Конспект занятия по сценической речи "Повторение – мать учения, но смертельный враг творчества"

Екатерина Пыпина

В данном конспекте занятия представлен сценарий тренинга по сценической речи в театральной студии. Представлена форма подачи и проведения, методика занятия, для наилучшего усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._konspekt_otkrytogo_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         КОНСПЕКТ  УРОКА

  Пыпиной Екатерины Владимировны,

Педагога театральной студии

Тема урока:  «Повторение – мать учения, но смертельный враг творчества»,

проведенного в  СПб ГБУ «МПЦ «Московский», ПМК «Комета»,  г. Санкт-Петербурга  27.02.2013г.:

  1. Научно-методическое обоснование содержания  урока:

      Умение правильно сформулировать мысль и четко понимать и что делаешь и зачем – это один из важнейших постулатов актерской игры, хотя не только это можно отнести к актерству, но также и в обычной жизни это умение очень важно. Также умение взаимодействовать,  уметь повести за собой людей в одной ситуации и подчиниться, в другой, тоже бывает крайне полезным качеством личности.

       Поэтому, на занятиях, учащимся, всегда предоставляется возможность самому провести разминку речи или сделать т.н. зачин – это воспитывает чувство ответственность и развивает самостоятельность в ребенке. Проблема взаимодействия, притирания и дружеского сотрудничества всегда остро стоит в группе первого года обучения. Для этого и нужно на занятиях стараться дать каждом ребенку попробовать себя в роли ведущего и ведомого, или дать групповое задание, которое дает возможность для активного взаимодействия и взаимовыручки партнера.

    Тип проводимого занятия – закрепление. Методы – проблемно-поисковый, практический, игровой, импровизационный.

Основная идея урока – закрепление пройденного материала  и репетиция некоторых кусков представления, этюдным методом.

  1. Основные понятия и термины:  сценическая разминка речи, разогрев мышц лица, опора дыхания, четкость звука, диапазон голоса, темпоритм.

1.3.  Задачи урока: 

  • Способствовать закреплению четких понятий и структуры сценического разогрева речи.
  • Способствовать формированию самостоятельности в ведении разминки.
  • Способствовать развитию импровизационных навыков и способности к быстрой мобилизации и взаимодействию.
  • Способствовать развитию умения практически применить полученные знания.
  1. Задание для учащихся на уроке: самостоятельно провести разминку речи, усвоить и закрепить основные понятия разминки, показать «заводку», репетиция сцен представления.
  2. Домашнее задание: нарисовать выступление своего персонажа.
  3. Оборудование урока: учителю – магнитофон, листы бумаги, для кроссворда, маркеры.

                                ученику – форма для занятий, стулья.

  1. Список литературы для подготовки к уроку:
  1. Учителю: Савкова З.В. Удивительный дар природы: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП,  «Знание», 2009. -  204 с.
  1. Структурный план урока:
  1. Проведение речевой разминки участниками студии, закрепление базовой основы понятий, с включением кроссворда – 30 мин.
  2. «Заводка» организуемая одним из учащихся – 5-7 мин.
  3. Повторение-закрепление репетиционного материала – 35-40 мин.

2. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

У. - Приветствую друзья! Становимся быстро на разминку.

Дети встают в круг.

У. - Итак, разминку сегодня будет вести Аня. Но, сегодня вам на радость, и в помощь, в том числе, мы будем отгадывать кроссворд, точнее вы будете.

Д. – Ураааа!

У. – Не спешите, все же радоваться, т.к. кроссворд составлен для закрепления основных понятий сценической разминки. Которые, вы, конечно, все знаете, и сразу же отгадате.

Д. – оооо.. Нет! Мы не знаем ничего!

У. – Тихо! Так Аня, вперед, с чего мы начинаем нашу разминку? И это кстати, первое словосочетание нашего кроссворда!

А. – Разогрев мышц лица!

У. – Верно! Вперед, проводи разогрев и поясняй, каждое упражнение. (Вписывает первое словосочетание в кроссворд).

         Аня проводит блок упражнений на разогрев мышц.

У. – Хорошо, Ань. Теперь мы с Вами переходим к следующему блоку, что мы тренируем с вами дальше?  Это следующее словосочетание нашего кроссворда!

Д. – Звуковые эффекты! Речь, Буквы!

У. – Нет, другое, пока рано!

Д. – Дыхание!

У. – Правильно, только как это словосочетание звучит? Что вы тренируете в этюде у Дрессировщицы? О чем она вас спрашивает? М?

Д. – А! Опора звука!

У. – Верно, только в данном случае, мы с Вами, тренируем опору дыхания. Аня продолжай вести разминку.

   Аня проводит упражнения на опору дыхания. Блок завершается общим упражнением «Скакалка».

У. – Угу…все ясно…как запыхались в конце упражнения, так все и продолжается. Ничего не поменялось. Тренируемся друзья, тренируемся! Итак, закончили блок на опору дыхания, к чему переходим сейчас?

Д. – Звуковые эффекты! Буквы! Артикуляция!

У.- Вот, кто-то верно сказал – артикуляция, но как можно по-другому сказать? Посмотрите на кроссворд, здесь опять идет словосочетание!

Д. – Четкость звука!

У. – Правильно. Аня продолжай.

Аня проводит блок разминки на артикуляцию.

У. – Итак, и последнее словосочетание нашего кроссворда – это последний блок нашей разминки, что мы с вами делаем?

Д. – Девочек, подвал, этажи….

У. – Хорошо, так как это все называется? Вы сейчас говорите мне упражнения, а не название всего блока. Так как?

А. – Диапазон?

У. – Верно. Продолжаем разминку на диапазон голоса. (Вписывает последнее словосочетание в кроссворд).

Анна завершает разминку речи.

У. – Друзья мои, взгляните же на кроссворд, какое ключевое слово у нас образовалось?

Д. – Слово!

У. – Верно! Ведь слово – это наиважнейший элемент инструментария артиста. Хорошее слово – чрезвычайно важно, при актерской игре, так как этим словом мы можем и должны воздействовать на нашего партнера по сцене. Так, далее мы переходим к «заводке».

    Заводящим сегодня будет Даня. Даня, ты организуешь всех, ясно? А все слушаются Даню, ну,  и,  конечно, все-все фантазируют и импровизируют во время этюда. Этюд – «Фокусник в доме старых игрушек». Вам 3 минуты на обсуждение. Как будете готовы, говорите: « Мы готовы» и в путь.

 Дети уходят в уголок и начинают бурное обсуждение и подготовку к этюду.

Далее просмотр «заводки». Краткое обсуждение и проверка выученных скороговорок.

У. – Итак, друзья мои! Кто-то мне сегодня говорил, что выучил все слова, ну так сейчас мы и проверим. Ваша задача сейчас такая – представьте себе, что вы, ведущие на гала-концерте, с многотысячной публикой и вам надо представить очень известного артиста. Но представлять вы будете, посредством своих скороговорок. Т.е. вместо обычных слов представления, вы говорите скороговорку. Все ясно?

Д. – Да…

У. – Тогда начали. Первый пошел.

Дети по очереди выходят и презентуют скороговорку, у кого не получается с первого раза, пробует еще и еще.

У. – Ну что ж, вполне неплохо, но все-таки, не до конца выучили свои слова, так что, друзья, учим! Учим! Так, а теперь приступаем к репетиции начала, под музыку. Выстраиваемся в порядке очередности. Не забываем манеру поведения вашего персонажа. Действуем сначала без музыки, потом под музыку. Начали.

Репетиция двух кусков начала представления и кусок «Дрессировщица».

В завершении занятия преподаватель и дети благодарят друг друга за что-то.