Дополнительная образовательная программа по театральному творчеству (модифицированная)

Майорова Аэлита Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа обучения основам театральной деятельности является модифицированной. В ее основе лежат программы: Ф.З.Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол», Ю.В.Калчеева «Авторская программа курса «Творчество» для II-V классов образовательной школы», А.И.Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович «Играем в кукольный театр. Программа «Театр - творчество - дети». Модификация заключается в выборе тем, которые подходят для специфики, как кукольного театра, так и театрализованных представлений, драматических спектаклей, игровых, театрализованных, концертных мероприятий и программ. Направленность программы художественно-эстетическая. Цель: содействовать укреплению у детей интереса к театральному творчеству, формированию у них специальных навыков, необходимых для творческого самовыражения и творческой импровизации, развитие творческих способностей, познавательного и коммуникативного потенциала детей через театрализованную деятельность, создание условий для самореализации обучающихся, развитие способностей для дальнейшей социальной адаптации в современном мире. Цель реализуется через следующие общеобразовательные задачи: Обучающие • на основе упражнений, театральных игр обучать основным дисциплинам - актерскому мастерству, кукловождению, сценической речи, сценическому движению; Развивающие • выявлять и развивать творческие способности; • развивать познавательные, коммуникативные и рефлекторные способности. Воспитательные • пробудить интерес к театру, творчеству, сценической деятельности; • способствовать формированию общечеловеческих ценностей; В ходе реализации программы предусматривается решение общих педагогических задач и частных — в предметном обучении. К общим задачам можно отнести: • мотивацию на длительные занятия театральным творчеством; • развитие коммуникативных способностей; • формирование партнерских отношений в группе; направление усилий на создание добросердечной атмосферы в коллективе. Частные задачи сформулированы в учебно-тематических планах. К общим прогнозируемым результатам мы относим в основном — воспитательные и состояние контингента: • Развитие у детей умений взаимодействовать друг с другом. • Доброжелательные, уважительные отношения в коллективе. • Стабильность посещения занятий в течение всего учебного года, желание детей и родителей далее продолжить занятия театральным творчеством. Педагогическая целесообразность программы основана на научном предположении, что театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей детей, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, репетиционный период не менее важен, чем само выступление. Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в возрасте 5 и 6 лет, 7-10 лет, 11-16 лет. Основной целью психолого-педагогического сопровождения является формирование психически здоровой, социально-адаптированной личности. Для этого в коллективе создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка. Это и различные театральные игры, и этюды, и работа с куклой, и приобщение к участию в общественной жизни учреждения. На занятиях создается атмосфера доброжелательности, формируется чувство ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок. Новизна программы Согласно новым Федеральным государственным требованиям, образовательная программа включает направления, выбранные с учетом национального регионального компонента. Национальный региональный компонент формирует у обучающихся чувство патриотизма, любви к народным истокам. Приоритеты отдаются проблеме нравственно - патриотического воспитания. Часть занятий направлена на приобщение к народным истокам через ознакомление обучающихся с народной культурой Севера, главной целью которой является приобщение детей к материальной и духовной культуре народов Севера, к его традициям, обычаям, воспитание любви и уважения к своему родному краю, к родному дому. Отличительные особенности Одной из отличительных особенностей программы является то, что детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации детей. При работе с детским театральным коллективом, прежде всего, необходимо, чтобы цели и задачи, которые поставлены перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны. «Метод физических действий» К.С.Станиславского здесь неоценим. Существует устойчивое мнение, что маленькие дети - все артисты. Точно можно сказать: все творцы, но не все артисты. Публичное творчество привлекает далеко не всех. Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребенка, заставлять его быть на виду, если он не хочет этого. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, оставлять его в стороне. Для каждого в театральном коллективе можно найти дело, в котором он может реализоваться. Другой отличительной особенностью программы является возможность работы с классами коррекции в группе продленного дня средней общеобразовательной школы п. Искателей. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от сверстников. Детей характеризует повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. Уровень познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Одним из аспектов проблемы развития личности ребёнка является формирование воображения. Этот процесс непрерывно связан с реализацией творческого потенциала ребёнка. Общеизвестно, что именно в детском возрасте идёт закладка и интенсивное развитие всех познавательных процессов, но особое внимание следует уделять развитию воображения. Одним из самых эффективных средств развития элементов воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья, является театрализованная игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Уровень освоения общекультурный. Образовательная программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой профессии, даже далекой от театра. Ожидаемые результаты Дети активно проявляют интерес к театральному творчеству, сценической деятельности; знают различные виды театров; знакомы с основными принципами работы с различными видами кукол умеют четко выражать свои мысли, умеют анализировать поступки и поведение героев сказок; умеют самостоятельно передавать настроение, характер персонажа пластикой своего тела, театральными куклами; умеют управлять своим вниманием; осознают свою ответственность как исполнителя перед партнерами и зрителями. Успешно социализируются в обществе. . ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни: • Принцип гуманизации, основанный на уважении личности, признании её самоценности и самодеятельности. • Принцип природосообразности, основанный на знании возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния здоровья (физического, психического) и социального развития. • Принцип культуросообразности, основанный на понимании культурно-исторических ценностей, их сохранении и создании новых. • Принцип коллективности творчества. Театр - искусство коллективное, только ансамбль единомышленников может создать целостное художественное произведение - спектакль. Театр - искусство синтетическое, объединяющее в творчестве многих художников: актеров, режиссера, музыкантов, хореографа, декоратора и т.д. • Принцип равенства и демократии. Творческое объединение - коллектив единомышленников, в котором всех участников: педагогов, детей, родителей - объединяет интересная совместная творческая театральная деятельность. Взрослые и дети в коллективе имеют равные права, одинаково соблюдают правила и законы, установленные коллективом.   СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Театр - одно из ярких средств воспитания высших человеческих потребностей, положительного личностного развития. Театр - это средство коллективного воспитания. Педагогические технологии реализации данной программы включают в себя следующие формы и методы образовательного процесса. Формы обучения:  актерский тренинг;  театральные игры и упражнения;  развивающие игры и упражнения;  ситуационные игры и этюды с куклами и без них;  беседы;  экскурсии;  просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных драматических и кукольных спектаклей;  постановка спектаклей;  концертная деятельность. Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный;  репродуктивный;  частично-поисковый. Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:  показ;  подсказ;  рассказ;  метод действенного анализа.   ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Организация образовательной деятельности выстраивается согласно нормативно-правовым актам, нормам и правилам СанПиНа. Программа обучения делится на несколько модулей:  Модуль «Театральная игра «Карусель» для детей 5-ти лет.  Модуль «Театральная игра «Карусель» для детей 6-ти лет.  Модуль «Театральная игра «Карусель» для детей 7-10 лет.  Модуль «Театр кукол «Домовенок» для детей 11-16 лет. Модуль «Театральная игра «Карусель» рассчитан для детей 5-ти и 6-ти летнего возраста и рассчитаны один год обучения для каждого возраста. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут (36 ч/год). Наполняемость групп 8-10 человек. Форма проведения занятий - групповая. По окончании учебного года с обучающимися проводится итоговая диагностика. Модуль «Театральная игра «Карусель» рассчитан на детей 7-10 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю. Проводятся два занятия с перерывом 10 минут. (72 ч/год). Продолжительность одного занятия 40 минут. Наполняемость групп 6-8 человек. Форма проведения занятий - групповая. По окончании учебного года с обучающимися проводится итоговая диагностика. Модуль «Театр кукол «Домовенок» рассчитан для детей 11-16 лет, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут. Проводится два занятия с перерывом 10 минут (216 ч/год). Наполняемость групп 6-8 человек. Форма проведения занятий – групповая и индивидуальная. По окончании учебного года с обучающимися проводится итоговая диагностика. Также готовится итоговое мероприятие. По модулям возможно заниматься от года до нескольких лет, усложняя с каждым годом репертуар, овладевая навыками смежных театральных профессий. В каждый модуль принимаются все желающие, как ранее занимавшиеся, так и вновь прибывшие. Дети всесторонне развиваются. Они играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою. Проявляют инициативу, творчество. Развивают речь, интеллектуальные, познавательные способности. Формируется интерес к театральному искусству, музыке, поэзии. Диагностика в детском театральном коллективе является необходимым этапом образовательного процесса. Она позволяет всем участникам оценить результат совместной деятельности. При проведении диагностики необходимо, чтобы система оценки максимально была приближена к каждому обучающемуся, учитывала его возрастные, психологические, социальные особенности. Диагностика развития проходит два раза в год. Используемая литература Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган 1. Начальная диагностика – проводиться в начале обучения, при поступлении ребенка в учреждение дополнительного образования. 2. Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По ее результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения. Уровень освоения модуля образовательной программы Начало курса Конец курса Высокий Средний Низкий К концу учебного года обучающиеся по модулям «Театральная игра «Карусель»:  проявляют интерес к театральному творчеству, сценической деятельности;  знают различные виды театров;  знакомы с основными принципами работы с куклами настольного театра, перчаточными, ростовыми куклами;  умеют четко выражать свои мысли;  умеют анализировать поступки и поведение героев сказок. К концу учебного года обучающиеся по модулю «Театр кукол «Домовенок»:  проявляют устойчивый интерес к деятельности кукольного театра, активность и инициативу в выполнении творческих заданий;  знают истоки кукольного театра;  знают виды кукол разных систем;  знают и владеют основными принципами работы куклами настольного театра, перчаточными, планшетными и паркетными куклами;  знают и владеют основными принципами работы перчаточными куклами;  умеют самостоятельно передавать настроение, характер персонажа пластикой своего тела, театральными куклами;  умеют управлять своим вниманием;  осознают свою ответственность как исполнителя перед партнерами и зрителями. Обучающиеся, посещающие несколько лет модуль «Театр кукол «Домовенок»:  осознают значимость кукольного и драматического театра в обществе;  умеют подчинять свое физическое и психическое состояние законам коллективного творчества;  проявляют артистическую смелость, импровизацию и заразительность, выразительность и характерность;  владеют навыками актерского общения и взаимодействия с партнерами в условиях сценического вымысла;  умеют взаимодействовать со зрительным залом;  правдиво существуют на сцене в условиях предлагаемых обстоятельств;  владеют навыками кукловождения верховой куклы и низовой;  умеют вносить коррективы в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;  проявляют увлеченность творческим процессом, самостоятельность, инициативу, активность в постановочной работе;  сочиняют небольшие отрывки, строфы;  выступают со сцены в роли ведущего, актера, помощника. владеют рефлекторными способностями: самооценкой и самоконтролем. Отслеживание ожидаемых результатов ведется следующим образом: • Развитие умений взаимодействовать друг с другом — через систематическое наблюдение за работой детей при выполнении коллективных или групповых заданий в процессе обучения, коллективного анализа выполнения этих заданий. • Отношения в коллективе отслеживаются путем наблюдения за поведением детей в разных ситуациях, анализа атмосферы, царящей на занятиях, и настроения детей при выполнении заданий, а также с помощью тестов, тренингов. • Заинтересованность в продолжении занятиями театральным творчеством — через анкетирование детей и родителей в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnoe_tvorchestvo.pptx294.89 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель дополнительной образовательной программы Содействовать укреплению у детей интереса к театральному творчеству, формированию у них специальных навыков, необходимых для творческого самовыражения и творческой импровизации, развитие творческих способностей, познавательного и коммуникативного потенциала детей через театрализованную деятельность, создание условий для самореализации обучающихся, развитие способностей для дальнейшей социальной адаптации в современном мире.

Слайд 3

Общеобразовательные задачи Обучающие на основе упражнений, театральных игр обучить основным дисциплинам - актерскому мастерству, кукловождению, сценической речи, сценическому движению Развивающие развить творческие способности через театральные игры и упражнения; развить познавательные, коммуникативные и рефлекторные способности. Воспитательные пробудить интерес к театральному творчеству, сценической деятельности; способствовать формированию общечеловеческих ценностей;

Слайд 4

Общие педагогические задачи Частные педагогические задачи Мотивация на длительные занятия театральным творчеством Развитие творческой активности и фантазии Развитие коммуникативных способностей Основы сценического движения Формирование партнерских отношений в группе Основы сценической речи Создание теплой добросердечной атмосферы в коллективе Основы актерского мастерства

Слайд 5

Основные принципы дополнительной образовательной программы Принцип гуманизации Принцип природосообразности Принцип культуросообразности Принцип коллективного творчества Принцип равенства и демократии

Слайд 6

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы Программа основана на научном предположении, что театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей детей, является процессуальной.

Слайд 7

Актуальность дополнительной образовательной программы Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальность, гуманизацию воспитательно -образовательной работы, основана на возрастных психологических особенностях развития детей.

Слайд 8

Новизна дополнительной образовательной программы Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам, образовательная программа включает направления, выбранные с учетом национального регионального компонента.

Слайд 9

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы Одной из отличительных особенностей программы является то, что т еатрализованная игра является эффективным средством социализации детей. Другой отличительной особенностью программы является возможность работы с классами коррекции в группе продленного дня средней общеобразовательной школы п. Искателей.

Слайд 10

Образовательная программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для общества. Уровень освоения дополнительной образовательной программы

Слайд 11

Ожидаемые результаты в процессе реализации дополнительной образовательной программы Устойчивая мотивация к театральной деятельности. Сформированность специальных навыков, необходимых для творческого самовыражения и импровизации. Развитие познавательного и коммуникативного потенциала. Успешная социальная адаптация в современном мире.

Слайд 12

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Формы обучения Методы обучения Театральные методы Театральные игры и упражнения Объяснительный Показ Развивающие игры и упражнения Репродуктивный Подсказ Ситуационные игры и этюды Поисковый Рассказ Просмотр и обсуждение театральных постановок Иллюстративный Метод действенного анализа Подготовка и показ спектаклей

Слайд 13

Организация образовательного процесса Модуль Возраст Форма занятия Наполняемость групп «Театральная игра «Карусель» 5 лет групповая 8-10 человек «Театральная игра «Карусель» 6 лет групповая 8-10 человек «Театральная игра «Карусель» 7-10 лет групповая 8-10 человек Клуб по интересам «театр кукол «Домовенок 11-16 лет групповая, индивидуальная 6-8 человек

Слайд 14

Модуль Продолжительность занятия Начальная диагностика Итоговая диагностика «Театральная игра «Карусель» 30 мин 1 раз в неделю Методика диагностики творческого развития детей Методика диагностики творческого развития детей «Театральная игра «Карусель» 30 мин 1 раз в неделю Методика диагностики творческого развития детей Методика диагностики творческого развития детей «Театральная игра «Карусель» 40мин*2 1 раз в неделю Методика диагностики творческого развития детей Методика диагностики творческого развития детей Клуб по интересам «Театр кукол «Домовенок» 40 мин *2 3 раза в неделю Методика диагностики творческого развития детей Методика диагностики творческого развития детей Организация образовательного процесса

Слайд 15

Диагностика образовательного процесса Начальная диагностика Итоговая диагностика Уровень усвоения модуля образовательной программы Начало учебного года Конец учебного года Высокий Средний Низкий К концу учебного года обучающиеся по модулям «Театральная игра «Карусель» проявляют интерес к театральному творчеству, сценической деятельности знают различные виды театров знакомы с основными принципами работы с куклами настольного театра, перчаточными куклами умеют четко выражать свои мысли умеют анализировать поступки и поведение героев сказок.

Слайд 18

К концу учебного года обучающиеся по модулю «Театр кукол «Домовенок» Проявляют устойчивый интерес к театральной деятельности Проявляют активность и инициативу в выполнении творческих заданий Знают и владеют основными принципами работы различными куклами Умеют самостоятельно передавать настроение, характер персонажа Умеют управлять своим вниманием Осознают свою ответственность как исполнителя перед партнерами и зрителями Умеют подчинять свое физическое и психическое состояние законам коллективного творчества Проявляют артистическую смелость, импровизацию и заразительность, выразительность и характерность Проявляют увлеченность творческим процессом, самостоятельность, инициативу, активность в постановочной работе

Слайд 19

Спасибо за внимание!