Творческая самореализация как предмет исследования

Глазунов Сергей Валерьевич

Теоретические аспекты исследования творческой самореализации подростков в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_samorealizatsiya_kak_predmet_issledovaniya.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:


Теоретические аспекты исследования творческой самореализации подростков в системе дополнительного образования

Творческая самореализация как предмет исследования

Модернизация общественно-политического процесса нашего общества обусловливает необходимость содержательной и творческой деятельности личности квалифицированного специалиста, способного масштабно мыслить и конструктивно действовать в новой социокультурной ситуации, в связи с этим требования к повышению творческого уровня личности стали общемировой тенденцией. Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс. Именно творческая деятельность лежит в основе прогресса материального и духовного производства, а также в основе развития и становления личности, ее индивидуальности и самореализации.

Психолого-педагогическая литература определяет творческую, или креативную (лат. сrеаtо — сотворение, создание) деятельность как самодеятельность, охватывающую изменение действительности и раздвигающую пределы человеческих возможностей, как способ самоутверждения, самовыражения, самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Н.И. Дружинин и др.).

Творчество выражается в различных видах деятельности, художественной, научной, технической, производственной и др. При этом А. Маслоу[1] подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, выступает в качестве показателя и способа самовыражения и самореализации. Креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, необходимость в разностороннем мышлении и создании необычных идей.

По словам Д. Б. Богоявленской, творчество является атрибутом человеческой деятельности, это её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство»[2]. По мнению сторонников экзистенциализма, носителем творческого начала является личность как экзистенция, как некоторое иррациональное начало, прорыв природной необходимости и потустороннего мира.

Так, согласно точке зрения Г. Я. Буша, творчество – это процесс, приобретающий социальную значимость только вследствие его значимости для диалогического, интерсубъективного взаимодействия, в котором только и возможно порождение нового, будь то знания, предметы, культурные ценности и т. д.[3]

Таким образом, творчество как деятельность приобретает особую значимость для личности лишь в том случае, если личность находится во взаимодействии с другими, и её результат социально значим.

Деятельностная и социальная сущность творчества определена в работах К. Маркса: «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, и которой он должен подчинить свою волю»[4]. Тем самым К. Маркс подчеркнул, что творчество является сутью бытия человека, его родовым социальным признаком, родовой сущностью.

Понимание творчества с позиции деятельностного подхода является основополагающим в российской исследовательской традиции. С. Л. Рубинштейн указывает, например, что «творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что при том входит в историю развития не только самого творца, но и науки и искусства и т. д.»[5]. Работы С. Л. Рубинштейна способствовали утверждению представлений о творчестве как о результате сознательной деятельности субъекта. Ю. А. Милославский говорит о том, что творчество – это деятельность, выполняющая функцию обеспечения своеобразного иммунитета к трудностям и разрушающим последствиям неудач[6].

В. А. Сластенин и Л. К. Веретенникова считают, что творчество рассматривается в науке как деятельность, результатом которой является создание нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. «Творчество – высшая форма активности человека и в то же время его характеристика, свидетельствующая о высоком уровне развития такого интегрального качества, как творческий потенциал личности»[7].

В. И. Андреев трактовал творчество как вид человеческой деятельности, характеризующийся рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве[8].

Таким образом, творчество – неотъемлемая характеристика развития личности. Творческое мышление служит основным проявлением одарённости и самостоятельности личности.

Творчество как способ самореализации личности рассматривали многие учёные. Так, А. А. Леонтьев считает, что непременным продуктом любого творчества является осознание человеком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего (в широком смысле) начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения. То есть осознание человеком себя как субъекта самореализации[9].

В работах Л. В. Ведерниковой творчество рассматривается как универсальный способ позитивной самореализации. Творческая самореализация, по её мнению, укореняет человека в бытии, укрепляет его свободу, позволяет осваивать все новые и новые из своих возможностей[10].

Понятия творчества и самореализации тесно взаимосвязаны. Сама по себе самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики, психологии, философии, социологии. Усиление внимания к ней сопряжено с пониманием её важнейшей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию[11]. При наличии огромного многообразия теоретических подходов в науке сегодня не существует единого подхода к определению сущности самореализации личности. Большинство психологических теорий стремится к объяснению самореализации или сходного с ним понятия такого же уровня. Например, самоактуализация в теории А. Маслоу (1997)[12], идентичность в теории Э. Эриксона[13], стратегия жизни в отечественной психологической теории (Абульханова-Славская, 1991) и др.

Также понятие самореализации разрабатывается в различных теориях роста, развития и достижения, в большинстве когнитивных и гештальт-теорий. Отличие этих теорий в том, что человек в них понимается как активный, деятельный субъект, стремящийся к развитию тех или иных психических структур. Вместе с тем, согласно авторам этих теорий, у человека нет стремлений с самореализации, развитие и осуществление потенциала происходит «параллельно» реализации основной мотивации, признаётся личностной, «надфизиологической» природой человеческой активности. Например, Г. Мюррей разработал список основных потребностей, обязательно присущих людям. В их числе потребность в достижении, которая трактуется как преодоление препятствий, достижение высоких стандартов, конкуренция и превосходство над ними, старание и победа[14]. Всё это говорит о разнообразии подходов к изучению сущности понятия самореализации.

В последнее время различным вопросам, связанным с изучением проблемы самореализации личности, посвятили свои работы М. С. Иванов, Н. А. Кебина, А. М. Климанова, Г. К. Чернявская, Н. В. Южакова и другие.

К проблеме творческой самореализации обращается в своём диссертационном исследовании Е. Ю. Трацевская, которая понимает её как субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах деятельности[15]. По мнению О. В. Шелкуновой, творческая самореализация личности – это непрерывный, целенаправленный процесс, ориентированный на максимальное раскрытие творческих способностей в процессе профессиональной самодеятельности[16].

В связи с глобализацией и информатизацией общества в целом и системы образования в частности идея самореализации приобретает иное видение ее роли в личностном становлении подростка.


[1] Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. — СПб.: Питер, 2005. — 352 с.

[2] Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. – М., 2005. – 176 с. С.25.

[3] Буш Г. Я. Диалогика и творчество. – Рига : Авотс, 1985. – 318 с.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. – Т. 23. – С. 10.

[5] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М. : Мысль, 2009. – С. 54.

[6] Милославский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность лично- сти // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – С. 71.

[7] Сластенин В. А., Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала школьников : учеб. пособие. – М. : Магистр, 2008. – 95 с.

[8] Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – М.: Академия, 2009. – 237 с. С.49.

[9] Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии…» (творчество и разви- вающее образование) // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 39.

[10] Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности : монография. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. – 196 с. 7.

[11] Макарова Л. Н., Подымова Л. С. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – Вып.1. (69). – С. 89–93.

[12] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 108–117.

[13] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 2009. – 340 с.

[14] Иванов М. С., Яницкий М. С. Модель напряжений самореализации и её эмпирическая валидизация // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 20–28.

[15] Трацевская Е. Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания (школа-колледж) : автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с. С.15.

[16] Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: дис. ...канд. пед. наук. – Иркутск, 2005. – 180 с.