педагогический проект "Социально-творческая деятельность театральных объединений как способ формирования и воспитания коммуникативных и социально личностных компетентностей у детей"

Чапурина Надежда Валентиновна

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения, поставленная в законе №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», является одной из социально значимых в  современном обществе. Практические задачи дополнительного образования детей определены в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008) следующим образом:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся

Актуальность проблемы   обусловлена качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях

Разработке данного проекта содействовала традиция, которая  сложилась в объединении «Театральная шкатулка»: проводить благотворительные спектакли, театрализации, игровые программы, для малообеспеченных детей  из социального Центра помощи семье и детям, детей «группы риска», воспитанников детских дошкольных учреждений, больных детей детского отделения Центральной районной больницы. Эти мероприятия всегда востребованы и зрителями популярны у юных актеров.

 

Исходя из этого сформулирована  гипотеза проекта: участие в социально-значимых  мероприятиях способствует формированию коммуникативных и социально-личностных компетенций у обучающихся объединения «Театральная шкатулка».

Цель проекта:

создание условий для социализации ребенка и повышения уровня развития его коммуникативных умений посредством театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей  «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»

Утвержден

Педагогическим Советом МОУ ДОД «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»,

протокол №3 от 27.01.2014г.

Директор

_______________________

С.Н. Громова

Проект

Социально-творческая деятельность театральных объединений как способ формирования и воспитания коммуникативных и социально личностных компетентностей у детей

Автор:

Чапурина надежда Валентиновна, педагог волнительного образования

Козьмодемьянск

2013

 «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

Б.М.Теплов

Актуальность темы:

С каждым годом в современном обществе поощряется престиж интеллекта и научного знания, а на способность чувствовать, мыслить и творить уделяется совсем мало времени и внимания.  Дети разучились выражать такие эмоциональные проявления как: восхищение, удивление, возмущение,  сопереживание, все чаще проявляя равнодушие и черствость. Их интересы ограничены и однообразны. В век компьюторизации дети мало развиваются духовно, душевно, физически, не могут справиться с неприятностями, найти общий язык со сверстниками, педагогами, родителями. Неустойчивая психика дает сбои, отсюда идет  не понимание, уход в себя, срывы, заторможенность,суетливость, апатия, фобии, агрессия.

Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения, поставленная в законе №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», является одной из социально значимых в  современном обществе. Практические задачи дополнительного образования детей определены в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008) следующим образом:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся

Актуальность проблемы   обусловлена качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях.

Театр – это игра, игра в сказку. Это настроение, эмоции, перевоплощения, необыкновенные превращения, фантазии – это тот мир, в котором живет каждый ребенок на протяжении всего школьного детства. И если у ребят, с помощью нас, заинтересованных педагогов их сказочный мир становится шире, насыщеннее, интереснее, то можно с уверенностью сказать, что мы делаем их счастливее. Театральное искусство  помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций своего народа и других народов; развитие познавательных интересов в самом широком смысле; развитие навыков самообучения; развитие эстетического чувства; развитие потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации в этой области; социальная и психологическая адаптация личности; развитие способности к глубокому, позитивному, продуктивному межличностному общению; повышение самооценки, её стабильности, гибкости, конструктивности. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что задачи театрального искусства тесно переплетаются с требованиями Федерального стандарта, а именно нацелены на становление личностных характеристик ребенка.

В современном российском обществе остро стоит проблема утраты подрастающим поколением духовно-нравственной культуры. Поэтому  в процессе образовательной деятельности мы сталкиваемся противоречием между необходимостью формирования творчески активной личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью и социумом, который формирует человека-потребителя материальных благ.

Данный проект призван найти пути решения следующих проблем:

  • утрата подрастающим поколением духовно-нравственной культуры;
  • отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культурных ценностей у обучающихся;
  • проблема формирования у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми; развития адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков.

Разработке данного проекта содействовала традиция, которая  сложилась в объединении «Театральная шкатулка»: проводить благотворительные спектакли, театрализации, игровые программы, для малообеспеченных детей  из социального Центра помощи семье и детям, детей «группы риска», воспитанников детских дошкольных учреждений, больных детей детского отделения Центральной районной больницы. Эти мероприятия всегда востребованы и зрителями популярны у юных актеров.

Исходя из этого сформулирована  гипотеза проекта: участие в социально-значимых  мероприятиях способствует формированию коммуникативных и социально-личностных компетенций у обучающихся объединения «Театральная шкатулка».

В 2013 г. была проведена диагностика на толерантность,  коммуникативность, креативность  с детьми 1 года обучения, записавшимися в объединение «Театральная шкатулка», которая показала не совсем достаточный уровень развития этих личностных качеств. Поэтому было решено обратить внимание  на эти проблемы.

 Цель проекта:

создание условий для социализации ребенка и повышения уровня развития его коммуникативных умений посредством театральной деятельности.

Важнейшими задачами исследовательского проекта являются:

1. Обучающие задачи:

  • Формирование специальных знаний и умений, связанных с театральной деятельностью.
  • Формирование навыков исполнительского мастерства.
  • Обучение самостоятельной работе над собой и над ролью.

2.Развивающие задачи:

  • Развитие воображения и творческих способностей ребёнка посредством искусства театральной деятельности в целом на основе развития личностных качеств.
  • Развитие коммуникативных, организаторских, лидерских качеств, способностей  и умений в  коллективе единомышленников.
  • Развитию индивидуальной, моральной  культуры.
  • Развитие художественного вкуса и эстетического чувства прекрасного.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение критично оценивать свою актерскую работу и работу других ребят.
  • Воспитывать внимание, настойчивость, трудолюбие, смелость, волю, нести ответственность за себя и других членов театрального коллектива.
  • Формировать у обучающихся культуру достоинства; самовыражения личности.
  • Воспитывать потребность в постоянной работе над своей личностью, над образом.
  • Воспитывать гуманное, уважительное отношение к членам коллектива,  зрителям, формировать в себе способность к участию и сопереживанию.
  • Формированию эмоциональной отзывчивости.
  • Воспитывать бережное отношение к истории, культуре, традициям своей Родины.
  • Воспитывать социально-адаптированную и толерантную  личности.

Реализация данного исследовательского проекта предполагает, что если ребёнок занимается в театральном объединении, участвует в социально-значимых мероприятиях, то он получает возможность проявить свои разносторонние способности, научиться общаться со сверстниками, педагогами,  окружающими людьми в процессе педагогически организованной художественно-творческой деятельности.

Проект будет реализован с учащимися объединения «Театральная шкатулка»  (группа 2 года обучения), возраст обучающихся – 8-12 лет.

 

Система показателей по достижению проекта:

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, коммуникативных умений,  толерантности, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Проверка эффективности проекта будет осуществляется через итоговые творческие часы, открытые занятия, показы спектаклей, игровых программ, где учащиеся продемонстрируют свое театральное мастерство, и через диагностику кративных, коммуникативных способностей, уровня толерантности, анкетирование родителей.

Методы контроля:

  • анкетирование родителей (приложение 1);
  • мониторинг обученности в соответствии с программой «Театральная шкатулка» (приложение 2);
  • диагностика креативных способностей (приложение 3);
  • диагностика коммуникативных умений (приложение 4);
  • диагностика уровня толернатности (приложение 5);
  • сбор отзывов всех участников  проекта (детей, родителей, зрителей) о проведении спектаклей, театрализаций, массовых мероприятий.

Предполагаемые результаты проекта:

Для обучающихся:

  • Теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными  навыками сценического мастерства, практическое применение знаний и умений.
  • Овладение профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия речи,  образного мышления, воображения, двигательной координации, умения импровизировать.
  • Реализация способностей детей через театральную деятельность.
  • Обучение воспитанников умению  делать самостоятельный выбор, формирование коммуникативных навыков.
  • Готовность и способность к творчеству не только в искусстве, но и в науке и других областях жизни и деятельности.
  • Повышение уровня толерантности у обучающихся.

Для родителей учащихся:

  • Педагогическая помощь родителям в формировании личности ребенка.
  • Формирование тесного партнерства и сотрудничества между  родителями, детьми, педагогом.

Для учреждения дополнительного образования:

  • Повышение привлекательности имиджа учреждения.
  • Расширение партнерских  связей.
  • Создание условий для обмена опытом и новыми творческими идеями с другими ОУ.
  • Расширение коммуникативных связей среди участников детских творческих коллективов.
  • Выявление и поддержка талантливых творческих  детей.
  • Индивидуальное и личностное развитие участников.

Для общественности:

Доступность просмотров благотворительных спектаклей, вечеров, театрализованных представлений всем слоям населения.

Участники проекта

Ф.И.О.

Должность

Функционал в реализации
проекта

Чапурина Надежда Валентиновна

Педагог театральных объединений.

Педагог, руководитель
проекта, ответственный за сценические постановки (режиссер-постановщик), выбор репертуара для театрального коллектива

Муругова Наталия Ивановна

педагог-психолог

психологическое сопровождение проекта, диагностирование детей

Мельникова Галина Владимировна

педагог музыкальных объединений

Консультант по вокалу

Алмурадова Татьяна Александровна

костюмер

Подбор, пошив, ремонт, выдача театральных костюмов.

Яшкардина Галина Николаевна

библиотекарь

Подбор театральной и постановочной литературы.

Максимова Елена Анатольевна

педагог декоративно-прикладного направления, дизайнер.

Разработка эскизов оформления спектаклей.

Изготовление декораций и реквизита к спектаклям, представлениям.

Пауков Игорь Владимирович

звукорежиссер

Подбор музыкального оформления, озвучивание спектаклей и мероприятий

Этапы реализации проекта.

I этап – Подготовительный (сентябрь –декабрь 2013г.)

  • Подбор литературы по проблеме исследования
  • Подбор специальных дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей.
  • Подготовка психофизического и творческого аппарата ребенка.
  • Изучение и овладение понятиями и терминологией, начальными навыками актерского мастерства.
  • Разработка проекта и его ресурсного обеспечения;
  • Определение показателей, критериев, приёмов и методов изучения эффективности работы проекта;
  • Составление и подбор диагностических методик по теме для  отслеживания развития творческих и коммуникативных способностей детей;
  • Обсуждение проекта на педагогическом совете, внесение корректив, оценка проекта;
  • Разработка и утверждение образовательной рабочей программы разработка и календарно-тематического плана объединения «Театральная шкатулка» по годам обучения.

Ожидаемые результаты:

— Выявление противоречий, проблем состояния образовательного и воспитательного процесса, оценка реальных  возможностей для осуществления проекта, разработка  стратегии изменения качества воспитательного процесса.

II этап – Внедренческий (январь 2014-март 2016г.г.)

  • Апробация рабочих программ объединения «Театральная шкатулка».
  • Дальнейшее развитие приобретенных умений, навыков, совершенствование  актерского мастерства, реализация творческой инициативы через организацию спектаклей, игровых программ, мероприятий.
  • Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми  по проблеме реализации педагогического проекта.
  • Создание методической копилки разработок  по театральной деятельности;
  • Проведение первых срезов диагностических методик для исследования результативности проекта и организация исследования эффективности проекта.
  • Ежегодное представление результатов реализации проекта на итоговом научно-методическом совете.

Ожидаемые результаты:

— Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей.
— Создание оптимальных условий для развития личностных качеств и реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся.

III этап – Обобщающий (апрель-май 2016г.)

  • Соучастие обучающихся в создании спектаклей, индивидуальная работа над ролью.
  • Предоставление возможности каждого обучающегося к  самовыражению через театральное творчество.
  • Организация проектной деятельности, создание авторских постановок, показы и просмотры.
  • Обобщение и презентация опыта работы по формированию ключевых компетенций обучащихся через деятельность школьного театра;
  • Определение возможностей дальнейших перспектив развития театральной деятельности.

Возможные риски при реализации проекта:

Возможные риски

Варианты их преодоления

Большая загруженность детей в школе

Повышение мотивации за счет увеличения количества выступлений

Недостаточная заинтересованность и дефицит свободного времени у педагогов

Т.к. проект утверждается на Педагогическом Совете, возможно материальное стимулирование за участие  в его реализации

Социальное партнерство

За время работы у объединения «Театральная шкатулка» появилась сеть социальных партнеров.

 

Вывод

Практическая значимость данного проекта для других педагогов.

Данный проект может быть востребован учителями-предметниками, школьными психологами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования;

-Использование приемов театральной педагогики удачно вписывается в систему образования и воспитания младших обучающихся, органично развивая и формируя  личность. Участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;

-Играя и перевоплощаясь  ребенок получает представления о реальной действительности, переживает эмоции, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти,

-Театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;

-Игра в театр  доставляет всем обучающимся  восторг, удовольствие, радость.

Внутренняя потребность в творческой самореализации остаётся в человеке навсегда. Детский театр – одна из таких возможностей. И значит, театральная деятельность для маленьких  артистов является не «дополнительным образованием», а самым что ни на есть главным – образованием Человека.

Литература:

  1. Киреева, О.А. Саськова. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/авт.  – Волгоград, 2008.
  2. Крамаренко O.K. Методические рекомендации учителям-руководителям театральных кружков. // Молодые голоса. Выпуск 8. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.
  3. Крамаренко O.K. Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности. // Молодые голоса. Выпуск 6. 3.Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.-с. 34-41.
  4. Крамаренко O.K. Трудности и ошибки в работе руководителя театрального кружка в общеобразовательной школе и пути их преодоления. // Молодые голоса. Выпуск 7. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.
  5. Машевская С. М. Технология драматических игр // Научный поиск. – 2012. – № 3. – С. 37-44.
  6. Сорокина Н.Ф.Миланович Л.Г. «Театр-творчество-дети». – М., 2002.
  7. Цветкова И.В. Эстетическое воспитание  – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности - М., 2001.

Информационные ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/11/11/pedagogicheskiy-proekt-teatralnoe-tvorchestvo 

Приложение 1

Уважаемые родители!

Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в объединении «Театральная шкатулка» Дома детского творчества. Прочитайте внимательно каждый вопрос. Ответьте на него более полно и искренне.

  1. Какие, по Вашему мнению, качества развились у ребенка благодаря занятиям в объединении? (нужное подчеркните):

1) Стал более общительным                2) Стал добрее

3) Улучшилась память                        4) Стал внимательнее

5) Улучшилась дикция                        6) Повысилась успеваемость в школе

7) Иное_______________________________________________________

  1. Довольны ли Вы теми условиями обучения, которые созданы для вашего ребенка в Доме детского творчества? (выберите вариант)

Да                Нет                Не совсем

  1. Устраивает ли вас расписание занятий?____________________________
  2. Учитывают ли педагоги индивидуальные особенности вашего ребенка?_________________________________________
  3. Достаточно ли Вас информируют о деятельности, успехах Вашего ребенка, основных событиях происходящих в Доме детского творчества?____________________________________________________
  4.  Участвуете ли Вы  в образовательной деятельности объединения?_________________________________________________
  5. Оцените по 5 бальной системе  ваш уровень удовлетворенности от  занятий вашего ребенка в ДДТ___________________________________
  6. Если Вас что-то не устраивает в организации образовательной деятельности, укажите, что именно? ____________________________________________________________________________________________________________________________            
                         Спасибо за искренние ответы!

Приложение 2

Мониторинг образовательных результатов по программе «Театральная шкатулка»

Таблица 1

Технология мониторинга результатов обучения обучающихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

  1. Теоретическая подготовка ребенка
  1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

  • Низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой)
  • Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½)
  • Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1

3

5

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

  1. Владение специальной театральной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной театральной терминологии

  • Низкий уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины)
  • Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой)
  • Высокий уровень (специальные термины употребляет осознано и  в полном соответствии с их содержанием)

1

3

5

Собеседование

  1. Практическая подготовка ребенка
  1. Практические умения и навыки предусмотренные программой  (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений  и навыков  программным требованиям

  • Низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой)
  • Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½)
  • Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1

3

5

Контрольное задание

  1. Владение специальным оборудованием и оснащением (микрофон, декорации, сценический костюм, осветительные приборы и т.д.)

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • Низкий уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения  при работе с оборудованием)
  • Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)
  • Высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не  испытывает особых трудностей)

1

3

5

Контрольное задание

  1. Творческие навыки

Креативность в  выполнении творческих заданий

  • Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога)
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)
  • Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

3

5

Контрольное задание

  1. Общеучебные умения и навыки ребенка
  1. Умение анализировать художественную литературу для сценического воплощения, детские стихи, басни и т.д.

Самостоятельность в подборе и анализе детской литературы

  • Низкий уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при  работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
  • Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога)
  • Высокий уровень (работает  с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений)

1

3

5

Анализ исследовательской работы

  1. Учебно-коммуникативные умения
  1. Умение слушать и слышать педагога и партнера

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога и партнеров

Уровни по аналогии с п.3.1.

Наблюдение

  1. Умение вести концертную программу, участвовать в выступлениях на открытых сценических площадках

Самостоятельность в ведении концертной программы

Уровни по аналогии с п.3.1.

Наблюдение

В табл. 1 приводится описание процедуры отслеживания учебных результатов обучающихся.

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается, те требования, которые предъявляются к обучающимся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляют те ожидаемые результаты, которые заложены в программу. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (и тогда мы получаем развернутый вариант наблюдения за усвоением программного материала), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант).

Изложенные в систематизированном виде, они наглядно представляют то, что педагог хочет получить на том или ином этапе обучения и воспитания.

Совокупность измеряемых показателей разделена в табл. 1 на несколько групп.

1-я группа показателей — теоретическая подготовка обучающихся:
что «дети будут знать»: владение специальной театральной терминологией по тематикам программы (т.е. понимание основных понятий, отражающих специфику театральной деятельности).

2-я группа показателей — практическая подготовка обучающихся включает:
практические умения и навыки, предусмотренные программой, что «дети будут уметь»:
творческие навыки обучающихся (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте).

3-я группа показателей — нравственное развитие и коммуникативные навыки:
коммуникативные навыки; учебно-организационные умения.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний и умений, навыков обучающихся тем требованиям, которые заданы программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения программного материала — от низкого до высокого. В таблице дано краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.  

Графа «Возможное количество баллов» должна быть тщательно продумана. Напротив каждого уровня необходимо проставить балл, который в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества. Возможно проставление промежуточных баллов 2 (ниже среднего) и 4 (выше среднего).

В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей записывается способ, с помощью которого будет определяться соответствие результатов обучения и воспитания программным требованиям. Используемые методы: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольного задания, урока, обсуждение сценического выступления, собеседование (индивидуальное, групповое). Для того чтобы зафиксировать результаты каждого обучающегося, используются индивидуальные карточки учета результатов.

В табл. 2 раскрывается методика отслеживания развития нравственных качеств. Вопрос о показателях, на основании которых можно определить положительную или отрицательную динамику нравственного изменения личности, — один из самых сложных. Тестовая диагностика личностного роста школьника, методика индивидуального диагностического собеседования выделяют разные параметры — ценностные отношения, личностные качества и т.д.

В предлагаемой методике отслеживание динамики нравственного развития младших школьников, занимающихся театральным искусством, осуществляется по трем направлениям. Каждому направлению соответствует блок личностных качеств. Состав каждого блока отражен в таблице.

Специфика театральных средств способствует воспитанию элементарных организационно-управленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою театральную деятельность (сочинение тем этюдов, фантазирование на заданную тему, освоение сценического пространства и т.д.); умение выполнять необходимую, но неинтересную работу (уборка репетиционного или сценического помещения, посильный ремонт декораций и костюмов, складирование реквизита и т.д.); умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения; осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе.

Таблица 2 построена по тому же принципу, что и табл. 1. В качестве критериев используются признаки, отражающие умение обучающихся адекватно оценивать собственные возможности и самостоятельно регулировать свое поведение.
Из методов диагностики личностных изменений используются такие: наблюдение, анкетирование, диагностические беседы, метод рефлексии, метод незаконченного предложения.

Отслеживаемые показатели (нравственные качества) объединены в три группы:
1-я группа показателей — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой театральной деятельности.

Терпение. При оценивании высший балл присваивается за осознанную выдержку, за выполнение сценического задания без внешних дополнительных побуждений.

Воля. Высшим баллом оценивается способность выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждений со стороны педагога или родителей.

Дисциплинарно-эстетические навыки нравственного поведения. Оценивается умение контролировать собственные действия, внимание, память.

Самоконтроль — как интегративная характеристика, свидетельствующая об умении обучающегося регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

В таблице выделены три уровня интереса к занятиям: интерес навязан извне; интерес стимулируется периодически извне; интерес поддерживается самостоятельно. Наивысший бал ставится в том случае, когда интерес поддерживается самостоятельно. Регулярные занятия, сопряженные с преодолением трудностей, приводят одних обучающихся к снижению интереса, других, наоборот, — к переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить театральную деятельность.
Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно. Целесообразно отмечать и поддерживать даже небольшие успехи обучающегося; планировать темпы и предполагаемые результаты нравственного воспитания. Поэтапное планирование ожидаемого результата будет конкретизацией нравственного развития обучающегося и развития уровня его интереса к театральному делу.

Таблица 2

Технология мониторинга личностного развития обучающегося

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

  1. Организационно-волевые качества
  1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) нагрузки

  • Терпение хватает меньше чем на ½ занятия
  • Терпения хватает больше чем на ½ занятия
  • Терпения хватает на все занятие

1

3

5

Наблюдение

  1. Воля (нравственная)

Способность активно побуждать себя к практическим (нравственным) действиям

  • Волевые усилия ребенка побуждаются извне
  • Иногда – самим ребенком
  • Всегда – самим ребенком

1

3

5

Наблюдение

  1. Дисциплинарно-эстетические навыки нравственного поведения

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

  • Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне
  • Периодически контролирует себя сам
  • Постоянно контролирует себя сам

1

3

5

Наблюдение

  1. Ориентационные качества
  1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

  • Завышенная
  • Заниженная
  • нормальная

1

3

5

Анкетирование

  1. творческий интерес к занятиям в детском театральном коллективе

Осознанное участие в творческом процессе

  • интерес к занятиям продиктован извне
  • интерес периодически поддерживается самим ребенком
  • интерес постоянно поддерживается самим ребенком

1

3

5

Анкетирование

  1. Поведенческие качества
  1. Конфликтность (отношение к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

  • Периодически провоцирует конфликты
  • Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
  • Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1

3

5

Тестирование

  1. Тип сотрудничества (отношение к общим творческим делам театрального коллектива)

умение воспринимать общие дела как свои собственные

  • Избегает участия в общих делах
  • Участвует при побуждении извне
  • Инициативен в общих делах

1

3

5

Наблюдение

  1. Толерантность/ нетерпимость

способность к позитивному отношению к окружающим независимо от их конфессиальной и национальной принадлежности

  • Нетерпим к людям других взглядов, культурных ориентаций, проявляет ксенофобию и недоброжелательность
  • Отношение выявлено непоследовательно, ситуативно, нет принципиальной позиции
  • Разрешает конфликты конструктивным путем, способен к сопереживанию  и взаимопомощи, демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения

1

3

5

Наблюдение

  1. Трудолюбие

Привитие навыков прилежания, любви к труду, уважения к чужому труду

  • Работу выполняет небрежно, неаккуратно, ошибки исправляет после вмешательства педагога
  • Трудолюбие ситуативное, не всегда выявлено
  • Работу  выполняет охотно и тщательно, стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов

1

3

5

Наблюдение

  1. Креативность

диагностика творческих способностей

тест «Фигурная форма» П. Торренса

  1. Коммуникативность

изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений

Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

В личной карточке фиксируются баллы по всем критериям 1 таблицы и по п. 1,2, 3.1.-3.4. 3 раза в год. Для каждого обучающегося определяется средний балл, как среднее между баллами по всем критериям и исходя из него – уровень обученности:

Высокий уровень – 4,5-5 баллов

Уровень выше среднего – 3,5-4,4 балла

Средний уровень – 2,5 -3,4 балла

Уровень ниже среднего – 1,5-2,4 балла

Низкий уровень – 1-1,4 балла

 

Развитие личностных качеств: креативность, коммуникативность определяются психологом 2 раза в год.

Приложение 3

Тест  «Фигурная форма» П. Торренса

Креативность  по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

стимульный материал к тесту торенса на креативность

Обработка результатов всего теста предполагает оценку показателей: «беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию», «разработанность», Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека.

1.      Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2.      При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3.      Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4.      Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого:

1.      Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2.      Оценивается рисунок, а не название!

3.      Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

·         обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1.      — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2.      — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3.      — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4.      — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5.      — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6.      — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7.      — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8.      — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9.      — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10.  — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

 «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Оценка от 0 до 2 баллов.

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Принципы оценки:

1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—39 — низкий уровень

40—60 — средний уровень (норма)

61—70 — выше нормы

>70 — отлично

Приложение 4

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Приложение 5

«Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» Я.А. Батрак

Инструкция:

"Предлагаемый Вам тест содержит 25 вопросов. Прочитайте их и на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вам подходит больше. В тесте нет правильных и неправильных ответов. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести приятное впечатление. Важна честность и искренность при ответе".

Вопросы теста:

  1. Тебе часто делают замечания на уроках?

А) часто

Б) редко

  1. Ты уверен, что справишься с любым заданием?

А) да

Б) нет

  1. Если кто-то из ребят забыл дома карандаши, ты поделишься с ним, или он должен все носить сам?

А) поделюсь

Б) должен носить сам

  1. Ты обычно молчаливый или много говоришь?

А) молчаливый

Б) много говорю

  1. Бывает ли так, что ты боишься сказать правду, поэтому обманываешь?

А) случается

Б) нет, такого не случается

  1. Ты всегда слушаешься своих родителей?

А) да

Б)  нет

  1. Если тебя попросят помочь, ты согласишься или можешь отказать?

А) соглашусь

Б) могу отказать

  1. У тебя много друзей?

А) много

Б) мало

  1. Когда ты играешь с друзьями, ты сам предлагаешь во что играть или ждешь, когда  предложат ребята.

А) предлагаю сам

Б) жду, когда предложат ребята

  1. Если твои друзья играют в очень шумную подвижную игру, ты присоединишься к ним или будешь играть отдельно?

А) присоединюсь

Б) буду играть отдельно

  1. Обычно ты подвижный и шумный или спокойный?

А) подвижный и шумный

Б) спокойный

  1. Если друг предлагает поиграть в игру, которая тебе не нравится, ты откажешься или согласишься поиграть немного?

А) откажусь

Б) соглашусь поиграть немного

  1. Когда ты играешь, ты любишь чтобы в игре все было по-твоему или стараешься договариваться с другими ребятами?

А) по-моему

Б) договариваюсь с другими ребятами

  1. Ты даешь играть другим детям своими играми или игрушками?

А) да

Б) нет

  1. Если кто-то из детей обижен или плачет, ты постараешься его успокоить или не станешь обращать внимания?

А) постараюсь успокоить

Б) не стану обращать внимания

  1. Бывает так, что ты обижаешь других детей?

А) бывает

Б) такого не бывает

  1. Если с кем-то из детей ребята не хотят дружить, ты будешь с ним дружить?

А) буду

Б) нет

  1.  Если над тобой кто-то подшутил, ты разозлишься или засмеешься?

А) разозлюсь

Б) засмеюсь

  1.  Если ты расстраиваешься, ты можешь накричать на обидчика?

А) могу

Б) нет

  1.  А кинуться в драку?

А) могу

Б) нет

  1. Если ты смотришь грустный фильм, ты можешь расстроиться?

А) да, могу расстроиться

Б) нет, не могу

  1. Тебе нравится заниматься с маленькими детьми?

А) нравится

Б) не нравится

  1.  А ухаживать за животными?

А) нравится

Б) не нравится

  1.  После того как ты поиграл, мама часто говорит, что ты забыл убрать игрушки или ты убираешь все сразу?

А) забываю убрать

Б) убираю сразу

  1. Ты любишь доводить начатое дело до конца?

А) люблю

Б) нет

Обработка результатов.

При обработке результатов Анкеты можно получить сведения как о развитости того или иного компонента толерантности ребенка, так и общий показатель толерантности.

Сначала подсчитывают количество совпадений отдельно по компонентам. Каждое совпадение с ключом оценивается в 1 балл, за несовпадение с ключом начисляется 0 баллов.

Чтобы получить показатель толерантности, нужно суммировать показатели компонентов толерантности, и сумму разделить на пять:

Толерантность = КК + Эм + Ас + ЦО + ЭУ

                                                                5

Ключ.

Коммуникативная компетентность: 8А,   13Б,   14А,   16Б,   18Б;

Ассертивность: 2А,   5Б,   9А,   24Б,   25А;

Эмпатия: 15А,   17А,   21А,   22А,   23А;

Ценностные ориентации: 1Б,   3А,  6А,   7А,   12Б;

Эмоциональная устойчивость: 4А,   10Б,   11Б,   19Б,   20Б;

Бланк ответов Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников 

Бланк ответов

Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников

ФИ  учащегося                                                      Возраст                                                            Класс  

кк

2 А

2 Б

3 А

3 Б

4 А

4 Б

5 А

5 Б

цо

6 А

10А

10Б

эу

11 А

11Б

12А

12Б

13А

13Б

14А

14Б

15А

15Б

эм

16А

16Б

17А

17Б

18А

18Б

19А

19Б

20А

20Б

ас

21А

21Б

22А

22Б

23А

23Б

24А

24Б

25А

25Б

Уровень развития компонентов толерантности характеризуется с помощью оценок по каждой шкале следующим образом:

0- 1 — низкий уровень развития данного компонента толерантности.

1,1 – 2 – недостаточный уровень развития компонента толерантности.

2,1 – 3 - средний уровень развития компонента толерантности.

3,1 – 4 - достаточный уровень развития данного компонента толерантности.

4,1 – 5 - высокий уровень развития компонента толерантности.

Оценки 1 и 5 баллов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные значения одного компонента толерантности.

Уровень развития общего показателя толерантности характеризуется по шкале следующим образом:

Испытуемые, получившие оценки 1 балл, — это дети с низким уровнем проявления толерантности. Они остро нуждаются в проведении психологической развивающей работы.

Дети, получившие оценку 2 балла,  характеризуются недостаточным уровнем развития  толерантности. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, чувствуют себя неуверенно, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы. Эти дети также нуждаются в проведении с ними развивающей работы.

Для испытуемых, получивших оценку 3 балла, характерен средний уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты или остаются обиженными сверстниками, несамостоятельны. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию навыков толерантного поведения.

Испытуемые, получившие оценку 4 балла, относятся к группе с достаточным уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, активны, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации мероприятий, характеризуются желанием отстаивать свои интересы, достаточной самостоятельностью. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие оценку 5 баллов, обладают высоким уровнем толерантности. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.