Индивидуальная карта личностного роста в процессе художественной деятельности

Скоробогатова Татьяна Васильевна

Индивидуальная карта личностного роста в процессе художественной деятельности

 Не каждый ребенок, занимающийся художеств ем творчеством способен занимать первые места на фестивалях,  но каждый ребенок имеет шанс на развитие своин личностных качеств. Как это отследить? Подобная карта помогает это сделать. Педагог  наблюдает за ребенком, на основе наблюдений заполняется карта. Критерии  оценки педагог может разработать сам. 

Наши критерии САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,

АКТИВНОСТЬ, 

СВОЕОБРАЗИЕ  ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Может на ваших занятиях у ребенка разовая иные качества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерий 1.  Самостоятельность

1.1.Проявление самостоятельности в отношении к процессу и результату деятельности.

Высокий (2)

Для начала деятельности ребенку не требуется внешняя мотивация, желание начать работу порой даже мешает выслушать задание педагога. Ребенок действует увлеченно и эмоционально, его высказывания относятся к процессу работы или к теме этюда. В ответ на критические замечания, обосновывает свое творческое решение.

Средний (1)

Для начала работы ребенку требуется внешняя мотивация - подсказка взрослого. Если предложенная тема не увлекает ребенка, он часто отвлекается. Для завершения работы требуется эмоциональная поддержка взрослого.  Сомневается в объективности собственной оценки. В оценке результата работы опирается на мнение «значимого   другого».

Низкий (0)

Не выражает желание начать творческую деятельность. Отвлекается, равнодушен к процессу и результатам деятельности.

1.2. Проявление самостоятельности в решении поставленной педагогом задачи.

Высокий (2)

Сам выбирает   средства для решения.

Средний     (1)

Выбирает  средства в соответствии с поставленной задачей.

Низкий (0)

Не придает значения выбору  средств, использует рекомендации педагога.

1.3. Творческая инициатива в формировании и воплощении замысла.

Высокий (2)

Наличие творческой инициативы в трактовке замысла, который появляясь в словесной форме в процессе деятельности усовершенствуется и уточняется.

Средний (1)

В основе замысла варианты, предложенные педагогом в качестве возможного решения поставленной на занятии задачи. Замысел реализуется в соответствии с требованием  ситуации на основе имеющихся навыков  деятельности.

Низкий (0)

Творческая инициатива отсутствует. Деятельность репродуктивная.

1.4. Оригинальность замысла и его воплощения.

Высокий (2)

  Оригинальность замысла проявляется в высказываниях по поводу предстоящей деятельности. Речь точна, эмоциональна выразительна.  

Средний (1)

За рамки стереотипов в трактовке замысла выходит с помощью педагога, опираясь на подсказку.

Низкий (0)

Замысел формируется в соответствии с усвоенными способами  деятельности.

Результаты  деятельности  обыкновенны, подобные им часто встречаются в работах сверстников.

 Критерий 2. Активность проявления индивидуальности ребенка в накоплении опыта и отражении его в  деятельности

Показатель.

Уровень

Характеристика уровня.

2.1. Проявление эмоций в процессе восприятия.

Высокий (2)

Экспрессивен , ярко выражает любые эмоции по поводу процесса деятельности или содержания творческой работы.

Средний (1)

Сдержан . Выражает эмоции только по поводу особо волнующей ребенка темы, значительного успеха, либо серьезной неудачи.

Низкий (0)

Спокоен , внешне эмоции не проявляются. Порой кажется равнодушным к процессу и результату деятельности.

2.2.Отражение эмоционально-ценностных отношений и образа «Я» в этюдах.

Высокий (2)

Использует разные способы приемы для создания выразительного образа и выражения своего отношения к предмету.  Владеет выразительными средствами актерского мастерства.

Средний (1)

Знает разные способы и приемы, но не использует их самостоятельно для создания выразительного образа. Охотно следует инструкциям педагога.

Низкий (0)

Использует отдельные простые способы и приемы, не знает и не умеет пользоваться выразительными средствами. Не раскрывает эмоционального состояния героев, не интересуется им.

2.3.Проявление нацеленности на осмысление изменяющегося воздействия объективной реальности в процессе создания этюда.

Высокий (2)

Проявляет надситуативную активность в усвоении информации, заинтересован в новых сведеньях о предмете, нацелен на осмысление взаимосвязей в окружающей его действительности, стремится расширить кругозор, задает много вопросов. Присутствует опора на собственный опыт.

Средний (1)

Проявляет ситуативную активность в усвоении информации. Затрудняется в оперировании выразительными средствами при создании образа.

Низкий (0)

Этюд схематичный, упрощенный.  Деятельность репродуктивная, неточная. Личный опыт в осмыслении ситуации не отражается.

2.4. Волевая активность в достижении результата деятельности.

Высокий (2)

Стремится закончить работу, получить эстетически ценный результат,  расстраивается если не заканчивает работу в отведенное для нее время. Всегда находит возможность завершить начатое, освоить новые способы деятельности.

Средний (1)

Для завершения работы требуется эмоциональная поддержка взрослого. Новые способы деятельности осваивает, если этот процесс не требует особенных волевых усилий.

Низкий (0)

Для завершения работы необходима практическая помощь взрослого, у ребенка отсутствуют стремление осваивать новые способы деятельности.

2.5. Отражение уровня ЗУН в этюдах.

Высокий (2)

Использует бессловесные элементы действия, словесные воздействия,  логику взаимодействия с партнером и куклой,  характерность и соотносит их с замыслом.

Средний (1)

Использует различные выразительные средства в соответствии с задачей, поставленной педагогом.

Низкий (0)

Избегает  использования ярких выразительных средств для создания характера.  Задания выполняет формально.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерий 3. Своеобразие   восприятия действительности  

Показатель.

Уровень

Характеристика уровня.

3.1. Своеобразие восприятия , интерес к  выразительным объектам действительности

Высокий (2)

Понимает и оценивает  действительность с позиции эстетических категорий. Выражает свое отношение в рассуждениях, рассказах, этюдах, поступках. Может объяснить почему так считает.

Средний (1)

Интуитивно оценивает действительность с позиции эстетических категорий.  Выражает свое отношение  в поступках, высказываниях, в этюдах. Иногда затрудняется объяснить , почему так считает.

Низкий (0)

Принимает позицию большинства (значимого взрослого)

3.2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников.

Высокий (2)

 Проявляет активный интерес к творческой деятельности сверстников. Может оценить качество выполненной работы, эмоционально воспринимает ситуацию, отраженную в работе, задает вопросы, уточняющие содержание этюда, способен порадоваться успеху другого.

Средний (1)

Проявляет интерес к работам других детей для того, чтобы сравнить их со своей, может увидеть и оценить технические успехи и неудачи сверстников

Низкий (0)

Не проявляет интереса к работам других детей.

3.3.Проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности к другим людям.

Высокий (2)

Эмоционально положительно относится к окружающим, стремится помочь, может уступить, поделиться (игрушкой, конфетой, местом).

Проявляет чувство жалости, сопереживает детям и взрослым, любит находиться в обществе, особенно в условиях эмоционального подъема. В творческой деятельности часто фиксирует эмоциональное отношение между героями.

Средний (1)

Эмоционально, положительно относится к окружающим. Иногда может проявлять равнодушие, негативизм. Оказание помощи другим, проявление жалости по отношению к окружающим не всегда проявляется самостоятельно, иногда с подачи взрослого. Чаще сопереживает книжным героям, чем живым людям. Любит находиться в веселой группе детей. Фиксирует в этюдах различные отношения между героями.

Низкий (0)

Негативно относится к окружающим, может обидеть, ударить, отобрать куклу.  Помощь не оказывает. Не любит находиться в группе сверстников.  В творческой деятельности нередко фиксирует негативные отношения между героями.

3.4. Понимание действительности с позиции «хорошо - плохо», «добро-зло».

Высокий (2)

Понимает и оценивает действительность с позиций «хорошо - плохо», «добро - зло». Поступки и поведение соответствуют социальным нормам и требованиям. Выражает свое отношение в творческой деятельности и рассуждениях.

Средний (1)

Интуитивно оценивает действительность с позиции «хорошо - плохо», «добро - зло». Не всегда поступает в соответствии со своими рассуждениями,  но может выражать свое отношении в рассказах, этюдах.

Низкий (0)

Признает (на уровне рассуждений понятия «хорошо - плохо», «добро - зло», но поступки в действительности  не соответствую рассуждениям. Очень редко может объяснить свой и чужой поступок, практически не выражает свое отношение  в творческой деятельности.

Индивидуальная карта личностного роста в процессе художественной деятельности

    Коллектив

N

ФИ

1.Творческая самостоятельность

2.Активность проявления индивидуальности ребенка в

накоплении опыта и отражении его в     деятельности

3. Своеобразие  восприятия действительности  

1.1.Проявление самостоятельности в отношении к процессу и результату деятельности.

1.2. Проявление самостоятельности в решении поставленной педагогом задачи.

1.3. Творческая инициатива в формировании и воплощении замысла.

1.4. Оригинальность замысла и его воплощения.

2.1. Проявление эмоций в процессе восприятия.

2.2.Отражение эмоционально-ценностных отношений и образа «Я» в этюдах.

2.3.Проявление нацеленности на осмысление изменяющегося         воздействия реальности

2.4. Волевая активность в достижении результата деятельности.

    Отражение уровня ЗУН в этюдах.

3.1. Своеобразие восприятия произведений искусства и  объектов действительности,

3.2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников.

3.3.Проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности к другим людям.

3.4. Понимание действительности с позиции «хорошо - плохо», «добро-зло».

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15