Сценарий открытого занятия в детской театральной студии (для детей 10-14 лет)

Маликова Анастасия Алексеевна

Сценарий открытого занятия направлен на демонстрацию воображения, внимания, речевых и пластических этюдов. Большое внимание уделяется работе с предметами (перья, игрушки, скакалки и пр.), взаимодействию с партнером, группой воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_zanyatiya.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сценарий открытого занятия в детской театральной студии для детей 10-14 лет»

Тема занятия: «В потоке творчества и включения».

Цель занятия: развитие навыка творческой мобилизации. Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.

Обучающие:

  1. Обучить основам актёрского мастерства
  2. Обучить основам  сценической речи
  3. Изучить основы Мировой художественной культуры, культуры и искусства родного города (Культурологический блок дисциплин).
  4. Изучить основы технологии изготовления сценических костюмов и декораций.
  5. Сформировать умения изучать самого себя, свой внутренний мир, а так же изучать внутренний мир окружающих средствами изучаемых дисциплин.

Задачи занятия: 

Обучающие:

  • развитие психологических особенностей личности;
  • формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения);
  • развитие навыка сценического взаимодействия.

Развивающие:

  • развивать личность через актёрское мастерство;
  • развивать внимание, память, мышление посредством включения в активную творческую деятельность;
  • развитие «творческого начала» и творческой инициативы в процессе самостоятельной работы на занятии.

Воспитательные:

  • активизация познавательных интересов учащихся;
  • формирование партнерских отношений в группе;
  • формирование и поддержка адекватной самооценки;
  • воспитывать «чувства локтя» в коллективе, партнёрских отношений, взаимного уважения, сопереживания и толерантности в период коллективной деятельности;
  • создавать условия для воспитания самодисциплины, самоконтроля.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Практическая часть – тренинг на разогрев. (20 мин.)

Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки. Сегодня мы с вами вспомним все интересные упражнения из прошлого года.

- Итак, давайте поиграем в игру – «слово – прилагательное». Разбейтесь сейчас по парам и встаньте лицом друг к другу на некотором расстоянии. Один из вас кидая игрушку второму называет любое пришедшее на ум слово (имя существительное). Второй ловит игрушку и сразу же бросает её обратно, подбирая подходящее по смыслу прилагательное. Например, «вода – ледяная», «огонь – обжигающий», «снег – пушистый». Потом вы меняетесь друг с другом местами. Кто готовил имя существительное, теперь подбирает прилагательное. (Данное упражнение нацелено на развитие ассоциативного ряда, на активизацию запаса слов).

- Теперь посмотрите на этот предмет. Что это?  Перышки? А теперь включите ваше воображение и подумайте, на что это может быть похоже ещё? Это может быть мечта? А легкость? А кружащийся снег? А следы на песке? А волшебство? А невесомость? Отпустите себя! Дайте волю своей фантазии! (Упражнение на развитие воображение, фантазию, образное мышление).

- А теперь вспомните, что такое застывший образ?

-…..ответы учеников

- Что такое фотография? Ведь это и есть застывшая картинка, запечатление какого-то сюжета. Представьте, что вы первый лучик солнца. Как можно изобразить его пластически, встав в одну точку? Замерев и не двигаясь?

-…..ответы учеников

- А как изобразить кислый лимон? А букет полевых цветов? Придумайте 10 фотографий из себя. Только работайте в группе.

- дети показывают выполненное задание

(Упражнение на развитие фантазии; творческая работа в группе/коллективе).

-Теперь давайте с вами сделаем упражнения на предлагаемые обстоятельства.

Перед вами стул. Надо посидеть на нем так, как сидит:

  • царь на троне;
  • пчела на цветке;
  • побитая собака;
  • наказанный ребенок;
  • бабочка, которая сейчас взлетит;
  • наездник на лошади;
  • космонавт в скафандре.

Пройтись, как ходит:

  • младенец, который только что начал ходить;
  • старый человек;
  • гордец;
  • артист балета;
  • ребенок, у которого завтра день рождение;

Улыбнуться, как улыбается:

  • очень вежливый японец;
  • собака своему хозяину;
  • кот на солнышке;
  • мать младенцу;
  • ребенок матери. (Упражнения на эмоциональную отзывчивость, воображение, выразительность, точность и правдивость исполнения).

- Отлично! Теперь разделитесь опять на пары. Следующее упражнение на чувство партнера. Один из вас – человек, второй – его тень. Первый идет по комнате, делая различные движения: наклоняется, бежит, поворачивается…Второй  /"тень"/ следует за ним, повторяет его движения, /в том же ритме/. Задача «тени» - быть незамеченной. Если человек видеть тень, надо хлопнуть в ладоши. (Упражнение на чувство партнера).

- А теперь представьте, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено – ваш партнер вас всё равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло всё, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте. (Все остальные внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное). (Упражнение на выразительность исполнения).


2. Практика на сцене (25 мин.)

-  Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие. 

- Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами! (Упражнение выполнено – дети на сцене).
Есть ещё одно прекрасное упражнение. Прочитайте вот этот текст:

«На мели мы лениво налима ловили.

И меняли налима мы вам на линя.

О любви, не меня ли вы мило молили?

И в туманы лиманов манили меня?

(показываю отрывок из текста) по выбору как:

  • письмо, которое человек читает полушепотом;
  • со скоростью улитки;
  • с пулеметной скоростью;
  • как будто вы очень замерзли;
  • как будто у вас во рту горячая картошка;
  • как трехлетний ребенок;
  • как инопланетянин.

Далее следует предложить выполнение упражнения «Прислушайся к себе». Воспитанникам предлагается для прослушивания какая-либо мелодия, песня, музыкальная композиция (Например: «Ш. Азнавур La Bogeme»). Необходимо услышать и почувствовать музыку, придумать себе образ, отталкиваясь от музыкального стиля и темпоритма. Далее дети должны «прислушаться к себе» и начать импровизировать, не думая о движениях. Задача данного упражнения – полностью погрузиться в музыку, подчиниться ее музыкальным фразам, переливам. Тем временем педагог видит возможности каждого исполнителя и отмечает для себя наиболее выразительные жесты и движения того или иного ребенка.

Следующее упражнение «Атмосфера»,  где  дети разбиваются на группы по 3-4 человека.  Задача: самостоятельно придумать замысел и создать режиссерский этюд, то тесть определенный набор звуков и шумов. (Например: ночной лес – трест ветки, шорох крыльев ночной птицы, всплеск воды, вой волка). При оценивании этюда важна оригинальность события, точность эмоциональных реакций, создание атмосферы, чувство партнера, командная работа, также учитывается  быстрота придумки и ее креативность. В данном упражнении выявляются характер творческого воображения и фантазии, природная наблюдательность, пластическое и художественное видение, ассоциативно-образное мышление.

Упражнение на ощущение  «Я-перышко».

Данное упражнение способствует переключению сознания и тела с бытовой действительности на творческую волну. Смысл упражнения в том, что «Я» превращаюсь в «перышко», становлюсь легким, невесомым, воздушным и погружаюсь в мир фантазий, красок и звуков.

Описание упражнения: дети располагаются на площадке (сцене) в хаотичном порядке, то есть свободно распределены, но так, чтобы не мешать друг другу двигаться. У каждого в руках по горсточке разноцветных перьев. Звучит приятная музыка. Затем ребята поднимают голову и руки с перышками и делают выход на них, так, чтобы перья полетели вверх.

 -Ребята, вот в ваших руках разноцветные перышки, они очень нежные, и вам нужно согреть их теплом своей души, «Пообщайтесь» с ними, «пошепчитесь»…, а теперь, сделайте выдох на перышки…пусть они поле тят вверх и закружатся в музыке, в пространстве..

Важно, чтобы выдох был не сильный, а вкрадчивый. Он идет от вашей души, от ощущения счастья и легкости.

Когда перышки взлетают вверх, за ними вслед поднимаются руки, которые продолжают их движение, главное, чтобы движения рук были плавными и пластичными. Детям нужно представить, что их руки – это тоже легкие и воздушные перышки. Затем, когда перышки начинают опускаться, ребятам нужно включить свое воображение, пластику и почувствовать себя невесомым и свободным. У детей «уходит зажим» и появляется ощущение легкости и тепла; переходит переключение внимания со своих проблем на свои ощущения, навеянные музыкой и тактильным взаимодействием с летящими мягкими перышками.

-Ребята, старайтесь, пожалуйста, ничего не наигрывать, пусть все ваши движения идут только от ощущений. Скоро лето…отпускайте свою фантазию, можете издавать какие-нибудь звуки, смелее, ничего не бойтесь…

5. Итог занятия (5 мин.)

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (придумать 10 фотографий, историю из звуков и домашняя работа с перышком).

– Спасибо за творческое общение! 


Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? -  М., 1989.
  2. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров.- М., 1981.
  3. Вербовская Н.П. Искусство речи. – М., 1977.
  4. Поезд стихов, сборник поэзии для детей – М., 1974
  5. Кудалиева Т.Н. Руки актёра.  - М., 1970.
  6. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1989.
  7. Литература и фантазия, сборник стихов – М., 1992
  8. Маркович А.А. Звучит слово.  - М., 1968.