конспект занятия "Ступайте, ступайте в театр"

Чапурина Надежда Валентиновна

План-конспект занятия "... Ступайте, ступайте в театр" для обучачющихся объединения "Театральная шкатулка" младшего школьного возраста.

Цель занятия: проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами, закрепление на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupayte_stupayte_v_teatr.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

 «… Ступайте, ступайте в театр»

Автор: Чапурина Надежда Валентиновна,

Педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества  г. Козьмодемьянска».

Объединение: «Театральная шкатулка», обучающиеся  второго года обучения.

Тема урока: «…Ступайте, ступайте в театр!»

Форма проведения: театрализованное занятие.

Тип урока: комбинированный.

Время занятия: 35 мин.

Возраст участников: младший школьный возраст.

Методы и приемы проведения:

1. Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа)

2. Практический (выполнение упражнений и заданий, инсценирование)

3. Наглядный ( карточки с заданиями,  реквизит к инсценировкам)

Цель занятия: проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами, закрепление на практике.


Задачи:

Образовательные:

Проверка и оценка уровня знаний, умений и навыков актёрского мастерства, мимики, дикции, пластики. Снятие мышечных и психологических зажимов;
Побуждение способностей  к импровизации;
Преодоление страха перед публичным одиночеством.

Развивающие:
Развитие эмоционально-эстетической сферы, образного мышления, фантазии, воображения, памяти, внимания, наблюдательности, чувства ритма, стремление к самовыражению; Развивать желание импровизировать, проявлять творческую инициативу. Развить способность к перевоплощению.
Развитие физических возможностей тела, через тренинг мышечного расслабления;
Развитие умений взаимодействия с партнёром, выработка навыков свободного общения, коммуникабельности .


Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность, дружелюбие, уверенность в себе, чувство коллективного творчества, чувства уважения друг к другу.

Мотивирование обучающихся  на дальнейшие занятия театральным творчеством

Прививать любовь к литературе.

Оборудование.

Технические средства обучения: ноутбук, музыкальный центр, экран, проектор, слайды о театре, флешка с музыкальными записями, фотоаппарат.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3.Разминка.

4. Ход урока.

5.Рефлексия.

Педагог: Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

Проходите, проходите,

Уважаемые зрители!

Ждет вас представление

Всем на удивление!

«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, т. е. всеми силами души вашей?.. Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?.. О, ступайте, ступайте в театр!» - обращался к молодежи великий критик В. Г. Белинский .

Ребята, сегодня я поведу вас в волшебный мир театра. Чтобы попасть в этот мир, надо открыть дверь. Представьте и расскажите, как может выглядеть дверь в волшебный мир.

(Обучающиеся описывают свои представления)

Куда ведет эта дверь вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок:

1.Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

2.Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

3.Звенит звонок, окончен акт

И начинается … (антракт)

4.Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»).

5.Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

(Из начальных букв слов – отгадок на экране складывается слово «ТЕАТР», дети называют его)

Педагог: У нас с вами получилось ключевое слово-ТЕАТР, волшебную дверцу нам удалось открыть.

Тема занятия звучит так: «Ступайте, ступайте в театр». И сегодня мы попробуем приобщиться к театральному искусству и попробовать себя в качестве актеров.

А сейчас давайте немного порассуждаем все вместе.
Ребята, вы любите ходить в театр?

Зачем люди ходят в театр?

Без кого не может существовать театр?

Какими качествами должен обладать актер?

 Спасибо за ответы.
На своих занятиях мы учимся хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь, мы учимся красиво двигаться – это называется сценическое движение, а также учимся быть интересными зрителю – это называется актерское мастерство.

И сегодня всего лишь за одно занятие я предлагаю вам стать актерами и зрителями.

Мы с вами актеры. На сцене актёр действует, как правило, не один, а с группой актёров, в театре это называется одним словом - труппа, следовательно, актер должен видеть, чувствовать и быть внимательным по отношению ко всем участникам спектакля.

Сейчас вы должны поприветствовать каждого из своих товарищей, взяв за руку или похлопав по плечу, но поздороваться необходимо с каждым. Зазвучит музыка и вы начнете двигаться по сценической площадке в любом направлении.

Упражнение «Приветствие» (приветствие, выполненное  необычным способом)

Упражнение «Подарок» (на развитие фантазии)

А теперь давайте сделаем приятное другу. Подарим подарок. Представьте себе, что у вас в кармане лежит предмет, похожий по форме на эту палочку. Что бы это могло быть? (Мороженое, дудочка, смычок, указка, шпага, цветок и т.д.).
Упражнение «Шарик» ( на выработку правильного дыхания )
А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям, надуем шарик. Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с» -Пошутите над другом, протяните руку, а горлышко отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с». А теперь надуем маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь», и опять сдуваем его медленно «Сь-сь-сь-сь-сь».

Упражнение «Яблочко» (арикуляционная разминка)

Ваш друг подарил вам яблоко. Кусаем яблоко и жуём закрытым ртом, теперь открытым ртом, теперь с чавканьем и звуками, жуём звуки, пережёвываем. Жуём звук «а», «о», «у», «и», «э», «ы» Посмеялись открытым ртом звуком «А-а-а», тоненько посмеялись звуком «И-и-и», кругло посмеялись «О-о-о». Проговорим скороговорку «Борис рассыпал Ларисин бисер». Проговорим – широко открыв рот. Проговорим, почти не открывая рта.

Упражнение «Скороговорка» ( на развитие голосового аппарата)
Проговорим скороговорку с разной эмоциональной окраской:

гневно,      

 со злобой

с досадой;

с чувством вины;

с чувством радости;

задумчиво;

мечтательно.
Упражнение «Разбалансировка» (на снятие мышечных зажимов)

 Каждый из нас - это одно целое, где голова, шея, руки, ноги, торс подчиняются команде мозга и работают сбалансированно. Но теперь мы попробуем почувствовать и поработать каждой частью своего тела отдельно, так будто наши органы не зависят друг от друга.

Как будто отключили магнит, который удерживал все вокруг себя.

Движется только голова, корпус на месте.

Шея.

Правое плечо.

Левое плечо.

Теперь только корпус, при этом голова и ноги не двигаются.

Корпус закрыли,

открыли (раскрывается диафрагма).

Только палец левой руки,

только кисть,

только локоть.

Нижняя часть туловища, все остальное не движется.

Правое колено,

Левое колено,

Оба колена.

Части тела двигаются сами по себе, независимо от других частей тела.

Звучит космическая мелодия группы «Спейс».

Упражнение «Молекулы»  (на ориентацию в пространстве)

Участники изображают  движение молекул и хаотично двигаются по залу. (по команде педагога выполняют  действия)

Упражнение «Глина» (на проявление фантазии)

Прошу вас встать в пары по своему желанию. Представьте себе если бы один из вас был скульптор, а другой глина. (определите кто скульптор, а кто глина). Не договариваясь, скульптор будет лепить фигуру сказочного персонажа, «глина» должна понять замысел скульптора и когда фигура будет закончена, по хлопку должна начать двигаться, чтоб окружающие могли узнать персонаж.

Участники должны узнать загаданный персонаж.

Сегодня мы прикоснулись к деятельности актера, которую он проходит для того, чтобы выйти на сцену к зрителю. Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные сегодня знания, и, конечно, добавить свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль. Сюжет таков. Поэт пишет стихотворение. Исписывает один листок, другой. И вот произведение готово, но вдруг раскрывается окно и врывается ветер, он поднимает и разносит по комнате все листочки. Автор пытается собрать их, но они разлетаются при новом порыве ветра. Поэт закрывает окно, и ему, наконец, удается собрать стихотворение. Наступает миг, когда произведение можно прочитать. И вдруг! Листочки оживают и сами читают написанные на них строчки. На листах стихотворение Татьяны Григорьевой

«Волшебный мир – театр».  

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

 

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать. 

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

 Чтение стихотворения педагогом. Репетиция. Представление мини-спектакля.

Звучит музыка для А. Зелинского «Шкатулка».

Сегодня я открыла вам дверь в волшебный мир театра. А остаться в волшебном мире театра или нет решает каждый  сам.

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы.

Оцените, как прошло наше занятие.

Оцените работу ваших товарищей.

Оцените свой вклад в работу.

Всем спасибо за работу! До следующей встречи!

Список использованной литературы:


Ершов П.М. “Режиссура, как практическая психология” - М., 1999.
Гиппиус С.В. “Гимнастика чувств” - М., 1987.
Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” - С.-П., 2005.
Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.