Главные вкладки
Инсценировка "Юные партизаны"
Инсценировка "Юные партизаны" (по мотивам повести Э. Веркина "Облачный полк" о юном герое-антифашисте Л. Голикове) .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия
Виртуальная книжная выставка
«Облачный полк»
Направление деятельности любой библиотеки - продвижение и популяризация чтения.
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств, привитие нравственных качеств.
Задачи:
- расширить представления юного поколения о жизни сверстников в годы Великой Отечественной войны;
- формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить историю Великой Отечественной войны;
- способствовать формированию чувства сопричастности к истории Отечества и ответственности за будущее страны;
- познакомить с новым литературным произведением современного автора, побуждать к чтению литературы о войне;
- пробудить стремление к познавательной активности, к собственной разнообразной творческой деятельности.
Зрительский адрес: школьники среднего и старшего школьного возраста.
Текст сопровождается электронной презентацией.
Вступительное слово:
Эдуард Николаевич Веркин известен как автор рассказов, повестей и книг для детей. Родился в Воркуте в 1975 году. Член Союза писателей России.
«Облачный полк» Эдуарда Веркина – это новая книга о войне, написанная в наши дни.
В аннотации справедливо говорится: «Сегодня писать о войне — о той самой, Великой Отечественной, — сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи...».
В своём предисловии к книге Ксения Молдавская пишет: «Прежде чем эта книга была издана, больше тысячи читателей — и юных, и тех, кого принято называть взрослыми, — проголосовали за нее. Рукопись романа «Облачный полк» вышла в финал Национального конкурса на лучшее литературное произведение «Книгуру» и была опубликована на сайте конкурса, чтобы дальнейшую судьбу этого текста и еще четырнадцати других определило читательское жюри. Читатели присудили произведению Эдуарда Веркина безоговорочную победу».
Ксения Молдавская – литературный критик, журналист, педагог. Координатор Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», в интервью назвала «Облачный полк» лучшим произведением десятилетия, гениальной книгой, за которую голосовали не только дети, но и взрослые. Оценки детей и взрослых совпали, что бывает редко на конкурсе «Книгуру». Помимо «Книгуру», «Облачный полк» был отмечен также премиями им. В.Крапивина и им. П. Бажова, вошел в лонг-лист премии им. И. П. Белкина и в шорт-лист премии им. Л.Толстого «Ясная Поляна».
«Облачный полк» – это повесть о войне, которую мы видим глазами контуженного мальчика Димы, городского, совершенно неприспособленного к партизанской жизни в лесу. У него нет ни дома, ни семьи.
«А на что похожа война? По ощущениям?» – спрашивает у него в начале повести правнук. И он пытается ответить так, чтобы было понятно: «Ты больной, с распухшей головой бредёшь по снегу через вечный понедельник. И при этом понимаешь, что вторника может и не случится».
«Облачный полк» повесть о том, как совершается подвиг. Не под звон фанфар, а в крови, голоде, отчаянии.
Мы видим партизанский отряд. Он не большой, из совсем молодых ребят, детей, вынужденных «досрочно» повзрослеть. Дима, его друг Саныч, Ковалец, который пытается их поучать, Алька с братишкой, другие… Они разные, но сейчас живут одной целью – уничтожить врага.
Саныч не раз отличался при выполнении заданий и даже представлен к награде. И мы не сразу узнаем, что он подросток, что зовут его Лёня, а фамилия – Голиков. Неужели тот самый пионер-герой? Мы знаем о нем другую историю. И уж точно без откровенно страшных деталей в изложении.
При этом книга не богата героическими событиями. Кажется, мы читаем об обыденной жизни партизан. Крупная операция по подрыву моста становится последней. Погибают все, кроме раненого в живот Димы. Сколько было таких отрядов, таких ребят (защитников? мстителей?), сгинувших без следа в ту войну…
В повести Саныч остается вписанным в картину старого провидца-художника. Он остался в составе облачного полка, небесного воинства, готового всегда встать стеной за правду. Облачный полк – это ушедшие герои прошлого и настоящего. Думаю, Саныч причислен к нему не за то, как он умел ненавидеть и убивать, а за то, как он умел любить.
Предлагаем вашему вниманию инсценированный отрывок повести.
Действие происходит на лесной поляне. Димка и Саныч одеты в фуфайки, шапки-ушанки, с автоматами, у Саныча сумка с письмами.
Выходит Димка.
Димка: Меня зовут Димка, я потерял семью в первые дни войны, мечтал открыть, наконец, счет убитым фрицам.
В партизанском отряде я познакомился с Лёней Голиковым.
Димка: В 14 лет за спасение раненого командира его наградили медалью «За боевые заслуги». Все называли Лёню - Саныч. Однажды он гранатой подбил машину с гитлеровским генералом. Забрал у убитого портфель с документами и принёс в отряд. Документы оказались очень важные, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие ценные бумаги. Но они не знали, что захватил их один дерзкий мальчишка.
Мы не раз ходили с Санычем в разведку, приносили важные сведения – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склАды…
Как-то раз, возвращаясь зимой через лес с задания, мы обнаружили замёрзшего фашиста. У немца была сумка. Пузатая, как большой портфель, с ремнём.
Выходит Саныч с сумкой писем.
Саныч: (мрачно, похлопывая по сумке) Наверное, корреспондент. Наверное, пишет в газеты. И фотографирует. Фотограф. Ну-ну…
Саныч повесил на шею лямку, пристроил сумку на животе, стал копаться в сумке.
Саныч: (разочарованно) Да тут одна ерунда Письма вроде…
(достал пригоршню писем, немецкие, в конвертах, нашёл конверт № 1, проверил) Конверты открытые. Проверяли что ли… (достал письмо, читает) «Либер мутти… Либер мути», учил-учил в школе… Ты учил?
Димка: Учил. Но забыл.
Саныч: А я французский хотел, французы лягушек едят. Лягушки вкусные, я сам их много жрал, надо только жарить правильно… Немецкий мне нравилось учить. Вас ист дас, вас ист дас, фрицы драпают от нас…
Димка тоже пытается читать письмо в руках Саныча про себя.
Саныч: (разглядывая письмо на просвет) Почерк у них красивый. Убористый. У нас так бухгалтер писал, такие буковки, как улитки. Майн фатер… (скомкал письмо № 1, бросил в сторону, нашёл конверт № 2, достал письмо, приговаривает) Вас ист дас, вас ист дас…
Димка поднимает конверт № 1 , молча рассматривает.
Саныч: (читает свой текст в письме № 2) Интересный фашист, – зачем кому-то письма нужны чужие?
Димка: Не знаю…
Саныч скомкал письмо № 2, выбросил, нашёл письмо-треугольник № 3, разворачивает.
Саныч: (удивился) А тут и наши вроде… По-русски написано. Зачем фашисту наши письма? Ну-ка, ну-ка… Слушай, а может это разведчик какой, а? А это донесения шпионские?
Димка: В треугольниках обычно наши письма. Давай-ка почитаем…
Саныч: Вообще-то, читать чужие письма не очень хорошо, я никогда не читал… С другой стороны, может, это на самом деле разведданные? Тогда нам очень повезло, посреди леса наткнулись на немецкого разведчика… (начал про себя читать)
Саныч кашлянул. Горлом как-то, будто у него там что-то застряло.
Скомкал письмо, сжал в кулак.
Димка: Что? Что там?
Саныч прикусил губу, отвернулся.
Димка: Дай мне.
Димка попытался достать письмо из кулака, но Саныч сжимал горсть крепко, пришлось пальцы отгибать.
Димка: (читает письмо № 3) Саша, отцу, ушедшему на фронт.
«Здравствуй, папа!
Мама у нас умерла. Немцы пришли в наш колхоз и повесили дядю Борю, чтобы все видели. А потом они стали раздавать детям конфеты, Вася съел две штуки и у него изо рта побежало белое, а вечером он умер. И все остальные тоже умерли, потому что конфеты были отравлены. А я только крайчик откусил, поэтому меня просто три дня тошнило.
А тетя Аня не взяла конфет для своего Толичка, солдаты велели его вывести, а тетя Аня велела ему бежать. Но он неправильно побежал, надо было наискосок, а он прямо, солдат выстрелил и попал в ногу. Но Толик был еще жив, только кричал. Тогда они его взяли и бросили в колодец.
Мама сказала, что надо убегать, мы побежали в лес, а они стали стрелять нам в спину. Попали маме в плечо. Оно очень распухло и болело, мы бродили по лесу три дня и ели только чернику, а когда вышли к своим, то было уже поздно – у мамы началось заражение крОви и её уже не вылечили.
Так что теперь я один. Мама мне совсем не снится. Папа, когда будешь бежать в атаку, стреляй метче в проклятых фашистов, чтобы их больше не осталось.
Убей их всех, папа!
Твой сын Саша Котов»
Саныч стоя, смотрел в сторону. Вытер руки о рукава, нашёл письмо № 4, начал читать
Саныч: … Коле было четыре годика, но он был очень сильный. А рядом был госпиталь, и немцы его туда водили раз в два дня, забирать кровь для раненых. Но он всё равно был весёлый, говорил, что врач ему песенки поёт про ёлочку. Однажды приехала машина и привезла много раненых, их сгрузили в школу. И снова позвали Колю, хотя бабушка не хотела его пускать. Но солдат ударил бабушку…
Саныч замолчал. Приблизил лист почти к глазам.
Саныч: … А Коля больше домой не пришел. Потом один фашист рассказал, что в тот день разбомбили их танковую колонну, поэтому нужно было много крови. Ещё у него срезали всю кожу для пересадки…
Саныч потер щеку. Отдал письмо Димке.
Димка молча читает.
Саныч нашёл письмо № 5.Читает.
Саныч: Нас выгнали в поле и все дрова забрали. У меня голова ночью примёрзла к чемодану, а через два дня я ослеп, а сейчас вижу только правым глазом, но все хуже и хуже. Бабушка, если можешь, приезжай…
Саныч читал чужим голосом, продолжал смотреть в сторону, как-то сломался, ссутулился и сгорбился, пальцы дрожали. Отдал письмо № 5 Димке. Нашёл письмо № 6. Читает.
Саныч: …Тогда они поймали Вовку и привязали к столбу поперек живота. И руки связали, сказали ему, что это такая игра, он сначала смеялся, потом, наверное, понял и описался. Они сунули ему в руки гранату и велели крепко держать, очень крепко. А к кольцу привязали веревку, спрятались за углом. Кто-то из наших закричал, чтобы он бросил, но ничего не получилось, потому что руки были связаны. И он испугался, и гранату только сильней прижал, а они как раз дёрнули. Взорвалось сильно, все стекла повылетали. А музыка всё время играла. Столб загорелся и наклонился, а от Вовки только ноги стоять остались….
Саныч замолчал. Уронил автомат, но не заметил. Снял с шеи сумку. Сел рядом.
Протянул Димке письмо № 6, втянул воздух, выдохнул. Нашёл письмо № 7, молча прочёл, хлопнул себя по щекам, чтобы прийти в чувство, и сказал:
Саныч: … Они ему руки отпилили… Ножовкой по локоть...
пауза
Димка: И что нам делать…
Саныч: Не знаю… Ты ведь это всё видел, да? Ты помни! Война закончится скоро. Года через три, а может и раньше. Победим, конечно, это уже и сейчас ясно. Всё уляжется. Всё по-новому будет, по-другому. И, мне кажется, мы начнём забывать. То есть не захотим помнить. А это опасно, правда ведь? Если мы лет через тридцать уже забудем, то, что потом будет?
Димка: (помолчав) Да…
Саныч: Я считаю, что всё не должно быть закончено. У нас с немцами. Никогда. Каждый немец, пусть он через сто лет родится даже, каждый немец нам должен.
Димка: Ну да, за то, что они у нас тут сделали…
Саныч: Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы такого у них не сделаем.
Саныч осторожно свернул письмо № 7 в треугольник, убрал за пазуху.
Димка и Саныч уходят.
Я уверена, что этот эпизод не оставил никого равнодушным. И вы обязательно познакомитесь с этим произведением.
Книга «Облачный полк» Эдуарда Веркина ждёт своих читателей на абонементе художественной литературы МБУК Зерноградского городского поселения «Центральная городская библиотека имени А.Гайдара».
Литература
- Веркин, Э.Н. Облачный полк : повесть : [для старшего школьного возраста ] – Москва : КомпасГид, 2014 .— 290, [2] с.
- Электронный ресурс. Невская централизованная библиотечная система. Режим доступа: http://nevcbs.spb.ru/pochitaem/rekomenduem/840-verkin-e-n-oblachnyj-polk
- Электронный ресурс. Новосибирский Государственный университет. Режим доступа: http://www.nsu.ru/00ff03ce32e8c8715e53d176563c9da7
