МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ «РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ»

Иргит Марита Борисовна

«Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых существенных элементов искусства речи, от того, как дышит актер, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, сила, легкость его голоса, мелодичность речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с.ХОВУ-АКСЫ» ЧЕДИ-ХОЛЬСКОГО КОЖУУНА

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ»

Подготовила преподаватель

театрального отделения

ИРГИТ М.Б.

2013г.

Тема: «Речевое дыхание».

«Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых существенных элементов искусства речи, от того, как дышит актер, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, сила, легкость его голоса, мелодичность речи».

               Тренировка дыхания связана с действием двух важнейших факторов – психологического и двигательного. Поскольку регуляция дыхания зависит от психологического состояния человека, надо искать пути опосредованной его тренировки. Для этого можно использовать творческие задачи, помогающие обучающемуся снять контроль за дыхательным актом.

              Полезно знать, что наиболее целесообразным является специально вырабатываемой тренировкой смешанной или диафрагмально-реберный тип дыхания. В этом случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному равномерному выдоху, незаметному для окружающих.

I ЭТАП

              Первый (подготовительный) этап разработки фонационного дыхания заключается в выполнении комплекса физических упражнений, способствующих активному диафрагмально-реберному дыханию. Обучаемым предлагается специальный комплекс дыхательной гимнастики, подготовленной с учетом особенностей речевого (фонационного) дыхания.

              Упражнения развивающий активность речевого дыхания носят игровой характер. С их помощью шлифуются следующие элементы речевого дыхания:

  1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких (воспитание смешанного диафрагмально-реберного дыхания);
  2. Равномерный, активный, не ослабевающий к концу (незатухающий) выдох;
  3. Организованный выдох, фокусировка его на кончиках чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Только отработав эти (упражнения) элементы, переходим к

следующим упражнениям, развивающим активность дыхания.

            Упражнение 1 – «Насос». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон вперед, взяться за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начинать накачивать воздух: выпрямляясь делать вдох, а наклоняясь – выдох. То же самое, но с звуком: наклоняясь, как бы выбрасываем изо рта очередную порцию воды – «ффффу! Фффффу! Фффффу!». Не торопиться: распрямляясь, успевать сделать полный глубокий вдох. Проделать наклоны 4-6 подряд. Постепенно можно увеличивать число наклонов.

           Упражнение 2 – «Вежливый поклон». Позиция первая – поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая – медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по восточному к груди. Склонившись, произносить растянутое на звуке С слово «Здрасссссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.

II ЭТАП

          Освоив эти упражнения, переходим к циклу упражнений, тренирующих организованный выдох.

          Упражнение 1 – «Свеча». Перед вами на расстоянии полуметра стоит зажженная свеча. Попробовать одним энергичным выдохом погасить ее. Не напрягать мышцы шеи и плечевого пояса. Выдох должен быть четко сфокусирован. Следить за тем, чтобы губы были собраны и чуть напряжены, как бы для свиста. Не надо тратить слишком много воздуха в начале выдоха, беречь часть его для последнего толчка. Поставив зажженную свечу и начав осторожно, но все же энергично дуть на нее, «положить» пламя, т.е. отклонить его до горизонтального положения и удержать в таком положении несколько секунд. Теперь вернув пламя в прежнее положение, сильным толчком выдыхаемого воздуха погасить его. Перед толчком не добирать воздух, суметь распределить его запас так, чтобы на толчок осталось достаточное количество.

           Упражнение 2 – «Трубач». Прижмите к губам муноштук воображаемой трубы (это может быть собственный кулак) и, выдувая воздух, протрубите (без звука) какой-либо бодрый, энергичный мотив:

Закаляйся, если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся, Если хочешь быть здоров!  

              Не торопитесь, выдувайте воздух ритмично, медленно, торжественно. Следите за тем, чтобы вдох был полным, глубоким, а выдох энергичным.

III ЭТАП

              Упражнения для тренировки распределения выдоха.

              Упражнение 1 – «Старт». Взять в руки часы с секундной стрелкой и начать вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!». Отсчет вести громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха: перекрывать дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктовать четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Если дыхание на весь отсчет до слова «Пуск!» не хватило, можно отсчет начать с меньшей цифры. Постепенно увеличивать количество цифр, постараться довести до 16 или даже до 20. Следить за тем, чтобы каждая ударная гласная получала одинаковую долю воздуха, не позволять ему утекать в паузах между словами.

              Упражнение 2 – «Егорки». Взять для тренировки известную детскую считалочку про Егорок:

«Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорки, Четыре Егорки

(и так до конца)… 33 Егорки».

Распределить вдох на три порции, читая громко, равномерно, делать дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки».

«Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки: (вдох)

Раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох)

 Четыре Егорки , пять Егорок, шесть Егорок…..» и так до конца. Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительный счет:: Через восемь «Егорок», одиннадцать «Егорок».

IV ЭТАП

             Не менее важным моментом является навык добора дыхания, вырабатываемой специальными упражнениями.

            Технику добора дыхания можно отработать на приведенном  выше тексте. Произнеся первую часть фразы «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки…» на одном дыхании (громко, отчетливо, не торопсь!), делать добор воздуха, пополнять его запас, но каждый раз добирая не более того, что было израсходовано! Следите за тем, чтобы воздух не расходовался в паузах, а только на очередное слово.

            Добор воздуха можно тренировать и на строках стихотворения М.Светлова «Гренада»:

Мы ехали шагом,                                   Но песню иную

Мы мчались в боях                                О дальней земле

И «Яблоко» -песню                                Возил мой приятель

Держали в зубах.                                    С собою в седле

Ах, песенку эту                                        О, пел озирая

Доныне хранит                                       Родные края:

Трава молодая -                                     «Гренада, Гренада,

Степной малахит                                     Гренада моя!».

                Делать добор после каждой строчки, сохраняя связанность текста. Следить за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопиться, соблюдать размер, держать внутренний четкий, торжественный ритм, договаривать каждое слово. Экономить распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строчке было так же полнозвучно, как и первое. Стихи читать вслух достаточно громко, как будто вы диктуете их человеку, находящемуся в соседней комнате.

              Важнейшей особенностью регуляции дыхания у человека является его способность произвольно, в соответствии со стоящей перед ним задачей, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуда дыхательных движений.