Экскурсионная работа как средство воспитания

Кривошеин Николай Иванович

 Главное в воспитании свободного , интеллигентного, культурного человека является формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Экскурсии также имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Цель экскурсии и посещение музеев – это расширение культурного кругозора, воспитание в духе патриотизма, высокой морали 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursionnaya_rabota_kak_sredstvo_vospitaniya.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсионная работа как средство воспитания

Кривошеин Н.И. – классный руководитель 9В класса.

Современные дети значительно реже восхищаются, удивляются, возмущаются, сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены. Сложность характеров наших воспитанников заставляет искать те средства, методы и приёмы, которые помогли бы зажечь огонёк доверия и надежды в их глазах среди разнообразных форм обучения детей особое место занимает посещение театров, музеев. Это не только средство познания жизни, но и школа нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Главное в воспитании свободного , интеллигентного, культурного человека является формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Он вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Воспитание театром – это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого , непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к её традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса. Приобщаясь к великому чуду театра ребёнок начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями , но чем-то гораздо более важным и удивительным. Особенно это заметно при посещении Молодежного театра под руководством Спесивцева, когда происходит двухсторонняя связь: зритель – актер, зритель-руководитель театра ( Спесивцев ).

    Экскурсии также имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Цель экскурсии и посещение музеев – это расширение культурного кругозора, воспитание в духе патриотизма, высокой морали .Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребенка. Поэтому при выборе экскурсии я стараюсь ориентироваться на интересы учащихся, а также связывать содержание экскурсий с тем материалом, который изучается на уроках и с жизненным опытом детей. Сначала стремлюсь заинтересовать детей тематикой экскурсии. Любая экскурсия познавательна! Во время экскурсий ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающих образах. Экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающими личностями истории. Я думаю, что нам удалось сделать экскурсии разнообразными и познавательными. Так экскурсии на тему “Московский Кремль”, “История Москвы”, “Москва вчера, Москва сегодня” позволили ребятам своими глазами увидеть шедевры русской архитектуры многих веков, старейшие улицы Москвы, памятники, познакомиться не только с вчерашним ,но и завтрашним днем. Это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о Москве.

Музеи тоже предоставляют широкие возможности для реализации принципа наглядности в учебной деятельности. Музей связан с интересами человека, он устанавливает связи между прошлым и настоящим. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины. Музей – это остров духовности в современном художественном процессе. Атмосфера музейного пространства, способствует формированию образного и эстетического воспитания, художественного вкуса ребенка, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность.

А вот тема подвига народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. всегда является центральной темой воспитательной работы. Дети должны знать и помнить героев своей Родины, сохранивших жизнь их поколения, тем более, что война коснулась почти каждой семьи. В этой связи велико значение военно-исторических музеев. В октябре мы посетили музей обороны Москвы. История, о которой ребята знали только по рассказам ветеранов, становится для них живой и близкой. Начало музею положила выставка, посвященная 40-летию Московской битвы. Коллекции Государственного музея обороны Москвы содержат материалы об обороне Москвы и разгроме нацистских войск под Москвой в 1941-1942 гг., в том числе личные документы участников обороны Москвы и их родственников, мемуары, дневники, письма, фотографии и карты. Также имеются материалы довоенного и послевоенного периодов, воспоминания, списки ветеранов. В архиве музея также хранятся газеты периода Второй мировой войны, приобретенные у коллекционеров. Музей, как живой организм, не только хранит документы, но и располагает памятными вещами, которые особенно интересны детям: образцами военной одежды; советскими и немецкими военными наградами; коллекциями писем и дневников участников войны; стрелковым оружием и многим другим.

Поэтому экскурсии, музеи и театры имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка. С помощью экскурсий я стараюсь оказать воздействие на систему ценностей ребенка в тот момент, когда она находится в процессе становления. На мой взгляд, ни рассказы учителей, ни просмотры видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений , как экскурсия , театры и музеи.