСО «Тесовый берег» г. Санкт- Петербург
Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современное занятие невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всём многообразии технологий педагог выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретной, определённой группе с учётом возрастных и психологических особенностей.
Для того чтобы учить светло, радостно, без принуждения мы применяем арт-технологии.
На базе нашего центра реабилитации инвалидов трудоспособного возраста создано арт-пространство театрального клуба «Лукоморье», где царит атмосфера для творчества, которое объединяет, заряжает позитивной энергией и не только.
Театральные арт- технологии, игры-драматизации хорошо организуют коллектив любого возраста, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на улице, на площадке, в беседке…
Театральный клуб стал местом, где человек с ОВЗ не боится осуждения или критики, а может раскрыться в полной мере, где отсутствуют строгие рамки и требования к результату.
Мы воспитываем человека такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театр- это огромный арсенал выразительных средств и самый действенный метод нравственного воспитания.
В процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания участников об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируются навыки нравственного поведения, речь становится более связной, выразительной.
Такой опыт помогает всестороннему развитию личности и коррекции поведения в социуме. Фантазийные этюды применимы в реальной жизни.
На занятиях наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить – играя.
В театральной деятельности я руководствуюсь программой «Арт- фантазия», создателем которой является Эльвира Геннадьевна Чурилова, адаптированной и модифицированной для лиц с ОВЗ.
Перед вами технологическая карта занятия.
1.Актерская разминка- (тренинг)- направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться с людьми в различных жизненных ситуациях.
2.Основы театральной культуры - элементарные знания и понятия, терминология театрального искусства. Правила техники безопасности, театральные профессии, история театра….
3.Работа над спектаклем.
Специализируемся на постановках сказок, они более доступны в понимании участникам клуба, которые не только могут взглянуть на происходящее глазами самих героев, но и каждый раз открывают для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания.
Подбор сценария совместный. А далее идет чтение сценария, обсуждение и распределение ролей, работа над образом, движением, костюмом, декорациями – все мы делаем вместе.
Конечный продукт- представление в родных стенах.
Обязательно проводится видеозапись.
После выступления применяется арт- технология «СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН» (работа над ошибками). Просмотр видео, обсуждение, чаепитие
Не кажутся ли вам театральные игровые арт-технологии чем- то близким и до боли знакомым!? Да конечно! В основе лежит фольклорное содержание, мы все воспитаны на этих играх, простых, понятных, доступных.
Верно высказывание: Вся наша жизнь- игра! Мы с рождения примеряем роли, представляем себя в различных ситуациях и ищем пути решения проблем.
Клуб «Лукоморье» реализует творческий проект «В гостях у сказки», рассчитанный на детскую аудиторию и взрослых людей с ОВЗ.
Мы готовим концертно- театрализованные программы с элементами интерактивных игр, вовлекая зрителя. Рефлексия- важный элемент: проведение викторины, повтор картины из спектакля, где зрителю предоставляется возможность примерить на себя сценический костюм и проиграть сцену, проведение мастер-классов с изготовлением рисунков или поделок в смешанной технике на тему увиденного).
Лукоморье- это именно клуб с различными творческими видами деятельности. Мы сами изготавливаем декорации, бутафорию и элементы костюмов. Иногда и шьем сами костюмы.
Следующие арт-технологии- поролонопластика и картонаж.
Из поролона мы изготавливаем шапочки для актеров и декорации.
Картонаж- самое простое использование гофрированного картона и клея ПВА для изготовления бутафории. Пиратский сундук и волшебный сундук Деда Мороза используются в квестах.
В «Курочке Рябе» - золотое яйцо несчетное количество раз изготавливалось в технике папье-маше.
Игры весьма эффективны в подготовке наших ребят для жизни в большом мире: мы планируем поездки в МФЦ, на почту, в банк, пишем список покупок, разрабатываем маршрут и выезжаем в город.
Мы следуем по принципу- учись, играя! И это работает!
Театр и жизнь тесно связаны между собой: фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность арт-технологии. Цель, которую я ставлю, занимаясь с людьми с ОВЗ театральным искусством, - сделать жизнь наших ребят интересной и содержательной, наполненной радостью творчества и комфортно чувствовать себя в большом мире.
