Информационная безопасность и наши дети

Ападченкова Марина Константиновна

Информационная безопасность и наши дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_bezopasnost_i_nashi_deti.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Информационная безопасность и наши дети.

  1. Электронные книги»

    С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный Закон распространяется на всех, кто по определению п. 12 ст. 2 осуществляет «оборот информационной продукции»: издатели, книготорговцы и библиотеки.

В соответствии с законом общедоступные библиотеки, куда имеют доступ дети до 18 лет, должны:

  • принимать меры по выдаче    изданий из фондов, в соответствии с возрастными категориями, по отражению знака информационной продукции на изданиях, выпущенных после 2012 г.  и в каталоге;
  • обеспечивать установку интернет - фильтров на компьютерах с доступом для граждан до 18 лет;
  • маркировать афиши, объявления о зрелищных, культурно-массовых мероприятия;
  • маркировать художественную литературу в соответствии с требованиями;
  • выдавать художественную литературу в зависимости от возрастных и физиологических потребностей ребёнка;
  • исключить случаи размещения в залах открытого доступа общедоступных библиотек информационной продукции, распространение которой среди детей запрещено;
  • размещать знак информационной продукции, указанный в выпускных сведениях на печатной продукции, или в документации получаемой библиотекой вместе с экземпляром документа, при создании машиночитаемой библиографической записи (в формате RUSMARC — поле 333) и при создании печатной карточки;
  • учебники и учебные пособия не подлежат маркировке.

 О классификации и маркировке информационной продукции в Федеральном законе № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», касающейся работы школьных библиотек.

Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям частей 4 - 5, 8 статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

3. Классификация информационной продукции (за исключением информационной продукции, предусмотренной частью 5 настоящей статьи) осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и с учетом порядка, установленного Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

При комплектовании библиотечного фонда исходным является принцип селективности, или выбора одного документа из множества возможных, альтернативных. Этот выбор осуществляется в соответствии с неким критерием предпочтительности. Она определяется законом адекватности, требующим от системы соответствия ожиданиям внешней среды. 
Библиотечный фонд формируется и хранится в соответствии с общебиблиотечными ценностями: ее уставными целями, социальной миссией, стратегическим планом развития, этическим кодексом и т.п. фонд должен соответствовать информационным потребностям пользователей и это главное, к чему он должен стремиться. 
    Библиотекарям общеобразовательных учреждениий в связи с принятием закона, необходимо:

  • маркировать художественную литературу в соответствии с требованиями;
  • выдавать художественную литературу в зависимости от возрастных и физиологических потребностей ребёнка.
  • Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-коммуникационных сетей (в т. ч. сети Интернет), организуется в соответствии с требованиями ст. 14, в которой основным условием ее предоставления является применение технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
    Работники, связанные с обслуживанием пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской читательской аудитории.
    Если библиотека имеет веб-сайт, зарегистрированный в качестве средства массовой информации, то в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 346-ФЗ на основном меню сайта обязательно должен содержаться знак возрастной классификации. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно.

 В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды. Старшеклассники используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития. С одной стороны это хорошо,  что школьники постоянно обращаются к  Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности  для подростка в  глобальной сети Интернет.  И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. И нам не безразлично, как эта информация может сказаться на интеллектуальном, нравственном развитии детей, их психическом,  да и физическом здоровье. Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от  непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной  безопасности школьников [3].

В книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» написано:

«Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен»[2].

       

 Комплексное решение проблемы  информационной безопасности со стороны семьи и  школы   позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.

     Век компьютерных технологий внес свои коррективы и в развитие книги, представив миру качественно новое явление. На смену бумажным переплетам сегодня приходят электронные книги.

В результате накопления новых средств коммуникации понятие «книга» стало толковаться расширительно. В него стали включать аудио-, видео-, грамзаписи и т.д., то есть сформировался нетрадиционный подход к изучению книги. Книгу стали рассматривать как одну из разновидностей документа, который может существовать в любой форме и на любом материальном носителе. Активное распространение новых форм представления традиционных видов информации - книг, периодики, изобразительных материалов, картографических изданий - обусловлено расширяющимися возможностями информационных технологий, постоянным ростом количества информации.

Содержание понятия «электронная книга» многими специалистами признается неоднозначным, так как оно находится только на стадии изучения.

Очень часто у терминов, определяющих электронную книгу как явление, имеется двоякое значение: это и сам текстовый файл, произведение, и устройство для чтения такого файла. Мы будем рассматривать электронную книгу как версию книги в электронном (цифровом) виде.

Классификация электронных изданий не на много отличается от классификации печатных изданий. Главным отличием служит машиночитаемость - важнейшая черта электронных изданий.

Аспект сравнения

Виды электронных изданий

По природе основной информации

Текстовое (символьное) электронное издание

Изобразительное электронное издание

Звуковое электронное издание

Программный продукт

Мультимедийное электронное издание

По периодичности

Непериодическое электронное издание

Сериальное электронное издание

Периодическое электронное издание

Продолжающееся электронное издание

Обновляемое электронное издание

По структуре

Однотомное электронное издание

Многотомное электронное издание

Электронная серия

По целевому назначению

Официальное электронное издание

Научное электронное издание

Научно-популярное электронное издание

Производственно-практическое электронное издание

Нормативное производственно-практическое электронное издание

Учебное электронное издание

Массово-политическое электронное издание

Справочное электронное издание

Электронное издание для досуга

Рекламное электронное издание

Художественное электронное издание

Как можно заключить из представленной таблицы, различия между видами печатных и электронных изданий невелики. Новыми видами являются звуковое электронное издание, программный продукт и мультимедийное электронное издание, относящиеся к классификации по природе основной информации, а также обновляемое электронное издание, классифицируемое по признаку периодичности.

Кроме того, с 2001-го года электронные издания классифицируются и по новому признаку: наличию печатного эквивалента. По этому признаку электронные издания делятся на:

- Электронные аналоги печатного издания, в основном воспроизводящие соответствующие печатные издания (расположение текста, иллюстрации, ссылки и т.п.);

- Самостоятельные электронные издания, не имеющие аналогов в печати.

Поскольку год за годом компьютерные технологии позволяют представлять все больше видов изданий в электронном виде, то многие исследователи предлагают новые категории электронных изданий и вводят дополнительные их виды. Вуль в своем учебнике выделил несколько иную классификацию электронных изданий. Для своей классификации он выделил наиболее существенные, на его взгляд, признаки:

- Периодичность издания;

- Круг потребителей продукции;

- Вид издания;

- Способ распространения;

- Формат издания.

Результаты своей классификационной работы Вуль представил в следующем виде:

Аспект сравнения

Виды электронных изданий

По виду

Общие;

Научные;

Учебные;

Детские;

Справочные;

Альбомы

По способу распространения

Электронные издания, распространяемые на CD- ROM;

Сетевые электронные издания.

По формату издания

В PDF- формате;

Гипертекстовые;

Сценарные;

Мультимедийные:

а) с аудиофрагментами;

б) с анимационными фрагментами;

в) с цифровым видео.

Рассмотренные классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг друга, так как подходят к классифицированию электронных изданий с разных точек зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания.

Средствами распространения электронной книги в сети являются: виртуальные магазины, которые могут существовать и на сайтах издательств, представительства в сети крупных государственных библиотек; виртуальные библиотеки, т. е. созданные на некоммерческих началах сетевые хранилища электронных изданий; электронные магазины.

Познакомиться с электронными изданиями можно, обратившись в электронную библиотеку. Такие библиотеки могут быть двух видов:

- представительства в сети реальных библиотек, обычно крупных, имеющих свои собственный Web-сервер или сайт;

- типично виртуальные библиотеки, не имеющие реального представительства, а предоставляющие читателям только электронные книги; такие библиотеки организуются энтузиастами и пополняются не только организаторами, но и читателями.

Самая известная из них в Русском Интернете - библиотека Максима Мошкова (http://www.lib.ru), информационный объем которой превышает 1,7 Гб. Она была открыта в 1994г. Читатели ежедневно пополняют ее новыми файлами. Здесь есть современная и античная художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, туризм и парашютизм, философия и эзотерика. Главное достоинство этой и ей подобных библиотек состоит в том, что посетитель может выбрать любую понравившуюся ему книгу и бесплатно «скачать» ее на свой компьютер. После этого он может читать или изучать ее электронную версию или распечатать книгу и работать или отдыхать с распечаткой без компьютера.

Одним из первых в России открыла виртуальный книжный прилавок фирма «Озон», которая вначале арендовала сайт на одном из самых популярных в России серверов www.infoart.ru. Хотя наши электронные книжные магазины не сообщают о своих успехах, но можно предположить, что дела в этом магазине шли успешно, что позволило ему в 1999 г. создать свой собственный сервер www.ozon.ru. Сервер реализует функции виртуального магазина, в котором можно заказать все основные виды продукции медиа-индустрии: книги, видео- и аудио продукцию, компакт-диски с компьютерными программными пакетами.

Следует отметить, что в Санкт-Петербурге, одним из первых в России, появилось специализированное виртуальное издательство «Геликон Плюс», организованное известным писателем А. Житинским для выпуска в свет электронных изданий молодых авторов. Авторы бесплатно могли выпустить свою книгу в электронной форме на сайте издательства, а читатели могли бесплатно познакомиться с этой книгой. Таким образом, электронный, или виртуальный, книжный магазин возникает в результате создания сайта, объединяющего определенные ресурсы, связанные с литературой, компакт - и DVD-дискам и видео- и аудиокассетами. Используя систему «встроенных» в издательский сайт магазинов, можно обеспечить удаленный доступ и возможность заказа различного рода товаров, а также возможность получения доступа к редкой и специальной литературе.

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся виду продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Несомненна высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения более новых технологий. Учебная сфера наиболее подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем школьное образование, как и среднее, и высшее внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. Во многих случаях частичный или полный переход на электронное обеспечение учебными материалами вполне оправдан. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи.

Справочные и научные издания предоставляют возможность более простыми средствами и в более короткие сроки получать необходимую информацию, поэтому тоже распространены довольно широко. Их преимущество состоит в удобных поисковых системах, позволяющих значительно повышать производительность и экономить время.

Электронные книги удобны и обладают по сравнению с печатными большим количеством преимуществ: мобильность, удобность, экономия времени и сил и т.д.

В заключение можно отметить, что электронная книга - очень молодое, но достаточно перспективное явление в сфере коммуникаций.

Используемая литература:

1. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами. Открытое образование. — 2008. — № 3

2. Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать». Изд. «София», 2007

3. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008.