Программа дополнительног образования "Чародеи" (театр)

Скоробогатова Татьяна Васильевна
Аннотация
Программа реализуется в рамках культурологической направленности, является долгосрочной, рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей 9 - 17 лет.  По этой программе могут заниматься и одаренные дети младшего школьного возраста.
Программа реализуется в условиях  клуба по месту жительства, где уделяется  большое внимание социально-культурной работе и работе с родителями.
Цель программы  «Чародеи» -  самореализация и развитие творческих способностей ребёнка через занятия различными видами сценического искусства (драматического, кукольного, эстрадного, агитационно-пропагандистского) в условиях клуба по месту жительства.
Данная цель может быть достигнута через реализацию следующих задач:
выработка адекватной самооценки и положительной Я-концепции;
развитие сенсорно-перцептивной составляющей интеллекта;
ознакомления с различными видами театрального искусства;
выработка потребности в постоянном духовном самосовершенствовании,
приобщение к культурным ценностям человечества.
Программа   готовит ребенка к реальной, а не театральной жизни. 
Начиная с самых первых занятий, дети знакомятся с техникой работы с мимирующей паркетной  куклой. В детской студии «Чародеи» используются только авторские паркетные мимирующие и планшетные куклы, позволяющие работать с куклой ребенку с неразвитым скелетом и мышцами, не наносящие вред здоровью ребенка. 
В программе отсутствуют теоретические занятия в форме  лекций и уроков.  Все освоение теоретического материала осуществляется на практике проблемно деятельностным методом.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Классификационные параметры   программы:
По уровню применения: социально-педагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: психогенная, развивающая.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии и интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН, СУМ, СЭН.
По характеру содержания: обучающая + воспитатательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребёнку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: игровая, творческая, развивающая. 
По категории обучения: школьники.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon charodei.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

КЛУБ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА «ГЕЛИОС»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

Заведующий клубом                                                       на заседании Педагогического совета

по месту жительства                                                  МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр»

Скоробогатова Н.В.__________                               протокол № ________________________

«___» ______________ 2014 г.                                             от «___» _______________ 2014 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧАРОДЕИ»

(программа художественной направленности

развитие детей от 9 до 18  средствами театрального искусства)

                                                                  Срок освоения программы: 4 года

Составители  Скоробогатова Н.В.

Скоробогатова Т.В.

педагоги дополнительного образования

Екатеринбург

 2015

Пояснительная записка

Театральная студия является не только начальной ступенью театрального образования, но и новой эффективной формой общего эстетического развития школьников. Предполагает поступательность в познавательной деятельности каждого ученика и группы, обеспечение динамики и последовательности в  приобретении знаний. Во всем комплексе учебно-воспитательной работы основным направлением усилий является развитие у ребёнка стремления к познанию, высокой требовательности к своей работе, активного творческого участия в достижении художественного результата, гражданственности и патриотизма.

Теоретической основой материала служит учение  К.С. Станиславского  в интерпретации его идей, предложенной П.М. Ершовым.

Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года  обучения ученики открывали для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства.  В течение второго года обучения - выразительность и яркость поведения как основу выступления актера  перед зрителем.  На третьем году обучения познакомятся с техникой создания «характера» на сцене. В последний четвертый год - проблема сверхзадачи и содержание работы актера между показами спектакля.

Цель программы  «Чародеи» -  самореализация и развитие творческих способностей ребёнка через занятия различными видами сценического искусства (драматического, кукольного, эстрадного, агитационно-пропагандистского) в условиях клуба по месту жительства.

Данная цель может быть достигнута через реализацию следующих задач:

  • выработка адекватной самооценки и положительной Я-концепции;
  • развитие сенсорно-перцептивной составляющей интеллекта;
  • ознакомления с различными видами театрального искусства;
  • выработка потребности в постоянном духовном самосовершенствовании,
  • приобщение к культурным ценностям человечества.

Программа   готовит ребенка к реальной, а не театральной жизни. Каждый ребенок вправе рассчитывать на то, чтобы его научили быть талантливым актером и режиссером собственной жизни.

        Данная программа является адаптированной, разработанной на основании  программы А. Ершова и Б. Букатова «Актерская грамота – подросткам».

Программа реализуется в рамках художественной направленности, является долгосрочной, рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей 9 - 18 лет.  По этой программе могут заниматься и одаренные дети младшего школьного возраста.

Каждая группа    занимается в студии шесть (пять или четыре) часов в неделю.  Для каждого отдельного ребенка количество часов занятий может быть скорректировано в зависимости от его  потребностей, возможностей,  физического состояния за счет уменьшения времени, отведенного на выступления, культурно-массовую работу,  репетиции   и  реставрацию,  и изготовление кукол, костюмов, реквизита.

                           

Учебно-тематический план

первого года обучения

№ п\п

Название темы

Кол-во

часов

Прим.

1.

Многообразие выразительных средств в театре.

Виды кукол, особенности работы с ними.

3

***

2

Значение поведения в актерском  искусстве

4

***

3

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением

4

***

4

Значение подробностей в искусстве

3

***

5

Целесообразность поведения

3

***

6

Органичность поведения

4

***

7

Бессловесные элементы действия.

3

***

8

Специфика актерских задач

4

***

9

Тренинги, игры, репетиции концертных номеров, подготовка агитбригадных выступлений.

70

**

10

Выступления на концертах, агитационных акциях в клубе и школах.

35

**

*

11

Посещение театров, концертов, выставок.

27

12

Работа с родителями: индивидуальные консультации,  тестирования, собеседования.

16

13

Реставрация и изготовление кукол.

40

Итого

216

  

В программе отсутствуют теоретические занятия в форме  лекций и уроков.  Все освоение теоретического материала осуществляется на практике проблемно-деятельностным методом.***

Практические занятия, тренинги, выступления на концертах  могут проходить малыми группами не более шести человек **.

Репетиции  концертных номеров, агитационных выступлений могут проходить в форме индивидуальных занятий. *

Содержание курса

первого года обучения

Тема 1. Многообразие  выразительных средств в театре. Виды кукол, особенности работы с ними – 3 часа.

Театральное искусство как сценический  вид искусства (драматургия, декорации, костюм, грим, музыкальное и шумовое оформление, исполнительское искусство актера).

Особенности кукольного театра. Виды кукол. Особенности работы с различными видами кукол.

Тема 2.Значение поведения в актерском искусстве – 4 часа.

«Превращение», преображение с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино, театральном искусстве, живописи. Поведение куклы. Мимика и жест куклы. Внимание к  особенностям поведения куклы.

Тема 3.  Связь предлагаемых обстоятельств  с поведением – 4 часа.

Коллективная согласованность действий, память физических  действий,  распро-ультра-натуральное   действие, превращение предмета.

Изменение поведения куклы в зависимости от предлагаемых обстоятельств.

Тема 4.  Значение подробностей в искусстве – 3 часа.

Точность, чувства правды через тренинги на  распро-ультра-натуральное действие, работу с воображаемыми предметами. Навыки коллективных действий, культура общения, фиксирование  особенностей работы товарищей. Различное  поведение при одном и том же задании. Общение через куклу. Навыки коллективных действий с  куклой.

Тема 5. Целесообразность поведения – 3 часа.

Овладение игровой формой освоения учебного материала. Дать возможность ученику сыграть самому без страха  за ошибку. Создание ситуации общения между учениками, где они будут открывать для себя новые проблемы и методом собственных проб, будут находить верное решение. Все упражнения дублируются куклами.

Тема 6. Органичность поведения в условиях вымысла – 4 часа.

Управление своим вниманием. Внимание произвольное и непроизвольное.

Тренировка гибкости и активности фантазии. Фиксировать и осмысливание особенности поведения. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах запланированного события. Из чего состоит органичность поведения куклы. Распределение внимания кукловода.

Тема 7.   Бессловесные элементы действий – 3 часа.

Знакомство с элементарными закономерностями логики действия. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, вес, мобилизация). Оправдание заданных элементов действия. Включение представлений о предлагаемых обстоятельствах, заданной особенности характера действий (на материале бессловесных элементов действий, заданных элементов поведения). Наблюдение их в жизни литературе кино, театре. Представление о неразрывной связи психического и физического в действии. Все упражнения выполняются как актерами, так и куклами.

Тема 8. Специфика актерских задач – 4 часа.

Специфика актерских задач в этюдах. Действенный характер актерской задачи. Предлагаемые обстоятельства как рамки активизирующие возникновение    задачи. Разработка и постановка этюдов с куклой.

Тема 9. Тренинги. Репетиции проводятся в форме индивидуальных занятий – 70 часов.

Тема 10. Выступления на концертах, фестивалях. – 35 часов

Этап, подводящий  итоги работы, выявляющий уровень подготовки и оценка работы коллектива и руководителей и как мероприятие, поднимающее социальную значимость подростка его самооценку и самосознание. Показ спектаклей в своей школе, соседних школах, детских садах, домах ребенка и в клубе оттачивает мастерство, дает опыт публичных выступлений,  укрепляет его веру в свои силы, уверенность в себе, что необходимо в подростковом возрасте.

Тема 11.  Посещение театров, кино, выставок – 27 часов.

Повышает общий       культурный уровень, воспитывает культуру поведения. Разбор увиденных театральных постановок дает информацию к изученным темам.  Изучение драматургии на практике, чтение пьес, их разбор, знакомство с новинками драматургии - неотъемлемая часть учебного процесса.

Тема 12. Работа с родителями: индивидуальные консультации, тестирования, собеседования – 16 часов.

Концерты, вечера отдыха, посещения театров. Индивидуальные консультации. Тестирования.

Тема 13. Реставрация и изготовление кукол – 40 часов.  

Знакомство  с технологией изготовления простейших мимирующих и перчаточных кукол. Реставрация и ремонт действующих кукол.


Требования к уровню подготовки выпускников

первого года обучения

К концу первого года обучения дети должны

знать:

  • многообразие выразительных средств театрального искусства;
  • виды кукол и особенности работы с ними;
  • значение поведения актера и связи его с предлагаемыми обстоятельствами.                        

уметь:    

  • управлять своим вниманием (к кукле, к предмету, к партнеру);
  • фиксирование внимания на кукле;
  • активизировать свою фантазию;
  • фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
  • видеть разное поведение в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • превращать поведение куклы в поведение различных людей;
  • чинить кукол.

владеть:

  • азбукой кукловождения (концентрация внимания на кукле, взгляд через куклу);
  • навыком определять  замысел, сценическую задачу этюда только по реально свершенным действиям исполнителя;
  • навыком изготовления простейшей перчаточной куклы;
  • культурой восприятия замечаний и советов, как педагога, так и товарищей;
  • культурой суждений о работах других.

Учебно-тематический план  второго года обучения

№ п.п.

Наименование темы

Кол-во часов

Прим.

1.

Бессловесные элементы действия (повторение)

4

***              *

2.

Словесные действия.

8

***        *

3.

Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий.  

6

***               *

4.

Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.

8

***               *

5.

Драматургический материал как канва  для выбора логики поведения (действий)

3

***                *

6.

Работа над ролью в отрывке.

14

  **

7.

Актер и его роли.

3

***

8.

Тренинги, репетиции концертных и  агитбригадных  выступлений.

52 (для групп, занимающихся по 5 ч в неделю  32 ч)

    *

9.

Посещение театров, концертов, выставок.

27

10.

Работа с родителями.

18

11.

Реставрация и изготовление кукол, костюмов, реквизита.

38 (для групп занимающихся по 5 ч в неделю 22 ч.)

**

12.

Выступление на концертах, агитационных акциях в клубах и школах.

 35

**

ИТОГО:                                                            по 6 часов

по 5 часов

216 часов

180 часов

                       

В программе отсутствуют теоретические занятия в форме  лекций и уроков.  Все освоение теоретического материала осуществляется на практике проблемно деятельностным методом.***

Практические занятия, тренинги, выступления на концертах  могут проходить малыми группами не более шести человек **.

Репетиции  концертных номеров, агитационных выступлений могут проходить в форме индивидуальных занятий. *

Содержание курса

второго года обучения

Тема 1. Бессловесные элементы действия. (Повторение) – 4 часа.

Дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий, повторение пройденой темы после каникул. Тренировка коллективности, управление своим вниманием, развитие фантазии. Открытие в знакомом упражнении новых доступных препятствий, т.е. элементы более высокой степени сложности. Все  упражнения  выполняются в двух планах: в живом и в кукольном.

Тема  2.  Словесные действия – 8 часов.

Исследование психофизической выразительности речи; рассмотрение словесных действий как подтекст. Формирование представлений о соответствии работы тела и речи. Уникальность органического воплощения каждого элемента логики действий. Микро-мизансцена словесного воздействия как логика действия. Особенности работы с мимирующей куклой.  Мимика и артикуляция куклы. Развитие кисти.

Тема 3. Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий – 6 часов.

Рассмотрение заданных словесных воздействий как предлагаемые обстоятельства. Понятие простых (опорных, основных) словесных действий и составных, применение словесных действий с разнообразными воздействиями. Усложнение и разнообразие упражнений. Усложнение работы с куклой.  Создание кукольных номеров и этюдов с  подключением словесного воздействия.

Тема 4. Связь словесных действий и бессловесных элементов действия – 8 часов.

Разнообразие словесных действий. Элементы бессловесных действий, коллективность в исполнении, умение управлять вниманием. Сложные словесные действия с использованием подтекста. Поведение куклы с использованием сложных словесных действий. Управление вниманием и навыки коллективных действий при работе с куклой.

Тема 5. Драматургический материал как канва  для выбора логики поведения (действий)  - 3 часа.

Знакомство с драматургией. Пьеса, отрывок как почва для выбора логики действия. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранной роли пьесы. Расширение представлений о специфике замысла театрально-исполнительском искусстве. Расширение умений и выработка устойчивых навыков при работе с мимирующей и планшетной куклой.

Тема 6. Работа над ролью в отрывке – 14 часов.

Показы одного отрывка пьесы в разном исполнении. Разъяснение роли конфликта как основного условия сценической выразительности. Необходимость и неизбежность импровизационного разнообразия в осуществлении выбранной логики поведения. Представление о необходимости реального развития сюжета. Динамика в исполнении отрывка. Первичное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть сложности исполнения. Новые приспособления в работе с куклой. Усложнение поведения куклы, попытки импровизации. Перестройка характера  подготовки  в работе на сценической площадке. Переработка  вариантов логики поведения в соответствии с содержанием текста драматического произведения.

Тема 7. Актер и его роли – 3 часа.

Нарастание изменчивости - обязательное свойство всякого художественного  произведения и обязательное для исполнителя любой роли. Конфликт. Непрерывное существование куклы на сцене.  Поиск новых форм выразительного поведения куклы. Параллельная отделочная работа над несколькими ролями как средство активизации овладения техникой действия куклы.

Тема 8. Тренинги  и репетиции концертных и агитбригадных выступлений – 52 часа (для групп, занимающихся 6 часов в неделю), 32 часа -  по 5 часов.

Тема 9.    Посещение театров, кино, выставок, музеев – 27 часов.

Разбор увиденных театральных постановок дает информацию к изученным темам.  Изучение драматургии на практике, чтение пьес, их разбор, знакомство с новинками драматургии - неотъемлемая часть учебного процесса.

Тема 10.  Работа с родителями – 18 часов.

Концерты, вечера отдыха, посещения театров. Индивидуальные консультации. Тестирования.

Тема  11. Реставрация и изготовление кукол, костюмов, реквизита – 38 часов (22 часа).      

Знакомство  с технологией изготовления простейших мимирующих и перчаточных кукол. Реставрация и ремонт действующих кукол.

Тема  12.  Выступление на концертах, агитационных акциях в клубах и школах -  35 часов.

Выступления на концертах, фестивалях, как этап, подводящий  итоги работы, выявляющий уровень подготовки и оценка работы коллектива и руководителей и как мероприятие, поднимающее социальную значимость подростка его самооценку и самосознание.  

 


Требования к уровню подготовки выпускников

второго года обучения.

К концу второго года обучения дети должны:

знать:

  • особенности словесного воздействия;
  • особенности логики действия в предлагаемых обстоятельствах;
  • жанры драматического поведения и их особенности.

уметь:

  • пользоваться словесными воздействиями;
  • анализировать работу свою и товарищей;
  • исполнять роли в отрывке от начала до конца, особенно при работе с куклой;
  • вносить коррективы в свое исполнение;
  • изготовить простейшую мимирующую куклу;
  • в случае надобности помочь партнеру, удерживая при этом свою задачу.

владеть:

  • вниманием к размещению тела и куклы в сценическом пространстве;
  • навыком продолжительного поведения куклы в заданном образе, характере, особенности  действия;
  • навыком сочинения, подготовки, выполнения этюдов;
  • навыком точного соблюдения текста;
  • навыком правильной артикуляции  куклы;
  • культурой восприятия реакции зрителей;
  • навыком домашней работы над ролью.

 

Учебно-тематический план

 третьего года  обучения

№ п.п.

Название темы

Кол-во

часов

Прим.

1.

Проявление характера персонажа в общении.

2

***

**

2.

Параметры общения.

10

***                           **

3.

Исполнительская техника и ее роль в работе актера.

6

***                           **

4.

Работа над ролью в спектакле.

10

***                           **

5.

Импровизация в работе актера.

6

***                           **

6.

Мизансцены в спектакле.

4

***                            **

7.

Борьба как условие сценической выразительности.

4

***                             **

8.

Тренинги, игры, репетиции, подготовка концертных номеров, агитбригадных выступлений.

54

 (40 для групп, занимающихся по 5 и 4 ч в неделю.)

                     **

                      *

9.

Выступления на концертах, агитационных акциях, фестивалях.

35

              **

10.

Посещение театров, концертов, выставок.

27

11.

Работа с родителями.

18

*

12.

Реставрация и изготовление кукол, костюмов, реквизита.

40

(18 для групп занимающихся по 5 ч в неделю;

4 для групп, занимающихся по 4 ч. В нед.)

**

Итого:     по 5 ч                

по 6 ч

 по 4 ч.

180 часов

216 часов

144 часа

В программе отсутствуют теоретические занятия в форме  лекций и уроков.  Все освоение теоретического материала осуществляется на практике проблемно деятельностным методом.***

Практические занятия, тренинги, выступления на концертах проходят малыми группами не более шести человек **.

Репетиции  концертных номеров, агитационных выступлений в форме индивидуальных занятий. *

Содержание курса

третьего года обучения

Тема 1. Проявление характера персонажа в общении – 2 часа.

Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Общение актеров через куклу.

Тема 2. Параметры общения – 10 часов.

Проявление основных характеристических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий  с партнером (параметры общения). Оборонительность и наступательность (инициативность). Деловитость и претенциозность. Сила и слабость. Дружелюбность и враждебность. Проявление характера персонажа в логике и особенностях его речи.  Параметры общения и характер персонажа. Наблюдение за проявлением основных параметров в жизни, в кино, на сцене, в художественной литературе, в живописи.  Воспроизведение в этюде увиденных и заданных параметров межличностного общения. Попытки самостоятельной проработки разного поведения куклы в общении с куклой, с кукловодом, со зрителем.

Тема 3. Исполнительская техника и её роль в работе актёра – 6 часов.

Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера. Совершенствование техники кукловождения. Создание мимики, походки, характера куклы. Создание разного характера одной и той же кукле.    

Тема 4. Работа над ролью в спектакле – 10 часов.

Применение знаний технологии действия для создания характера, образа. Характер и характерность куклы. Представление о взаимозависимости решений характеров в спектакле. Представление о сверхзадаче.  Ответственность за точное выполнение установленного психологического рисунка роли при работе с куклой.

Тема 5.  Импровизация в работе актёра – 6 часов.

Роль импровизации, взаимосвязь импровизации  с техническими навыками в репетиционной работе. Импровизация при работе с куклой.

Тема 6. Мизансцена спектакля – 4 часа.

Мизансцена кукольного спектакля. Импровизация и точность выполнения заданных мизансцен при работе с куклой. Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.

Тема 7. Борьба как условие сценической выразительности – 4 часа.

Выразительность поведения куклы.

Тема 8. Тренинги, игры, репетиции, подготовка концертных номеров, агитбригадных выступлений – 54 и 40 часов.

 Тема 9. Выступления на концертах, фестивалях – 35 часов.  

Показ спектаклей в своей школе, соседних школах, детских садах, домах ребенка и в клубе оттачивает мастерство, дает опыт публичных выступлений,  укрепляет его веру в свои силы, уверенность в себе, что необходимо в подростковом возрасте.

Тема 10. Посещение театров, кино, выставок – 27 часов.

Разбор увиденных театральных постановок. Изучение драматургии на практике, чтение пьес, их разбор, знакомство с новинками драматургии.

Тема 11. Работа с родителями – 18 часов.

Концерты, вечера отдыха, посещения театров.  Индивидуальные консультации. Тестирования.

ема 12. Реставрация и изготовление кукол, костюмов, реквизита – 40 (18  и 4) часов.

Знакомство  с технологией изготовления простейших мимирующих и перчаточных кукол. Реставрация и ремонт действующих кукол.


Требования к уровню подготовки выпускников

третьего года обучения

К концу третьего года обучения дети должны:

знать:

  • основные  параметры  сложного общения и особенности их   реализации;
  • о перевоплощения через изменение логики взаимодействия  с партнером и куклой.

уметь:

  • применять полученные знания в создании характера сценического образа при работе с куклой;
  • использовать характерность при работе с куклой;
  • удерживать настойчивость в этюде.

 владеть:

  • навыком ответственности в исполнении своей роли на протяжении всего спектакля;
  • навыком активного участия в репетиционной работе: поиске средств реализации заданного характера, поиске психофизического оправдания, поиске средств органичности и выразительности при работе с куклой.

       


Учебно-тематический план

 четвертого года обучения

№    

Название  темы

Кол-во

часов

Прим.

1

Специфика работы актера перед зрителем

15

***               **

2

Анализ учащимися своей работы и работы товарищей.

 6

***               **

3

Подготовка выпускного спектакля

54

***  

 **    *

4

Обобщение пройденного материала

15

***     **

5

Выступления на концертах, агитационных акциях, фестивалях.

50 (34 ч. для групп, занимающихся по 5 ч.)  

в неделю)

**            *

6

Посещение театров, концертов, выставок

20

7

Работа с родителями, индивидуальное консультирование, тестирование, собеседование.

16

*

8

Реставрация и изготовление кукол, костюмов, реквизита.

40 (20 для групп, занимающихся по 5 ч.         в неделю)

**

Итого:  по 5 ч.

           по 6 ч.

180

216

В программе отсутствуют теоретические занятия в форме  лекций и уроков.  Все освоение теоретического материала осуществляется на практике проблемно деятельностным методом.***

Практические занятия, тренинги, выступления на концертах проходят малыми группами не более шести человек **.

Репетиции  концертных номеров, агитационных выступлений в форме

индивидуальных занятий. *

Содержание курса

четвёртого года обучения

Тема 1. Специфика работы актера перед зрителями - 15 часов.

Восстановление и неоднократный показ спектакля прошлых лет обучения. Импровизация и точность от спектакля к спектаклю. Специфика работы перед зрителем с куклой. Совмещение живого плана и куклы.

Тема 2. Анализ учащимися своей работы и работы товарищей - 6 часов.  

Тренировка умения проанализировать работу свою и своих  товарищей.

Тема 3.  Подготовка и выпуск нового спектакля – 54 часа.

Открытие особенности театрального творчества - «здесь, сегодня, сейчас». Связь со зрительным залом. Возрастание ответственности от спектакля к спектаклю перед зрителями и коллегами.  Представление о содержании профессиональной творческой работы артиста: связь трактовки с пониманием  исполнителем окружающей жизни, совершенствование своего владения техникой, совершенствование умения воплощать образ действующего лица. Представление о специфике   театрального искусства как искусства исполнительского. Общение со зрительным залом через куклу. Специфика работы кукловода при работе с  разными куклами (паркетными, тростевыми, перчаточными, штоковыми, марионетками).

Тема 4.  Обобщение пройденного материала – 15 часов.

Теоретическое обобщение материала, пройденного за четыре года. Анализ произведений из репертуара театра.

Тема 5.   Выступления на концертах, фестивалях - 50 часов (34 часа).

Тема 6.  Посещение театров, кино, выставок, музеев  - 20 часов.

Повышение общего культурного уровня, воспитание культуры поведения. Разбор увиденных театральных постановок дает информацию к изученным темам. Изучение драматургии на практике, чтение пьес, их разбор, знакомство с новинками драматургии - неотъемлемая часть учебного процесса.

Тема 7. Работа с родителями, индивидуальное консультирование, тестирование, собеседование – 16 часов.    

Концерты, вечера отдыха, посещения театров, индивидуальные консультации,  тестирования  и  индивидуальные собеседования.

Тема 8. Реставрацию и изготовление кукол, костюмов, реквизита – 40 (20) часов. 

Создание характера куклы на этапе её разработки и изготовления. Специфика работы над авторской куклой.


Требования к уровню подготовки выпускников

четвертого года обучения

 К концу четвёртого года обучения дети должны:

знать:

  • основные этапы работы актёра над ролью;
  • особенности работы с мимирующей куклой, технологию её изготовления.

уметь:

  • вносить корректировки в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
  • изготовить мимирующую  авторскую куклу.

владеть:

  • навыком творческой требовательности к себе;
  • навыком творческого театрального коллективизма;
  • стремлением к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего кругозора;
  • навыком творческого театрального коллективизма.

 


Методическое обеспечение и условия реализации программы.

 Программа реализуется в условиях  клуба по месту жительства, где уделяется  большое внимание социально-культурной работе и работе с родителями.

Начиная с самых первых занятий, дети знакомятся с техникой работы с мимирующей паркетной  куклой. В детской студии «Чародеи» используются только авторские паркетные мимирующие и планшетные куклы, позволяющие работать с куклой ребенку с неразвитым скелетом и мышцами, не наносящие вред здоровью ребенка. Технология работы с куклой разработана таким образом, чтобы облегчить физическую нагрузку. Общение с куклой должно приносить удовольствие, а не утомление. Для изготовления кукол применяются только мягкие, безопасные материалы. Не используются металлическая арматура, гапиты  и трости, твердые материалы (папье-маше, дерево, глина). Контакт актера с куклой максимален. Кукла снижена до уровня глаз актера, что позволяет им вести диалог.

В программе отсутствуют теоретические занятия в форме  лекций и уроков.  Все освоение теоретического материала осуществляется на практике проблемно деятельностным методом.

Актерский тренинг  ведется и в живом плане, и с куклой.

Все практические занятия могут осуществляться в малых группах и индивидуально. Это, несомненно, способствует индивидуализации обучения. Индивидуально-личностный подход осуществляется благодаря  разработке сценариев для выступлений с учетом возможностей и особенностей личного  развития каждого студийца. Репетиции  концертных номеров, агитационных выступлений проходят в форме индивидуальных занятий.

Индивидуализация обучения и совершенствования достигается и разноплановостью  театра. Не следует замыкаться на каком-либо одном виде сценического искусства. В репертуаре театра кукольные спектакли, драматические постановки, эстрадные вокальные номера, агитационно-пропагандистские  спектакли, литературно-музыкальные композиции.

Особенности работы в клубе таковы, что культурно-массовая работа занимает большую часть времени. Работая в тесной связи со школами, дошкольными учреждениями, учреждениями культуры и общественными организациями, проводя активную концертную деятельность,    детский театр занимается пропагандой театрального искусства, знакомит  слушателей с лучшими образцами песенной классики, пропагандирует здоровый образ жизни и бережное отношение к природе, способствует воспитанию патриотизма,   укреплению связи поколений.

Каждое занятие начинается и заканчивается  вокальной разминкой, во время которой студийцы также разучивают песни (детские, лучшие образцы песенной эстрадной классики, авторские).  Во-первых, пение - это лучшая дыхательная гимнастика, во-вторых, ансамблевое пение способствует сплочению коллектива, в-третьих, создается репертуар. Что немало важно дети знакомятся с песнями, которые очень скоро становятся их любимыми.

Большое внимание следует уделить работе с родителями и  не только в виде приглашения на концерты, вечера отдыха, посещения театров. Необходимо проводить индивидуальные консультации с родителями. Для выявления их запросов и требований следует проводить тестирования  и  индивидуальные собеседования.

Занятия построены таким образом, что каждый пришедший в клуб школьник может найти себе дело по душе в соответствии со своими склонностями и талантами. Основная масса детей являются участниками активной социально-культурной деятельности (занимаются подготовкой и проведением вечеров отдыха, концертов, участвуют в тренингах, смотрят и обсуждают спектакли и т.п.).

Следует отметить полную взаимозаменяемость педагогов. Нет деления детей внутри коллектива на  «своих» и «чужих». Занятия по любой теме учебной программы, репетиции, индивидуальные занятия и групповые тренинги  может вести любой из двух педагогов, что, несомненно, способствует  большей гибкости учебной программы.

Следует особо остановиться на репертуаре театра. В основном это сказки, адаптированные для театра «Чародеи», кукольные концертные номера. Любая даже самая хорошая пьеса, исходя из нашего опыта, нуждается в предварительной доработке. Продолжительность ее не должна превышать 35 минут. Длинные монологи и диалоги должны быть сокращены, пьеса должна быть наполнена действием. Все наши сказки - музыкальные. Монологи обычно превращаются у нас в «арии».  Все концертные номера и сценарии агитбригадных выступлений разрабатываются с учетом возможностей коллектива.

Оценивать работу подростка по предлагаемой программе рекомендуется в конце года по уровню выступления на зачетном, экзаменационном показе;   на фестивале, концерте. Согласно программе осуществляется последовательное и поступательное развитие подростка в течение четырех лет.  Также заполняется «Индивидуальная карта личностного роста», проводится социометрия, тестирование, собираются отзывы зрителей.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Театральный класс – 24 кв.м, оборудован затемнением, ширмами, банкетками для размещения зрителей;
  2. Учебная комната – 25 кв.м.
  3. Гардероб для зрителей на 30 мест
  4. Приборы и оборудование:
  • Музыкальный центр – 2 шт.
  • Микрофон – 2 шт.
  • Компьютер для записи фонограмм и обработки звука - 1 шт.
  • Осветительные приборы для показа спектаклей (прожектора)- 2 шт,
  • Фонограммы «-».
  • Гитара – 3 шт.
  • Куклы: планшетные, паркетные, мимирующие - 30 шт
  • Театральные костюмы и аксессуары (шляпы, боа, шарфы и пр.)
  • Театральный реквизит
  • Ширмы для кукольного театра.

Методическое обеспечение

  1. Сборники сценариев.
  2. Сборники стихов.
  3. Библиотека детских книг.

 

Список литературы

Книги

  1. Ершов П. М.  Технология актерского искусства.  М.:РОУ, 2009 г.- 450 стр.
  2. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология: (Взаимодействие людей в жизни и на сцене).- М.: Искусство, 2008г. – 350 стр.
  3. Станиславский К.С. Собр. Соч. В  8 т. - М.: Искусство, 1954-1961
  4. Топорков В.О. Станиславский на репетиции -М.: Искусство, 2009 – 310 стр.
  5. Горчаков Н.М. К.С. Станиславский о работе режиссера с актером. -М.: ВТО, 2006- 250 стр.
  6. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьников. \\ Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М.: АПН СССР, 2009 – 250 стр.
  7. А. Ершова, Б. Букатов Актерская грамота - подросткам. Ивантеевка 2004- 300 стр.
  8. Шулешко Е.Е.  ЕршоваА.П. Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. - Красноярск: ККИУУ, 2009- 250 стр.
  9. Топорков В.О. О технике актера. - М.: ВТО 2011 –. 150 стр
  10. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М.: Искусство 2009  - 310 стр.

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» : (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) – Российская газета, 31 декабря 2012.

Сведения о разработчиках

Скоробогатова Наталья Васильевна.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр», клуб по месту жительства «Гелиос», педагог дополнительного образования.

Образование высшее, Уральский политехнический институт, 1984 год, специальность «Конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры».

Свердловское  областное училище культуры и искусства, 1996 год, специальность «режиссёр самодеятельного театра и массовых зрелищ».

Педагогический стаж – 22 года

Квалификационная категория -  высшая.

+79043812867

Gmail: artoslonik@gmail.com 

Скоробогатова Татьяна Васильевна  

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр», клуб по месту жительства «Гелиос», педагог дополнительного образования.

Образование высшее, Уральский политехнический институт, 1981 год, специальность «Конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры».

Свердловское  областное училище культуры и искусства, 1996 год, специальность «режиссёр самодеятельного театра и массовых зрелищ»

Педагогический стаж – 22 года

Квалификационная категория  - высшая.

+79043812867

Email: geliosclub@mail.ru

Аннотация

Программа реализуется в рамках культурологической направленности, является долгосрочной, рассчитана на четыре года обучения и предназначена для детей 9 - 17 лет.  По этой программе могут заниматься и одаренные дети младшего школьного возраста.

Программа реализуется в условиях  клуба по месту жительства, где уделяется  большое внимание социально-культурной работе и работе с родителями.

Цель программы  «Чародеи» -  самореализация и развитие творческих способностей ребёнка через занятия различными видами сценического искусства (драматического, кукольного, эстрадного, агитационно-пропагандистского) в условиях клуба по месту жительства.

Данная цель может быть достигнута через реализацию следующих задач:

  • выработка адекватной самооценки и положительной Я-концепции;
  • развитие сенсорно-перцептивной составляющей интеллекта;
  • ознакомления с различными видами театрального искусства;
  • выработка потребности в постоянном духовном самосовершенствовании,
  • приобщение к культурным ценностям человечества.

Программа   готовит ребенка к реальной, а не театральной жизни.

Начиная с самых первых занятий, дети знакомятся с техникой работы с мимирующей паркетной  куклой. В детской студии «Чародеи» используются только авторские паркетные мимирующие и планшетные куклы, позволяющие работать с куклой ребенку с неразвитым скелетом и мышцами, не наносящие вред здоровью ребенка.

В программе отсутствуют теоретические занятия в форме  лекций и уроков.  Все освоение теоретического материала осуществляется на практике проблемно деятельностным методом.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Классификационные параметры   программы:

По уровню применения: социально-педагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: психогенная, развивающая.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии и интериоризации.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН, СУМ, СЭН.

По характеру содержания: обучающая + воспитатательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребёнку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: игровая, творческая, развивающая.

По категории обучения: школьники.