ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Театральная студия «Арлекины»

РЯБЦЕВА Елена Алексеевна

     У младших школьников одним из ведущих типов деятельности все еще является игра. И театральная  деятельность данной программы строится на различных видах игры – игровые тренинги, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта обучающихся. Данная программа через игровой процесс в театральной деятельности развивает у обучающегося творческие  и художественные способности, формирует умение четко выражать мысли  и владеть  своим вниманием,  дает возможность для раскрытия артистических навыков, в которых самое важное – суметь воплотить образ на сцене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_arlekiny_2016_.docx99.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

лицей № 408

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Отделение дополнительного образования детей

СОГЛАСОВАНО

Протокол методического совета №___

от _____________________ 20___ года

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                          Директор ГОУ ___________

___________ И.О.Фамилия

__________________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Театральная студия «Арлекины»

возраст обучающихся 7—11 лет,

срок реализации — 2 года

Автор-составитель:

Рябцева Елена Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Художественное искусство, особое место в котором занимает театральная деятельность, является  одной из лучших возможностей раскрытия  художественно-творческих  способностей человека, ведь театр - это синтез искусств, впитавший в себя то, что помогает развиваться полноценной личности: литературу, изобразительное искусство, хореографию, музыку и другие виды искусства. Занятия театром способствуют  эстетическому и интеллектуальному развитию ребенка, формируют  творческое отношение ребенка к действительности, приобщают его к общечеловеческим духовным ценностям.

     Театральная деятельность  детей начальных классов (особенно коллективная) целостно воздействует  на личность ребенка: на его раскрепощение, на вовлечение в коллективное действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Обучение и творчество на занятиях в театральной студии способствуют расширению эстетического диапазона обучающихся, повышению культуры поведения, прививают обучающемуся чувства коллективизма, чувство ответственности и перед партнерами по сцене и перед зрителями.

     У младших школьников одним из ведущих типов деятельности все еще является игра. И театральная  деятельность данной программы строится на различных видах игры – игровые тренинги, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта обучающихся. Данная программа через игровой процесс в театральной деятельности развивает у обучающегося творческие  и художественные способности, формирует умение четко выражать мысли  и владеть  своим вниманием,  дает возможность для раскрытия артистических навыков, в которых самое важное – суметь воплотить образ на сцене.

     Дополнительная образовательная  программа театральной студии «Арлекины»  является:

- по тематической направленности -  художественно-эстетической (на занятиях театральной  студии осуществляется межпредметная  связь со следующими видами дисциплин:  литература, музыка, хореография, риторика, изобразительное искусство),

- по целевой  направленности  - общекультурная (методы и формы театральных занятий  погружают детей в присущую им атмосферу игры; выступления на массовых праздниках, показы спектаклей,  литературно-музыкальных композиций дает возможность ребятам набраться опыта публичных выступлений)

Отличительными особенностями и новизной программы являются следующие специфические её стороны:

- использование принципа игрового познания (упор на психологическую особенность детей младшего школьного возраста, заключающуюся в том, что игра – это основной вид деятельности ребенка 7-11 лет; через игровые моменты происходит насыщение процесса обучения и образовательной среды положительными эмоциональными стимулами: эмоциями интереса, удивления, необычности, уверенности, успеха, достижения; принцип основывается на том, что дети любят играть, особенно с взрослыми, которые заинтересованы привнести в игру новые свежие неожиданные элементы, что будит детскую фантазию и придает игре большую привлекательность и продуктивность);

- использование принципа вживания в роль и перевоплощения с позиций реалистического театра школы переживания (т.н. «метод физических действий» К.С.Станиславского - когда подлинное сценическое переживание может возникнуть только от совершения физических действий, умело подобранных актером (в данной программе – актером-ребенком)  в сотрудничестве с режиссером (в данной программе – режиссером-педагогом);

     Актуальность данной программы обусловлена потребностью современного общества в развитии как этических, так и эстетических качеств личности.  И именно тесное общение с театральным искусством  способствует развитию таких качеств, а также формирует и развивает коммуникативную культуру каждого обучающегося данной программы, систему ценностей в человеческом общении,  учит гордиться  ребенка достижениями отечественной культуры и искусства.

      Педагогическая целесообразность образовательной программы «Арлекины» определена  возрастными особенностями школьников начальных классов:  так, основным видом деятельности для них является игра ( т.е легко перевоплощается в самые различные образы); ребенок 7- 11 лет очень быстро и охотно переключает внимание, он любознателен,  инициативен. Данная программа призвана посредством театральной деятельности активизировать интерес обучающихся к искусству театра и искусству вообще, развить воображение, память, внимание; сформировать у обучающегося устную речь; обогатить словарный запас.

ЦЕЛЬ данной образовательной программы:

Создание условий для приобщения ребенка к театральному искусству посредством его участия в малых формах театрализации (мини-спектакли, инсценировки, актерские этюды);

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

Воспитательные задачи:

1.Воспитать художественный вкус;

2. Воспитать уважение к театральному искусству;

3. Воспитать гармонически развитую личность в процессе сотрудничества и сотворчества;

4. Воспитать творческую инициативу

5. Воспитать ответственность перед коллективом 

Развивающие задачи:

  1. Развить чувство ритма и координацию движений  обучающегося;
  2. Развить речевое дыхание, дикцию, артикуляцию обучающегося;
  3. развить художественное и ассоциативное мышление обучающегося;
  4. Развить коммуникативную культуру;
  5. Развить творческие способности обучающегося, его воображение, речь, наблюдательность, память, эмоциональную отзывчивость средствами театрального искусства.

Обучающие задачи:

  1. Обучить основным качествам актерской техники;
  2. Сформировать речевую и пантомимическую выразительность (мимика и жесты);
  3. Сформировать основы театральной культуры; 
  4. Обучить основам кукольной театрализации (приёмам кукловождения, сценическому движению, сценической речи, музыкальному оформлению пьесы).

Отличительной особенностью образовательной программы «Арлекины»  является то, что она дает возможность каждому обучающемуся вживаться в образ персонажа в различных проекциях: как с позиции кукловода (овладение образом через куклу методом «оживления куклы»), так и с позиций реалистического театра школы переживания по системе Станиславского (по принципу вживания в роль методом «физически действий»). Таким образом, программа позволяет  обучающемуся путем эксперимента выбрать приоритетное направление в театральном искусстве и реализовать себя в нем.

Программа адресована  обучающимся начальной школы (возраст 7-10 лет). Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Сроки реализации программы:   Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год.

Формы и режим занятий:  

    Режим занятий - занятия проводятся  четыре часа в неделю (два раза по два часа).

Форма занятий - групповая и индивидуальная, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции,  пластики, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы,  беседы, мини-лекции,  актерские тренинги, спектакли и праздники.  Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ»

  Будут  ЗНАТЬ:

  1. Виды театров (драма, кукольный театр, опера, балет, оперетта)
  2. Основные театральные понятия: действие, реплика, диалог, монолог, ремарка, акт 
  3. Различные конструкции кукол, а также  технику  вождения куклы-перчатки
  4. Средства актерского искусства (мимика, жесты, динамика и темп речи)
  5. Грим и его виды: живописный и объемный
  6. Костюм и важность его соответствия воплощаемому образу

Будут  ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:

  1. О нормах поведения вежливого зрителя и активного исполнителя
  2. Об элементарных технических средствах сцены (занавес, ширма)
  3. Об оформлении сцены
  4. Об искусстве гримирования
  5. О спецэффектах и искусстве света

         

Будут УМЕТЬ:

  1. Взаимодействовать с  партнерами по сцене,
  2. Согласовывать свои действия с партнерами
  3.  Выражать свое отношение к явлениям в жизни
  4. Говорить партнеру заданную фразу с разными подтекстами
  5.  Концентрировать внимание

  

ПРЕОБРЕТУТ НАВЫКИ:

  1. Выразительного  чтения,
  2. Движения в сценическом пространстве
  3. Чтения по ролям
  4. Выступать со сцены в роли ведущего
  5. Эмоциональной оценки
  6. Простейшего нанесения грима

ПОСЛЕ  ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ»

  Будут  ЗНАТЬ:

  1.  Отличия театральных жанров друг от друга  (драма, трагедия, комедия кукольный театр, оперный, балет, оперетта)
  2. Театральные термины актерской профессии : ремарка, акт , реквизит, динамика, резонанс, акустика
  3. Мимический и пантомимический вид театрального искусства, их сходство и отличие
  4. Язык жестов и специфику понятия «театра теней»
  5. Артикуляционные нормы;
  6. Дикционные нормы

Будут  ИМЕТЬ ПОНЯТИЯ:

  1. О нормах поведения зрителя;
  2. О нормах поведения  актера на сцене
  3. Об элементарных технических средствах сцены (занавес, ширма)
  4. О декорациях сцены;
  5. О реквизите и его необходимости в сценических постановках

         

Будут УМЕТЬ:

  1. Импровизировать во взаимодействии с  партнерами по сцене,
  2. Согласовывать свои действия с партнерами
  3.  Выражать свое отношение к явлениям  на сцене
  4.  Оценивать реалистичность исполнителя;
  5.  Ставить этюды с партнером в разных вариантах прочтения сценария

  

ПРЕОБРЕТУТ НАВЫКИ:

  1. Грамотной артикуляции
  2. Выступать со сцены в роли актера  малых драматических форм.  
  3. Декоратора сцены перед конкретным спектаклем
  4. Импровизации в конкретном образе
  5. Эстетической оценки
  6. Коллективного творчества

Формы выявления результатов: прослушивание на репетициях, инсценирование сказок, постановка миниспектаклей

Формы фиксации результатов: видеозапись, фото, отзывы детей (родителей).

Формы предъявления результатов:  выступление на школьных праздниках, родительских собраниях, классных часах, конкурсах городского и районного , фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Арлекины»:

- театрализованные постановки для школьных праздников;

- мини-спектакли для конкурсов, фестивалей, концертов, родительских собраний

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АРЛЕКИНЫ» на 144 часа

№ п/п

ТЕМЫ

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

Знакомство с театром.

18

6

12

2.1

Театр – это искусство.

6

2

4

2.2

История возникновения театра. Античные театры.

6

2

4

2.3

Театры вокруг нас: драма, опера, оперетта, балет, кукольный театр.

6

2

4

3.

Техника и культура речи. Ритмопластика.

28

10

18

3.1

Формы словесного выражения: монолог и диалог.

6

2

4

3.2

Учусь красиво говорить: интонация, динамика, темп речи.

12

4

8

3.3

Сценическое движение. Пантомима.

10

4

6

4.

Мы кукольники!

42

18

24

4.1

Виды кукол. Перчаточные куклы.

4

2

2

4.2

Актеры театра кукол.

4

2

2

4.3

Техника кукловождения.  Пальчиковый тренинг.

6

2

4

4.4

Этюды без ширмы.

4

2

2

4.5

Этюды на ширме.

4

2

2

4.6

Репетиция кукольного спектакля.

16

6

10

4.7

Кукольное представление

4

2

2

5.

Театральная игра

42

13

29

5.1

Сценарий и правила работы с ним.

2

1

1

5.2

Роли всякие нужны, роли всякие важны…

6

2

4

5.3

Актер работает над ролью

8

2

6

5.4

Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам)

18

6

12

5.5

Генеральная репетиция

4

1

3

5.6

Премьера

4

1

3

6.

Фольклор

12

4

8

6.1

Знакомство с устным творчеством русского народа.

4

2

2

6.2

Частушки. Актерские импровизации

6

2

4

6.3

Итоговое занятие. Планы на будущее.

2

1

1

ИТОГО ЧАСОВ

144 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Раздел №1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

(всего 2 ч, теория 2 ч, практика 0 ч)

Теория. Беседа «Что такое театр?»  Педагогическая игра «Как вести себя в театре». План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила техники безопасности.

Раздел №2. Знакомство с театром (всего 18 ч, теория  6 ч, практика 12 ч)

2.1.Тема:  Театр – это искусство. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

 Теория.  Игра «Мы идём в театр». Беседа «Театральное искусство и его особенности: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий».

Практика: Актёрский тренинг на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и физических действий. Постановка актерских этюдов.

 

  1. Тема: История возникновения театра. . (всего 6 ч, теория  2 ч, практика – 4 ч)

Теория.  Мини-лекция о происхождении термина «театр» (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище). Беседа «Всё началось в первобытном обществе: Языческие обряды  - истоки современного театра».  Беседа «Античные театры».

Практика.   Игра «Ритуальные танцы вокруг костра». Актерский тренинг «Маски». Упражнения на развитие  творческого воображения. Актерские этюды в жанре «Мим».

  1. 2.3.Тема: Театры вокруг нас. (всего 6 ч, теория  2 ч, практика  4 ч)

 Теория:  Беседа «Какие бывают театры?» Театральный словарик: драма, опера, оперетта, балет, кукольный театр.

Практика:  Актерский тренинг на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия. Упражнения на закрепление понятий  театрального словаря. Сюжетно-ролевая игра «Наш театр».

Раздел №3. Культура и техника речи. Ритмопластика. (всего 28 ч, теория  10 ч, практика  18 ч)

3.1. Тема: Формы словесного выражения: монолог и диалог. (всего 6 ч, теория  2 ч, практика  4 ч)

Теория: Беседа «Монолог. Употребление монологической речи в жизни и в театре». Педагогическая игра «Диалог: ты и я»

Практика: Выразительное чтение по ролям монологов и диалогов (отрывки из худ. литературы (басни И.Крылова). Игра «Буриме». Актерский тренинг на развитие умения осуществлять сценическое действие вкупе с монологом и диалогом.

3.2.Тема: Учусь красиво говорить. (всего 12 ч, теория  4 ч, практика  8 ч)

Теория: Беседа «Мои интонации». Мини-лекция: «Динамика в нашей речи. Быстро или медленно говорить?»

Практика:  Упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Актерский тренинг «Скороговорка». Игра: «Громко-тихо». Упражнение на воспитание сценического голоса.

3.3.Тема: Сценическое движение. Пантомима. (всего 10 ч, теория  4 ч, практика 6 ч)

Теория: Мини-лекция «Мимика – обойдемся без слов?». Беседа «Пантомима – язык жестов».

Практика: Игра  «Пластические загадки». Мимический тренинг «Гримасы перед зеркалом». Упражнения на пантомимическую выразительность. Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.

 Этюды-пантомимы.

Раздел №4: Мы - кукольники! (всего 42 ч, теория 18 ч, практика 24 ч)

4.1 Тема: Виды кукол. Перчаточные куклы(всего 4 ч, теория  2 ч, практ. 2 ч)

Теория: Беседа «Каких вы знаете кукол?» Театральный словарик: верховые куклы, низовые куклы (марионетки), срединные куклы. Показ кукол (экскурсия в театр кукол).

Практика: Упражнения «Кукольная зарядка» (кукловождение). Пальчиковый тренинг. Игра «Угадай, кто я?»

4.2 Тема: Актер театра кукол. (всего 4 ч, теория  2 ч, практика 2 ч)

Теория: Беседа «Актер, невидимый зрителю», «Голос куклы».

     Практика:  Игра «Узнай по голосу». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, темп речи). Упражнения для развития речевой выразительности (дикция, интонация).

4.3Тема: Техника кукловождения. Пальчиковый тренинг. (всего 6 ч, теория  2 ч, практика 4 ч)

Теория: Беседа-инструктаж «Действия кукловода».

Практика:  Простые этюды с перчаточными куклами: «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны». Упражнения по технике кукловождения:  упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается  «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т.п.; упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»

 4.4 Тема:  Этюды без ширмы. (всего 4 ч, теория  2 ч, практика 2 ч)

Теория:  Беседа-инструктаж «Как оживить куклу».

Практика:  Этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, звукоподражание), Упражнения «Речевые действия» (интонирование).

  1. Тема: Этюды на ширме. (всего 4 ч, теория  2 ч, практика 2 ч)

 Теория:  Беседа «Умение использовать для сценических движений всё

 пространство ширмы и  ширину планшета»

 Практика: Освоение новых движений кукольной головой: круговые движения, «барабан»; упражнения для тренировки кукольной «походки»: ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел — забыл — вернулся», «шел — споткнулся».

4.6. Тема: Репетиция кукольного спектакля.(всего 16 ч, теория  6 ч, практика 10 ч)

Теория:  Распределение ролей. Пробы. Беседа «Что такое репетиция?»

Практика: Тренинг «Кукла - особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер». Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Генеральная репетиция будущего спектакля.

4.7.Тема: Кукольное представление. (всего 4 ч, теория  2 ч, практика 2ч)

Теория: Сдача кукольного спектакля.

Практика: Показ кукольного спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями.

Раздел №5: Театральная игра. (всего 42 ч, теория  13 ч, практика 29ч)

5.1.Тема: Сценарий и правила работы над ним. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1ч)

Теория: Прочтение сценария. Беседа «Образы. Их развитие и выявление сюжетной линии». Деление на опорные сцены. Пересказывание сценария. Слушание сказки с музыкальным сопровождением.

Практика: Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Упражнения на воспитание сценической речи. Актерский тренинг «Движение и голос». Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.

5.2 Тема: Роли всякие важны…(всего 6 ч, теория  2 ч, практика 4ч)

Теория: Беседа «Сказочные герои». Рассматривание иллюстраций с изображениями сказочных героев. Мини-лекция «Что такое роль?»

Практика: Чтение сценария по ролям. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа. Упражнения на развитие внешней техники, упражнение на актерское взаимодействие. Освоение сценического пространства.

5.3 Тема: Актер работает над ролью (всего 8 ч, теория  2 ч, практика 6ч)

 Теория: Беседа «Как работает актер?»

Практика: Актерский тренинг «Речевые действия». Упражнения на развитие внутренней техники «Если бы…». Этюды на воплощение образов сказочных героев.    

5.4 Тема: Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам). (всего 18 ч, теория  6 ч, практика 12ч)

Теория:  Мини-лекция «Образ моего персонажа: внешность, поведение, речь, характер». Беседа «Костюм героя». Инструктаж «Актерский поклон»

Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Практикум «Актерский поклон». Работа с реквизитом.

  1. Тема: Генеральная репетиция (всего 4 ч, теория  1 ч, практика 3ч)

Теория:  Беседа «Наше совместное творчество».

Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (сценическое взаимодействие). Практикум «Актерский поклон».

 5.6 Тема: Премьера спектакля. (всего 4 ч, теория  1 ч, практика 3ч)

  Теория: Беседа «Как приятно быть актером». Сдача спектакля

   Практика: Показ спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями

Раздел №6. Фольклор(всего 12 ч, теория  4 ч, практика 8ч)

  1. Знакомство с устным творчеством русского народа. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2ч)

Теория:  Беседа «Что такое УНТ?». Знакомство с традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа.

Практика: Игра «Хоровод», игра «Прыгаю через костер»,  упражнения на совершенствование речевой выразительности (русские народные скороговорки, чистоговорки). Этюды – эпизоды из русских народных сказок.

 6.2.Тема: Частушки. Актерские импровизации. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4ч)

Теория:  Беседа «Частушка — самый любимый жанр устного народного творчества». Знакомство со структурой частушки и её видами: пригудка,  коротушка, скакуха, Семеновна, припевка, собирушка, вертушка, топтушка). Разновидности частушки по месту ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки.

Практика: Игра «Народное гулянье». Конкурс частушек. Игра «Смешной аккомпанимент для частушки». Упражнение на слияние музыки, действия и речи. Игра «Буриме-частушка»

6.3 Итоговое занятие. Планы на будущее. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1ч)

Теория:  Беседа «Мы умеем быть актерами?»

Практика:  Актерский этюд «Я хочу сыграть роль…».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АРЛЕКИНЫ» на 144 часа

№ п/п

ТЕМЫ

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

2

Театр – наш друг.

18

6

12

2.1

Синтетическая природа театра.

6

2

4

2.2

История театра:  театр Возрождения.

6

2

4

2.3

Театры вокруг нас: Театр теней. Театр пантомимы.

6

2

4

3.

Техника и культура речи. Ритмопластика.

28

10

18

3.1

Формы словесного выражения: Реплики.

6

2

4

3.2

Учусь красиво говорить: интонация, динамика, темп речи.

12

4

8

3.3

Метод физического действия. Актерские жесты.

10

4

6

4.

Готовим кукольное представление.

42

18

24

4.1

Театр Сергея Образцова: перчаточные куклы - просто или очень сложно?

4

2

2

4.2

Актеры театра кукол.

4

2

2

4.3

Техника кукловождения.  Пальчиковый тренинг.

6

2

4

4.4

Этюды без ширмы.

4

2

2

4.5

Этюды на ширме.

4

2

2

4.6

Репетиция кукольного спектакля.

16

6

10

4.7

Кукольное представление

4

2

2

5.

Мы – актеры!

42

13

29

5.1

Выбор сценария: жанр, тема.

2

1

1

5.2

Кастинг на роли. Утверждение на роль.

6

2

4

5.3

Актер работает над ролью

8

2

6

5.4

Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам)

18

6

12

5.5

Генеральная репетиция

4

1

3

5.6

Премьера

4

1

3

6.

Фольклорное творчество.

12

4

8

6.1

Устное творчество русского народа.

4

2

2

6.2

Ярмарочные представления. Актерские импровизации

6

2

4

6.3

Итоговое занятие.

2

1

1

ИТОГО ЧАСОВ

144 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

Раздел №1. Инструктаж по технике безопасности. (всего 2 ч, теория 2 ч, практика 0ч)

Теория. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила техники безопасности.

Практика. Актерский тренинг «Скороговорки». Упражнения на воспитание навыка актёрского перевоплощения.

Раздел №2. Знакомство с театром. (всего 18 ч, теория 6 ч, практика 12 ч)

2.1.Тема:  Синтетическая природа  театра. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

Теория.  Беседа «Театр – синтез множества искусств».  

Практика: Игра «Многоликость» . Актёрский тренинг на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и физических действий. Постановка актерских этюдов.

 

  1. Тема: История театра: Театр Эпохи Возрождения (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

Теория.  Беседа «Драматургия эпохи возрождения». Мини-лекция  «Особенности  театра эпохи  Возрождения: присутствие высокого героического начала, разделение понятий на добро и зло, свободного перехода от возвышенного к низменному, от трагического к комическому».

Практика.   Игра «Веселые подмостки». Актерский тренинг «Маски». Упражнения на развитие  творческого воображения. Актерские этюды  «Городская площадь».

2.3.Тема: Театры вокруг нас: Театр теней. Театр пантомимы. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

 Теория:  Беседа: «Пантомима: Бессловесные интермедии и арлекинада. Лирическая поэтическая пантомима». Мини-лекция «Комедия дель арте».  

Практика:  Сюжетно-ролевая игра «Арлекин и Пьеро». Актерский тренинг на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия. Упражнения на закрепление понятий  театрального словаря.

Раздел №3. Техника и культура речи. Ритмопластика. (всего 28 ч, теория 10 ч, практика 18 ч)

3.1. Тема: Формы словесного выражения: Реплики. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

Теория: Беседа «Что такое реплика?»  

Практика: Актерский тренинг: «Подай реплику». Упражнения на силу голоса, интонационную точность, упражнение на умение  коллективных и парных взаимодействий.

 3.2.Тема: Учусь красиво говорить: Интонация, динамика, темп речи (всего 12 ч, теория 4 ч, практика 8 ч)

Теория: Беседа – повторение пройденного материала «Мои интонации. Динамика речи».

Практика:  Упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Актерский тренинг «Скороговорка». Игра: «Громко-тихо». Упражнение на воспитание сценического голоса.

3.3.Тема: Метод физического действия. Актерские жесты. (всего 10 ч, теория 4 ч, практика 6 ч)

Теория: Беседа «Метод физического движения - основа перевоплощения». Театральный словарик: мимика и жесты в актерском образе.

Практика: Актерский тренинг на жестикуляцию и ритмопластику.  Игра «Пойми меня». Этюды-пантомимы.

Раздел №4: Готовим кукольное представление. (всего 42 ч, теория 18 ч, практика 24 ч)

4.1 Тема: Театр Сергея Образцова. Перчаточные куклы – просто или очень сложно? (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)

Теория: Мини-лекция «Эстрадные миниатюры С.В.Образцова». повторение понятий театрального словарика: верховые куклы, низовые куклы (марионетки), срединные куклы.

Практика: Упражнения «Кукольная зарядка» (кукловождение). Пальчиковый тренинг.

4.2 Тема: Актер театра кукол. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)

Теория: Мини-лекция «Петрушка на руке».

   

 Практика:  Игра «Узнай по голосу». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, темп речи). Упражнения для развития речевой выразительности (дикция, интонация).

4.3Тема: Техника кукловождения. Пальчиковый тренинг. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

Теория: Беседа – повторение изученного материала «Действия кукловода».

Практика:  Этюды с перчаточными куклами:  «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;  упражнения для отработки движений куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни», «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».

4.4 Тема:  Этюды без ширмы. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)

Теория:  Беседа  «Движения куклы вне ширмы».

Практика:  Этюды с воображаемыми предметами в несколько действий: «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму». Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, звукоподражание).

 4.5Тема: Этюды на ширме. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)

 Теория:  Беседа « Движения куклы на ширме»

 Практика: Упражнение на освоение последовательности действий «бежала – вспомнила что-то – резко остановилась – вернулась»; упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу (кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи, кукла, которая слушает, неподвижна). Этюды на ширме - «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму».

4.6. Тема: Репетиция кукольного спектакля. (всего 16 ч, теория 6 ч, практика 10 ч)

Теория:  Распределение ролей. Пробы.

Практика: Тренинг «Кукла - особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер». Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Генеральная репетиция будущего спектакля.

 

4.7.Тема: Кукольное представление. (всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)

Теория: Сдача кукольного спектакля.

Практика: Показ кукольного спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями.

Раздел №5: Мы - актеры! всего 42 ч, теория 13 ч, практика 29 ч)

5.1.Тема: Выбор сценария – жанр, тема. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1 ч)

Теория:  Выбор и прочтение сценария. Деление на опорные сцены. Пересказывание сценария.

Практика: Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. Упражнения на воспитание сценической речи. Актерский тренинг «Движение и голос». Упражнения на развитие умений воплощать пластический образ под музыку.

5.2 Тема: Кастинг на роли. Утверждение на роль. (всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

Теория: Беседа «Образ героя. Характер персонажа». Рассматривание иллюстраций с изображениями сказочных героев.

Практика: Чтение сценария по ролям. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа. Упражнения на развитие внешней техники, упражнение на актерское взаимодействие. Освоение сценического пространства.

5.3 Тема: Актер работает над ролью (всего 8 ч, теория 2 ч, практика 6 ч)

 Теория: Беседа по пройденному материалу «Как работает актер?»

Практика: Актерский тренинг «Речевые действия». Упражнения на развитие внутренней техники «Если бы…». Этюды на воплощение образов сказочных героев.    

5.4 Тема: Развитие образа. Репетиционная деятельность (по эпизодам). (всего 18 ч, теория 6 ч, практика 12 ч)

Теория:  Мини-лекция «Образ моего персонажа: внешность, поведение, речь, характер». Беседа «Костюм героя». Инструктаж «Актерский поклон»

Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Черновые репетиции по сценарию. Прогонные репетиции по сценарию. Практикум «Актерский поклон». Работа с реквизитом.

  1. Тема: Генеральная репетиция (всего 4 ч, теория 1 ч, практика 3 ч)

Теория:  Беседа « Актерство – благодарный труд?».

Практика: Упражнения для развития сценического голоса («Речь героя»: тембр, сила голоса). Парные этюды по сценарию выбранной сказки «Партнеры» (актерские умения, сценическое взаимодействие). Практикум «Актерский поклон».

 5.6 Тема: Премьера спектакля. (всего 4 ч, теория 1 ч, практика 3 ч)

  Теория: Беседа «Мы – актеры!». Сдача спектакля

   Практика: Показ спектакля. Обсуждение спектакля со зрителями

Раздел №6. Фольклорное творчество (всего 12 ч, теория 4 ч, практика 8 ч)

  1.  Устное  творчество русского народа.(всего 4 ч, теория 2 ч, практика 2 ч)

Теория:  Беседа на повторение ранее изученного материала «Что такое УНТ?».

Практика: Упражнения на совершенствование речевой выразительности (русские народные скороговорки, чистоговорки). Этюды – эпизоды из русских народных сказок.

 6.2.Тема: Ярмарочные представления. Актерские импровизации. .(всего 6 ч, теория 2 ч, практика 4 ч)

Теория:  Беседа «Ярмарка в  жизни русского народа. Театральные представления на ярмарке».

Практика: Игра «Народное гулянье». Конкурс «Самый лучший скоморох». Игра «Буриме»

6.3 Итоговое занятие. (всего 2 ч, теория 1 ч, практика 1 ч)

Теория:  Беседа «Театр – великое искусство»

Практика:  Тест-игра «Мои достижения».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная и творческая.  Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога и беседу.    Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу обучающихся .

      При обучении используются словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые способы организации и осуществления учебно-познавательной работы. Выбор способов обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся, темы и формы занятий.

Основные формы развития актерских способностей по данной программе - учебные упражнения, театральные развивающие игры, актерские этюды на базе личного опыта обучающихся и драматизации по мотивам литературных произведений, сценические миниатюры и детские спектакли.

Данные формы организации учебно-воспитательной работы предполагают использование комплекса методов обучения и воспитания: общих (по Ю.К. Бабанскому и С.А. Смирнову) и специфических.

ОБЩИЕ методы:

  1. Методы организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности:
  • получения новых знаний: беседа, мини-лекция, объяснение, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация;
  • выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: прием «упражнение», практические работы, повторение.
  • методы эмоционального стимулирования: создания ситуаций успеха, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности;
  • методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным содержанием, метод выстраивания вокруг учебного материала игрового сюжета, метод создания ситуаций творческого поиска.
  1. Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся:
  • творческое задание;
  • игра и перевод игровой деятельности на творческий уровень.

3. Методы организации взаимодействия учащихся:

  • метод взаимной проверки и критики;
  • прием взаимных заданий;
  • создание ситуаций совместных переживаний.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ методы:

  • метод театрализации; 
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод физических действий
  • метод «оживления» куклы.

Важнейшими специальными методическими приёмами, применяемыми на занятиях по театральному искусству для обучающихся, следует считать:

  • выполнение учебных упражнений и этюдов по словесному заданию режиссера-педагога;
  • актерский тренинг;
  • прием импровизации;
  • педагогической игры
  • прием усложнения заданий;
  • прием создания нравственных переживаний
  • комплексность задач в занятии и каждом упражнении.

Также в работе с обучающимися на всех этапах обучения в используется ДИАГНОСТИКА:

НАЧАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (Метод диагностики – наблюдение, собеседование)

ФИО

Познавательная активность

Сформированность самостоятельности

Сформированность специальных ЗУНов

Коммуникативные умения

-Низкий уровень

-Средний уровень

-Высокий уровень

-Низко

-Средне

-Высоко

Низкий уровень

-Средний уровень

-Высокий уровень

Низко

-Средне

-Высоко

УРОВНИ ПОДГОТОВКИ учащихся проверяются посредством наблюдения и анализа выполненных заданий.

Уровни

Оценка

Теория

Практика

низкий

уд.

овладел менее чем 1/2 объема знаний, избегает употреблять специальные термины

в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога

средний

хор.

объем усвоенных знаний составляет более ½, сочетает специальную терминологию с бытовой

выполняет в основном задания на основе образца

высокий

отл.

освоил практически весь объем знаний, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой

ДИАГНОСТИКА НА ПРОТЯЖЕНИИЕ ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

  ФИО ______________________________________________

Критерии

диагностика I год обучения

диагностика II год обучения

диагностика

конец года

Полу

годие

Конец года

1

Отношение к занятию в целом: положительное

безразличное

негативное

2

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

3

Внимание:

отличное

среднее

легко отвлекается

4

Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии:

всегда

иногда

никогда

5

Проявление творчества:

всегда

иногда

никогда

6

Общеучебные навыки освоены: отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Помещение:

 - кабинет для занятий театральной студии, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, для представлений – зал со сценой и занавесом, местами для зрителей.

Приспособления, театральный реквизит:

- ширма (для театра кукол);

- пальчиковые куклы;

- занавес (кулиса);

- костюмы;

- гримировальные принадлежности;

- маски;

- декорации;

- музыкальный центр;

- микрофоны.

Дидактическое обеспечение курса: подборки рисунков со сказочными героями, фотографий из театров, видеосъемка представлений разных видов театров; тексты для этюдов, тексты сценариев.

ЛИТЕРАТУРА:

Список литературы, рекомендуемой обучающимся:

  1. Соколова Т.Н.  Юным умникам и умницам. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. / М.: Росткнига, 2007.
  2. Набор для творчества "Сказка из помпончиков" / Фан китс, 2009
  3. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся выступать публично
  4. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать музыку/ Кирилл и Мефодий, 2010
  5. Савкова З. В. Монолог на сцене / ИВЭСЭП, 2009
  6. Шишова Н. А. Игра "Пантомима". 3-12 лет. 50 заданий для юного актера. Лерман, 2013 г.
  7. Чемодан юного актера. «Новый формат», 2014 г.

Список литературы, рекомендуемой  для педагога:

  1. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007
  2. Васильев А.Ю., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи. Музыкально-ритмический тренинг / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2013
  3. Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию. Учебно-методическое пособие.  / М.: Центр педагогического образования, 2007
  4. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. / М.: Флинта, 2010.
  5. Кириллова Е. И., Латышева Н. А. Сценическая речь в театре кукол / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009
  6. Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / Прайм-Еврознак, 2011
  7. Мантегацца П. Физиогномика и выражение чувств / Профит-Стайл, 2010
  8. Маркова Е. В. Уроки пантомимы / Планета музыки, 2010
  9. Рудакова Е.Б., Кузнецова С.В., Терских Е.А. "Комплексы творческих занятий для развития одаренности ребенка" /         Феникс, 2011
  10.  Савкова З. В. Монолог на сцене / ИВЭСЭП, 2009
  11.  Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Как быть максимально естественным и убедительным. Телесная свобода, сценическое действие / АСТ , 2011
  12.  Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуация / АСТ , 2011
  13.  Черная Е. И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос / Планета музыки, Лань, 2012
  14.  Эмихен Г. Греческий и римский театр / Либроком, 2012
  15.  Всеобщая история театра / под ред. Терешиной М. / Эксмо, 2012
  16.  В профессиональной школе кукольника. Выпуск 4. Антология / Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009

Интернет-ссылки:

1.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

 искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2.Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

3. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10

4. Учительская копилка.  http://uchkopilka.ru/

5. Сценарии Олеси Емельяновой http://www.olesya-emelyanova.ru

6. Школа моей мечты http://shkolabuduschego.ru

7. Домовенок. http://domovenok-as.ru

8. Ваше чудо. http://vashechudo.ru

Нормативные документы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.

3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16)