Авторская программа социальной адаптации подростков "Играем жизнь"

Зайцева Наталья Викторовна

Детская театральная самодеятельность, как важнейшая составляющая эстетического воспитания подрастающего поколения, за последние годы получила широкое развитие в области дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc432.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

Дом детского творчества

ПРИНЯТА

Педсоветом ДДТ

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУДОД ДДТ

Протокол №

от ______________________

А.П. Панкова

____________________

АВТОРСКАЯ   ПРОГРАММА

социальной адаптации подростков

«ИГРАЕМ ЖИЗНЬ»

РАЗРАБОТАЛ:

Программа рассчитана на детей

в возрасте от 12 до 16 лет

Срок реализации 3 года

Педагог дополнительного
образования
ЗАЙЦЕВА Н.В.

г. Гуково

2005 г.


Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                  стр.
  2. Учебно-тематический план                                                          стр.
  3. Первый год обучения. Особенности работы, основные задачи          стр.
  4. Содержание программы.
  5. Второй год обучения. Особенности работы, основные задачи          стр.
  6. Содержание программы
  7. Третий год обучения. Особенности работы, основные задачи          стр.
  8. Содержание программы
  9. Диагностика уровня освоения образовательной программы          стр.
  10. Методическое обеспечение программы                                          стр.
  11. Литература                                                                                  стр.
  12.  Литература для детей и родителей                                                  стр.
  13.  Приложение 1. Социально-ролевые ситуации, игры, этюды,

упражнения для занятий                                                          стр.

  1.  Приложение 2.Диагностический инструментарий                          стр.
  2. Приложение  3.Личные достижения воспитанников в

 разнообразных конкурсах  городского и областного уровней.          стр.


Пояснительная  записка.

Детская театральная самодеятельность, как важнейшая составляющая эстетического воспитания подрастающего поколения, за последние годы получила широкое развитие в области дополнительного образования.

В современной педагогической литературе представлено большое количество программ детских театральных коллективов.

Программа «Творчество» московского кинорежиссера и преподавателя ВГИКа Ю.В. Колчеева решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Автор предлагает большое количество практического материала: игр, этюдов, упражнений, которые частично использованы при разработке  социально-ролевых этюдов в нашей программе.

Очень содержательна и объемна программа Э. Г. Чуриловой «Арт-фантазия». Она включает  несколько разделов: «Театральная игра», «Ритмопластика», «Культура и техника речи»,  «Основы театральной культуры». Занимаясь по этой программе, дети развивают ассоциативно – образное мышление, у них формируются нравственная и эстетическая позиции. Выполнение игровых заданий  в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов, театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. Программа Э.Г. Чуриловой разработана для младших школьников,  и  специальные театральные игры, предлагаемые этим автором,  нам пришлось  адаптировать для работы с подростками.

Интересна программа «Одухотворение творчеством» семейного театра «Самокат». Ее автор–педагог дополнительного образования г. Ростова-на-Дону. Л. Н. Штейнберг. Целью программы является одухотворение сознания личности через художественно - творческое развитие в театральном коллективе, создание психологической среды, которая поможет пробудить в личности внутреннюю потребность к совершенствованию. Система работы Л.Н Штейнберга по формированию эмоционально-положительных отношений в разновозрастном коллективе использована нами при разработке тематики и содержания социально-ролевых игр блока «Я и мои друзья».

Дом детского творчества города Гуково работает над проблемой социальной адаптации детей и подростков в условиях малого города. В связи с этим нам представилось интересным предложить такую программу театрального коллектива,  которая, решая традиционные задачи театральной педагогики, одновременно помогала бы успешной  социализации подростков, формированию у них лидерских качеств и других жизненно важных компетенций, выявлению талантливой молодежи и развитию их творческого потенциала.  

Программа театрального коллектива «Играем жизнь» разработана  для подростков 12 – 16 лет. Программа  не предусматривает конкурсного отбора детей и рассчитана на 3 года обучения.

Актуальность программы «Играем жизнь» диктуется  условиями  социально – культурного пространства нашего города. За последние несколько лет в шахтерском городе сократилось число предприятий, ощущается понижение уровня жизни горожан, увеличивается социальная разница между жителями малых и больших городов. Все это негативно влияет на подростков, начиная с их общения между собой,  и заканчивая отношениями в семье. Наша программа призвана  способствовать успешной социализации подростков, проживающих в малом городе, что позволит талантливой молодежи  из провинции быть конкурентоспособными и чувствовать себя комфортно  в среде сверстников  самого высокого уровня развития не только малого, но и любого крупного города.

Особую ценность социализация приобретает в подростковом возрасте. Именно в этот период жизни человека активно идет процесс познания самого себя и окружающего мира. Важным средством этого процесса являются социально-ролевые игры. Без умения «разыгрывать роли» общение может быть затруднено, потому что люди, общество ориентируются на определенный тип стандартов поведения, задаваемый  ролью.  Программа театрального коллектива «Играем жизнь»  помогает подросткам освоить принятые в обществе стандарты поведения. Но при этом относиться к ним не как к догме, а пропуская через свою личность, анализируя свои ощущения и реакцию партнера,  всякий раз находить оптимальный вариант поведения в проблемной ситуации.

Методологическую основу программы составляют труды представителей отечественной и зарубежной педагогики (В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили), идеи личностно-ориентированного подхода в условиях образовательной системы (Е.В. Бондаревская,  И.С. Якиманская,  О.С. Газман, В.В. Шоган, С.В. Кульневич), концептуальные положения социально-педагогического и компетентностного подхода в образовании (А.М. Рябченко, А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова).

Реализация программы предполагает использование педагогических технологий: коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова, педагогической поддержки О.С. Газмана, игрового моделирования  А.П. Панфиловой.

Методическую основу программы составляет раздел социально-ролевых игр «Играем жизнь». Социально-ролевые игры тематически объединены в 3 блока.

I блок:  «Я - и мои друзья».        

II блок:  «Я – и моя семья».

III Я – и мое государство

Общая направленность программы  на социализацию подростков, раздел социально-ролевых игр, такой значимый  для них, составляют  новизну программы театрального коллектива. У подростков  формируются  практические навыки адаптации в социуме, ими приобретается жизненный опыт

  • духовной деятельности: чтения, общения, мышления, речи;
  • творческой деятельности;
  • культуры одежды, питания;
  • культуры взаимоотношений между людьми;
  • адекватного отношения к собственному «Я».

Помимо основного раздела «Социально-ролевые игры» программа включает разделы:

  • Основы театральной культуры
  • Работа над спектаклем.
  • Воспитательные мероприятия.
  • Участие воспитанников в социально значимых мероприятиях Дома творчества и города.

За 3 года обучения ребята проходят три ступени творческого роста.

  • Первая ступень – «Я - удивительный!»

Ребята, пришедшие впервые в театральный кружок, зачастую чувствуют себя зажатыми, неуклюжими, неуверенными. В процессе занятий раскрываются различные возможности  и способности подростков, это радует и удивляет их.

  • Вторая ступень – « Я – артист!»

На этой ступени подростки участвуют в спектаклях, исполняя многократно  отрепетированные, выверенные режиссером  роли. Переход ко второй ступени осуществляется одновременно всеми участниками театрального коллектива в связи с работой над спектаклем и его премьерой.

  • Третья ступень – «Я - мастер экспромта!».

Подняться на эту ступень способны не все. Анализируя коллективно каждый прогон спектакля, ребята отмечают элементы импровизации, удачные творческие находки каждого исполнителя. Звание «мастер экспромта» театральный коллектив «Играем жизнь» присваивает тем ребятам, кто самостоятельно органично входит в роль и действует в предлагаемых обстоятельствах убедительно и уверенно.

Программа  театрального коллектива «Играем жизнь» включает следующие компоненты:

  • Образовательный. Этот компонент представлен в содержании программы знаниями основ театральной культуры, культуры и техники речи, обществоведческими, правовыми знаниями, первоначальными  навыками актерского мастерства, коммуникативными умениями и навыками.
  • Воспитательный. Этот компонент представлен в программе  принятыми в коллективе правилами и законами,  традициями театрального коллектива, характером репертуара (социальная направленность спектаклей), разнообразными воспитывающими ситуациями, намеренно созданными педагогом и спонтанно возникающими в ходе работы.
  • Региональный. Этот компонент представлен блоками социально-ролевых игр, при разработке которых учитываются социально-психологические особенности детей и подростков малого города, а также комплексом экскурсионных поездок по городам Ростовской области для ознакомления с театральной культурой региона.
  • Когнитивный. Этот компонент представлен в программе широкими возможностями для самопознания и самореализации  воспитанников в индивидуальной творческой деятельности, в социально-ролевых играх, этюдах, в ходе  работы над спектаклем.


Цели и задачи программы.

Цель:         средствами театральной педагогики создать условия для успешной социальной адаптации  подростков.

Задачи:

  • учить воспитанников искать и находить  адекватный ответ на «новизну» ситуации;
  • способствовать формированию  гармоничных  межличностных отношений;
  • воспитывать чувство ответственности;
  • развивать способность понимать взаимоотношения людей по невербальным  признакам  поведения;
  • раскрывать  индивидуальные способности подростка, в том числе способность эмоционально – образного восприятия окружающего мира;
  • формировать речевую культуру   и пластическую выразительность движений;
  • помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования.

Модель выпускника.

к концу 3 года занятий

(прогнозируемый результат

и анализ  результативности )

Критерии

Диагностический инструментарий

Сроки проведения диагностики

Исполнители

Социализированнос ть

Адаптированность к окружающей социальной среде: способность естественно и непринужденно войти в любую компанию, даже не очень знакомую, свободно и позитивно общаться с людьми любого возраста, социального положения.

Методика М.И.Рожкова

начало 1 года

начало 2 года

начало 3 года

конец 3 года

Педагог,

педагог-психолог ДДТ

Социальная автономность:

Разнообразие интересов.

Нормальный или низкий уровень тревожности. Самостоятельность в принятии решений, самодисциплина.

Социальная активность: проявление социальной инициативы, участие в общественно полезных делах, готовность оказывать помощь людям, организаторские качества.

Нравственная воспитанность:

Выраженность гражданских, гуманистических, творческих качеств  личности.  Развитое экологическое и экономическое мышление

С

п

о

с

о

б

н

о

с

т

и

с

ц

е

н

и

ч

е

с

к

и

е

  • Фонетически и грамматически чистая, интонационно выразительная речь,
  • согласованность действий с партнерами,
  • навыки сознательного управления   речевым (голосовым) аппаратом, мимикой и жестами,
  • эмоциональное внимание к происходящему на сцене. 
  • способность к сценической импровизации,
  • осознанный выбор роли, средств сценической выразительности.

диагностическое занятие "Что нужно уметь, чтобы играть в театре?"

внутригрупповой конкурс чтецов

выступления на сцене

начало 1 года

конец 1 года

середина 2 года

не менее 3 раз в год

педагог

педагог

педагог

т

в

о

р

ч

е

с

к

и

е

Поиск нестандартных  решений.

Генерация новых, неожиданных для других людей, идей, выводов, обобщений, понятий.

Беглость, гибкость, оригинальность мышления.

Способность к установлению связей между новыми и разнородными данными.

Интеллектуальная раскованность.

тест  (ТТМ) П.Торренса

начало 1 года

конец 1 года

конец 2 года

конец 3 года

психолог ДДТ


Учебно-тематический план

Название разделов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

всего

теор.

практ.

всего

теор.

практ.

всего

теор.

практ.

Вводные и итоговые занятия

12

2

10

9

1

8

9

1

8

Социально-ролевые игры «Я и мои друзья» ( 1 блок)

56

14

42

27

6

21

9

1

8

Социально-ролевые игры « Я и моя семья» ( 2 блок)

_

_

_

48

10

38

12

3

9

Социально-ролевые игры «Я и мое государство» ( 3 блок)

_

_

_

_

42

10

32

Работа над спектаклем

62

10

52

96

23

73

117

18

99

Воспитательные мероприятия

10

4

6

18

4

14

15

3

12

Участие воспитанников в мероприятиях ДДТ и города.

4

_

4

18

_

18

12

-

12

ИТОГО:

144

30

114

216

44

172

216

36

180

        Разделение учебных часов на теоретические и практические достаточно условно, поскольку в практике работы театрального кружка  ознакомление с новым теоретическим материалом осуществляется зачастую в  процессе практических занятий  речью, дыханием, пластикой, мимикой, сценическим движением.

        Структура комплексного занятия и занятия по разыгрыванию социально-ролевых ситуаций примерно такова:

  • Вводная часть (приветствие,  настрой коллектива, сообщение темы занятия) – 5 мин –
  • Сообщение нового теоретического материала                                                   – 10   мин –
  • Сценический тренинг ( речь, мимика, жесты, пластика, внимание,

взаимодействие и пр.)                                                                                  – 20 мин –

  • Разыгрывание социально-ролевых этюдов  (постановка задачи,

индивидуальная и групповая подготовка, показ, анализ)                                – 40  мин

  • Коммуникативный тренинг                                                                         – 10  мин
  • Заключительная часть занятия                                                                 – 5  мин -

2.  Первый  год обучения.

2.1. Особенности работы, основные задачи.

Социально-ролевые игры и этюды «Я – и мои друзья».

В подростковом возрасте  наиважнейший опыт – опыт творческого общения и опыт сопряжения своего личностного растущего «Я»  со столь же стремительно развивающимся личностным «Я» окружающих товарищей. Важнейший вид деятельности ребят в это время – общение со сверстниками. Подросток активно ищет тот круг  общения, в котором он будет чувствовать себя комфортно: востребованным, талантливым, признанным. Игры и этюды блока  нацелены на то, чтобы этот круг общения был социально значимым, здоровым, позитивным.

Задачи работы с воспитанниками:

  • создание условий для развития  внимания, памяти, мышления, воображения, эмоциональной сферы подростков, сплочения коллектива ( развивающие игры);
  • создание условий для развития  выразительности  мимики, жеста, формирования   сценического внимания (малый, средний         круг внимания), веры в предлагаемые обстоятельства (специальные театральные игры);
  • создание условий для развития естественных психомоторных способностей воспитанников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развития свободы и выразительности движений( упражнения по сценическому движению);
  • создание условий для развития дыхания и свободы речевого аппарата, овладения  правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией; чистотой  и точностью  произношения в трудных сочетаниях согласных в любом темпе; развития  связной образной речи, творческой фантазии, умения  сочинять рассказы, подбирать простые рифмы (речевые игры и упражнения);
  • ознакомление с основами театральной культуры, нормами этикета;
  • подготовка небольшого спектакля.


2.2.Содержание программы.[1]

Тема занятия

(тематика социально-ролевых игр)

К-во часов

Теоретический материал

Практический материал

Тип занятия

Развивающие и театральные игры

Культура и техника речи

Сценическое движение

Введение в образовательную программу.

2

Содержание

образовательной программы «Играем жизнь».Основные понятия и разделы. Правила  ОТ, ПБ и ТБ на занятиях.

 «Капитаны»,

«Зернышко»

«Спасибо за приятное занятие»

Учимся правильно делать вдохи выдох: упражнение 1, 2

Артикуляционная гимнастика:

«Веселый пятачок».

«Аист ходит по болоту»

Комплексное занятие

«Дружба начинается с улыбки»

4

Анатомия и физиология дыхания. Практическое использование дыхания в речи.

«Ай, да я!»

«Не слышу»

«»Звучащий выдох»,

«Арбуз»,

«Дышит или не дышит?»

Жесты: «Здравствуй!»

«Радость»», «Огорчение».

Коммуникативный тренинг.

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

«Разное отношение»

4

Анатомия, физиология, гигиена речевого аппарата. Дикция.

«Веселые обезьянки»

Удивительный бегемот»

«Зарядка для шеи и челюсти»

«Играем в теннис»

«Карлсон»

«Насос и мяч»

Комплексное занятие.

Игротренинг.

«Маски, которые мы носим»

4

Что такое театр? Рождение театра. Виды театров. Театраль-ный словарь.

«На ком оборвется»

«Хлопки»

«Два товарища»

Скороговорки.

«Зевающая пантера»

«Кольцеброс»

«Пылесос и пылинки»

«Лес»

Комплексное занятие

«Ты меня обидел или я тебя?»

4

 Что такое этикет? Как вести себя во время беседы: поза, мимика, жесты, речь.

«Кто кого обидел первый?»

«Даже если»

«Вот такая интонация»

Учимся правильно делать вдохи выдох: упражнение 1, 2

«Интересно, что за поза?»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

Коммуникативный тренинг.

«Выбор компании»

4

 Психологическая совместимость людей в группе.

«Глупая ссора»

«Я рад общаться с тобой»»

Чистоговорки

Разнообразие интонаций

«Войди в образ»

«Пляж»

Встреча с психологом.

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

«Зеркалом души» называют…»

4

Нравственность. Воспитанность.

Духовность.

«На ком оборвется»

«Лети, лети, лепесток…»

«Он взглядом на меня взглянул», «Колцеброс»

«ТПК ПТК»

«Войти в образ»

 Урок мудрости.

Посещение Красно-сулинского детского дома.

«Мы разные, но удивительные»

4

Российские театры сегодня. Театры Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова – на – Дону.

«Мысль одна, а слов много»

«Хлопки»

Скороговорки

«Насос и мяч»

Комплексное занятие

Спектакль театра Ленком

«Юнона» и «Авось»

2

Сюжет спектакля. Историческая основа сюжета. Исполнители главных ролей в спектакле.

Просмотр спектакля

(DVD-диск)

«Разделите мою радость»

4

Театральный словарь: этюд, номер, сценарий, спектакль,  постановка.

«Даже если»

«Я рад общаться с тобой»

«Люблю дудеть я в дуду»

«Ручеек, море, океан»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

Концерт-экспромт

«Почему меня все время обижают»

4

Типологические особенности человеческих характеров.

«Многоколенное кваканье»

«Глупая ссора»

«Обидно когда…»

«Скакалка

«Маляр»»

«Солнце»

«Лампочка»

Комплексное занятие.

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

«Просьба»

4

Мимика, жесты, пластика, интонация- выразительные средства общения.

«Сбор рукопожатий»

«Охота за сокровищем»

Упражнение 1,2.

Дикционные упражнения

«Море волнуется раз»

Игротренинг

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций

«Позвольте представиться!»

2

«Самопрезентация»

«Интервью в паре»

«Я –оратор!»

«Умелый спор»

«Что за походка?!»

Презентация коллектива на совместном занятии с кружком «Школа лидера»

Посещение Шахтинского драматического театра.

6

Театральный этикет.

Экскурсионная поездка.

«Как я рад!»

4

Особенности и соблюдение правил гигиены детского голоса

«На ком оборвется»

«Лети, лети, лепесток…»

«Мяч»

«Подхалим»

«Войти в образ»

Комплексное занятие

«Глупая ссора»

2

Мимика, жесты, пластика, интонация- выразительные средства актера.

«Гость»

«Штирлиц»

«Усталость»

«Пристыдил»

Комплексное занятие

«Учусь говорить «нет»

6

Подросток и Закон.

Конвенция ООН о

правах ребенка.

Обязанности и ответственность

несовершеннолетнего.

«Мысль одна, а слов много»

«Дровосек»

«Насос»

Круглый стол (встреча с врачом-наркологом).

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

Зримые басни

4

«Хлопки»

«Базар»

«Войди в образ»

Подготовка к итоговому занятию.

Зримые басни

2

«Превращение палочки»

Таблица гласных

«Птичий базар»

Итоговое занятие (совместно с родителями)

Новогодний праздник.

2

Правила ТБ на новогоднем празднике.

Праздник.

Фольклорно-обрядовое действо  - зарождение народного театра.

8

Русские святочные традиции: история и современность.

«Превращение предметов»

Скороговорки

Диалоговые стихи

«Войди в образ»

Занятие-практикум.

Работа над спектаклем.

2

Застольный период: чтение пьесы.

Работа над спектаклем.

6

Застольный период:

обсуждение героев, распределение ролей, чтение по ролям.

«Красивы ли вы?»

2

Внешний вид человека.

Речевые этикетные формы

«Походка»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций

Работа над отдельными эпизодами спектакля.

6

Мизансцена. Сценическое внимание: малый и средний круг внимания.

«Хлопки»

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

Разыгрывание этюдов с импровизированным текстом.

Работа над отдельными эпизодами спектакля.

10

Мышечное внимание в статике. Мышечное внимание в ограниченной динамике. Мышечное внимание в динамике. Импульсы движений.

«Капитаны»

Артикуляционная гимнастика

«Пляж»

«Огонь, вода»

Пластический тренинг.

Занятие-поиск.

Занятие-закрепление.

«Как люди должны относиться друг к другу»

2

Этикет. Манеры поведения личности.

Из истории этикетных речевых формул

Комплексное занятие

Театр-искусство синтетическое.

4

Театральный словарь: декорация, реквизит, костюм, грим, бутафория,

Фонограмма, спецэффекты.

«Превращение комнаты»

Скороговорки

Аукцион идей

Городской праздник детских театров.

4

Роль ведущего праздника.

Требования к ведущему.

Подготовка и участие воспитанников в мероприятиях традиционной городской театральной недели в качестве ведущих, организаторов, волонтеров.

Занятие-посвящение

Работа над отдельными картинами  спектакля.

16

Законы логического  чтения. Знаки препинания.

Речь в движении.

Речевые такты и логические паузы.

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

Комплексное занятие Репетиционные занятия.

Видеозал.

Просмотр спектакля в исполнении старшей группы театра.

2

Видеозал

Генеральная репетиция спектакля.

2

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

«Дерево»

«Пылесос и пылинки»

Репетиционное занятие.

Видеозал.

Премьера спектакля.

4

Подготовка речевого аппарата к спектаклю

«Я – удивительный».

Итоговое занятие.

4

Театральная критика.

«Превращение комнаты»

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

скороговорки

«Войди в образ»

Аукцион идей

Творческий ринг.

ИТОГО

144


3.  Второй  год обучения.

3.1. Особенности работы, основные задачи.

Социально-ролевые игры, упражнения и этюды « Я -  и мои друзья»,

« Я - и моя  семья».

Продолжается работы над играми 1 блока и  начинается  работа над играми 2 блока.  «В гостях хорошо, а дома лучше». Эта знакомая всем фраза в наши дни, похоже, безнадежно устарела. Из-за постоянных семейных конфликтов многие дома превратились в настоящее поле боя. Неумение общаться друг с другом сводит на нет любые попытки  примириться. Научиться понимать близких, верить в непреходящую любовь  родных, иметь представление о здоровых межличностных отношениях в кругу семьи - цель этого блока социально-ролевых игр.

Задачи работы с воспитанниками:

  • создание условий для развития  индивидуального и коллективного  внимания, памяти, мышления, воображения, эмоциональной сферы подростков,  формирование умения действовать в коллективе слаженно, синхронно( развивающие игры);
  • создание условий для развития  выразительности  мимики, жеста, формирования  сценического внимания (малый, средний        , большой круг внимания), формирования навыков актерского мастерства, умения  действовать в предлагаемых обстоятельствах (специальные театральные игры);
  •  создание условий для обретения воспитанниками  ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развития свободы и выразительности движений (комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения);
  • продолжение работы над культурой и техникой речи (дыхательные упражнения, скороговорки, чистоговорки, речевые игры и упражнения);
  • ознакомление с видами  театрального искусства (драматический,  кукольный, музыкальный театр, опера, балет, оперетта, мюзикл), историей и современностью театра;
  • постановка спектакля.

3.2.Содержание программы.

Тема занятия

(тематика социально-ролевых игр)

К-во часов

Теоретический материал

Практический материал

Тип занятия

Развивающие и театральные игры

Культура и техника речи

Сценическое движение

Вводное занятие «Ура! Все продолжается!»

3

Ключевые элементы и понятия программы второго года обучения.

Правила ТБ, ПБ, инструктаж на рабочем месте.

«Ура! У нас новенький!»

«На одну букву»

Дикционная гимнастика

Двойные согласные

«Колокол»

«Магазин игрушек»

Комплексное занятие

«Дети должны безусловно слушаться родителей»

3

Права, обязанности и ответственность родителей и детей.

«Сочини сказку»

«Даже если»

«Радист»

«Потанцуем?»

Урок откровения (совместно с родителями)

«Как готовить завтрак»

3

Основные принципы здорового питания.

Этикет за столом.

«Угадай, кто это?» «Кто сзади»

«Частушки»

«Я устал»

Практическое занятие.

Работа над спектаклем.

3

Судьба и творчество автора пьесы.

-

-

-

Застольный период: чтение пьесы.

Работа над спектаклем.

9

Социальная ситуация в городе, регионе, стране (в соответствии с содержанием пьесы)

«Пишущая машинка»

-

-

Застольный период:

обсуждение героев, распределение ролей, чтение по ролям.

«Обида как следствие скуки»

6

Ролевая игра,  игровое моделирование, ситуационный анализ: практическое применение в жизни и на сцене.

«Мячик со словами»

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

«Я не знаю!»

«Дождь»

Комплексное занятие.

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

«Заброшенный угол»

3

-

-

-

-

Участие воспитанников в традиционной городской социальной акции.

«Как люди должны относиться друг к другу»

6

Закон Божий – источник нравственных законов.

«Я рад общаться с тобой»

«Птичий двор»

«Скульптуры»

Урок мудрости.

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

Работа над  отдельными эпизодами спектакля.

9

Мизансцена. Сценическое внимание: малый, средний и большой круг внимания.

«Красный флаг, зеленый флаг»

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

«Люди - манекены»

Разыгрывание этюдов с импровизированным текстом.

«Хвалят или ругают – что лучше?»

3

Произношение гласных звуков в ударном и безударном положениях.

«Зеркало»

«Профессия»

«Собака»

Гимнастика для губ

Комплексное знятие

Работа над отдельными эпизодами спектакля.

9

Пластическая композиция. Сценическое взаимодействие средствами движения.

«Хлопки»

«Даже если»

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

«Фантазия телом»

Пластический тренинг.

Занятие-поиск.

Занятие-закрепление.

Светлана Кононова. Притчи и баллады.

3

Светлана Кононова – актриса, автор и исполнитель.

-

-

-

Музыкальная гостиная

Спектакль театра одного актера «Как я съел собаку».

3

А. Гришковец – писатель, режиссер, актер. Моноспектакль.

-

-

-

Просмотр спектакля

(DVD-диск)

Работа над спектаклем.

Художественно-музыкальное оформление спектакля.

6

Выразительные средства режиссуры. Театральные профессии.

«Профессия»

-

-

Аукцион идей.

Творческая мастерская.

«Семейные конфликты»

6

Театральные династии.

«Меня можно любить за…»

Скороговорки

«Дружная семья»

Просмотр х/ф «Шумный день»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

Работа над отдельными картинами  спектакля.

12

Сверхзадача и сквозное действие. Конфликт в драматургическом произведении.

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

«Ручеек, море, океан»

Репетиционные занятия.

«Один дома»

3

Ударение в русской орфоэпии.

«Воображаемое путешествие»

«Превращение комнаты»

«Антисловарь»

«Спать от усталости»

Комплексное занятие.

«Этого я от тебя не ожидал»

3

Драма как вид искусства.

Драма в искусстве и драма в жизни.

«Дружная семья»

«Вкусно»

«Птичий двор»

«Вот он какой»

Коммуникативный тренинг.

«Я люблю, а значит – я живу» (итоговое занятие).

3

-

Таблица гласных

Разогрев резонаторов

«Войди в образ»

Конкурс чтецов.

«Я очень сожалею, что так случилось. Прости меня.»

6

Театральный словарь: действие, интрига, пролог, развязка, событие, сюжет.

«Новое платье короля»

«Вообразите, что вы стали…»

«Лампочка»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

Сценарный практикум.

Работа над отдельными картинами спектакля. Уточнение темпо-ритма спектакля.

6

Темпо-ритм спектакля.

«Хлопки»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

«Дерево»

Репетиционные занятия.

«Я не хуже остальных»

3

Наука об имидже как отрасль знаний.

«Красивы ли вы?»

«Частушки»

«Деревянная кукла»

Игротренинг.

Мероприятия в рамках месячника героико-патриотического воспитания

9

 Подготовка и участие воспитанников в мероприятиях традиционного городского месячника героико-патриотического воспитания в качестве ведущих, организаторов, волонтеров.

«Поторопись, а то мы опоздаем»

3

. Профессия театрального режиссера. К.С. Станиславский.

«Собака»

«Радист»

«Ветер, ветер…»

Комплексное занятие

Работа над спектаклем.

18

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

Репетиционные занятия.

«Меня возмущает твое поведение!»

3

Этикет. Правила поведения в семье, в доме.

«Даже если»

«На ком оборвется»

Скороговорки

«На старте»

Комплексное занятие.

«Отцы и дети»

6

«Юности честное зерцало» (1717 г.)

«Шанс и выбор»

«Интонация позы»

Встреча с юристом и инспектором комиссии ПДН.

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

«Не расстраивайся, все будет хорошо»

3

Вера в предлагаемые обстоятельства – составляющая системы К.С. Станиславского

«Превращение палочки»

«Птичий двор»

 «Дождь» «Интонация позы»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

  1. «

«Как вы все мне надоели!»

3

Толерантность, терпимость, взаимоуважение.

«Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?»

«Угадай, кто это?»

«Монстр»

Встреча с психологом.

Театральная неделя

6

 Подготовка и участие воспитанников в мероприятиях городской театральной недели в качестве ведущих, организаторов, волонтеров. Показ эпизодов спектакля.

«Меня недооценивают»

3

Композиционное построение литературного произведения.

«Хлопки»

«Меня можно уважать за…»

«Реклама товара»

«Люди-манекены»

Комплексное занятие

«Как избавиться от одиночества.

6

Функции учреждений городской службы социального обеспечения.

«Воображаемое путешествие»

«Такая история»

-

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций.

Посещение центра социальной реабилитации для пожилых людей и инвалидов.

«Мне это так не нравится!»

3

Речевая этика: этикетные формулы – помощники общения. Этикет во время споров и дискуссий.

«Мячик со словами»

«Пишущая машинка»

Жесты.

Комплексное занятие

«Что такое счастье?»

3

Древнегреческие ораторы.

«Знакомство»

«Интервью по парам»

«Уколи буквой»

«Лампочка»

«Солнце»

Интегрированное занятие с кружком  юных журналистов «Живое слово».

Конкурс ораторов.

Работа над спектаклем

12

-

-

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

«Представь себе»

Репетиционные занятия

Генеральная репетиция спектакля.

6

-

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

Пластический тренинг

Репетиционные занятия.

Премьерный показ спектакля.

9

-

«Похвали себя»

Подготовка речевого аппарата к спектаклю

-

Ростовский драматический театр им. Горького

9

Ростовский драматический: история и современность.

-

-

-

Экскурсионная поездка. Просмотр спектакля.

Итоговое занятие «Вспомнить все»

3

Беседа. Что вы узнали о себе в процессе обучения?

«Коллективный этюд»

«Хлопки»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

Скороговорки

Диалоговые стихи

«Веселые обезьянки»

«Не слышу»

«Экспромт»

Занятие-воспоминание

ИТОГО

216


4.  Третий  год обучения.

4.1. Особенности работы, основные задачи.

Социально-ролевые игры, упражнения и этюды « Я -  и мои друзья»,

« Я - и моя  семья», «Я и мое государство».

Продолжается работы над играми 1  и 2 блоков  и  начинается  работа над играми 3 блока.  Для подростка, будущего выпускника школы,  актуальным является опыт общения с незнакомыми людьми, опыт самостоятельных принципиальных жизненных решений, опыт самопрезентации в различных социальных институтах (образовательное учреждение, работодатель, семья, трудовой коллектив, армия и др.).

Задачи работы с воспитанниками:

  • создание условий для  формирования умения действовать в коллективе слаженно, синхронно, развития способности к индивидуальным и коллективным творческим импровизациям (развивающие игры);
  • создание условий для формирования навыков актерского мастерства, ознакомления с композиционным  построение мизансцен,  развития органичности в мизансценах;
  • создание условий для развития пластичности, образности  и выразительности движений, подключения воображения и творческой фантазии к поиску неожиданных и непривычных координационных сочетаний ( упражнения по сценическому движению, музыкально-пластические импровизации);
  • продолжение работы по развитию культуры и техники  речи, её интонационной выразительности,  развитие речи в движении;
  • сообщение правовых, экономических, социологических, психологических знаний, необходимых выпускнику школы, продолжение  ознакомления с основами театральной культуры и этикета;
  • постановка спектакля.

4.2.Содержание программы.

Тема занятия

(тематика социально-ролевых игр)

К-во часов

Теоретический материал

Практический материал

Тип занятия

Развивающие и театральные игры

Культура и техника речи

Сценическое движение

Вводное занятие «Мы снова вместе!»

3

Ключевые элементы и понятия программы третьего года обучения.

Правила ТБ, ПБ, инструктаж на рабочем месте.

«Расклад предметов»

«Фразы с интонацией»

«Ходьба»

Комплексное занятие

Работа над спектаклем.

3

Судьба и творчество автора пьесы.

-

-

-

Застольный период: чтение пьесы.

Работа над спектаклем.

3

-

-

-

Застольный период:

обсуждение героев, распределение ролей, чтение по ролям.

«Я – гражданин. Что это значит?»

3

Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина

«Групповой этюд»

«Иди сюда»

«Свяжи этюд»

Комплексное занятие

«Неужели?
Этого не может быть?!»

3

Этикет во время телефонного разговора.

«Рыцарь и Оруженосец»

«Скакалка»

«Мороз и солнце»

«Зонтик»

Комплексное занятие

Работа над  отдельными эпизодами спектакля.

12

Мизансцена.  Массовые мизансцены. Сценическое взаимодействие.

«Очередь в школьной столовой»

«Групповой этюд»

«Базар»

«Скульптура»

Разыгрывание этюдов с импровизированным текстом.

«Как я однажды солгал»

3

«Горькая правда или ложь во спасение» (Мини-дискуссия)

«Расклад предметов»

«Мешаем читать»

«Я послал на базар чудаков»

(выполняется со скакалкой)

«Зонтик»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций

«Каждый должен выполнять свой долг?!»

3

Леонид Филатов – актер, режиссер, поэт, общественный деятель.

-

-

-

Комплексное занятие

Работа над отдельными эпизодами спектакля.

9

Характерность. Острохарактерная и стилизованная пластика образа. Пластическая метафора.

«Скульптура»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

«Тумбочка»

«Стул»

«Все сказать без слов»

Пластический тренинг.

Занятие-поиск.

Занятие-закрепление.

«Управление инициативой».

3

Детско-молодежные организации на Дону.

«Переправа»

«Платформа»

«Антипод»

Встреча с ведущим специалистом по делам молодежи администрации города

«Культура моей страны и я»

3

Культура (понятие). Массовая культура. Субкультура. Ценностные ориентации молодежи в социокультурном пространстве.

«Оцени ситуацию»

«Мешаем читать»

«Фразы с интонацией»

«Войди в образ2

Комплексное занятие

Работа над спектаклем.

Художественно-музыкальное оформление спектакля.

6

Выразительные средства режиссуры. Театральные профессии.

-

«Этот проект - лучший вариант!»

-

Аукцион идей.

Творческая мастерская.

«День национального еинства»

3

-

-

-

-

Участие воспитанников в традиционной городской социальной акции.

«Гамлет» в постановке Театра на Таганке.

3

Актер Владимир Высоцкий.

-

-

-

Просмотр спектакля

(DVD-диск)

«К счастью, меня эта беда миновала».

3

Выход из  трудной ситуации: «физический» и нравственный выбор  решения.

«Оцени ситуацию»

«Поиск выхода из трудной ситуации»

«Даже если»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

«Пойми меня»

Комплексное занятие.

«Я и моя профессия»

3

Выбор профессии:  социальные и личностные факторы, влияющие на  выбор профессии.

«Карточки»

«Я говорю как…»

-

Деловая игра «Пять проектов на будущее»

Работа над отдельными картинами  спектакля.

12

Театральный словарь: мониторинг обученности  воспитанников.

«Уборка»

«Гадалка»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

-

Репетиционные занятия.

«Необитаемый остров»

3

Правовые, политические, экономические, социальные аспекты существования государства.

«Свободное плаванье»

«Сириус»

«Реклама острова»

«Угадай кто?»

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций

Работа над отдельными картинами спектакля. Уточнение темпо-ритма спектакля.

6

Темпо-ритм спектакля.

«Коллективный этюд»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

 «Четыре скорости»

Репетиционные занятия.

«Разработка кодекса правил»

3

«Домострой» - свод семейных правил  наших предков. Современный семейный этикет.

«Утро в семье»

«Воспитание»

«Обязанности»

«Фразы с интонацией»

«Артисты пантомимы»

Комплексное занятие

Работа над спектаклем.

9

Театральные новости.

-

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

-

Репетиционные занятия.

Генеральная репетиция спектакля.

3

-

-

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

-

Репетиционные

занятия

Премьера спектакля.

3

-

-

Подготовка речевого аппарата к спектаклю

-

Итоговое занятие

«Сделай это неправильно».

3

Этические нормы общения.

«Если бы»

«Мешаем разговаривать»

«Фразы с интонацией»

«Иди сюда»

«Тумбочка»

Комплексное занятие

«Узнай меня»

3

Привычки человека: хорошие и плохие.

«Пристройка»

«Угадай кто?»

Дикционные упражнения

Двойные согласные

«Ходьба»

«Письмо»

Игротренинг.

Работа над спектаклем.

3

Судьба и творчество автора пьесы.

Застольный период: чтение пьесы.

«Как люди должны относиться друг к другу».

3

Евангельская притча о самаритянине.

«Солнышко»

«Ромашка любви»

«Даже если»

«Творческие игры со словом»

«Позитивные жесты»

Урок мудрости

Работа над спектаклем.

6

Социальная ситуация в городе, регионе, стране (в соответствии с содержанием пьесы)

-

-

-

Застольный период:

обсуждение героев, распределение ролей, чтение по ролям.

Работа над  отдельными эпизодами спектакля.

12

Мизансцена.  Массовые мизансцены. Сценическое взаимодействие.

«Шахматы»

«Параллели»

«Крестики-нолики»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

-

Разыгрывание этюдов с импровизированным текстом.

«Знаю ли я свои права».

3

 Лестница прав

(Конвенция о правах ребенка)

«Сказка – ложь, да в ней намек»

«Голос правды»

«Я докажу»

(характерность позы)

Разыгрывание социально-ролевых ситуаций

Спектакль Московского Театра сатиры «Женитьба Фигаро»

3

Актерский состав спектакля.

-

-

-

Видеозал.

Работа над отдельными эпизодами спектакля.

9

Речь в движении.

«Пишущая машинка»

Скороговорки со скакалкой

«Самоудары»

«Волны»

«Противодвижение»

Пластический тренинг.

Занятие-поиск.

Занятие-закрепление.

«Я – будущий семьянин»

3

Семейное право.

Брачный контракт

«Хлопки»

«На ком оборвется»

«Кольцеброс»

«Зевающая пантера»

«Карлсон»

«Насос и мяч»

Встреча со специалистом ЗАГСа

Работа над спектаклем.

Художественно-музыкальное оформление спектакля.

6

Основы сценического грима.

-

-

-

Аукцион идей.

Творческая мастерская.

«Поиск выхода из трудной ситуации».

3

Книга Дейла Карнеги

«Даже если…»

«Оцени ситуацию»

«Спасибо за приятное занятие»

«Слова, которые тебе помогут»

«Скульптура»

Коммуникативный тренинг.

По чеховским местам.

9

Наш  великий земляк А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

-

-

-

Экскурсионная поездка в г. Таганрог.

Посещение драматического театра и Дома-музея А.П.Чехова

Работа над отдельными картинами спектакля.

12

Сценическая пауза. Умение актера  держать паузу.(Элементы системы К.С. Станиславского)

«Стакан чаю»

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

«Замри»

«Заколдованный лес»

Репетиционные занятия.

«Как устроиться на работу»

3

Юридические аспекты трудоустройства молодого человека. Резюме.

«Здравствуйте, я пришел…»

-

«Закрытая поза»

«Открытая поза»

Комплексное занятие.

Встреча со специалистом центра занятости населения

«Как запланировать счастье».

3

Искусство публичной речи.

«Ромашка счастья»

«Птичий двор»

«Послушайте меня!»

«Скульптура»

«Я устал»

Комплексное занятие

Работа над спектаклем.

9

Театральное фехтование.

-

-

Разогрев мышц, суставов и связок

«Шаги»

«Защита

«Выбивание шпаги»

«Укол»»

Репетиционные занятия.

«Как вести себя, если рядом ВИЧ-инфицированный».

3

Профилактика ВИЧ-инфекции. Основы безопасного поведения.

«Блеф - клуб»

«Учусь говорить - нет!»

«Групповой этюд»

Комплексное занятие

«Честность. Лучший ли это жизненный принцип?».

3

Культура делового общения.

«Кто же я есть на самом деле?»

«Фразы с интонацией»

Комплексное занятие

Генеральная репетиция спектакля.

3

-

-

Таблица согласных

Разогрев резонаторов

Разогрев мышц, суставов и связок

Репетиционное занятие

Премьера спектакля.

3

-

-

Подготовка речевого аппарата к спектаклю

Разогрев мышц, суставов и связок

Итоговое занятие

«Тебе нужна помощь».

3

Городские службы: телефон доверия, психологическая служба

«Эффект первых фраз»

«Аист ходит по болоту»

«Письмо»

«Расклад предметов»

«Гадалка»

«Пойми»

Урок мудрости

Итоговое занятие: «Прощальный полет».

3

Вручение выпускникам удостоверений «Мастер-инструктор».

Самостоятельная подготовка воспитанниками творческих выступлений

День добрых сюрпризов.

ИТОГО

216

5. Диагностика уровня освоения образовательной программы.

5.1.Критерии оценки уровня освоения детьми образовательной программы.

1 год обучения.

УРОВНИ

РЕЧЬ

СЦЕНИЧЕСКОЕ

ДВИЖЕНИЕ

СЦЕНИЧЕСКАЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Высокий

(3)

Воспитанник умеет управлять речевым дыханием ( умеет правильно расходовать воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно добирать воздух во время паузы, дышать легко, естественно)и в связи с этим текст , произносит отчетливо, ясно, громко, «с выражением»

Сформирована правильная осанка.  В позе «чтеца» правильно стоит, не напрягает мышцы плеч и шеи, прямо держит голову и свободно, естественно управляет своими руками.

В этюдах, ролевых играх выразителен, к выполнению заданий подходит творчески, импровизирует, активно, и слажено взаимодействует с партнерами в информации умеет выделить главное.

Средний

(2)

Отдельные фонемы произносятся не верно, посыл звука слабый, речь выразительная, но тихая. Строит связный рассказ по учебному материалу

Движения координированы при заметном  напряжении сил и внимания, однообразны и часто повторяются, передача характера и сценического образа в движении затруднена.

В работе над ролью слабо использует выразительные средства. Добросовестно и качественно повторяет образцы продемонстрированные педагогом. Импровизирует достаточно свободно, но при этом  иногда отклоняется либо от образа, либо от идейно-тематической основы.

Низкий

(1)

Речь невнятная,  не эмоциональная, артикуляционный аппарат слабый.

Пластика и мимика невыразительные, мышечная зажатость, движения и координация  не соответствуют темпо-ритму речи.

Характер персонажа передается схематично, за счет отдельных движений и звуков.

Критерии оценки уровня освоения детьми образовательной программы.

2 год обучения.

УРОВНИ

РЕЧЬ

СЦЕНИЧЕСКОЕ

ДВИЖЕНИЕ

СЦЕНИЧЕСКАЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Высокий

(3)

 Дикция четкая, речь эмоционально-выразительная.  

Воспитанник умеет:

- говорить, повышая или понижая тон голоса: говорить тихо, умеренно, громко; правильно «посылать голос»;

- говорить, выражая голосом свои чувства: правильно интонируя, придавая голосу окраску.

Осанка правильная, ребенок обладает хорошей координацией движений, пластически и мимически передает простые образы, согласовывает  свои действия с движениями  партнеров, импровизирует.

Воспитанник  способен:

- перевоплощаться,

-чувствовать художественный образ своего героя;

-подчеркнуть самое важное в работе над этюдом;

-выработать естественное поведение на сцене при выполнении заданий «Я в предлагаемых обстоятельствах»

Средний

(2)

Дикционно чисто говорит: проговаривает буквы, не «склеивая» и не «глотая» окончания слов, но при этом слабо выраженная эмоциональность.

Умеет разделять мышечные группы и управлять ими  по отдельности и освободить конкретную группу мышц но еще не совсем органично использует это в работе над ролью.

Воспитанник  способен:

-понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам;

- ориентироваться в пространстве;

- логически, последовательно завершает действия с «воображаемым предметом»

Низкий

(1)

Текст  произносит неясно, тихо, «бесцветно». Звук неровный, не устойчивый.

У воспитанника присутствует сценическая смелость, но не мышечная свобода.

Слабо способен  создавать в воображении яркое представление образа и демонстрировать этот образ в своих действиях на сцене.

Критерии оценки уровня освоения детьми образовательной программы.

3 год обучения.

УРОВНИ

РЕЧЬ

СЦЕНИЧЕСКОЕ

ДВИЖЕНИЕ

СЦЕНИЧЕСКАЯ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Высокий

(3)

Воспитанник умеет произносить предлагаемый текст, преодолевая все возможные дикционные трудности. Правильно артикулирует: отчетливо произносит каждую букву, обращает внимание на работу губ, положение языка, правильное (носовое) дыхание. Говорит ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.

Тело в позах максимально сбалансировано, воспитанник удерживает тело в неустойчивом равновесии, умеет сконцентрироваться на главном, а реакции на внешние раздражители превращены в автоматизмы. Умеет включиться в танцевальный диалог, придумать образ и пожить в нем.

Воспитанник во время игры на сцене, в социо-ролевых этюдах способен «видеть» самого себя так же свободно и объективно, как видят его партнеры и зрители. С вдохновением работает с партнерами на сцене в играх, этюдах, упражнениях. Сформировано не только сценическое, но и внесценическое внимание(подмечает характерные черточки в окружающей нас жизни, перерабатывает их в своей душевной  творческой лаборатории и затем воплощает как черты образа на сцене)

Средний

(2)

Воспитанник умеет говорить чисто , убыстряя или замедляя темп (скорость) произнесения фразы, но «спотыкается» на трудных буквенных сочетаниях.

Хорошее мышечно-двигательное восприятие и мышечная память, при этом импровизирует минимум, но добросовестно «копирует» пластические варианты педагога или товарищей.

Хорошо сформировано только сценическое внимание: умеет взаимодействовать с партнерами , слушать и  воспринимать; видит, замечает все, что происходит на сцене в данный момент; слышит зал.

Низкий

(1)

Не совсем правильно «посылает» дыхание, не сразу находит «опору» для дыхания; проглатывает отдельные звуки и слова.

Умеет принять определенную «напряженную позу» в конкретных упражнениях, импровизация отсутствует.

Воображение развито плохо, отсюда отсутствие творческих находок в работе над ролью. Слабо сформирован навык подражания.


5.2.Выявление уровня  социализированности

( методика М.И. Рожкова)

Цель:         выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения:         воспитанникам предлагается  прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4-всегда; 3- почти всегда; 2-иногда; 1-очень редко; 0-никогда.

Высказывания:

  1. Стараюсь слушать во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся, добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать также, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10.  Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если он больше двух, но меньше трех, это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, можно предложить, что учащийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.


6.Методическое обеспечение программы.

Для  организации занятий программой предусмотрены определенные правила и законы:

  1. Совершение особых действий в начале и в конце занятия – ритуалов приветствия и прощания (хлопки, слова, звуки, жесты, фразы, выражения или стихи, повторяющиеся от занятия к занятию и настраивающие воспитанников на продуктивную работу, перебрасывающие «мост» из реального пространства в игровое).

 2. Соблюдение правил:

  «Каждый на своем месте в свое время»

От подростков требуется умение управлять своим вниманием, быть мобилизованным, четко выполнять указания педагога.

 «Я интересен всем, все интересны мне»

Педагог поощряет стремление находить необычность, непохожесть, новизну содержания, отличие от других в людях и вещах.

 «Я умею смотреть и видеть».

 «Я умею слушать, слышать,  и понимать».

 «Я помогаю людям, люди помогают мне».

3.  Вера в предлагаемые обстоятельства

 В социально-ролевой игре, в этюде, в упражнении, в спектакле  педагог побуждает  ребят быть естественными, органичными, т.е. не делать чего-либо “понарошку”.

4.  Серьезность 

Это правило требует от кружковцев  умения не смеяться и не пытаться рассмешить товарищей.

 Соблюдение этих правил способствует выработке творческой этики, регулирующей взаимоотношения подростка  с окружающим миром. Нравственность – тоже творчество, надо только развивать и направлять  стремление воспитанника к добру и красоте, помогая ему создавать самого себя.

Программа предусматривает использование различных видов  занятий:

  • Комплексное занятие. Это основной вид занятия по программе «Играем жизнь. Оно включает объяснение теоретического материала (беседа, лекция, проблемно-поисковые формы), развивающие  и специальные театральные игры, речевые игры и упражнения, коммуникативные игры, пластические этюды,  социально-ролевые этюды.
  • Разыгрывание социально-ролевых ситуаций. На таком занятии разыгрывание социально-ролевых ситуаций занимает центральное место и большую часть времени. При организации социально-ролевых игр педагог использует

 следующие приемы:

  • Разыгрывается социальная ситуация, подробно описанная  в художественной, педагогической, психологической литературе, а затем происходит анализ поведения героев, поиск  иных вариантов их поведения.
  • Задается  жизненная ситуация (например, «знакомство», «ссора», «всеобщая  радость» и т.п.),  а играющим  предлагается определить свои социальные  роли, характер взаимоотношений, завязку конфликта, развитие ситуации, ее разрешение.
  • Предлагаются на выбор социальные роли (например, «педагог», «ученик», «сын», «отец», «продавец» и т.д.), а играющие самостоятельно придумывают фабулу ситуации, исходя их собственного жизненного опыта.
  • Педагог  формулирует проблему (например, «Предложите жизненную ситуацию, достойный выход из которой потребует от участников терпения и умения поставить себя на место партнера», а играющие, так же используя свой социальный опыт, выбирают все составляющие ситуации:  роли, завязку, развитие, кульминацию, развязку, характеры и т.д.).
  • Занятие-поиск. На таком занятии происходит коллективный поиск выразительных речевых, пластических, режиссерских средств. Обсуждается каждое предложение, поступившее в процессе мозговой атаки, апробируется на практике автором идеи  и  всеми желающими кружковцами. Используются приемы индивидуальной, групповой и фронтальной творческой работы.
  • Творческая мастерская открывается в период подготовки костюмов, бутафории, декораций к спектаклю. Все это ребята изготавливают своими руками на занятии. Во время работы возможно прослушивание  музыки, образцов художественного слова, а также живая беседа, свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
  • Аукцион идей обычно предшествует творческой мастерской. На таком занятии происходит обсуждение  предложений ребят по музыкальному оформлению спектакля,   по изготовлению декораций и костюмов.
  • Занятие-конкурс – форма проведения итогового занятия . Конкурс предполагает индивидуальную подготовку каждого воспитанника к чтению, инсценировке, разыгрыванию ситуации, исполнению этюда.
  • Урок мудрости – форма познавательного занятия, основную часть которого составляет ознакомление воспитанников с теоретическим материалом нравственного, правового,  патриотического содержания.
  • Урок откровения предполагает  создание педагогом доверительной атмосферы, чтобы  каждый, участвующий в разговоре, с предельной откровенностью мог высказать  свои мысли на самые проблемные, волнующие ребят темы.
  • Встреча со специалистом. Программой предусмотрена организация встреч кружковцев с  психологом, врачом-наркологом, инспектором комиссии ПДН, правоведом, а также с людьми творческих профессий – поэтами, художниками,  специалистами отдела культуры,
  • Деловая игра. На таком занятии  ребята выступают в роли режиссеров -постановщиков социально-ролевых этюдов.
  • Занятие-посвящение – традиционное занятие театрального коллектива «Играем жизнь». Это первый выход ребят на сцену в  роли ведущих или участников театрального праздника.
  • Экскурсии – одна из форм воспитательных мероприятий в коллективе. С помощью родителей воспитанники совершают выездные экскурсии  с посещением театров в города Шахты, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог.
  • Игротренинг, пластический тренинг, коммуникативный тренинг -

занятия, целью  которых  является развитие выразительности движений, мимики, речи, а также формирование  коммуникативных умений, и цель эта достигается посредством использования множества разнообразных игровых упражнений.

  • Видеозал – просмотр и обсуждение спектаклей различных  театров России (Ленком, Театр на Таганке, Малый театр, «Табакерка», театр им. Вахтангова и др.), а также прослушивание музыки, песен, литературных произведений в исполнении известных актеров. Эти занятия проводятся, как правило, в комнате психологической разгрузки Дома творчества, где есть для просмотра вся необходимая аппаратура.
  • Застольный период – чтение. С этого занятия начинается работа коллектива над новым спектаклем. В зависимости от объема пьесы, чтение может продолжаться на 1 или 2 занятиях.
  • Репетиционное занятие. Это основной тип занятия  в работе над спектаклем.
  • Спектакль,  как одна из форм итогового занятия коллектива.

Работа над спектаклем предусматривает:

  • Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
  • Работу над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиск музыкально- пластического  решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Закрепление  отдельных мизансцен.
  • Репетиции отдельных картин  в разных составах  с деталями декораций и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
  • Уточнение темпа, ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.
  • Премьерный показ  спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями и воспитанниками.

Составной частью занятия театрального коллектива являются

  •  развивающие игры  и упражнения,
  • специальные театральные игры,
  • упражнения на технику речи;
  • задания  на пластику движений,
  • изучение основ театрального искусства (театральный словарь, этикет, история театра и т.д.)

Разделение учебных часов на теоретические и практические достаточно условно, поскольку в практике работы театрального кружка  ознакомление с новым теоретическим материалом осуществляется зачастую в  процессе практических занятий  речью, дыханием, пластикой, мимикой, сценическим движением.

        Структура комплексного занятия и занятия по разыгрыванию социально-ролевых ситуаций примерно такова:

  • Вводная часть (приветствие,  настрой коллектива, сообщение

 темы занятия)                                                                         – 5 мин

  • Сообщение нового теоретического материала                                   – 10 мин
  • Сценический тренинг ( речь, мимика, жесты, пластика, внимание,

взаимодействие и пр.)                                                                  – 20 мин

  • Разыгрывание социально-ролевых этюдов  (постановка задачи,

индивидуальная и групповая подготовка, показ, анализ)                – 40  мин

  • Коммуникативный тренинг                                                         – 10 мин
  • Заключительная часть занятия                                                 – 5  мин -

Структура  занятия может меняться в  зависимости  от основной цели занятия, степени усвоения материала, места занятия в учебно-тематическом плане, настроения и пожеланий  ребят.


Литература.

  1. Андриевский А. «100 советов по этикету» Минск 2000.
  2. Антонова Л. Г «Развитие речи» Ярославль, 1993.
  3. Артемьев П. «Психология самопознания» «Аст-пресс СКД»М., 2002.
  4. Белянская Л.Б «Энциклопедия праздника в школе и дома» Сталкер 1999.
  5. Бондаревская Е.В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Москва – Ростов – на – Дону, 1999.
  6. «Дети России». Президентская программа. – М.: 2007.
  7. Детское движение. Словарь-справочник. Сост. Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Изд. 2-е. – М. 2005.
  8. Дополнительное образование детей. /Под  ред. Лебедевой О.Е. М.: Владос, 2000.
  9. Домострой. Изд. 3-е.- М., ДАРЪ, 2008.
  10. Жуковская Р.И. Игра в ее педагогическом значении. – М.; 1968.
  11. Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр: к проблеме типологии игровых явлений. – Л.: ЛГИТМИК, 1974.
  12. Игра.//Психологический словарь./Под. Ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-пресс, 1996.
  13. Казачек И.А. Теория и методика формирования речевой культуры.- СПб, Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. 2007.
  14. Карнеги Д. Как перестать волноваться и начать жить./ Пер. с англ. Ю.Васютина.- Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  15. Киселева В. А..Фролов Н. В «Основы системы Станиславского» «Феникс» Ростов-на-Дону, 2000.
  16. Колчеев Ю. В.,  Колчеева  Н. М «Творчество» М. 2000.
  17. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Педагогика, 1988.
  18. Конвенция  ООН  «О правах ребенка».- Сборник «СодружестВО!». Методические рекомендации для лидеров и руководителей детских и молодежных общественных организаций. – Ростов-на-Дону, 2006.
  19. Коськов М.А. Типология игр.//Игровое пространство культуры: материалы научного форума 2002 года. – С.-Пб.: Евразия. 2002.
  20. Куликова И.В. Игра как способ освоения мира человеком. – М.,  1999.
  21. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. :  Ростов н/Д : Изд-во «Учитель», 2005.
  22. Лапина О.А. Образование как игровое пространство: школьная театральная педагогика.// Игровое пространство культуры: материалы научного форма 2002 года. – С.-Пб.: Евразия. 2002.
  23. Логинова Л.Г.Требования к программам дополнительного образования детей. (Подходы к определению). С.-Пб, 1998.
  24. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Игра. // Сочинения в 7 т. – Т.IV. – М.: издательство Академии педагогических наук. 1957.
  25. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии.1997.
  26.  Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: 1997.
  27. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я./Пособие для классных руководителей. – М.: Арктика, 2002.
  28. Огородников Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека. – М.; 1996.
  29. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Издательский центр «Академия». 2007.
  30. Ретюнских Л.Т. Этика игры. – М.: Прометей, 1998.
  31. Рогов Е. И «Психология общения» «Владос»М., 2001.
  32. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. : Народное образование. «Школьные технологии», 2002.
  33. Сорокина Н. Ф «Играем в кукольный театр».- М., 1998.
  34. Суртаев В.Я., «Игра как социокультурный феномен», Санкт-Петербург

2005.

  1. Сухомлинский В.А. «Не только разумом, но и сердцем». – М, 1986.
  2. Теория и практика развития социокультурных компетенций. /Авт.-сост. А.М.Рябченко, О.А.Субботина, О.Г.Субботина. – Ростов  н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2005.
  3. .Чурилова Э. Г «Арт-фантазия» - М. 2001.
  4. Щуркова Н.Е. и др. новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994.
  5. Якиманская И.С. Принципы построения образовательной программы и личностное развитие учащихся. // Вопросы психологии, 1999, №3

Литература для детей и родителей.

  1. Андриевский А. 100 советов по этикету. - Мн.: Современный  литератор, 2000.
  2. Гольдин В.В. Речь и этикет.-М., 1983.
  3. Гримшоу К.. Мозаика знаний. Искусство.- М.: МАК Медиа,2000.
  4. Домострой. Изд. 3-е. – М., ДАРЪ, 2008.
  5. Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. – М., 1976./ Национально-культурная специфика речевого поведения.
  6. Морозова Г.В. Бытовой этикет и манеры поведения в странах Западной Европы (X – XI, XVI – XIX вв.) //  «Я вхожу в мир искусств» №8 – 2006.
  7. Морозова Г.В. Светские манеры и этикет русского общества. (XVII – XIX вв.) // ж. «Я вхожу в мир искусств» №11– 2006.
  8. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  9. Права вашего ребенка. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  10. Энциклопедия праздника в школе и дома. Автор-сост. Л.Б.Белянская.- Д.: Сталкер, 1999.
  11. Этикет и Мы. – М., 1993.
  12. Я – лидер. Сборник материалов по программе «Точка отсчёта», Ростов – на – Дону, 2000.
  13. Я познаю мир. Детская  энциклопедия. Культура. – М.:ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2001.
  14. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

 


[1]Содержание упражнений, игр, этюдов, социально-роевых ситуаций – в Приложении 1.