Театральное искусство как средство в решении проблемы эстетического становления личности.

Бабина Ольга Викторовна

Выступление на круглом столе: «Эстетическое образование в контексте современной культуры», проводимым ТОГОАУ ДПО "ИПКРО" в соответсвиии с планом деятельности региональной инновационной площадки "Создание инновационной среды образовательного учреждения по формированию художественно-эстетического образования в условиях межведомственного взаимодействия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования

«Институт повышения квалификации работников образования

Круглый стол:

«Эстетическое образование в контексте современной культуры»

Тема выступления:

Театральное искусство как средство в решении проблемы

эстетического становления личности.

Подготовила:

педагог дополнительного образования

МАОУ СОШ№36г.Тамбова

Бабина Ольга Викторовна

27 ноября 2015г.

Театральное искусство как средство в решении проблемы

эстетического становления личности.

Эстетика - это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение, чувство.

«Важную роль всей системы воспитания я видел в том,

чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного,

чтобы он не мог жить без красоты,

чтобы красота мира творила красоту в нем самом»

В.А. Сухомлинский

(выдающийся советский педагог-новатор, писатель)

Призыв выдающегося педагога служит в наше время практическим руководством  в работе над эстетическим воспитанием учащихся  общеобразовательных школ, в развитии их творческих сил и способностей, духовных интересов, так как это является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и духовного возрождения нации.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Согласно концепции модернизации российского образования школа должна не только учить, но и развивать творческие способности ребенка, чтобы в дальнейшем он смог реализоваться в социальном мире. 

Развитие творческого потенциала личности - суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество - форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества - это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами.

Для  того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

 В решении данного вопроса   помощь школе может оказать дополнительное образование  художественно-эстетической направленности: искусство танца, пения, музыки, изобразительное искусство, театральное искусство.

Искусство имеет глубинные отношения с человеком. Отражая жизнь в художественных образах, оно развивает все стороны личности, подвигая человека работать над самосовершенствованием. Его духовная, эстетическая, культурологическая наполненность, его творческая сторона, воздействуя на внутренний мир человека, побуждают его двигаться в соответствии с требованиями современного процесса развития общества.

Искусство во всех его видах и жанрах имеет воздействие на каждого человека, поскольку одной из его важнейших характеристик является его обращенность к мыслям, чувствам, переживаниям, размышлениям и поступкам, созвучие настроения конкретной личности. Обладая этими свойствами, оно выступает мощным механизмом развития на всех этапах становления личности, поскольку человек в той или иной мере соприкасается с ним.

Ряд отечественных и зарубежных исследований,  убеждают, что художественно-эстетическая творческая деятельность,  в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком само актуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.

Складывающиеся социальные условия, требующие от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высоко конкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций,  "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Дефицит гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе

гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку, (соответствующие органы сделают это быстрее и лучше, чем школа), но в первую очередь - воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлым  и будущим поколениям  своей страны.  

«Театр ничуть не безделица   и вовсе не пустая вещь,

     это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»

                                 Н.В. Гоголь

( русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы)

По силе своего непосредственного эмоционально-чувственного воздействия театр не имеет себе равных среди других видов и форм искусства. Спектакль убедительно нагляден. Если картина, фильм, скульптура – завершённый результат творчества, то в театре это живой волнующий процесс, живые люди. Их мысли, чувства, поступки возникают и происходят на глазах у зрителя, вовлекая его в творческий контакт со всем происходящим на сцене. Искусство театра оказывает огромное воздействие на духовное развитие людей (как на исполнителей, так и на зрителей). Оно способно утверждать самые возвышенные идеалы, раскрывать смысл бытия, увлекать силой положительного примера, воспевать красоту и величие подвига, высмеивать человеческие пороки, критиковать общественные недостатки, помогая их исправлению.

Идейно-воспитательная значимость театрального творчества важна как для младшего, так и для старшего школьного возраста.  Глубокое разностороннее раскрытие личности, психологическая достоверность, правдивость и заразительность чувств, мыслей и поступков – всё это является существенным компонентом формирования духовного мира молодежи.

Педагогическое «зерно» школьного театра заключается в том, чтобы расширить жизненный кругозор детей, поднять их эстетический уровень, поставить перед ними ближние задачи и дальние перспективы,  романтическое - поэтическое видение завтрашнего дня, строителем и хозяином которого будет он сам - сегодняшний ребёнок, подросток, юноша.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны и неподвижны. Некоторым  детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов: в период адаптации ребёнка к школе у большей части  из них возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей  часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты  память и внимание.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых детей младшего школьного возраста, психологи ставят диагноз: «не доиграл», не развил свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Телевизор, компьютер, сотовые телефоны не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое социальное и культурное эстетическое развитие личности ребёнка.

В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности младшего школьника становится особенно важной.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, развития чувственности и художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, творческий процесс. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Преподавание  основ театрального искусства и занятия театральной деятельностью   в общеобразовательном учреждении  способны помочь решить следующие задачи в эстетическом воспитании школьников:

  • создание условий для самоопределения личности, раскрытие и развитие склонностей и способностей ребёнка, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • оказание помощи и поддержки талантливым и одарённым детям;
  • формирование многосторонней  творческой  индивидуальной личности  школьника,  т.к. театр – синтез многих искусств, которые вступают  во взаимодействие друг с другом (литература, музыка, пение, хореография, цирк, живопись и др.)
  • т.к. театр – искусство коллективное, он способствует сплочению детского коллектива, прививает общительность, разносторонность интересов, улучшает эмоциональный настрой ребёнка, что способствует развитию активного, творческого отношения к жизни, самостоятельности и инициативы; развитию у ребёнка коммуникативных способностей;  
  • компенсацию недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка и организацию  содержательного досуга и занятости школьников в свободное от учёбы время, что является профилактикой негативных явлений в детской и подростковой среде;
  • патриотическое воспитание юных граждан;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
  • формирование художественно-эстетической культуры личности.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Эстетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире культуры.

Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентации. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма.           

“Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически”

Фри́дрих фон  Шиллер

 (немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности)