Статья на тему "Театр в пространстве образовательной школы"

Ильина Татьяна Ивановна

Статья посвящена взаимодействию искусств в процессе изучения театрального действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_v_prostranstve_obrazovatelnoy_shkoly.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

                         Ильина Т.И.

Учитель ИЗО, МХК.

Театр в пространстве образовательной школы

Театр как предмет изучения в школе - это особое явление, формирующее личность ребенка, его жизненную позицию, морально-эстетические нормы поведения. По силе непосредственного эмоционального воздействия театр находится на первом месте среди других видов искусства. Театральное искусство предоставляет педагогу эффективные методы и формы, способствующие пробуждению у детей творческой активности, художественного начала, формированию эстетических критериев оценки произведений искусства и явлений окружающей жизни, человеческих отношений, собственных поступков.

Театральная деятельность развивает универсальные способности школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения. Существенным является и то, что театр, как никакое другое искусство, предоставляет ученикам возможность игры. Известно, что любая информация легче усваивается через игровой процесс. Из игры дети могут извлечь не только игровой, но и жизненный опыт

Для игровой деятельности существенны следующие положения:

- игра-способ реализации потребностей и запросов ребенка;

- чувства, желания, замыслы, которые раскрываются участниками игры, подлинны и реальны, как реальны замыслы и вопросы, которые решаются;

- в игре открываются чувства партнеров, объединенных единством действия и воздействия;

- ребенок, играя ту или иную роль, не просто переносится в чужую личность, но обогащает, углубляет свою собственную личность;

 -игра является одним из проявлений творческой активности ребенка в разных видах искусства.

        Как считает исследователь проблемы игры М.В. Тендряков, «для духовного становления человека игра предстает «не жизнью, вырванной из жизни», а частью жизненного пространства, в котором он выкристаллизовывается как личность.

        Игра проникает в реальный  мир, участвуя в создании личности, привнося в нее свой опыт, свои ценности».[1] Игра меняет мир, заставляет меняться участвующего в ней. Так появляются условия для изменения личности и. следовательно, для самопознания, самооткрытия человека. Человеческое «Я» определяется совокупностью ролей. Основатель психодрамы  Дж. Морено писал, «роли не рождаются из человеческого «Я»: наоборот, из ролей может появиться «Я».[2] Каждый из нас – прежде всего человек, который принимает на себя какие-то роли, проигрывает их и в целом представляет собой некую ролевую матрицу.

        Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что театрально-игровая ситуация предоставляет условия для самораскрытия и самовыражения ребенка в разных позициях – в роли актера, режиссера, звукооператора, костюмера, критика и т.д. Таким образом, в атмосфере театральной игры создается педагогическая ситуация, при которой учащиеся осмысливают коммуникативное художественное воздействие.

        Особенностью материала театрального искусства является работа над образом действий, которые являются аналогом звука, цвета, слова в музыке, живописи, литературе. «Образ действий» лежит в основе всех ролевых игр детей.[3]Действие объединяет слово актера, костюмы, декорации, музыку и является основой для формирования драматической, вокальной и хореографической выразительности. В процессе изучения техники действий и применения ее в разных сценических жанрах происходит разностороннее развитие художественных способностей ребенка, снимается ограниченность воспитания одним направлением.

        Одним из основных аспектов развития учащихся средствами театра является художественный текст. Связь театра и литературы многосложна. Театр своими средствами «читает» пьесу, переводя ее на театральный язык, выстраивая особый ряд поэтических мыслей (Ф. Достоевский). Задача педагога-режиссера состоит в создании такой педагогической ситуации и переструктурировании материала, которые вызывали бы живой отклик у  детей, раскрывали актуальность изучаемого литературного текста, доказав его способность отвечать на вопросы, волнующие современных школьников, выводить их к проблемам сегодняшнего дня и к философским обобщениям.

        Изобразительное искусство в спектакле имеет не меньшее значение, чем драматургия. Элементы живописи – линия, цвет, мазок, пятно, объем и др. – формируют эмоциональную композицию спектакля, также как и элементы словесного действия – речевой звук, мелодика, ритм, интонация. Художественное оформление подчиняется тем же законам, что и весь спектакль: в нем присутствует экспозиция, развитие, кульминация и финал. В изобразительных возможностях цвета, цветовых сочетаниях заключается огромная эмоциональная сила, которая в состоянии выразить как идейную сторону искусства, так и тончайшие чувства человека.

        Один из самых интересных поисков в области драматургии цвета проведен С. Эйзенштейном при создании сценария «Пушкин». Драматургию цвета в биографии поэта великий режиссер и художник видел в изменении цветовой гаммы – от ярких красок начала, через мужественную красочность периода расцвета, до Петербурга последнего периода с выпадающим цветовым спектром, постепенно заглатываемым мраком. «Конечно, только цвет, цвет и еще раз цвет до конца способны разрешить проблему соизмеримости и приведения к общей единице валеров звуковых и валеров зрительных».[4]

        В организации театрального пространства огромное значение имеет сценография. Сценография – это искусство, связанное с трансформацией соотношения текста и его сценического воплощения. В современном театре сценография обращается к сложным техническим устройствам, аудиовизуальным технологиям. Сама идея тотального театра сводится к стремлению целостного воздействия на зрителя, вовлечения его в активное сотворчество, обретение утраченного единства с ритуалом.

        В пространстве театра реализуются разнообразные художественные тексты: музыка разных стилей, эпох и жанров; поэзия, произведения изобразительного искусства и т.д. Погружение в разноликое пространство человеческой культуры через соавторство, сотворчество и реализацию себя в другом создает условия для развития универсальности личности. Постоянная трансформация образа, заключающаяся в поиске его «знака» в сфере других искусств, способствует многомерному духовному обогащению, формируя представления об искусстве как области единой человеческой культуры.

        Театральное образование в школе реализуется во всех формах (урока, кружка, студии). Ведущим принципом становится принцип полифонического насыщения знаний, претворяемых в жизнь за счет интеграции искусств. Происходит раскрытие внутреннего родства разнообразных художественных проявлений и перевод, перенос одной художественной формы в другую: цвета – в звук, звука – в пространство, пространства – в мерность строки стихотворения и др. Речь идет об искусстве перевоплощения, а поэтому полифония используется, прежде всего, с целью поиска путей рождения театрального образа. Это преображение, трансформация, поиск эквивалента заложены в самой структуре поэтапного движения к конкретному результату, а поэтому могут быть предложены ребенку в качестве развивающих знаний.

        Сюда можно включить:

- визуализацию образов на основе звучащей музыки или поэтических текстов;

- сюжетно - предметное насыщение заданной художественной формы;

- цветовые, музыкальные, интонационно-звуковые фантазии;

- создание звукопластических образов;

- моделирование звукового, цветового, музыкально-двигательного, ритмического пространств;

- пересечение музыкальных, интонационно-ритмических и живописных движений;

- перевод сенсорных потоков в визуально-двигательную модальность.

        В результате педагогически организованного процесса общения, который рассматривается нами как явление культуры и способ ее существования, ребенок осваивает пространственную модель взаимодействия искусств, которая лежит в основе создания театрального образа. Процесс этот идет через освоение индивидуального пространства (на основе развития психофизического аппарата самого реципиента) и пространства игрового (взаимодействия с партнером в процессе общения) и осуществляется с опорой на импровизацию как необходимое условие правды общения на сцене.

        В результате включения ребенка в театрально-творческую деятельность происходит полихудожественное развитие личности на трех уровнях.

        Природно-адаптационный уровень связан с познанием мира через движение и звучание, когда пробуя свои возможности в области различных искусств, необходимых для создания театрального образа, ребенок проявляет себя через сферу чувств и действий.

        Социально-адаптационный уровень связан с включением личности в пространство других индивидов, что предполагает самые различные способы общения: от постижения духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством за всю историю его существования, до непосредственного общения со сверстниками, принимающими участие в создании спектакля.

        И, наконец, интегральный уровень, являющийся результатом освоения мира в процессе познания, творческой деятельности и общения и выражающийся в способности к синестезии и метафорическому мышлению.

        Использование театра в жизни школы становится все более популярным, благодаря своей позитивно-творческой эмоциональности и педагогической эффективности. В результате приобретения театрального мастерства появляется сопутствующее ему развитие вкуса и расширение кругозора. Через театр создаются замечательные условия для вхождения школьников в культуру, решается проблема инкультурации ребенка.


[1] Тендряков М.В. Игра и расширение смыслового пространства// Мир психологии. 2ооо,№3. –С.115.

[2] Дж.Морено. Психодрама. Т.1. 1972. –С.157.

[3] Ершов П.М. Технология актерского искусства.

[4] Эйзенштейн С. С. соч. – С.534.