Детский оперный театр-что это?

Симонова Юлия Сергеевна

Необычность и важность детской оперы. Цели, задачи, проблемы детского оперного театра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_opernyy_teatr_statya.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

“Детский оперный театр”- что это?

Театр может как никакой другой вид искусства проникнуть в душу малыша, мощно воздействовать на нее. Понятие «эстетического воспитания» гораздо старше самого детского театра, оперный театр  ориентирован на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в музыкальном искусстве, имеет художественно-эстетическую направленность.

Детский оперный театр имеет в своей основе развитие навыков постановки голоса и, расширяет их в область классического оперного вокала, основ театрального мастерства и сценической подготовки.

В наше время, когда в стране насчитывается несколько миллионов беспризорных детей, когда наши дети, в основе своей, слышат и видят с экранов телевизоров, по радиоканалам и в интернете низкопробное искусство, музыкальная культура оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Подросток, воспитанный вне культурного этноса своей страны и истории мировой культуры, в большинстве случаев проявляет агрессию в отношении этой культуры и сверстников увлекающихся ее изучением. Профилактика асоциального поведения детей путем вовлечения их в коллективы художественного творчества всегда была одной из главных задач учреждений дополнительного образования детей.

С другой стороны, исключительно одаренные дети в области классической музыки, требуют к себе так же особого подхода, как и дети испытывающие недостаток в этом образовании. Единицы, уникумы с удивительным врожденным чувством музыки нуждаются в отдельной работе и особой программе развития своего таланта. Тем не менее в будущем для этих детей часто встает проблема верной личностной идентификации в творческом коллективе, наиболее часто встречающаяся ситуация в просторечии носит название «звездной болезни». И это лишь одна из проблем, встающих перед особо одаренным ребенком.

Главная задача детского оперного театра внимательно и корректно развивать индивидуальные способности ребенка, научить его  «работать в команде», научить  уважать своих сверстников в независимости от масштабов их таланта.

Сама идея детского оперного пения, не смотря на кажущуюся странность далеко не нова. Мы находим примеры в истории России и большинства европейских стран.

"Санкт-Петербургские ведомости" 1755 года (№18) так описали появление "юных оперистов" в новом спектакле: "Шестеро молодых людей российской нации, <...> и которые нигде в чужих краях не бывали, <...> представляли сочиненную А. П. Сумароковым на российском языке и придворным капельмейстером г. Арайем на музыку положенную оперу, "Цефал и Прокрис" называемую, с таким в музыке и итальянских манерах искусством и с столь приятными действиями, что все знающие справедливо признали сие театральное представление за происходившее совершенно по образу наилучших в Европе опер".

В Англии, в Шекспировские времена музыкальный театр брал свое начало из церковных хоров мальчиков, часть из которых в последствии сформировали первые профессиональные детские труппы. Взрослым труппам потребовалось время, чтобы составить им достойную конкуренцию и занять лидирующую позицию.

Примеров много и перечислять их можно бесконечно. Сейчас в России и за рубежом множество детских музыкальных театров (тех, в которых артистами являются только дети) часть из них видит свое развитие в области классического оперного искусства.

Основной задачей детского оперного театра является воспитание «поющего актера». Независимо от вокальных данных ребенка, надо  научить его понимать содержание и смысл вокального произведения и доносить его до слушателя. Маленький артист должен научиться раскрывать драматические задачи, скрытые в литературном и музыкальном текстах вокального произведения, воспринимать музыку и драматургию не иллюстративно, а по ее внутренней сути.

Также важнейшей задачей детского оперного театра является раскрытие творческих способностей ребенка, овладение актерской техникой, с помощью упражнений актерского психофизического тренинга. Для передачи тонкой подсознательной жизни на сцене, необходимо обладать чутким внутренним аппаратом, создающим процесс переживания, и пластичным внешним (телесным), передающим результаты творческой работы чувства, вот почему, чтобы перейти к работе над сценическим образом, работе над ролью, ребенку необходимо пройти путь работы над собой. Процесс перевоплощения в образ предполагает создание внутренней и внешней характерности. Овладение особым характером мышления и поведения действующего лица – важная составная часть работы по созданию сценического образа.

Важнейшей задачей, которую педагоги детского оперного театра ставят перед собой, является научить ребенка  освобождаться от хронических защитных механизмов, приобретенных в процессе жизни, и выход на творческое самочувствие, через совершенствование и развитие таких элементов «системы» Станиславского К.С., как внимание, воображение, темпоритм, взаимодействие, атмосфера, характерность. А также обучение навыкам сценического движения и сценической речи.

  Главная задача детского оперного театра - это эстетическая, познавательная и воспитательная функции, оказывающие огромное влияние на формирование творческой личности ребенка, художественное развитие личности юного актера-музыканта, приобщение к мировой культуре музыкально-сценического направления, сохранение и развитие музыкальных традиций России.

Театр, а в особенности музыкальный театр тотально проникает в душу ребенка. Сила сопереживания происходящему огромна, тем более, когда эта сила проходит через самого себя. Поэтому так важна атмосфера театра как пространства, определенный фокус взгляда, ощущение среды. Поэтому театр детей и для детей надо делать не лучше, чем для взрослых, а по другому. Всегда помнить, кто актер и кому спектакль адресован.

                             Художественный руководитель Детского Оперного Театра

                             Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов

                             Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга

                             Номинант на высшую театральную премию Золотой Софит»

                                                    Симонова Юлия Сергеевна