Образовательная программа для детей "Волшебный остров"

Холодкова Лариса Анатольевна

Дополнительная образовательная программа по театральному исскуству для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatr_dlya_mladshikh_shkolnkov.docx78.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

ГОУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ "ПАТРИОТ"

"РЕКОМЕНДОВАНО"

 Методическим советом

ЦВР "Патриот"

Протокол №      

от ______________________2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ЦВР "Патриот"

___________________И.И.Лукаш

«_____»_______________2013г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ

«ВОЛШЕБНЫЙ ОСТРОВ»

Направленность: художественно-эстетическая

 ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ

                                                            эмбл

АВТОР:

Холодкова Л.А.

Срок реализации: 3 лет

Возраст детей:6-10 лет

                                                               Москва 2013год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей "Волшебный остров" относится к  художественно – эстетической направленности. Образовательная деятельность театральной студии «Волшебный остров» в своей основе имеет тенденцию к формированию модели художественно – творческого развития детей младшего школьного возраста в условиях системы дополнительного образования.

Отношение к художественному слову в частности и русскому театру в целом, есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространился в информационном пространстве, совершенно очевидно, что небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь сводит к нулю всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.

          Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение детей сценической речи, актёрскому мастерству и сценической пластике происходит на качественном литературном материале: лучших образцах классической детской литературы. Всё это является одним из средств сохранения русского этноса и национальной культурной  среды, воспитания через театрализацию тех личностных качеств, которые характеризуют действительно  культурного человека, гражданина своей страны.

В программе «Волшебный остров» отражено своеобразие начального периода «специальной подготовки» с учётом особенностей детского возраста и начального этапа освоения художественной профессии. Программа предполагает поступательность в познавательной деятельности каждого обучающегося и всей группы, динамику и последовательность в приобретении знаний.

Данная программа решает задачи комплексного развития детских способностей: ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воли, эмоций, а так же производных от них фантазий, а именно: наблюдательности, смелости, публичного выступления через игру. Именно благодаря «принципу игры» происходит накопление ребёнком особого творческого состояния лёгкости и спонтанности, наработка ролевых моделей, которые необходимы не только на сцене, но и в жизни. Игра в театре для ребёнка, не только способ самовыражения, но и способ саморазвития.

Психолого – педагогическую основу работы студии составляют:

  •  некоторые аспекты оригинального метода драматургов -  соавторов: психолога Ирины Медведевой и педагога Татьяны Шишовой – драматическая психоэлевация («возвышение» души театральными средствами);
  •  идеи использования синтеза искусств в художественно – эстетическом образовании подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и др.);
  • положения теории Л.С. Выготского и Б.М.Теплова о специфике художественно – творческого развития и праве каждого ребёнка, независимо от его способностей, на полноценное художественное образование;
  •  общепедагогические принципы: последовательность, системность, доступность и эффективность обучения.

Новизна и оригинальность данной программы, реализуемой в работе студии, состоит в следующем:

  •  персонифицированный подход к каждому ребёнку в процессе обучения, при распределении ролей в этюдных актёрских работах и репертуарных спектаклях, благодаря чему ребёнок преодолевает зажатость, застенчивость или напротив, освобождается от излишней моторности, возбудимости;

 использование в работе объединения и включение в репертуар адаптированного (переработанного под возраст  и состав участников) литературного  материала, в том числе и  авторских произведений, для постановки сценических актёрских работ и игровых спектаклей.            

Новизна и оригинальность программы в разделе « Сценическая речь» заключаются в том, что занятия предметом служат своего рода эталоном правильной речи,  одновременно упражняется и  развивается слух, дыхательная система, которая тесно связана с сердечно - сосудистой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат.

Частнодидактический аспект программы связан с развитием художественных  и интеллектуальных способностей детей в конкретных направлениях:

  •  художественно – речевой: сценическая речь
  •  сценической: актёрское мастерство и сценическое движение
  •  театрализованной: участие в инсценировках и театральных постановках.

Основная цель программы - подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством драматического театра, через  игру, её действенное содержание. Содействие  личностному развитию детей в возрасте 6 – 10 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании посредством участия в самодеятельной Театральной студии, гармоничному  развитию творческого потенциала, формированию  художественного вкуса на основе лучших образцов классического и современного драматического искусства.

Развитие и усовершенствование природных речевых и голосовых возможностей обучающихся, формирование у детей любовь к родному языку, культуре речи и произношения,  воспитание творческого, свободного человека, способного жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими людьми.

Задачи программы

  1. В области художественно – речевой деятельности:  

Обучающие:

– обучение технике речи: дикция, дыхание, голосообразование, артикуляция;

– обучение основам сценической речи: динамика звука, атака звука, резонирование, использование всего диапазона голоса;

– обучение логическому разбору текста: фразовые ударения, паузы, темпоритм и мелодика текста;

– обучение воплощению сценарного материала в звучащем слове: интонация, эмоциональная окраска, характерные особенности.

Развивающие:

- развитие дыхательного аппарата;

- развитие внимания, памяти;

- развитие логического мышления;

-развитие ассоциативного образного мышления и эмоциональной сферы;

-развитие и формирование художественного вкуса.

Воспитательные:

– воспитание умения работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу;

– воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданской позиции.

  1. В области сценической деятельности:

Обучающие:

         - обучение основам сценического движения и пластики.

         - обучение навыкам музыкально – двигательной культуры: основы ритмической гармонии.

         - обучение навыкам художественного движения: создание законченного художественно – смыслового образа.

         - обучение основам актёрского мастерства: раскрытие характера персонажа, взаимодействие с партнёрами на сцене, приёмы воздействия на зрительскую аудиторию

Развивающие:

-развитие внимания, памяти;

- развитие координации, пластичности;

- развитие чувства ритма и музыкальности;

-развитие и формирование художественного вкуса.

Воспитательные:

- воспитание выносливости и целеустремлённости;

– воспитание умения работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.

– воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы;

         

  1. В области театрализованной деятельности:

Обучающие:

- вовлечение обучающихся в художественно – постановочный процесс;

- участия в репетиционном процессе театральных инсценировок и учебных спектаклей;

- участие в показе театральных инсценировок и учебных спектаклей на зрительскую аудиторию;

Развивающие:

- развитие творческих способностей;

- развитие фантазии и воображения;

-развитие чувственной и эмоциональной сферы;

Воспитательные:

- воспитание чувства партнёрского взаимодействия;

-– воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы.

         

Программа рассчитана на 3 года, ориентирована на работу с массовой категорией детей в возрасте от 6 до 10 лет. Предполагаемое количество детей в группе: 10- 14 человек.  Занятие рассчитаны на один час, проходят в группе  2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты.

  1.    В конце I года обучения ребёнок должен знать:

- что входит в понятие техника речи;

- основные дикционные и артикуляционные упражнения;

- основные дыхательные упражнения;

- основные упражнения на развитие двигательных возможностей, подвижности и ловкости;

-основные элементы сценического внимания и воображения;

- основные мизансцены игрового спектакля.

Уметь:

- исполнять небольшие отрывки художественных текстов в прозе и стихах с правильной артикуляцией и дикцией.

  1.    В конце II года обучения ребёнок должен

 знать:

  • основные голосовые упражнения;
  • три основных голосовых регистра;
  •  знать правила темпо - ритмики литературного материала, положенного в основу сценария;
  • основные упражнения на чувство ритма и координацию;
  • основные элементы сценического действия;

уметь:

              -    делать основные приёмы артикуляционного массажа;

              -    выполнять самостоятельно и в группе основные  дыхательные упражнения;

               -      выполнять самостоятельно и в группе основные упражнения двигательной разминки;

               -     самостоятельно  выполнять этюды и упражнения на сценическое внимание и воображение;

               - выполнять сценические этюды по заданным мизансценам;

               - исполнять игровые миниатюры.

3.  В конце III года обучения ребёнок должен

 знать:

  • Основные правила  развития театрального действия;
  • Правила голосового резонирования;
  • Приёмы пластической и музыкальной выразительности;
  • Законы связи актёрского поведения с предлагаемыми обстоятельствами.

уметь:

- выполнять в группе и самостоятельно упражнения на динамику звука, атаку голосом;

- владеть голосом в трёх основных голосовых регистрах;

-воспроизводить сценарный материал в правильном темпо – ритме;

- выполнять самостоятельно и в группе упражнения на чувство ритма и координацию.

               -  читать небольшие отрывки художественных текстов в прозе и стихах с правильной артикуляцией, дикцией, создавать художественные образы голосом, используя для этого различные звуковые регистры;

Приобрести навыки:

-самостоятельного проведения артикуляционного массажа, дыхательной гимнастики и двигательной разминки;

-использования сценического внимания и воображения в работе над ролью;

-использования правильных мизансцен в сценическом рисунке роли;

-исполнения небольшие ролей в учебных игровых инсценировках.

Способы проверки результатов обучения и формы аттестации:

Периодическая диагностика в форме контрольных упражнений по отдельным разделам тематического плана:

  1. Художественно – речевая.

- техника речи  (артикуляция, дикция, тембр, темп и т. д.);

-  интонационная выразительность (способность к интонированию по образцу, по заданию, на основе образа);

- уровня развития исполнительского мастерства (на основе анализа озвучивания ребёнком персонажа и исполнения роли в учебных постановках и репертуарных спектаклях).

2. Сценическая:

-основ сценического движения и пластики (способность к пластическому решению по заданию, образцу или на основе образа в учебных этюдах и репертуарных спектаклях).

-основ актёрского мастерства (способность к актёрскому решению задачи и сверхзадачи в этюдах и инсценировках).

  1.   Театрализованная деятельность:

 - уровня исполнительского мастерства в учебных инсценировках и театральных показах.

Итоговая аттестация обучающихся проводится  в конце года в форме спектакля – зачёта.

Учебно – тематический план

1 года обучения.

Театральная студия

«Волшебный остров».

Название тем и разделов

                    Количество часов

 теория

Практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Сценическая речь

    2.2

Техники речи.

1

1

2

  2.3

Дикция

1

6

7

2.4

Артикуляция.

1

6

7

2.5

Основы дыхательной гимнастики.

2

5

7

3

Сценическое движение и пластика

3.1

Развитие сценической

подвижности и ловкости

5

5

3.2

                 Развитие координации

1

4

5

3.3

Развивающие игры.

10

10

3.4

Основные приёмы сценической

раскрепощённости.

1

3

4

4

Актёрское мастерство

4.1

Основные приёмы сценического внимание

 и воображения

1

6

7

4.2

Мизансценирование  в игровых миниатюрах

1

8

9

5

Репетиции чтецких номеров,

монологов и диалогов в учебных игровых инсценировках и миниатюрах

6

6

Итоговое занятие.

1

1

2

Итого:

11

72

Содержание:

                       1.1 Вводное занятие: Обсуждение организационных и содержательных            сторон занятий по предмету.

2.2 Понятие техники речи:

Один из разделов культуры речи, базовый элемент речевой культуры. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

В раздел «техники речи» входит:

Строение речевого аппарата. К речевому аппарату относятся:  губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.  

  1. Основы дыхательной гимнастики:

Система дыхательных упражнений направлена на развитие правильного речевого дыхания и должна быть освоена в течение начального периода работы над речевой системой.   Большинство упражнений по дыханию могут осваиваться на групповых занятиях.

Упражнение «Львёнок греется»: разогревающее дыхание, тёплым дыханием согреваются ладони рук.

Упражнение «Ёжик»: используется носовое дыхание: вдох и выдох через нос.

Упражнение «Арлекин»: диафрагматическое дыхание: вдох через нос в полунаклоне на скрещенные руки, выдох через рот в выпрямленном состоянии на раскрытые руки.

Упражнение «Свечка»: тренировка экономного расходывания дыхания: первый этап: необходимо тонкой струйкой воздуха дуть на воображаемую свечку; второй этап: «непокорная свеча»- на свечку необходимо дуть с большим напором; третий этап: сильным резким выдохом свечка задувается.

Упражнение «Мяч – нсос». Упражнение выполняется в паре: один из пары - мячик, второй - насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребенок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление - вдох, каждый наклон - выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

     2.3 Дикция:

Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.  Для тренировки дикции используются чистоговорки и скороговорки.

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

Примеры подобных дикционных упражнений:

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  1. Ехал Грека через реку
    Видит Грека - в реке рак
    Сунул Грека руку в реку
    Рак за руку Греку цап

  1. Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
    Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Дикционные упражнения в качестве скороговорок предлагаются различные для чистоты произношения разных звуков.

Скороговорки для буквы "Р":

  1. "На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова; дрова вширь двора, дрова вдоль двора. Не вместит двор дров, надо выдворить дрова на дровяной двор обратно".
  2. "Собирала Маргарита маргаритки на траве, растеряла Маргарита маргаритки на горе".
  3. "Горят лампы на рампе".
  4.  буква "Л":
  5. "Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели."
  6. Комплексные скороговорки:
  7. "Весна красна цветами, а осень — снопами."
  8. "Егерь Емеля в ельнике ел ежевику. "
  9. "Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, всех в сугроб."
  10. "Свиристель свиристит свирелью."
  11. "Ткач ткёт ткани на платки Тане."
  12. "Деревянный дом стоял на десяти десятинах."
  13. "На реке — костёр, на костре — котёл, в нем уха — не щи, а в ухе — лещи."

На втором и третьем годах обучения вводятся новые, более сложные чистоговорки и скороговорки.

2.4. Артикуляция:

Артикуляционная разминка языка:
Рот открыт, вдох носом, выдох ртом.
Кончик языка крепко упирается в нижние зубы, затем еле касается нижних зубов.
То же, с опорой в верхние зубы.
То же, с опорой кончика языка в альвеолы.
Язык расслаблен и свободно лежит на нижней губе. На выдохе произносится беззвучно гласная «а».
Язык сделать «чашечкой» и подержать за верхними зубами, затем выдвинуть чашечку вперед и обратно.
Язык сделать «жалом», затем выдвинуть жало вперед, вправо, влево, опять за зубы.
Язык сделать «лопаточкой», выдвинуть лопаточку на края нижней губы, затем верхней губы.
Сделать под языком «квартирки», как при детской игре в лошадки, и, расслабив, опустить язык.
Перед зеркалом, также вдыхая через нос и выдыхая через рот, следить за тем, как опускается на выдохе корень языка.
Артикуляционная разминка губ:

«Звучащие цифры»: рисование в воздухе губами цифр и одновременное произношение.

Разминка лицевых мышц:

«Хомячок»

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы»

Поднять правую бровь, опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

«Треугольник»

С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза необходимо добиваться того чтобы звук летел как можно дальше. 

Разминка нижней и верхней челюсти, губ, языка:

Разминка для губ и челюстей: вращение, растягивание;

Упражнение «Назойливая муха», «Лицо – пластилин», «Соломинка»

- Для языка: уколы, вытягивание, болтушки.

Упражнения «Укол змеи», «Вылизывание манишки».

На втором и третьем годах обучения вводятся новые, более сложные упражнения.

  1. Развитие сценической подвижности и ловкости.

Сценическое движение  выразительное средство любой актёрской работы. Для обучения сценическому движению необходимо воспитать нервно – физический аппарат в направлении , необходимом для сценической выразительности. На первом этапе – это несложные подготовительно – тренировочные упражнения.

Некоторые из них:

«Четвёрка в руках в стороны» и «Четвёрка в руках вперёд».

Упражнение делается на 4 счёта. Сначала происходит параллельное поднятие рук: в стороны, вверх, в стороны, вниз. Второй этап тоже самое с подключением шагов на месте. «Четвёрка рук вперёд» происходит по той же схеме, первая фаза начинается с параллельно подъёма рук вверх.

Развитие чувства баланса. Умение сохранят равновесие в непривычных для тела позициях.

Упражнение «Часики». В исходной позиции правая нога впереди, левая сзади. Пятка правой на одной линии с левой. Выполняются наклоны корпусом вправо и влево, затем круговые движения корпусом по часовой стрелке и против.

На втором и третьем годах обучения вводятся новые, более сложные упражнения – баланс на одной опорной ноге, на пятках, полупальцах. Вводятся понятие скорость сценического движения. Девять условных скоростей сценического движения, отыгрывание каждой на примере конкретной ситуации.

          3.2.Развитие координации.

               Для улучшения чёткости движения в пространстве и времени необходимо осознание собственного тела, т.е совершенствование  координации движения. Мышечная память накапливает информацию о действиях тела. Важно, чтобы память не запоминала ошибки. Ловкость человека – фундамент его хорошей координации. Координация движения связана с периферией тела (руки, ноги, лицо).

Некоторые упражнения:

«Мельница»: исходное положение стойка – ноги вместе: правой рукой зовём, левой отгоняем, смена действий рук.

«Оценка»: исходное положение стойка – ноги вместе: правой рукой поглаживания в воздухе, левой угроза пальцем, смена действий рук.

«Геометрия»: исходное положение – ноги слегка раздвинуты: правой рукой в воздухе чертится круг, левой – квадрат, смена действий рук.

На втором и третьем годах обучения вводятся новые, более сложные упражнения, например, на одной опорной ноге с добавлением к движениям руками, движения одной из ног в воздухе. Противоположные вращательные движения плечами, кистями рук с качательными движениями одной из ног.

                3.4.Приёмы сценической раскрепощённости.

Для этого необходимо научиться расслаблять отдельные группы мышц, снимать напряжение. Упражнение выполняется индивидуально. Во время упражнения  должно быть глубокое брюшное дыхание. Используется комплекс упражнение отдельно для лица, плеч, рук, живота, бёдер, ступней.

Для общего расслабления используются упражнение «Релакс», которое выполняется при ровном брюшном дыхании с использованием музыкального фона и воспроизведения словесных картин, передающих умиротворённое состояние.

  1. Развивающие игры.

Закрепление безусловных рефлексов тела, тренировка мышечной памяти происходит на уровне игры.

Примеры подобных игр:

«Лабиринт»: игроку завязываются глаза, ведущий с колокольчиком ведёт игрока по лабиринту, где выполняются заранее оговорённые задания.

«Одно целое или мягкая рука»: играет пара, каждый из игроков «прикреплён» к другому спиной, этот «человек» имеет две руки и две ноги, выполняются определённые действия.

4.2.Мизансценирование.

Чтобы ученик умел свободно ориентироваться в сценическом пространстве и находить всякий раз наилучшее положение своего тела для выполнения  действий в рамках роли, он должен владеть законами мизансцены. 
Мизансцена должна быть жизненной, наиболее приближенной к естественным условиям.

Мизансцена должна быть выразительной, т.е должен быть выбран наиболее правильный угол зрения по отношению к зрительному залу.

Упражнения, который предусмотрены  в этом разделе, выполняются двумя группами: одна работает на сценической площадке, друга оценивает созданную мизансцену. Потом группы меняются.

Этюды на построение мизансцен используются нескольких видов:

«Фотография»(застывшая картинка события), «Памятник» (героям известных произведений или самим произведениям) «Отыгрывание кадра назад» (строится мизансцена на какое – либо восклицательное действие, например: «Доигрался!», после чего показывается предшествующее событие).

На втором и третьем годах обучения предлагаются тематические этюды на мизансценирование: очередь (за проездными билетами, в газетный киоск, в торговый ларёк) проход альпинистов по горной тропе, развод караула и т.д.

4.1. Основные приёмы сценического внимания и воображения.

Особую роль в развитии внимания и воображения имеют игры и этюды:

  1. Зеркало

Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…

  1. Тепло –холодно

        Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.

На втором и третьем году обучения упражнения и этюды усложняются и носят более разноплановый характер.

             Учебно – тематический план

                   2 - го года обучения.

Название тем и разделов

Количество часов

I

Вводное занятие

1

-

1

2

Сценическая речь

2.1

Основные приёмы артикуляционного

массажа и артикуляционной гимнастики

    1

    4

5

2.2

Основы дыхательной гимнастики.

1

5

6

2.3

Артикуляция.

5

5

2.4

Дикция.

5

5

2.5

Основы голосообразования

1

5

6

3

Актёрское мастерство

3.1

Основные элементы

сценического внимания

5

5

3.2

Основные элементы

сценического воображения

5

5

3.3

Техника передачи эмоций

и состояния на сцене

1

4

5

4

Сценическое движение и пластика

4.1

Развитие сценической

подвижности и ловкости

4

4

4.2

Развитие координации

4

4

4.3

Мизансценирование

6

6

5

Театрализованная деятельность

5.1

Инсценирование небольших

отрывков художественных

произведений.

6

6

5.2

Репетиции концертных номеров,

монологов и диалогов,

ролей в игровых спектаклях

и инсценировках.

6

6

6

Итоговое занятие:

Зачёт – показ

игровых инсценировок и

театральных миниатюр

1

2

3

Итого

6

66

72


Содержание.

 

2.1 Основные приёмы артикуляционного массажа и гимнастики: Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Существует два  вида массажа: гигиенический и вибрационный.

  

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

 

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова.

Вибрационный массаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма. Вибрационный массаж — это еще и своего рода настройка голоса.

  Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

Упражнения на мышечное и эмоциональное расслабление — элементы аутогенной тренировки.

Пробивка резонаторов: Ученики становятся в затылок друг другу и, “мыча”, постукивают стоящего впереди ребрами ладоней по спине и бокам. Педагог следит за “вибрацией” - озвучиванием тела, за глубиной и высотой тона, обращает внимание на мышечные зажимы.

2.5. Упражнения на развитие голосовых возможностей:

При голосообразовании важна мышечная свобода состояние мышц гортани), мышечная активность (состояние голосовых связок), голосовая выносливость (владение мышечным аппаратом, отсутствие утомляемости связок, которые влияют на качество звука), тембр (индивидуальность голоса, зависит от анатомического строения), объемность (свойство голоса быть объёмным, округлым, мягким, бархатным), звуковысотный диапазон (способность использовать весь объём голоса от самого нижнего до самого высокого звука), динамический диапазон (умение пользоваться голосом при различной силе звука, не теряя тембральной окраски).

Вот примеры некоторых упражнений.

  1. Голосовой мячик

Учащимся раздаются мячики для игры в лаун-теннис. Вместе с бросками мячом в пол они повторяют “формулу гласных”, обрамленных сначала сонорными, а потом взрывными согласными: (мум, мом, мам, мэм, мим, мым, потом – пуп, поп, пап, пэп, пип, пып). С каждым броском ударение переносится на следующий слог, дети проходят замкнутый круг гласных). То же упражнение выполняется с бросками мяча в потолок и стены. Задача педагога проследить, чтобы звук-мяч доставал обозначенной преграды, не был бы чрезмерно громким или тихим, шел бы не только через грудные резонаторы, а наполнял бы все тело играющих. Особенно часто встречаются ошибки, связанные с чрезмерным напряжением мышц шеи и ног.

  1. «Эхо» Произносится фраза с глазным звуком на конце. На эхо губы и щёки должен быть расслаблены, а звук резонировать в области затылка.
  2. «Реактивный самолёт»  на звук «ММММ» приближение – прохождение – отдаление звука.

На третьем году обучения добавляются другие, более сложные упражнения.

                     Учебно – тематический план

                   3- го года обучения.

Название тем и разделов

Количество часов

I

Вводное занятие

1

-

1

2

Сценическая речь

2.1

Основные приёмы артикуляционного

массажа и артикуляционной гимнастики

    1

    4

5

2.2

Основы дыхательной гимнастики.

1

5

6

2.3

Артикуляция.

5

5

2.4

Дикция.

5

5

2.5

Основы голосообразования

1

5

6

3

Актёрское мастерство

3.1

Основные элементы

сценического внимания

5

5

3.2

Основные элементы

сценического воображения

5

5

3.3

Техника передачи эмоций

и состояния на сцене

1

4

5

4

Сценическое движение и пластика

4.1

Развитие сценической

подвижности и ловкости

4

4

4.2

Развитие координации

4

4

4.3

Мизансценирование

6

6

5

Театрализованная деятельность

5.1

Инсценирование небольших

отрывков художественных

произведений.

6

6

5.2

Репетиции концертных номеров,

монологов и диалогов,

ролей в игровых спектаклях

и инсценировках.

6

6

6

Итоговое занятие:

Зачёт – показ

игровых инсценировок и

театральных миниатюр

1

2

3

Итого

6

66

72


Содержание

3.Актёрское мастерство.

На занятиях по актёрскому мастерству обучающимся предлагается показать этюды:

- Пластические: сольные, парные, групповые;

- Игровые -  со словами: тематические, сюжетные, импровизационные.

Детские этюды могут быть придуманы и исполнены, как воплощение фантазий, пусть нелогичных, но всегда искренних, важное значение имеет вера участников этюда в те обстоятельства, которые они сами себе нафантазировали. Именно так развивается творческая фантазия и тренируется передача эмоций.

  1. Театрализованная деятельность:

В основе  инсценирования литературного материала лежит упражнение, которое относится к домашнему заданию, заданному раз и навсегда: наблюдение – зарисовка.

 Обучающимся предлагается не только найти в жизни объект, который притягивает их настолько, что требует сценического воплощения, но и придумать или “подсмотреть” в жизни ситуацию, в которой он действует, проявляет себя. Иными словами, это – этюд, в котором должны быть соблюдены следующие элементы:

  1. Задача
  2. Предыстория
  3. Событие
  4. Оценка
  5. Выход из оценки
  6. Финал (точка).

Наблюдения никак не могут быть проходным упражнением, ибо в них отрабатывается не только элементы правдивого сценического бытия в характере другого человека; в них проявляется индивидуальное видение мира, мироощущения человека, его общественная позиция. Подготовка к ним должна быть продуманной и тщательной. В нее могут войти следующие этапы:

  • Рисунок-набросок своего героя
  • Эскиз костюма
  • Подбор элементов костюма
  • Подбор грима, других внешних признаков
  • Выбор реквизита
  • Рассказ о биографии героя
  • Рассказ о том, “что было до и после”

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные упражнения не прекращаются по мере начала репетиций учебного спектакля. Они становятся разминочной частью репетиций, “разгоном”, после которого творческий аппарат учеников готов к работе по-настоящему. Конечно, в настоящей работе приведены лишь некоторые упражнения, у каждого педагога запас их очень велик, но выбор сознательно сделан в пользу тех, которые приносят максимальную пользу при максимальной отдачи со стороны педагога и учеников. Максимализм, в хорошем, рабочем смысле этого слова, - необходимое качество для любого человека, который связан с Театром, особенно детским.

Методическое обеспечение.

Методическое обеспечение реализации программы включает разнообразие форм проведения занятий:

  •  ознакомительное (беседа, показ, обсуждение пьесы, роли, спектакля);
  •  исполнительское (тематическое или предметное);
  •  творческое (исполнительское, игровое);
  •  комбинированное или комплексное.

В ходе ознакомительного занятия дети знакомятся с теми или иными видами искусств или их направлений. Например, со сказками, притчами пьесами.    Показ, демонстрация, чтение производится самим педагогом и сопровождается объяснениями.

Часто при этом используется форма беседы, которая носит характер диалога, с  постепенным вовлечением всех участников студии. Позиция педагога должна быть заинтересованной и эмоциональной. Результат беседы должен использоваться в дальнейшей работе группы.

В ходе исполнительских занятий главной задаче является развитие технических навыков и художественных способностей в исполнительской деятельности. Занятия могут быть тематическими и предметными; проводится индивидуально и в группе.

В ходе занятия должны соблюдаться пропорции технической, тренинговой и исполнительской деятельности. На каждом отрезки времени занятия в работу должны быть вовлечены все дети. Важен эмоционально – образный настрой. Для приобретения детьми на таких занятиях навыков самооценки, необходимо оценивать деятельность детей с точки зрения динамики изменения их исполнительского роста.

Предметное исполнительское занятие имеет чёткую внутреннюю структуру: разминка, тренинг, работа над закреплением старого материала, разучивание нового, оценка работы. Тематическое занятие носит свободный характер и проводится чаще в форме игры: работа куклы с предметами по заданному образцу, пластические этюды по взаимодействию кукол.

В творческом занятии создаются условия для развития общих и  специальных творческих способностей детей на основе создания конкретных продуктов детского творчества. Типовой структуры здесь не предполагается, условно такие занятия можно охарактеризовать, как импровизация, поисковая и творческая игра. Такое занятие может проводиться самостоятельно или как вторая часть комплексного занятия. Импровизации предполагаются в мизансценах, в тембральной окраске озвучивания персонажей, и, безусловно, в сольных, парных и групповых этюдах. Импровизация направлена на раскрытие творческого потенциала.

Комбинированные и комплексные занятия направлены на  художественно – эстетическое развитие личности ребёнка в разных направлениях: художественно – речевая и театрализованная деятельность, художественно – речевая деятельность + сценическая деятельность. Именно это и является синтезом искусств и основой артпедагогического подхода в образовании.

Тренинг – специальная систематическая тренировка направлена на решения обучающих и технических задач, используется для коррекции и преодоления проблем личностного развития. Формы проведения тренингов могут быть индивидуальные, парные, малыми группами, всей группой. Тренинг, как правило, проводится в первой части занятия, как техническая разминка, иногда для этого  используются специально подобранные музыкальные фрагменты.

Структура и наполнение разминки.

Часть разминки

Упражнения

Двигательная

Для пальцев рук, кистей, лучезапястных, локтевых суставов, плечевого пояса, спины, рук , ног и головы.

-Вращательные упражнения ( «пять мальчиков в чуланчиках», «косичка», «змейка», «волна»);

- Вытягивания («замочек», «крылья самолёта»);

- Расслабляющие ( «лианы», «ветерок»);

- Ритмические («эхо»);

- На внимание( «ловля хлопка»).

Артикуляционная

- Разминка для губ и челюстей: вращение, растягивание;

- Для языка: уколы, вытягивание, болтушки;

- Вибрации с постукиванием кончиками пальцев.

Дикционная

- Гласные звуки +слоги;

- Контрастные гласные + скороговорки;

- Чистоговорки с напрашивающимися рифмами;

- Скороговорки с ритмическими рисунками.

Интонационная

- Скороговорки с заданной интонацией;

- «Лепка фразы» с заданной интонацией;

- «Лепка фразы» по силе звука;

- «Лепка фразы» по тембру;

- Фразы в интонационной последовательности.

Требования к проведению разминки:

Каждое занятие начинается с дыхательной гимнастики, включающей в себя упражнения на вдох и выдох, бег, легкие прыжки, наклоны в разные стороны. Гимнастика проводится под  музыкальный аккомпанемент, при этом важное значение имеют:

  • Темп;
  • Мотивированность учащихся;
  • Эмоциональный подъём;
  • Соотнесение с общими задачами на данном этапе студии;
  • Сочетание индивидуального и дифференцированного подхода;
  • На основе принципов: импровизация, творчество, партнёрство.

Список  использованной литературы:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.
  2. Аксёнов В.И. Искусство художественного слова. – М., 1962.
  3. Алянский Ю. Азбука театра. – М., 1998.
  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  5. Бахтин М.М. Человек в мире слов. – М., 1995.
  6. Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003.
  7. Бутенко Э.В. Имитационная теория сценического перевоплощения. – М., 2004.
  8. Бесова М.А. Познавательные игры детей от 6 до 10 лет. Ярославль, 1997.
  9. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.
  10. Вагапова Д.Х.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2001.
  11. Волкова Т.А. Логопедическая ритмика. – М., 1995.
  12. Волина В. Загадки от А до Я. – М., 1997.
  13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1989.
  14. Гончаров А.А Поиски выразительности в спектакле. – М., 1964.
  15. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
  16. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М., 1995.
  17. Дружинина М.В. Поиграем, в слова! – М., 1997.
  18. Деннисон П. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия способностей. М., 1993.
  19. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 1974 г.
  20. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.
  21. Заходер Б. Моя Вообразилия. -  М.,1979.
  22. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – М., 1970.
  23. Кнебель М.О.О действенном анализе театра и роли. – М., 1961.
  24. Каргин А.С. Самодеятельное художественное трворчество. – М.. 1988.
  25. Козак О.Н. Считалки, Дразнилки, Мирилки. – М.,1998.
  26. Люблинская И.А. Театр и дети. – М., 1962.
  27. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967.
  28. Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003.
  29. Морозов В.П. Детский голос. – М., 1970.
  30. Максаков. А. И. Учите, играя. – М.. 1983.
  31. Мочалов Ю. Первые уроки театра. - М., 1986.
  32. Нескучалия: Сценарии для детей. -  М., 2001.
  33. Никитина А. Театр, где играют дети. – М.. 2002.
  34. Найдёнов Б.С. Завадская Т.Ф. Выразительное чтение. – М.. 1972.
  35. Опарина Н.А. Методика сценарно–режиссёрской деятельности. – М., 2002.
  36. Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М., 1978.
  37. Розовский М. Режиссура зрелищ. – М., 1973.
  38. Розов В. Мои дорогие зрители. – М., - 2001.
  39. Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М., - 1963.
  40. Саричева Е.Ф. Сценическая речь. – М., 1965.
  41. Смирнова Н.И. И…оживают куклы. – М., 1982.
  42. Таиров А.Я. Записки режиссёра. – М.. 1970.
  43. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль 1997.
  44. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Л., 1984.
  45. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  46. Чехов М.  Об искусстве актёра. – М.. 1999.
  47. Шишова Т., Медведева И. Сознательное отношение к бессознательному. – М., 1994
  48. Шихматов Л.М. Сценические этюды. – М. 1971.