Информационная безопасность и наши дети
Информационная безопасность и наши дети
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационная безопасность и наши дети.
- Электронные книги»
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный Закон распространяется на всех, кто по определению п. 12 ст. 2 осуществляет «оборот информационной продукции»: издатели, книготорговцы и библиотеки.
В соответствии с законом общедоступные библиотеки, куда имеют доступ дети до 18 лет, должны:
- принимать меры по выдаче изданий из фондов, в соответствии с возрастными категориями, по отражению знака информационной продукции на изданиях, выпущенных после 2012 г. и в каталоге;
- обеспечивать установку интернет - фильтров на компьютерах с доступом для граждан до 18 лет;
- маркировать афиши, объявления о зрелищных, культурно-массовых мероприятия;
- маркировать художественную литературу в соответствии с требованиями;
- выдавать художественную литературу в зависимости от возрастных и физиологических потребностей ребёнка;
- исключить случаи размещения в залах открытого доступа общедоступных библиотек информационной продукции, распространение которой среди детей запрещено;
- размещать знак информационной продукции, указанный в выпускных сведениях на печатной продукции, или в документации получаемой библиотекой вместе с экземпляром документа, при создании машиночитаемой библиографической записи (в формате RUSMARC — поле 333) и при создании печатной карточки;
- учебники и учебные пособия не подлежат маркировке.
О классификации и маркировке информационной продукции в Федеральном законе № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», касающейся работы школьных библиотек.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям частей 4 - 5, 8 статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
3. Классификация информационной продукции (за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи) осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и с учетом порядка, установленного Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
При комплектовании библиотечного фонда исходным является принцип селективности, или выбора одного документа из множества возможных, альтернативных. Этот выбор осуществляется в соответствии с неким критерием предпочтительности. Она определяется законом адекватности, требующим от системы соответствия ожиданиям внешней среды.
Библиотечный фонд формируется и хранится в соответствии с общебиблиотечными ценностями: ее уставными целями, социальной миссией, стратегическим планом развития, этическим кодексом и т.п. фонд должен соответствовать информационным потребностям пользователей и это главное, к чему он должен стремиться.
Библиотекарям общеобразовательных учреждениий в связи с принятием закона, необходимо:
- маркировать художественную литературу в соответствии с требованиями;
- выдавать художественную литературу в зависимости от возрастных и физиологических потребностей ребёнка.
- Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-коммуникационных сетей (в т. ч. сети Интернет), организуется в соответствии с требованиями ст. 14, в которой основным условием ее предоставления является применение технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Работники, связанные с обслуживанием пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской читательской аудитории.
Если библиотека имеет веб-сайт, зарегистрированный в качестве средства массовой информации, то в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 346-ФЗ на основном меню сайта обязательно должен содержаться знак возрастной классификации. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно.
В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Старшеклассники используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития. С одной стороны это хорошо, что школьники постоянно обращаются к Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности для подростка в глобальной сети Интернет. И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. И нам не безразлично, как эта информация может сказаться на интеллектуальном, нравственном развитии детей, их психическом, да и физическом здоровье. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьников [3].
В книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» написано:
«Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен»[2].
Комплексное решение проблемы информационной безопасности со стороны семьи и школы позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.
Век компьютерных технологий внес свои коррективы и в развитие книги, представив миру качественно новое явление. На смену бумажным переплетам сегодня приходят электронные книги.
В результате накопления новых средств коммуникации понятие «книга» стало толковаться расширительно. В него стали включать аудио-, видео-, грамзаписи и т.д., то есть сформировался нетрадиционный подход к изучению книги. Книгу стали рассматривать как одну из разновидностей документа, который может существовать в любой форме и на любом материальном носителе. Активное распространение новых форм представления традиционных видов информации - книг, периодики, изобразительных материалов, картографических изданий - обусловлено расширяющимися возможностями информационных технологий, постоянным ростом количества информации.
Содержание понятия «электронная книга» многими специалистами признается неоднозначным, так как оно находится только на стадии изучения.
Очень часто у терминов, определяющих электронную книгу как явление, имеется двоякое значение: это и сам текстовый файл, произведение, и устройство для чтения такого файла. Мы будем рассматривать электронную книгу как версию книги в электронном (цифровом) виде.
Классификация электронных изданий не на много отличается от классификации печатных изданий. Главным отличием служит машиночитаемость - важнейшая черта электронных изданий.
Аспект сравнения | Виды электронных изданий | |||
По природе основной информации | Текстовое (символьное) электронное издание Изобразительное электронное издание Звуковое электронное издание Программный продукт Мультимедийное электронное издание | |||
По периодичности | Непериодическое электронное издание Сериальное электронное издание Периодическое электронное издание Продолжающееся электронное издание Обновляемое электронное издание | |||
По структуре | Однотомное электронное издание Многотомное электронное издание Электронная серия | |||
По целевому назначению | Официальное электронное издание Научное электронное издание Научно-популярное электронное издание Производственно-практическое электронное издание Нормативное производственно-практическое электронное издание Учебное электронное издание Массово-политическое электронное издание Справочное электронное издание Электронное издание для досуга Рекламное электронное издание Художественное электронное издание | |||
Как можно заключить из представленной таблицы, различия между видами печатных и электронных изданий невелики. Новыми видами являются звуковое электронное издание, программный продукт и мультимедийное электронное издание, относящиеся к классификации по природе основной информации, а также обновляемое электронное издание, классифицируемое по признаку периодичности.
Кроме того, с 2001-го года электронные издания классифицируются и по новому признаку: наличию печатного эквивалента. По этому признаку электронные издания делятся на:
- Электронные аналоги печатного издания, в основном воспроизводящие соответствующие печатные издания (расположение текста, иллюстрации, ссылки и т.п.);
- Самостоятельные электронные издания, не имеющие аналогов в печати.
Поскольку год за годом компьютерные технологии позволяют представлять все больше видов изданий в электронном виде, то многие исследователи предлагают новые категории электронных изданий и вводят дополнительные их виды. Вуль в своем учебнике выделил несколько иную классификацию электронных изданий. Для своей классификации он выделил наиболее существенные, на его взгляд, признаки:
- Периодичность издания;
- Круг потребителей продукции;
- Вид издания;
- Способ распространения;
- Формат издания.
Результаты своей классификационной работы Вуль представил в следующем виде:
Аспект сравнения | Виды электронных изданий | |||
По виду | Общие; Научные; Учебные; Детские; Справочные; Альбомы | |||
По способу распространения | Электронные издания, распространяемые на CD- ROM; Сетевые электронные издания. | |||
По формату издания | В PDF- формате; Гипертекстовые; Сценарные; Мультимедийные: а) с аудиофрагментами; б) с анимационными фрагментами; в) с цифровым видео. | |||
Рассмотренные классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг друга, так как подходят к классифицированию электронных изданий с разных точек зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания.
Средствами распространения электронной книги в сети являются: виртуальные магазины, которые могут существовать и на сайтах издательств, представительства в сети крупных государственных библиотек; виртуальные библиотеки, т. е. созданные на некоммерческих началах сетевые хранилища электронных изданий; электронные магазины.
Познакомиться с электронными изданиями можно, обратившись в электронную библиотеку. Такие библиотеки могут быть двух видов:
- представительства в сети реальных библиотек, обычно крупных, имеющих свои собственный Web-сервер или сайт;
- типично виртуальные библиотеки, не имеющие реального представительства, а предоставляющие читателям только электронные книги; такие библиотеки организуются энтузиастами и пополняются не только организаторами, но и читателями.
Самая известная из них в Русском Интернете - библиотека Максима Мошкова (http://www.lib.ru), информационный объем которой превышает 1,7 Гб. Она была открыта в 1994г. Читатели ежедневно пополняют ее новыми файлами. Здесь есть современная и античная художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, туризм и парашютизм, философия и эзотерика. Главное достоинство этой и ей подобных библиотек состоит в том, что посетитель может выбрать любую понравившуюся ему книгу и бесплатно «скачать» ее на свой компьютер. После этого он может читать или изучать ее электронную версию или распечатать книгу и работать или отдыхать с распечаткой без компьютера.
Одним из первых в России открыла виртуальный книжный прилавок фирма «Озон», которая вначале арендовала сайт на одном из самых популярных в России серверов www.infoart.ru. Хотя наши электронные книжные магазины не сообщают о своих успехах, но можно предположить, что дела в этом магазине шли успешно, что позволило ему в 1999 г. создать свой собственный сервер www.ozon.ru. Сервер реализует функции виртуального магазина, в котором можно заказать все основные виды продукции медиа-индустрии: книги, видео- и аудио продукцию, компакт-диски с компьютерными программными пакетами.
Следует отметить, что в Санкт-Петербурге, одним из первых в России, появилось специализированное виртуальное издательство «Геликон Плюс», организованное известным писателем А. Житинским для выпуска в свет электронных изданий молодых авторов. Авторы бесплатно могли выпустить свою книгу в электронной форме на сайте издательства, а читатели могли бесплатно познакомиться с этой книгой. Таким образом, электронный, или виртуальный, книжный магазин возникает в результате создания сайта, объединяющего определенные ресурсы, связанные с литературой, компакт - и DVD-дискам и видео- и аудиокассетами. Используя систему «встроенных» в издательский сайт магазинов, можно обеспечить удаленный доступ и возможность заказа различного рода товаров, а также возможность получения доступа к редкой и специальной литературе.
Электронные издания относятся к динамически развивающемуся виду продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.
Несомненна высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения более новых технологий. Учебная сфера наиболее подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем школьное образование, как и среднее, и высшее внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. Во многих случаях частичный или полный переход на электронное обеспечение учебными материалами вполне оправдан. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи.
Справочные и научные издания предоставляют возможность более простыми средствами и в более короткие сроки получать необходимую информацию, поэтому тоже распространены довольно широко. Их преимущество состоит в удобных поисковых системах, позволяющих значительно повышать производительность и экономить время.
Электронные книги удобны и обладают по сравнению с печатными большим количеством преимуществ: мобильность, удобность, экономия времени и сил и т.д.
В заключение можно отметить, что электронная книга - очень молодое, но достаточно перспективное явление в сфере коммуникаций.
Используемая литература:
1. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами. Открытое образование. — 2008. — № 3
2. Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». Изд. «София», 2007
3. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008.
