"Театр бывает разным"

Саворовская Зоя Михайловна

В наше трудное время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть для государства приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» его - еще одна из задач педагога. Для решения этой проблемы каждый воспитатель выбирает наиболее интересные и эффективные, по его мнению, приемы и методы работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для младших школьников «Театр бывает разным»

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Методические рекомендации к занятию.

2. Пояснительная записка.

3. Ход занятия.

4. Список литературы для педагога.

5. Список литературы для детей.

6. Приложение.

1. Методические рекомендации.

В наше трудное время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть для государства приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» его - еще одна из задач педагога. Для решения этой проблемы каждый воспитатель выбирает наиболее интересные и эффективные, по его мнению, приемы и методы работы.

Одним из этих направлений можно считать создание театра для раскрытия и развития творческого ребенка.

Задачи театральной студии:

1. Формирование у воспитанников отношений «общей заботы», взаимопомощи и взаимопонимания.Выявление у детей организаторских и творческих способностей через чередование поручений в театре (дежурные, помощники режиссера, оформители, декораторы и так далее).

2. Развитие творческих способностей учащихся (артистических, литературных, музыкальных, начально-технических и так далее).

3. Эстетическое воспитание, привитие учащимся любви к прекрасному через приобщение их к театральному искусству, техническому мастерству.

4. Организация свободного времени школьников.

5. Сплочение детского коллектива через организацию коллективного дела.

Итак, в начале выбирается произведение, которое будет ставиться на сцене. Если дети младшего школьного возраста, то лучше организовать кукольный театр. Так как именно в этом возрасте развивается моторика у детей. При этом выборе необходимо изготовить куклы.

Всем актерам с самого начала работы над будущим спектаклем следует уяснить одно: режиссер - главный руководитель своей постановки, поэтому с ним не принято спорить. Актеры на роли назначаются (или снимаются с них) по воле режиссера - эти вопросы не обсуждаются и не становятся предметами личных обид и тем более темой для жалоб кому-либо.

А еще режиссер во избежание форс-мажора, когда вдруг оказывается, что некому вдруг играть задуманные роли (например, когда возникает эпидемия гриппа, и основные исполнители вдруг заболевают), еще при первых же встречах должен подумать о возможных дублерах.

Итак, подходящая пьеса найдена. Но тут-то начинается самое интересное и трудное. Ведь прежде чем получится настоящий спектакль, понадобится не одна, а несколько репетиций. Ведь недаром это слово происходит от французского - «репете», что значить «повторять». И каждое такое повторение, каждая репетиция — это ступенька к совершенному воплощению театрального действа.

Юные актеры на репетициях должны будут пройти длинный путь - от нервного зажима во время первой читки своей роли к полной раскованности, которая необходима, если желаешь играть на сцене перед публикой.

Но начинается спектакль вовсе не с первой репетиции, а с обсуждения пьесы - о чем она, какова в ней главная идея, какими средствами она будет воплощаться, какими видятся главные герои режиссеру и самим исполнителям. Такой этап работы над пьесой называется «застольным». Для него ребятам необходимо принести с собой тетрадь и авторучку, чтобы если понадобится записывать рекомендации режиссера и свои мысли по поводу той или иной сцены. Обсуждая пьесу, режиссеру необходимо сразу же иметь несколько ее экземпляров, чтобы раздать ребятам. Задача актеров во время обсуждений и последующих репетиций: пройти весь жизненный путь своего героя - возможно даже подумать о том, что оставлено драматургом так сказать «за кадром», о чем не рассказал драматург, но что вполне может иметь место в характере персонажа. Во время первого обсуждения, предшествующего первой репетиции, детально разбираются роли и необходимые качества, которыми должен обладать актер для воплощения ее на сцене.

Разучивать текст роли актерам необходимо дома, чтобы на репетициях она что называется «отскакивала от зубов». Запоминание ролей тренирует память и художественное воображение.

Во время первой и последующих репетиций, как правило, актеры уже ознакомились с характерами своих героев, поэтому обсуждение разгорается с новой силой. Важно помнить, что везде нужно соблюдать этическую сторону: например, споры между актерами и режиссером во время репетиций недопустимы. Для споров существуют специальные обсуждения, которые проводятся в тесном актерском кругу. Именно на обсуждениях у каждого будет возможность высказать свое мнение и убедить режиссера в своей правоте, либо, наоборот, найти иное решение для той или иной роли.

Именно во время обсуждений и репетиций персонаж, который сначала казался таким простым и понятным, начинает вдруг обрастать «привычками», «манерами», «достоинствами» и «недостатками», которые по своему видению может подарить ему исполнитель. Режиссеру важно прислушаться к актеру, уловить его индивидуальность и ту изюминку, которую он может привнести в описанную драматургом роль, а не с помощью диктата настаивать на своем видении. Чтобы разрешить спор сразу же на обсуждении, не вставая с места, можно предложить доказывающим каждый свое ребятам проиграть друг с другом сцену, вызывающую сомнения и бурные дебаты. Наглядность иногда лучше всего показывает, кто прав, а кто нет.

На репетициях и обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь это так важно — чувствовать игру партнера, подыгрывать когда это требуется, создавая правильное настроение и у актера и у зрителя.

Некоторые репетиции могут быть индивидуальными. Например, сцены, где взаимодействуют между собой основные герои, режиссер может попросить прорепетировать только исполнителей главных ролей. У остальных членов труппы останется свободное время для самостоятельной работы.

Наиболее ответственная из репетиций - это генеральная, когда актеры произносят роли без запинок, уже успели хорошо «сыграться», научились чувствовать мизансцену, плюс к тому — подогнаны костюмы, готовы декорации и музыкальная фонограмма. На генеральной репетиции, предшествующей открытому показу на сцене, может присутствовать не только режиссер, но и члены художественного совета школы - директор, завуч или представитель родительского комитета. Мнения этих первых зрителей могут также помочь актерам и режиссеру.

Пригласительные билеты, афиши, программки.

Хорошим дополнением к спектаклю считаются театральные афиши, которые рисуются акварельными или гуашевыми красками. Надписи на них, как правило, делаются цветней или черной тушью с помощью специальных плакатных перьев. Если есть желание, надписи можно напечатать с помощью принтера и наклеить на афишу. Четкой получается афиша, текст которой набит красками с помощью трафарета. Также если есть желание у детей, они сами могут оформить афишу и внести все, что им пожелается.

Но перед тем как приняться за цветное оформление афиши, следует составить ее карандашный вариант и хорошо его вычитать, чтобы нее было ошибок. Лучше изготовить несколько афиш, чтобы повесить их на самых разных и видных местах. На афише пишется сначала дата показа спектакля, затем его название, затем имя драматурга, затем время и место проведения.

Примерный текст для афиши:

1 ноября 2013 года

Спектакль «Яблоко»

по рассказу В. Сутеева

Кабинет № 6, в 15 часов

Режиссер Мусина Э.Г.

В главных ролях: …Вход свободный.

Обратите внимание: в конце фраз или строчек в афише точки не ставятся. Актеры по собственному желанно либо по совету режиссера, могут выбрать себе сценический псевдоним - вымышленное имя или фамилию, либо вообще звучное прозвище.

Помимо театральной афиши следует позаботиться о том, чтобы особо почетным гостям прислать специальный пригласительный билет. Например, таким почетным гостем может быть директор школы, представитель Гороно или местного отдела культуры, известный и заслуженный человек города, например ветеран Великой Отечественной войны.

Приглашение можно напечатать на обыкновенной открытке, а можно также попросить художника правильно оформить его.

Для этого альбомный лист складывается пополам, оформляется его титульная сторона. Например, на ней можно написать «Наш театр открывает сезон». Далее может быть приклеена групповая фотография актеров. На развороте пишется обращение к тому человеку, которому адресовано приглашение. Например, «Уважаемый Иван Иванович!» Далее идет текст приглашения, в котором непременно указываются название спектакля, драматург, дата его проведения, время и место. Например, «Приглашаем Вас на спектакль «Стрекоза и муравей», который состоится 25 мая в 12 часов 30 минут  в актовом зале гимназии № 47 по адресу улица Парковая, дом 12. Вход свободный. Приглашение действительно на два лица. Телефон для контактов 223-12-92».

Внимание: не забудьте указать подробный адрес и номер школы. Если школа находится далековато, а приглашенный — человек в возрасте, то укажите подробный маршрут проезда с указанием номеров автобусов и троллейбусов. В приглашениях на спектакль обычно не принято указывать номера мест в актовом зале. Но почетным гостям их места лучше указать. Обычно это бывают взрослые люди, сидя в первом ряду, они будут загораживать всем обозрение. Поэтому их лучше посадить с краю - на добавочных местах (стульях), поставленных возле стены или окна перпендикулярно сцене. А в билетах опишите эти места учтиво - «ложа». 'Тогда над поставленными стульями хорошо приклеить вывеску «Ложа для почетных гостей или более гламурно «V.I.Р.- места».

Последний эффектный штрих - это театральные программки. Их можно напечатать на принтере на обычных листках бумаги. А можно каждую оформить отдельно вручную. Это более кропотливо, а художнику потребуются помощники. На такую работу уйдет больше времени, и количество программок будет ограниченным. Но зато каждый может внести свое видение и отношение к пьесе.

Что должно быть указано в программке:

- название спектакля, фамилия и имя драматурга;

- дата, время и место проведения спектакля;

- фамилия и инициалы режиссера, актеров, костюмера и художника, помогающих в проведении спектакля.

2. Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для проведения итогового занятия в театральных студиях, завершающего знакомство с разными видами театров.

Тема: «Театр бывает разным»

Цель: обобщение приобретенных знаний об особенностях драматического и кукольного театра.

Задачи:

1. Образовательные: обучение актерскому мастерству; обучение раскрепощению и перевоплощению; формирование сознательного отношения к своей речи и движениям;; расширение кругозора воспитанников;

2. Развивающие: развитие толерантности, логического мышления, творческого воображения, речи, внимания, памяти, мышления, моторики рук; развитие навыков начально-технического мастерства;

3. Воспитывающие: побуждение интереса к разным видам театрального искусства и актерской профессии; воспитание в детях театрального зрителя; воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи; привитие любви к литературе.

Тип занятия: комбинированный.

Рекомендуемый возраст: младший школьный возраст.

Методы и приемы проведения:

1. Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа)

2. Практический (выполнение упражнений и заданий, инсценирование)

3. Наглядный (таблицы, карточки, реквизит к инсценировкам)

Оборудование, реквизит: плакаты, афиши, карточки с заданиями, программки, занавес для театрального представления, ширма для кукольного театра, пальчиковые куклы, костюмы, декорации, аксессуары к театральному представлению.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию.

Ожидаемые результаты: в результате проведенного занятия достигаются поставленные цели. Воспитанники получают знания: об особенностях драматического и кукольного театра; умения: слушать выступающих, управлять куклами, жестами и телом; навыки: актерского мастерства, правильной речи, работать в группе.

3. Ход занятия:

I. Организационная часть.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Все красивые, опрятные, в хорошем настроении!

Сегодня на занятии мы повторим то, что изучали на предыдущих занятиях и посмотрим первые ваши театральные постановки, которые вы готовите  к выступлению на празднике осени.

II.  Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

В начале нашего занятия в театральной студии нам необходимо провести артикуляционную гимнастику, для того, чтобы голос у будущего актера был свободным, и его полету ничего не мешало. Вспоминаем шаги к свободному голосу, которые мы уже изучили (вывешивается плакат «6 шагов к свободному голосу»).

1 шаг – осанка. Сели все прямо, опираемся на спинку стула, ножки свисают прямо, руки на коленях.

2 шаг – умелое дыхание. Не забываем: набираем воздух в легкие через нос, при этом не поднимаем плечи.

·  У меня есть волшебная палочка. Вы должны медленно дуть на палочку. Приготовились, начали (выполняем 2 раза)

·  Теперь вам нужно резко подуть на палочку, выпустив весь воздух разом.

· Положили одну руку на грудь, другую на живот. Пробуем набрать воздух в живот, чтобы он надулся как мячик (выполняем 2 раза), а теперь набираем воздух в грудь, живот должен быть неподвижным (выполняем 2 раза).

3 шаг к свободному голосу – незатрудненное движение челюсти.

· Злимся, молча, как бы про себя. Крепко сожмите зубы в задней полости рта. Разожмите! (выполняем 2 раза)

·  Изображаем рыб. Открываем медленно, широко нижнюю челюсть и закрываем её.

·  Двигаем нижней челюстью вперед и назад (выполняем 2 раза)

4 шаг – язык мой – друг мой! Сейчас в роли актера будет выступать у нас язык. Я буду рассказывать о нем сказку. А вы должны управлять своим языком. Итак, приготовили своих актеров…

Жил-был язык. Вот какой он был (показывают). Очень любил язык красоваться перед соседями на крыльце своего дома, вот так! Захотел язык пригласить к себе в гости… губы. Уж очень они ему нравились: красные, пухлые, мягкие – вот какие (демонстрируют)

Решил язык к приходу гостей убрать свой дом. Сначала он внутри побелил потолок (гладят языком нёбо), затем вымыл стены (гладят стенки щёк), подмёл полы, не оставляя мусор по углам (гладят место под языком), смахнул паутину с двери (внутренняя и внешняя сторона зубов) и высунулся на крыльцо – вот я какой! Кто перед таким устоит? Вот губы и не устояли – пожаловали в гости (заверните губы внутрь рта и сделайте воздушный поцелуй).

5  шаг к свободному голосу – учимся зевать! Позевали, потянулись. Замечательно!

6 шаг – учимся смеяться! Давайте посмеемся скромно, от души, как большой толстый человек.

Работа со скороговоркой.

Давайте проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса. И наоборот.

2. Пальчиковый тренинг.

Повторяем за мной слова и имитируем движения.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки).

3. Физкультминутка «Чудесные превращения»

Встали все, немного подвигаемся. Превращаемся в то,  что я буду называть. Я буду смотреть, кто лучше проявляет свои актерские способности.

Гусеница – бабочка

Котенок – лев

Цыпленок – петух

Семя – дерево

Капля – море

4.Опрос-беседа.

Вспомним, ребята, о каких театрах мы уже узнали на прошлых занятиях (драматический и кукольный). Чем они отличаются?

Кто расскажет и покажет основное расположение в драматическом и кукольном театре? (сцена, зрительный зал, занавес, кулисы, ширма и т.д.)

III. Практическая часть.

1. Повторение правил ТБ.

Каких общих правил внутреннего поведения вы должны придерживаться на занятиях в нашем центре? (проявлять уважение к взрослым, сверстникам и младшим по возрасту; уважать взгляды и убеждения других людей; не причинять вред людям и имуществу; заботиться о безопасности своей жизни и своих товарищей, соблюдать правила ТБ, ОТ, правила пожарной безопасности; беспрекословно выполнять указания руководителя; быть внимательным при обращении с электроприборами).

2.Кукольный театр. Инсценирование сказки В. Сутеева «Яблоко».

(1 группа актеров готовится к выступлению, а с остальными проводится беседа)

Сегодня мы с вами приглашены в настоящий кукольный театр. Наша творческая группа подготовила инсценировку по сказке В. Сутеева «Яблоко», которую будет показывать на празднике осени.

Посмотрим, что было подготовлено ребятами (ширма, куклы готовые, декорации, афиша, программки) Как вы думаете, для чего нужна афиша? Программка? Декорации?

А как должны вести себя зрители во время представления?

Итак, смотрим внимательно представление, а затем скажите, кто из героев вам больше всего понравился.

Тишина в зале, представление начинается…(показ)

3. Показ драматического театра. Инсценирование басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

(2 группа актеров готовится к выступлению, а с остальными проводится беседа)

О чем эта сказка?  Какой из героев вам больше понравился и почему? В чем основное отличие драматического театра от кукольного? Отличаются ли правила поведения зрителей в драматическом театре?

Итак, мы оказались  в драматическом театре. Тишина…(показ)

IV. Заключительная часть:

1.Анализ выступлений воспитанников

Скажите, выступление какой группы вам понравилось больше и почему? Что бы вы добавили, изменили?

Чем интересен театр драматический? Кукольный? Какой вам нравится больше и почему?

Какие драматические театры вы знаете у нас в столице?

Творческие группы вам необходимо всё учесть для того, чтобы удачно выступить на празднике осени.

2. Подведение итогов

О каких театрах вы узнали? Скажите, пожалуйста, для чего нам нужен театр?

Всем большое спасибо! До свидания!

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Театр, где играют дети. Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001.

2.  Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Минск, 2006.

3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2006.

4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М., 2004.

5. Театрализованные игры для младших школьников/ Составитель Р.В.Димитренко – Волгоград, 2006.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Иванова О.В. Театрализованные праздники для дошколят и младших школьников. Глава «Давай поиграем в театр» – Ростов-на-дону, 2004.

2. Крылов И.А. Басни. – М., 2000.

3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Яблоко

Осенняя инсценировка по сказке В. Сутеева

Действующие лица: Волк, 1 -й заяц, 2-й заяц, Еж, Ворона, Медведь.

Реквизит: куклы пальчиковые, дерево, яблочко, декорации с изображением осеннего леса.

1-й заяц: Куда же нам спрятаться? Волк бежит за нами следом, вот-вот догонит нас и съест!

2-й заяц: А давай спрячемся за эту яблоню и будем сидеть тихо-тихо, может быть волк не заметит нас и убежит

Зайцы прячутся за деревом, в этот самый момент появляется волк. Оглядывается по сторонам.

Волк (рассуждая сам с собой): Куда же подевались эти зайцы? Так кушать хочется, маковой росинки с утра во рту не было! (громко, с угрозой) Ну, берегитесь, зайцы, как догоню, как поймаю, как съем — ни одной косточки не оставлю!

Волк убегает, зайцы потихоньку начинают выглядывать из-за дерева, затем выходят вперед.

1-й заяц: Фу-ух, кажется, волк ушел! 2-й: Вот и хорошо! Давай все время вместе держаться, не будем ссориться и спорить!

Зайцы садятся на пенек, обнимают друг друга за плечи и мечтательно смотрят в небо. Вдруг первый заяц замечает одиноко висящее на дереве яблоко.

1-й заяц: Погляди-ка, что это там висит?

2-й заяц: Где?

1-й заяц: Во-о-он там, на дереве!

2-й заяц: Да это же яблоко, и какое румяное! Вот сейчас сорву, да и съем!

1-й заяц: Я тебе съем! Это мое яблоко, я его первый увидел!

2-й заяц: Ты-то увидел, а вот разглядел-то я! Мое яблоко!

1-й заяц: Нет, мое!

Зайцы начинают ссориться и кричать «Нет, мое!», «А я говорю, мое!» На этот крик прилетает ворона. Она сначала просто смотрит на зайцев, потом затыкает уши и начинает крутить головой. В это время на полянке появляется еж и, не обращая ни на кого внимания, укладывается спать в сторонке. Ежа тоже никто не замечает.

Ворона: Прекратите кричать, прекратите! (зайцы замолкают) Ишь, разорались, всех птиц в лесу распугали! А чего спорите-то, чего кричите?

1-й заяц: Да вот яблоко нашли, сорвать его хотим...

Ворона (перебивая): Поняла, поняла! Хотите, да не можете! Ясное дело, яблоко-то высоко висит, сорвать его сможет только птица! (взбирается на пенек, срывает яблоко) Батюшки, красота-то какая! Румяное и, наверное, вкуснющее! (Зайцы бросаются к вороне)

1-й заяц: А ну-ка, отдай наше яблоко!

Ворона: Погодите, погодите, да какое же оно ваше! Я его сорвала, значит, оно мое!

2-й заяц: А ну отдай! Воровка!

Зайцы начинают прыгать около вороны, пытаясь выбить у нее яблоко.

Ворона: Караул! Спасите! Грабят!

Ворона начинает вертеться на пеньке из стороны в сторону, пытаясь спрятать яблоко от зайцев. Все-таки одному из зайцев удается выбить у вороны яблоко, и оно летит прямо на ежа. Еж просыпается, подбирает яблоко и с удивлением разглядывает его. Зайцы бегут в сторону, куда полетело яблоко, ворона идет следом за ними. Все натыкаются на ежа.

1-й заяц: Ой, кто это здесь?

Еж: Здравствуйте, зайчата, не бойтесь, это я, еж!

2-й заяц: Здорово, еж, ты наше яблоко не видел?

Ворона: Не ваше, а мое!

Еж: Нет, ваши яблоки мне не попадались, у меня есть только мое яблоко. Вот оно!

1-й заяц: Ты, ежик, перепутал, это как раз и есть наше яблоко!

Еж: Нет, нет, это яблоко мое, оно на меня упало, когда я спал.

Звери начинают снова спорить и кричать, каждый говорит, что это его яблоко и пытается объяснить, почему. Ворона сначала участвует в споре, потом забирается на пенек и затыкает уши. Вдруг на ее лице появляется страшный испуг, она замечает появившегося на полянке волка и начинает кричать.

Ворона: Караул! Спасите! Разбойники! Волки!

На этих словах все перестают кричать и спорить, сбиваются в кучку и испуганно смотрят на волка.

Зайцы (вместе): Мамочка, волк!

Волк: Ага, попались! Теперь я съем вас всех!

Еж: Ну, я пойду! Есть меня все равно нельзя, колючий я! (уходит)

Ворона: Эй, погоди, погоди! Ты куда это мое яблоко потащил?

Волк: Ты, ворона, помолчи, тебя я первую есть буду! А ты, еж, иди сюда, покажи, что несешь!

Еж: Да вот яблоко спелое поймал, теперь оно мое!

Волк: Было твое — стало мое! Давай его сюда! (отнимает яблоко)

В это время появляется медведь.

Медведь: Кто тут шумит на весь лес? А, это ты, волк! Снова малышей обижаешь? (волк прячет за спину яблоко) Ну-ка, показывай, что ты там за спиной прячешь!

Волк подает медведю яблоко.

Медведь: Вот то-то! Ну, малыши, чье это яблоко! Забирайте!

1-й заяц: Это мое яблоко, я его первый заметил!

2-й заяц: Нет, яблоко мое, я его первый разглядел!

Ворона: Я яблоко сорвала, значит, оно мое!

Еж: А упало оно на меня, значит, мое яблоко!

Медведь: Значит, вы яблоко поделить не можете, вас много, а оно одно. Но как же яблоко у волка оказалось?

Все: Он у нас его отнял!!

Медведь: Вот теперь все ясно! Забирайте, малыши, обратно свое яблоко, да вместо того, чтобы ссориться, поделите его лучше поровну между всеми вами. А ты, волк-проказник, ступай отсюда подобру-поздорову!

Волк убегает и прячется за дерево. 1-й заяц забирает у медведя яблоко, уносит за кулисы и тут же возвращается обратно с разрезанным на кусочки яблоком на блюдечке.

Еж: Спасибо тебе, медведь, что помирил нас! (берет кусочки яблока и раздает их зверям, приговаривая) Это тебе, заяц, ты первый яблоко заметил. А это тебе, ты первый его разглядел! Это тебе, ворона, за то, что ты яблоко с ветки сорвала. Это мне, за то, что я яблоко поймал. Это тебе, Миша, за то, что помирил нас! (остается один кусочек)

Ворона: Ну вот, один лишний кусочек остался. Для кого он?

1-й заяц: А это для волка, чтобы он добрее стал и зверей лесных никогда не обижал! (Из-за дерева выходит волк, берет свою дольку. Все участники говорят зрителям: «СПАСИБО».)