Театральный проект --средство воспитания нравственности.

Жиженкова  Юлия Владимировна

В статье рассматриваются возможности театральных проектов в нравственном воспитании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnyy_proekt.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Театральный проект – средство воспитание нравственности.

В современной педагогике хотелось бы выделить несколько проблем, которые требуют пристального внимания. Это и отношение общества к образованию, как к сфере услуг, отсюда и падение престижа профессии учителя, и низкая мотивация учащихся.
      Но, как мне видится, все эти проблемы имеют своим истоком нравственное состояние общества.  В «обществе потребления» человека формирует массовая культура, и результатом такого формирования является потребитель, цель которого – удовлетворение своих интересов, получение удовольствия от жизни. А интересы, сформированные массовой культурой, имеют сугубо материальный характер
.
       В каком обществе мы хотим жить через десятилетие? Те, кто сейчас сидят за партами, через 10-15 лет—цвет нации. Чтобы  по прежнему гордиться своей Родиной, необходимо привить этому поколению ценности, которые мы называем традиционными:  Родина, семья , дружба, милосердие, сострадание…
     «Не в наших силах изменить направление ветра, но мы можем изменить положение паруса..» И я буду говорить о своих парусах, о воспитании нравственных качеств средствами театральной педагогики.

 Сценическое искусство по своей природе требует развития чувства товарищества,  ответственности, умения подчинить свои интересы общему делу, поскольку театр – искусство коллективное. «От инициативы и творческой работы каждого зависит успех коллектива» Е.Б.Вахтангов.

  С целью приобщения учащихся к лучшим образцам литературы,  театральной культуры специально подбирается драматургический материал.
Репертуарная основа имеет особое значение в детском театральном коллективе. Он должен быть близок жизненному опыту школьников, должен находить в них эмоциональный отклик, способствовать творческой активности, работе фантазии. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективны различные игры. Например,  игры-импровизации по народным сказкам, детским стихам, басням. Вовремя проведения или при анализе театрализованной игры педагог направляет детей, обращает их внимание на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, осуждает эгоизм, грубость, трусость и т.д. Через театрализацию игр у школьников воспитывается способность эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев.
Специфика театральных средств позволяет  использовать  воплощение заранее обдуманных упражнений и этюдов на нравственные темы («спор», «обида»,  «ссора»,  «поход», «помощь другу»). Этюдная работа по сути является самостоятельной работой, дети сами ставят задачи и решают их. Воздействие педагога носит косвенный характер, т.о. воспитание переходит в самовоспитание.        Формирование нравственных качеств сложно оценивать поскольку это процесс длительный, носит отсроченный характер. Только спустя несколько лет можно увидеть какими стали дети. Опыт работы педагогов театральной студии «На Счастливой»  предоставляет такую возможность.

        На базе театральной студии по программе «Школа Творчества» проходят обучение начальные классы одной из школ Кировского района.         После окончания начальной школой связь с театральной студией не прервалась, некоторые учащиеся стали студийцами и посещали занятия во внеурочное время. Вместе с этим педагог театральной студии проводил занятия с классом уже на базе школы в качестве факультатива. По просьбе классного руководителя был подготовлен  вертепный спектакль,  спектакль «Синяя птица» по пьесе Метерлинка, ставший лауреатом городского фестиваля. Но хочется отметить, что подготовка к  этим показам носила характер проектной деятельности. Например, при подготовке программы, посвященной  Пушкинскому Лицею, ребятами были выполнены  презентации,  рассказывающие о лицеистах, выпущены стенгазеты, проведен вечер  поэзии лицеистов. Т.о. показ небольшого спектакля о жизни в Лицее, о дружбе, которую лицеисты сохранили на всю жизнь, стал заключительным этапом, завершающим аккордом, но вовсе не сутью работы. Так же проходила подготовка к открытому уроку «Мы в ответе за тех, кого приручили». С учителем литературы были выбраны отрывки из произведений Михайловского,  Экзюпери и др., проведены беседы, разбор отрывков.  Инсценизация их стала украшением урока, но нельзя не брать во внимание работу учителя и самостоятельную работу ребят. Можно рассматривать подготовку этих учебных спектаклей как проектную деятельность, в котором ведущую роль играет театрализация. Важной задачей при этом становится установление связей между общеобразовательными предметами и предметами эстетической направленности. Таким образом речь идет о примере интеграции базового и дополнительного образования, в условиях которой  деятельность в рамках учебно-творческого проекта становится эффективным способом более глубокого освоения содержания учебных предметов.

Учителя отмечают, что учащиеся т.н. театрального класса отличаются от  других классов школы: активно участвуют в общественной жизни школы, творчески относятся к заданиям, могут сделать над собой усилие, чтобы добиться цели. Среди них победители олимпиад по искусству, победители в номинации Класс-хор, как отмечает руководитель хора, т.к.  ребят отличает не только музыкальность, но и эмоциональная отзывчивость, победители различных театральных фестивалей («Начало», Театр  на  иностранном языке).

Сейчас много говориться о введении в школе новой дисциплины – «урока театра».  Но мне кажется, что гораздо более эффективной может оказаться такого рода  проектная деятельность, когда спектакль не является целью, а становиться лишь одним из способов  изучения проблемы. Но при этом действия разных педагогов должны быть  согласованы. В качестве координатора может выступать школьный педагог-организатор. И возможно, что  мотивацией для участия в таком проекте может стать не только оценка по литературе или музыке, но и соревновательный момент. Например, в школе объявляется конкурс на лучший проект «Район  моего детства». Ребята изучают историю своего района, достопримечательности,  делают презентации. Уверена, что найдется дело для театрального педагога, можно снять фильм или подготовить программу, посвященную району.( То есть речь идет об интеграции дополнительного и  школьного образования  в работе над таким  междисциплинарным проектом.)

  Далее выбирается лучший класс, который выходит на конкурс, объявленный между школами. Организацию подобного конкурса может взять на себя районный Дворец  Творчества.  Естественно, что действия школьных  педагогов - организаторов  и в районе должны быть координированы. Замечательно, если за этим последует еще и городской этап. Это что касается способа замотивировать детей, а о том какие будут  выбраны темы проектов следует подумать педагогам, которые без сомнения хотят воспитать  гармонично развитую личность, ориентированную  на традиционные ценности,  способную отличить добро от зла, грех от добродетели, черное от белого.