Статья "Выявление способностей к импровизации в детском театральном коллективе и методика работы для ее развития"

Екатерина Пыпина

В данной статье, представлены основные задачи  определения способностей у детей к импровизации и приведен краткий перечень упражнений для импровизационного тренинга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление способностей к импровизации в детском театральном коллективе и методика работы для ее развития.

“Мне кажется, импровизация -

одно из самых действенных средств,

способных спасти современную сцену

Г.А. Товстоногов

      Создание спектакля – сложный, трудоемкий процесс.

   Работа над постановкой состоит из множества шагов и зачастую, вызывает немало трудностей в ходе творческой деятельности, которые приходится преодолевать режиссеру и труппе. Но режиссер и актеры решают задачи, пользуясь профессиональным языком, и задействуют специфические методы работы. Но что, если режиссер собирается ставить спектакль с участием детского коллектива?

      Такой процесс создания сложен вдвойне. Нельзя использовать такие же методы работы, какие используются взрослыми. Дети имеют другую психологию, иные возможности и навыки.

      Пожалуй, самым известным методом, который используют при постановке спектакля, является метод действенного анализа. Введен данный термин был М.О. Кнебель, ученицы К.С. Станиславского. Именно она стала развивать идею действенного анализа пьесы и роли. В дальнейшем были попытки описать этот метод в новом ключе, происходили поиски нового понимания метода.

        Метод действенного анализа предполагает анализ события и действия в нем импровизационным путем, который производят актеры под чутким руководством режиссера.

       Вторая, практическая часть метода, предполагает активного задействования психофизического аппарата. Взрослые актеры могут действовать согласно заданным условиям, в предлагаемых обстоятельствах, активно подключая весь свой аппарат.

       Но профессиональные артисты этому обучаются пять лет в ВУЗах, а как же быть детям, которые понятия не имеют, что такое импровизация, и уж тем более метод действенного анализа? Применим ли этот метод при постановке спектакля, где задействованы маленькие артисты?

      Часто, к сожалению, в детских театральных коллективах первым по важности находится цель: поставить отчетный спектакль. Тогда происходит работа на результат, а не на качество. Это связано с тем, что программа детского дополнительного образования, к сожалению, не учитывают многих нюансов для полноценного и гармоничного развития детей. Бюрократическая машина не дает возможности заниматься свободным творческим процессом.

       А поскольку идет работа на результат, то выходит, что и метода никакого не используется при постановке, а происходит рутинная работа, где детям, просто говорят, что нужно делать.

      Возвращаясь к вопросу о применимости метода действенного анализа в работе с детьми, важно отметить, чтобы работать с ними по этому методу необходимо развить в них умение импровизировать. Т.к. программа дополнительного образования не дает возможности более подробно и углубленно остановиться на данном этапе развития, и обучения умению импровизировать.

       Первое, с чего стоит начать это определения способности детей к импровизации.

Здесь у нас появляются две основные задачи:

1. Выявить основные проблемы при выполнении импровизационных заданий у детей.

2. Определить  метод для развития  умения импровизировать.

    Существует ряд упражнений, которые помогут выявить способности, но также и помочь развить импровизацию у детей. Например, музыкальная импровизация или этюды на предлагаемые обстоятельства.

     После выявления тех или иных проблем, необходимо разработать методику работы, создать тренинг по импровизации, который поможет юным актерам. Методом освоения и в тоже самое время основным упражнением будет этюд.

     «Этюд – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера в предлагаемых обстоятельствах…Мы стремимся соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируется личность будущего артиста. Когда мы подходим к первым этюдам, то требуем, чтобы они приучали учеников адресоваться к себе, к жизни, чтобы они поняли и почувствовали: «этюд – это отрезок жизни, известный мне, может быть, даже прожитый мною». (З. Я. Корогодский «Начало»)

     При проведении тренажа импровизации,  какая бы она ни была, но детям всегда необходимо задавать четкие условия существования и обстоятельства на сцене. Также в помощь, для проявления характерности персонажей, или более точного понимания ситуции, в которой ребенок, например, никогда не был, важно приводить примеры, более понятные им.

        Основой для этюда служит сюжет из жизни, но сотворенный в воображении, придуманный, напитанный «багажом» наблюдений, и живым, непосредственным чувством артиста. Самая главная задача в исполнении этюда – создать ход событий. Это должна быть небольшая история из жизни с началом, конфликтом и логичным завершением события.

     

  ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:

1.        Метод активного восприятия - наблюдение за явлениями жизни;

2.        Метод практический;

3.        Метод по характеру деятельности – поисковый;

4.        Метод по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности – практический (упражнения, этюды).

Приблизительный комплекс упражнений:

  • Этюд на память физических действий (этюд с воображаемыми предметами). Это первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность линии физической жизни. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.
  • Этюд на музыкальный момент (путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает)
  • На три слова: письмо, огонь, вода (задача – офанатзировать обстоятельства, в которых три предложенных слова органично вплетаются в единое действие, причем эти слова не произносятся, а именно обыгрываются)
  • «Впервые в жизни»  провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства
  • «Невероятное событие».
  • Этюд «Молча вдвоем» (этюдное задание, не позволяющее разговаривать. Оно дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова)
  • Этюд на рождение слова (адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или иного факта или события).
  • Этюд на "цепочку физических действий" на основе литературного материала
  • Этюд-наблюдение (бессловесный, с текстом) (на основе упражнения "Наблюдение")
  • Этюды на определенное (заданное событие)
  • Этюды на основе басни (этюд используется как своеобразный переход от этюдов «молча вдвоем» к словесным этюдам).
  • На основе литературного материала (прозаического отрывка, рассказа, драматического отрывка).

       Здесь описан лишь краткий перечень упражнений. Но они являются основными, на основе этих упражнений, можно придумывать и создавать новые. Важно не останавливаться в своем воображении, а открывать все новые грани, придумывать интересные ситуации и упражнения, и тогда придет результат. Освоив умение импровизировать ребенок, сможет использовать это в анализе пьесы и роли методом действенного анализа.