20-ый век - режиссерский театр.

Москалева Радмила Николаевна

 20 век входит, как век режиссерский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhisserskiy_vek.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

20 век входит, как век режиссерский.

        До первой мировой войны сформировали границы и суть этой профессии. Создание  целостного художественным образа, где спектакля является неким художественным тестом, которое является смысловым посланием миру.

        Чем отличается театр актерский от театра режиссерского?

        Театр классический, опирающийся на старую ренессансную драму, которая возникает в середине 19 века, где пьеса является самоигральной формой и если ее играют актеры профессионалы, как она написана, ничего не придумывая, то она сама по себе держится, т.е. другого смысла, чем тот который в ней есть, в ней  нет. В пьесе другого иного смысла нет, а ровно столько, сколько есть в самой пьесе.  

        Искусство классическое, роман 18 века, смысл сводился к сюжету произведения, о чем пьеса.

        Начиная с классического искусства, смысл и сюжет произведения, начинают расходиться. В момент, когда они начинают расходиться,  в это момент начинаются перемены во всех областях искусства. Театр идет по старой схеме, вот что написано в «Горе от ума», то и есть. Говорят пьесу Грибоедова можно играть двуми способами, Чадцкий-умный, Молчалин-дурак и наоборот Чадцкий- дурак, Молчалин-умный. Но когда писал Грибоедов, понятно, что Чадский был у него умный  и это не вопрос интерпретации.

        Новая драма, которая создает пьесу, которую не возможно поставить, актеры не могут ее играть. Актер вытягивают одну нитку, другую нитку и общий смысл произведения пропадает. Вот тогда и появляется режиссер. Задача заключается, чтобы прочитать текст, донести смысл до конца,  потом по мере развития режиссерского театра,  эта идея начинает так ветвиться и куститься особенно в русском театре, в силу специфичности нашего менталитета и мышления, что своих не узнаешь. Если очень грубо, то, полагая, что в направлении западного режиссерского театра, есть два пути. Берешь пьесу, ставишь пьесу, т.е. берешь Гамлета, ставишь Гамлета, а не берешь Гамлета, а ставишь Короля Лира, т.е. не вкладываешь своего видения какой-то идеи в  произведение, которое ты хочешь вытащить.

        А если у тебя есть мысль, то ты сочиняешь свой собственный текст, вот это отсутствует в русском театре, принципиально. Мы хотим показать одно, показываем другое, а говорим о третьем.

        У нас сама интерпретация становиться самодовлеющей, поставить так, чтобы такого не было.

        В Москву приехал П.Брук с абсурдиской пьесой «Счастливые дни», Показ был на малой сцене, попасть было не реально и все ушли очень разочарованные. Как написано в пьесе «сидит в бочке и разговаривает», так и сыграно «сидит в бочке и разговаривает».

        Итак, направление режиссерского западного театр идет в одну сторону, а развитие русского театра идет в другую сторону, в своем собственном диком сюжете

        Приехал в Москву П.Брук с постановкой «Вишневый сад», спектакль был замечательный, зритель был доволен, наша критика отозвалась на спектакль странно, если не говорить больше никаких слов, Ну подумаешь, приехали, нас учить играть Чехова, а то мы не знаем как надо играть Чехова. Спектакль стерли. Это 1986 год. Пройдет 9 лет и свидетель этого спектакль, Б.И.Зигерман, который сам же очень кисло писал об этом спектакле, написал статью – чистосердечное признание «Как получилось так, что мы проглядели последний великий спектакль 20 века? последний режиссерский спектакль».

        У режиссерского театра есть цель, у актерского театра тоже есть цель, но в существующей пьесе. У Крэга есть размышления, является ли театр искусством или ремеслом? Крэг написал книгу «Театр – это ремесло». У Островского «Театр – искусство, а по мне ремесло и самого низкого сорта» из пьесы «Без вины виноватые».         

        АРТ (искусство) или АРТИС (ремесло)? Всего одна буква. Что создает ремесло, а что создает искусство. Актерский театр ближе к ремеслу, актер знает, как распределиться в роли, как встать, как сказать, как повернуть, пройти. А искусством театр становиться тогда, когда производит целостное впечатление. Например, картина, или исполнение оперы, когда мы понимаем то, что мы по отдельности понять не можем.

        Бывает, идет спектакль 10 лет и вдруг что-то происходит и он проходит блестяще, на ура. Режиссерский или актерский это сложно... Но режиссерский театр это высказывание мысли!!!

        Что отличает режиссерский театр? Это роман. Режиссер пишет художественный текст, в котором актер у него является буквой, актер умеет с помощью своего дарования с другим актером, своим партнером по сцене составлять эти буквы в слова, а режиссер с помощью этих слов пишет художественный текст. Он должен нести принципиально новый смысл, которого до этого не было. Этот смысл может идти не поперек пьесы, так как борьба с пьесой закончилась полной победой режиссерского театр над пьесой.

        И глубоким кризисом в драматургии.

        Морали нет. Мораль выражается только через слово. Через действие? Через действие все равно выражается ясность. Драматургия, на которую все так ополчились, но что она хочет сказать, новый сюжет? Протест? Против чего? Зачем погружаться в бездны того… люди у нас плохо живут и так.

        Новая драма нам была привезена в 90-х годах 20-го века из Англии. Театр Роял Корт начал ставить эксперименты с формой драматической, стал опираться на драматургов типа Сара Кейн - англ, основная тематика её произведений — любовь, смерть, насилие и сумасшествие, и «Вербатим» (а-ля Вырыпаев). Призыв, давайте будем писать факты из жизни, и эти факты станут фактом театра. Далее британский совет в 90-е годы давал гранды денежные под это дело. Это ставили и финансировали. Под это дело и на этой волне, стали открываться театр «Практика», театр «Док». Отражает ли пьеса «Жизнь удалась» нашу реальную жизнь? Нет! Для кого она предназначена?

        Театра «Док» - «Долго не пускают, и ничего, просто читают текст». Зачем? Критика чего? (вспомнить Петрушевскую). Посыл-то какой? О чем? И для кого? Все сделано искусственно и для театральной критики, а не для людей. Вот что новая драма.

        Вот режиссерский театр родился, ставя новую драму, значит, и мы должны ставить современную драму, потом пройдет время и вот, Угаров, станет Чеховым. Просто сейчас мы не можем оценить!! А давайте оценим о чем оно? Если там позитивный смысл?

        Во всем мире кризис идей! Европейская и наша культура зашла в тупик. Социальные идеи изучены уже и не все хотят этим заниматься. Культуре не хватает какого-то нового научного факта, который двинет историю вперед. Полная исчерпанность. Все двинулось вперед. Интернет. Доступность к  информации. Но Интернет не дает знаний. Человек не хочет добывать знаний. В «Мещанах» один персонаж говорит «Сделай так, чтобы работа была мне приятна - я, может быть, буду работать... да!»

        Проблема в том, что сказать нечего.

        Мартин Макдонах, хороший автор, но его предшественник лучше. Это все перепевы «Старые песни о главном». Хорошая пьеса Д.М.Синга «Удалой молодец — гордость Запада» (в переводе К.И.Чуковского — «Герой»), 1907.

        В Европе сразу после войны появились первые театральные фестивали в Авиньоне.

        Единственный спектакль из всего репертуара нашей страны, за все годы существования фестиваля был выбран лишь одни спектакль «История лошади» Товстоногова.

        Во времена, когда у нас все были увлечены новизной. Фоменко поставил очень традиционную «Бесприданницу» …И фонарь на сцене, как в пьесе написана и даже тень от фонаря.

        Сейчас все поставлено на конвейер и на поток, а раньше был штучный.

        Если говорить о тенденции. А вот что лучше самому человеку принимать участие в любительском спектакле? И от этого получать какой-то смысл своего существования и становиться лучше. Или человеку нужно идти самому в театр, садиться в зрительный зал  и смотреть на то, как кто-то с не очень чистоплотный с этической точки зрения будет рассказывать как ему лучше жить и работать. Лучше же первое очевидно.

        У Бердяева есть статья «Новое средневековье», написанная еще в начале 20 века.

        Он говорит о том, что приближается средневековье. Это понятие не негативное, это великая эпоха. Средневековье связано с утрачиванием централизованных идей и с развитием индивидуального частного существование человека, мастером какого- то дела. Вы можете прочитать книгу, написать сто-то, сделать фотографию создавать выставку.

        Отход от общих идей. Какие могут быть новые идеи? Все обо всем уже сказано

        Театр – дом, для какого и кто туда будет приходить.

        У нас началась первая мировая война. Началась не с 1914. А с Трансва́аль(ЮАР), Англия уничтожала его, чтобы завладеть ими. В Англии использовала первые концентрационные лагеря в Южной Африке 1890 г. Происходил передел мира. В ходе войны распались четыре империи: Российская, Германская, Османская и Австро-Венгерская империй

        Были изобретены водородные бомбы, танки, ковровые бомбардировки и др.

        В 1916 году все страны были обескровлены, мир не заключался и не разрешался. Первая война шла и никак не заканчивалась.

        В 1917 году случилась революция. У нас идея «Пролетарии всех стран объединяйтесь». И Европа решила быстренько закончить войну.

        Верса́льский ми́рный догово́р — договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914—1918 годов. Основной класс германии лишался своего дохода, немецким дворянам запрещено было заниматься военным производством. Общая сумма контрибуции, которую должна была выплатить немецкая сторона, была огромна и составляла 132 миллиарда марок золотом. И выплачивать деньги Англии и Франции.

        Набирает свои обороты фашизм. Италия первая фашистская страна. Объявляется чистку неугодных. К 1934 году симпатии к фашизму победили.

        20-е годы - развеселые годы, улицы Парижа заполнены (описание в романе «Фиеста»), прожигание жизни по кабакам. Развили не традиционные формы существования, главное выжили. Женщины пошли работать, кстати, короткая юбка появилась в 20-е годы. Машина в ту пору была редкостью и дикой роскошью.

        «Потерянное поколение», (из к/ф «Полночь в Париже») понятие, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой).

        Русская эмиграция, генералы работали швейцарами, дворяне  в прислуге и т.д.

        Все разваливается. Разгул после войны уже 10 лет.

        Все нуждались в порядке. Все меняется. Меняется даже силуэт в одежде …на прямой.

        К 1935 году все понимали, что война неизбежна. Гитлер собрал армию. В Германии Гитлер ликвидировал безработицу, открыв военные заводы, плюнув на договор (о запрете производить военную продукцию). И стали производить машинки «Зингер». Продукция  и военная и продукты потребления.

        Рейнская зона внедрение Германии.

        До 1975 года Испания была фашисткой страной, умирает Франко.

        1935 г. в Польшу ввели Немецкие войска. Франция объявляет Германии войну, т.к. с Польшей у них был мирный договор заключен.

        Франция стала строить линию Мозжено, огромное укрепление, внутри железная дорога. Там была жизнь, встречали Новый год, почти Китайская стена. Немцы вошли в Бельгии. В 1940 линию обошли линию Мозжено через Бельгию. Немецкая армия  на тот момент самая лучшая армия и логисты и оснащение.

        Франция вывозит капитал из страны, экономика рушится, рабочая неделя сокращалась и часы.

        1940 г - Гитлер заставил Францию подписать пакт о безоговорочной капитуляции.

        Говорить о театре, не учитывая  историческую ситуацию того времени, бессмысленно и невозможно, особенно если говорить об абсурдистах и Арто.