Сценарий дефиле «На подиуме только юноши!» (интеграция основного и дополнительного образования)

Кудашева Людмила Ивановна

Автор предлагает увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия – дефиле, участниками которого выступают обучающиеся 7-11 классов. В результате интеграции учебных предметов и досуга происходит не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами и воспитательными возможностями. Интеграционный подход позволяет углубить знание по нескольким предметным областям, активизировать познавательный интерес к истории, МХК и технологии. А средством к достижению поставленной цели является Театр моды исторического костюма, где каждому найдётся дело по душе и где каждый, по мнению Антуана де Сент-Экзюпери, может воспользоваться единственной роскошью» - роскошью человеческого общения!. Сценарий, при желании, может быть реализован в любом ОУ в рамках дополнительного образования и как воспитательное мероприятие к тематическому празднику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Сценарий дефиле

«На подиуме только юноши!»

(интеграция истории, технологии, МХК и дополнительного образования)

Авторская разработка внеклассного интегрированного мероприятия

для 7-11 классов

Автор идеи и сценария:

КУДАШЕВА Людмила Ивановна,

Лауреат премии С.А.Шмакова, руководитель Театра моды исторического костюма

МБОУ гимназии №19

им. Н.З. Поповичевой

Липецк - 2015


«На подиуме только юноши!»

(интеграция истории, технологии, МХК и дополнительного образования)

ЦЕЛЬ:         Развитие познавательного интереса к изучению истории и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.

Задачи:

  • Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
  • Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления обучающихся.
  • Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
  • Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование:

1.        Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.

2.        Акустическая система.

Оформление:

Импровизированный подиум.

(Под весёлую мелодию на сцену выходят мальчик и девочка).

Девочка:         Д о б р ы й   д е н ь,   дорогие  зрители!

Мальчик:         З д р а в с т в у й т е!

Девочка:        Сегодня прекрасный весенний день. (посмотрев на партнёра): 

Так не пора ли поговорить о моде? (смотрит на партнёра). 

Мальчик:        (скептически):         Ну, вот! Опять о моде, о женщинах,..  

                                        Значит, о тряпках?!.

Девочка:        Почему же о тряпках? Мода бывает не только женской, но и мужской!

Мальчик:        (обидевшись) Не мужское это занятие прохаживаться по подиуму!

Девочка:         Почему прохаживаться? Это не просто дефиле. Сегодня мы постараемся показать и рассказать, какую одежду носили наши предки, какой фасон складывался и почему. Ведь каждая эпоха, каждый народ создавали свой стиль одежды, привносили в него что-то своё. Да ты и сам можешь в этом убедиться!

Мальчик:         (с удивлением) Интересно, где и как?

Девочка:         А вот здесь и прямо сейчас. Сегодня каждый из вас увидит, как менялся мужской костюм, каков был этикет в разные исторические эпохи. А значит, узнает много интересного…

Мальчик:         (с нетерпением) Так чего же мы ждём?

Девочка:         Аплодисментов наших зрителей!

(Звучат «Праздничные фанфары».

Ведущие спускаются в зал, где находятся комментаторы показа моделей).

ВЕДУЩАЯ:         Костюм позволяет заглянуть в Будущее, раскрывает психологию людей Настоящего и Прошлого.  

(Звучат «Голоса птиц». Выходит первобытный с дубинкой).

         Первобытные люди носили звериные шкуры, обмазывали тело глиной, что защищало их от непогоды и укусов насекомых. Татуировка и украшения оберегали первобытного человека от злых духов и устрашали врагов.         (спускается со сцены)

Шло время. Костюмы менялись медленно, отражая те перемены, которые происходили в обществе.

(Во время ухода издаёт клич).

ВЕДУЩИЙ:          Пение во весь голос очень хорошо сказывается на здоровье. Лёгкие становятся как у тренированных атлетов. Кроме того, вокальное искусство укрепляет мускулатуру груди и сердечную мышцу.  

(уходит)

ВЕДУЩАЯ:         Древняя Греция. Гармония духа и тела.

(Мелодия «Сиртаки. Выходит грек).

Одежду воинов представлял короткий хитон. Перед боем спартанцы приводили себя в полный порядок и следили за своей внешностью больше, чем в мирное время. Обратив неприятеля в бегство, они никогда не преследовали его долго – ведь недостойно бить поверженного.  

(сходит со сцены)

ВЕДУЩИЙ:         Кстати, слово «школа» по-гречески означает вовсе не «учение», а совсем наоборот – «досуг». То есть свободные беседы в часы отдыха с мудрецами-философами о науках.

(на повороте)

И греческое слово «идиот» означало вовсе не дурака, а частное лицо. Так христианское духовенство именовало всех мирян, которых считали неучами и невеждами. (уходит).

ВЕДУЩАЯ:         Египет! Страна Голубого Нила…

(Мелодия «Одинокий пастух». Египетский жрец)

Одежды фараонов и рабов отличались только качеством тканей. А тёплый климат Египта не требовал одежды как таковой. Египетские жрецы носили одеяния из льняного полотна как символ чистоты и света. Головы брили наголо даже женщины. Головной убор клафт, квадратный кусок материи, складывался по диагонали и обхватывал среднюю часть лба. Его свободные концы свисали по вискам.

(Сходит со сцены).

ВЕДУЩИЙ:         Народом управляли фараоны и жрецы. Женщины торговали на площадях, а мужчины хозяйничали дома. Тесто месили ногами, а глину – руками. Писали и считали справа налево, как и сейчас. Египтяне верили, что драгоценности и золото обладают таинственной силой, способной влиять на жизнь человека.

(Уход).

ВЕДУЩАЯ:         В период ренессанса вновь возрождаются занятия живописью, архитектурой, поэзией, музыкой.  

(Мелодия «Лютни». Стиль барокко+ музыкальный инструмент).

400 лет назад «консерваторией» называли детские дома, в которых жили сироты. Их учили шить одежду и сапоги, красить стены и столярничать. В остальное время – петь и играть на музыкальных инструментах.

                                                        (сходит со сцены)

ВЕДУЩИЙ:         В 16-м веке воротники и манжеты стали использовать для имитации роскошного нижнего белья. Чулки были принадлежностью только мужского гардероба и стоили очень дорого. В холод кавалеры надевали сразу 10-12 пар шелковых чулок.

(уход)

ВЕДУЩАЯ:         Эпоха абсолютизма сделала мужчину элегантным и галантным.

(Мелодия «Менуэта. Выход Мушкетёра).

         Величие и помпезность – вот основные отличия моды того времени. Идеалом мужской красоты и доблести признан мушкетёр, кавалер XVII века. Парик и шляпа с плюмажем олицетворяли неприступность и благородство их владельца.  

(Сходит со сцены).

ВЕДУЩИЙ:        Во Франции был издан королевский указ, запрещавший носить парики из светлых волос всем, кроме лиц королевской крови. И тогда парики стали посыпать мукой.

(уход)

ВЕДУЩАЯ:         Воинствующая мрачность католической церкви остановила свой взгляд и на мужском костюме.

(Звуки «Виолончели». Выход кардинала).

         В моде красно-фиолетовые цвета, парадность, монументальность, на фоне которой терялся сам человек. Возрождается тенденция «упаковывать» тело в костюм наглухо. Наряду со свободными нравами везде ощущается влияние ордена иезуитов.

(спускается со сцены)

ВЕДУЩИЙ:         «Без заботы» - так в Средние века называли хорошо оплачиваемую церковную должность, не требующую особых затрат труда. По-латыни такая должность называется синекура.

(уходит)

ВЕДУЩАЯ:        А теперь обратим взоры на Восток! Мужской костюм на Руси был очень красочным и живописным. Основу его составляла р у б а х а.                

(Звучит мелодия гусляра, выход славянина, ждёт князя)

Основным материалом служили льняные ткани, от грубого холста до тончайших полотен. Искусные мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой, бахромой из ниток разного цвета, называемой  п е с т р я д ь ю.

(склоняется в поклоне. Выход князя)

ВЕДУЩИЙ:         Если бедные люди носили одежду из домотканой неокрашенной сермяги и обували лапти, то одежда киевских князей была пошита из дорогих тяжёлых тканей. Её дополнял небольшой плащ – к о р з н о,  который на плече застёгивался  нарядной пряжкой. Ворот рубашки вышивался драгоценными камнями.                 

(Сходят со сцены, впереди князь).

ВЕДУЩАЯ:         Качество товара на ярмарке проверялось следующим образом. Мастер брал новый лапоть и наливал внутрь его кислые щи. Если обувка была добротная, то жидкость не протекала.

ВЕДУЩИЙ:         Отсюда и пошла поговорка: «Лаптём щи хлебать»!

(уход)

ВЕДУЩАЯ:         Шло время. Русь освободилась от монгольского ига.

(Звучит «Скоморох». Выход модели в кафтане, сапоги, в руках - ларец).

Как отголоски этого периода в мужском костюме появились шапки, обшитые мехом, тюбетейки и  пояса-кушаки.  В моду вошёл воротник козырем. А с шестнадцатого века в русский обиход входит слово «башмак», что по-татарски означает обувь.

(Сходит со сцены).

ВЕДУЩИЙ:         Современников-иностранцев удивлял тот факт, что на Руси не принято было говорить комплименты женщинам и преклонять перед ними колено.

(Модель проходит по залу).

ВЕДУЩАЯ:         Царские облачения отличались роскошью и богатством. Символом степенности и важности служил посох – без него цари даже из покоев не выходили.

 (Звучит колокольный перезвон. Выход царя, в руке посох ).

         На царское платье сверху надевался круглый широкий воротник – бармы. Каждая пуговица представляла собой одну большую жемчужину. Голову украшал убор, расшитый золотом и самоцветами.

(Сходит со сцены).

ВЕДУЩИЙ:         Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно русском, лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды. 

(Уход модели)

(Звучат пушечные залпы. В зал входит царь Пётр, в руках свиток с реформами).

ВЕДУЩАЯ:        Замена русского платья на общеевропейский костюм по воле Петра Великого имела большое политическое значение. Это было одним из средств борьбы со старозаветным боярством. При Петре в моду вошли парики, которым обрадовались женщины, но возмутилось духовенство. Сам Пётр носил короткий парик за 5 рублей.

(Царь сходит со сцены).

ВЕДУЩИЙ:         Царь-реформатор ввёл ассамблеи, на которых наравне с мужчинами присутствовали женщины и девушки. Пётр приказал женихам и невестам знакомиться до свадьбы.

(Уходит)

ВЕДУЩАЯ:         Век восемнадцатый! Век просвещённый!

(Появляется вельможа, в руках фолиант).

Мужскому парадному костюму периода царствования Екатерины II характерны особая пышность и богатство. В ход шли дорогие ткани. Костюм украшали золотом, серебром, вышивкой и кружевами. Но появляться на балу в одном и том же наряде дважды было неприлично! Особой популярностью пользовались парики с буклями и косичкой сзади.

(Вельможа сходит со сцены).

ВЕДУЩИЙ:         В этот период многие дворянские семьи обязательно приглашали домашнего учителя, чтобы дать образование и привить хорошие манеры своим детям.

ВЕДУЩАЯ:        Век девятнадцатый! - героев новых идеал, который всех очаровал! 

(Звучит «Вальс-воспоминание», выход гусара, останавливается).

Мужской костюм начала XIX века вобрал в себя военный дух того времени. В моде романтический герой, преисполненный чувства патриотизма.

ВЕДУЩИЙ:         Гордостью гусаров являлась укороченная курточка – доломан. Обилие пуговиц – это не только дань моде. По поверьям, пуговица служила амулетом от нечистой силы.

(Гусар уходит, появляется Пушкинский герой, стоит на сцене).

ВЕДУЩАЯ: Гражданский мужской костюм приобретает строгость и элегантность. Исчезли кружева, бархат и роскошь. В моде цилиндры и трости, самая модная вещь начала XIX века. Перчатки – обязательная принадлежность костюма. Только за столом мужчина их снимал, а женщине разрешалось в них обедать.  

(пока делает круг по сцене, комментатор продолжает)

ВЕДУЩИЙ:         Русский император Павел I запретил ношение круглых шляп и цилиндров. Всякого, кто ослушается, было приказано бить по голове. В начале XIX века был установлен специальный налог на мужские шляпы. Уплатившему налог, ставили печать на внутреннюю подкладку. А если не находили знака, выписывали большой штраф.

(уходит).

ВЕДУЩАЯ: Со второй половины XIX века моду диктуют политические взгляды.

(демократ с книгой  и консерватор в чёрном  цилиндре, трость, перчатки, часы).

Демократы носили широкие шляпы и костюмы

(со сцены первым сходит демократ),

а консерваторы - туго застёгнутый сюртук, (сходит со сцены консерватор) чёрный цилиндр. Показателем достатка были карманные часы.  

ВЕДУЩИЙ:         В XX веке головные уборы разделились на профессионально необходимые, погодно обоснованные и просто модные в какой-то момент. И лишь цилиндр остаётся неизменным атрибутом светского раута.  

(Модель проходит через зал)

ВЕДУЩАЯ:         Октябрьская революция изменила социальный состав общества. Исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности, а также слепое подражание западной моде.

(Мелодия «Время, вперёд!». Выходят большевик и будённовец).

В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской войны создавался новый человек, боец, герой, красноармеец-будёновец!

(Спускаются по одному в зал).

ВЕДУЩИЙ:        Разрушая старый мир «гнёта и насилия», революционеры отреклись от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нём.

ВЕДУЩАЯ:         Свободное ношение одежды продиктованы анархическими настроениями. Рациональный крой народного костюма и его декор сохранились в костюмах современных профессий: 

(Звучит мелодия «Время, вперёд!».

Модели по одному проходят через зал).

  • ВОЕННЫЙ в плащ-палатке и пилотке.
  • МАТРОС, марширует.
  • ПОСТОВОЙ ГАИ УБДД с жезлом.
  • ПОВАР с поварёжкой
  • 2 ВРАЧА-ХИРУРГА с фонендоскопом.
  • МЕТАЛЛУРГ-ИНЖЕНЕР в каске с еженедельником в руках.
  • СТИЛЬ ХИППИ (останавливается на сцене). 

ДЕВУШКА:         Налицо конфликт «отцов и детей». Молодёжь стремится к индивидуальности.

(Модели прошли, но мелодия ещё звучит).

ВЕДУЩИЙ:         Мода похожа на людей. Никто не знает, когда, почему и как она приходит, а потом внезапно покидает нас. Мы стремимся к комфорту и совершенству, универсальной и вместе с тем индивидуальной красоте. 

ВЕДУЩАЯ:         А сейчас мы предлагаем вам посмотреть деловой стиль мужского костюма.         Перед вами старшеклассники  г и м н а з и и  №19!  

(Звучит мелодия «Служебный роман».

На сцену выходят 2 старшеклассника-выпускника.

Их приветственное слово).

В заключение – подарок женской половины человечества

с показом коллекции «Вперёд идёт стиль авангард!»

 (По окончании звучит мелодия «Золушки».

Все девушки выходят на сцену. Второй линией за ними выстраиваются юноши. Потом выходят все организаторы и участники шоу, а также ведущие).

ДЕВОЧКА:        Мы благодарим всех, кто пришёл сегодня на этот праздник моды. Хочется надеяться, что Вам понравились наши подарки?

ВЕДУЩИЙ:         Сегодня каждый из нас, по мнению Антуана де Сент-Экзюпери, воспользовался «единственной роскошью» - роскошью человеческого общения! 

ВЕДУЩАЯ:         Автор идеи и постановщик сегодняшнего шоу – Кудашёва Л.И.!

ДЕВОЧКА:         Ассистент режиссёра Полякова Л.В.!

ВЕДУЩИЙ:         Художники по костюмам: Федянина С.И. и Кудашёва Л.И.!

ВЕДУЩАЯ:         Консультант: студентка факультета искусств педагогического университета, выпускница гимназии, старшая вожатая Тюрина Анна Викторовна!

ВЕДУЩИЙ:        Сегодня весеннее праздничное настроение вам дарили участники         этого шоу, которое мы назвали:…

ЮНОШИ ВСЕ ВМЕСТЕ (хором): «НА  ПОДИУМЕ  ТОЛЬКО  ЮНОШИ!» 

ДЕВОЧКА:         А девушки?!?

МАЛЬЧИК:         А девушки потом!!!

ВЕДУЩАЯ: А в заключение праздника наши замечательные девушки подготовили прекрасную коллекцию неприрученной моды под названием:

ВОСЬМИКЛАССНИЦЫ хором: «Вперёд идёт стиль авангард!»

ДЕВОЧКА:        А вели сегодняшнее шоу ученик 4 класса Пиндюрин Кирилл! 

МАЛЬЧИК:         и ученица 6 класса Зайцева Мария!

ВЕДУЩАЯ:         И помогали им в этом учащиеся 11 классов Гончарова Екатерина…

ВЕДУЩИЙ:                 и Двуреченская Галина!

ВЕДУЩАЯ: До новых встреч на показе моделей следующей коллекции женской         одежды «Букет, достойный Вашей красоты!»

_____________________________

Список использованной литературы:

  1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.
  2. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с.
  3. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил.
  4. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил.

В заставке автор использовала авторскую фотографию, сделанную во время дефиле, показ которого был приурочен к празднованию 8 Марта.