Конспект учебного занятия «Шаг в профессию» по программе «Основы театрального искусства»

Лазаренко Ольга Олеговна

Конспект учебного занятия для детей среднего возраста. 

С постановкой спектакля малой театральной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shag_v_professiyu.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Шаг в профессию»

Конспект открытого занятия по программе

«Основы театрального искусства»

для группы 4 года обучения

Возраст детей 12-14 лет

Авторы-составители:

педагог дополнительного образования

Лазаренко Ольга Олеговна

методист отдела художественного воспитания

Кустарева Марина Геннадьевна

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Тема занятия:

«Шаг в профессию».

Занятие в форме театральной постановки на основе сюжета сказки «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена.

Цель занятия:

создание условий для формирования интереса детей к театральным профессиям.

Задачи:

Обучающие

  • формирование начальных навыков театральных профессий: осветителя, декоратора, костюмера, звукорежиссера;
  • формирование навыка актерского перевоплощения, сценического взаимодействия;
  • формирование умения осмысленного исполнения театральной роли; закрепление знаний о знаменитом сказочнике Г.Х.Андерсене;

Развивающие:

  • развитие артистичности, индивидуальности, эмоциональной выразительности;
  • развитие сценической раскрепощенности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие навыка коллективного взаимодействия;

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
  • формирование эстетического вкуса, умения вести себя в коллективе.

Вид занятия:

комбинированное занятие - повторение пройденного, освоение нового материала.

Форма организации детей на занятии:

групповая.

Методы обучения:

практический, наглядный, словесный с использованием ИКТ – технологий.

Характеристика группы:

Группа состоит из 10 детей 12-14 лет четвертого года обучения.

Продолжительность занятия:

45 минут.

Методические материалы, используемые на занятии:

Мультимедийная презентация. Содержит

слайды: 1. «Г.Х.Андерсен», 2. «Театральные профессии», 3. «Старинный костюм» 4. «Оформление театральной постановки сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине».

Материальное оснащение:

Костюмы, шумовые инструменты, скамейки, театральная бутафория, грим.

Технические средства обучения:

Ноутбук, проектор, экран, колонки.

План занятия:

I    Организационный момент;

II   Подготовительный этап;

III Основной этап: постановка сказки Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине;

IV  Контрольно-диагностический этап;

V   Рефлексивный этап;

VI Итоговый этап.


Ход занятия

Этапы

Содержание

Время

Примечания

Сопроводительный текст

                                                                     Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность.

5мин.

Дети входят в класс, рассаживаются на места.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сюда, во Дворец творчества вы приходите заниматься театральным искусством. Сегодня у нас не совсем обычное занятие: вас ждет много нового и интересного. Знаете ли вы, что говорил о театре А.С. Пушкин? «Театр – волшебный край!» Как вы думаете почему он сравнил театр с волшебством?

Ответы детей.

Педагог: Театр – «волшебный край», потому что он выдуманный, в нем возможны превращения, каждый может перевоплотиться в кого угодно, здесь всегда происходит что- то интересное.

Как вы считаете, какие средства и краски используются в театре, чтобы увлечь зрителя, который пришел на спектакль, в придуманный мир? Что заставляет людей забыть о своих повседневных делах и проблемах и на время погрузиться в выдуманную реальность?

Ответы детей.

Педагог: Игра актеров, музыкальное и световое сопровождение действия.

Сообщение темы и цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности.

На экране слайд «Профессии». Возникают изображения театральных профессий.

Ребята, а какие специальности необходимы в театре? Давайте их назовем и скажем, чем эти люди  занимаются? (Посмотрите на экран) Как вы думаете, кто это… он пишет сценарий (сценарий – это специально написанное произведение для сценической постановки, либо адаптированное для сцены литературное произведение). Воплощает авторский замысел… Как вы думаете, кто главнее сценарист или режиссер? Режиссер, так как именно он руководит постановочной работой. В каждом спектакле виден индивидуальный почерк – режиссерский замысел. Исполняет замысел режиссера…, создает актерские образы…, художественно оформляет сцену…, работает с музыкой…,  работает со светом…. И все вместе это – театр.

Театр – это коллективное творчество. Успех театральной постановки зависит от труда многих людей. Работа каждого направлена на воплощение режиссерского замысла.

Сегодня мы собрались, чтобы в очередной раз отправиться в волшебную страну театра. Нам предстоит создать сказочную миниатюру, в которой каждый из вас сможет проявить себя: кто- то будет артистом, а кто- то освоит другие театральные профессии.

                                                                                              подготовительный

Выполнение разминочных упражнений, активизация мышечной активности.

5 мин.

Дети становятся в круг, выполняют упражнения на дыхание, раскрепощение мышц, артикуляцию, память физических действий «Ковбои».

Педагог следит за четкостью выполнения упражнений, добивается выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений с полной самоотдачей учащихся.

Педагог: Для того, чтобы наша работа была успешна, нам необходимо подготовить себя: разбудить свой организм и голосовые связки. Давайте выполним разминку «Ковбои»!

Мы с вами превращаемся в ковбоев. Надеваем шляпу, все звуки произносим с посылом голоса, четко, открываем рот. Залезаем на своего коня и скачем тренировать коня на манеж, наш конь должен хорошо показать себя на выставке (звук "цоканья"-работа языком). Прискакали, тормозим лошадь (звук "Прррр"-работа губами). И вот случилась беда- наш конь сбежал. Надо его найти. Высматриваем, (с прямой спиной наклон вперед с права на лево, произносим звук "О", наклон вперед с лева на право, произносим звук "У"). Чтобы нашего коня поймать, надо позвать помощь. Достаем свои пистолеты и стреляем в воздух (звук "БА"), к нам на помощь прискакали другие ковбои. Вот мы увидели коня (выпрямили спину звук "А"). Конь напуган, теперь нам надо ее поймать, достаем свое лассо, раскручиваем его (звук "Ш-ш-ш"), накинули (звук "ХОП"), тянем коня к себе ("Вау-вау-вау" - звук плавный на одном дыхании). Скачем домой (звук "цоканья"). Доскакали, тормозим коня (звук произносим губами "Пррр"). Слезаем с коня и празднуем завершение дня - открываем бутылки с лимонадом (звук "ПА-ПА").

                                                                                       Основной

Практическая работа

25 мин.

На экране изображение силуэта Г.Х. Андерсена. Звучит его голос, рассказывающий о себе.

Чтобы нам приступить к работе, необходимо  узнать, что это будет за сказка. Давайте посмотрим на экран, у меня для вас есть необычное послание.

Звучит голос Г.Х. Андерсена:

Здравствуйте, ребята! Я вам немного расскажу о себе, а вы попробуйте догадаться, кто я такой. Я родился в Дании в 19 веке в бедной семье. В детстве мне много приходилось работать, хотя больше всего нравилось мечтать, сочинять и устраивать импровизированные домашние спектакли. В 14 лет я ушел из дома, чтобы выучиться и стать знаменитым. Я мечтал стать артистом, играть на сцене, сочинять пьесы. Должен сказать, что учеба мне никогда легко не давалась, и в качестве актера не удалось добиться зрительского  признания, мои пьесы тоже не имели большого успеха. Но знаменитым я все-таки стал благодаря своим сказкам.  Я написал более 100 сказок для детей и взрослых, многие из них вы и сейчас с удовольствием читаете, по ним снимают кино и мультфильмы: «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Оле-Лукойе», «Дюймовочка» и другие. Вы догадались, кто я?

Ответ детей.

На экране идет показ костюмов 19 века.

Педагог распределяет роли и театральные профессии. Дети наряжаются в костюмы.

Дети характеризуют героев сказки: принцессу, королеву, короля, принца, фрейлин. Одевают костюмы, гримируются.

«Артисты» и  «специалисты» занимают свои места.

На экране изображение замка звучит Allegro (март) из цикла А. Вивальди «Времена года»

На экране изображение грозы, звучит Prestoиз цикла «Времена года А. Вивальди».

На экране «Огонь», звучит Largo(апрель) из цикла «Времена года» А.Вивальди.

На экране «Звездное небо», звучит Adagio molto (октябрь) из цикла «Времена года А. Вивальди».

На экране «Рассвет», звучит Allegro(май) из цикла «Времена года А. Вивальди».

На экране «Замок», звучит Allegro(ноябрь) из цикла «Времена года А. Вивальди».

Правильно. А теперь угадайте сказку:

Вся промокла под дождём,

постучалась в двери.

- Я принцесса. Можно в дом? 

- Это мы проверим!

- Как ты ноченьку спала?

- Ничего хорошего-

Не заснула до утра

Дети: Принцесса на горошине.

Педагог: Давайте немного поговорим с вами о сказке «Принцесса на горошине». Как вы думаете, о чем эта сказка? Какую мысль хотел донести до нас автор.

Дети предлагают варианты ответов: «Сказка о доброте и милосердии. Ведь принцесса выглядела, как нищенка, когда постучалась во дворец, но ее все равно пустили и обогрели».

«Сказка о том, что не надо о человеке судить по одежке».

Педагог: Сказка затрагивает очень важную и непростую тему: как отличить настоящее от подделки, подлинное благородство души от притворства? Если воспринимать горошину как метафору, мы увидим в этой простой истории глубокий смысл: истинное благородство доказывается не рождением, а  делами. Умение испытывать  чувства сострадания, отзывчивости, щепетильности, внимания к мелочам и деталям является признаком благородства.  Андерсен бросает вызов традиционным представлениям о знатном происхождении.
Интересно, что эта сказка, как и другие самые ранние сказки Андерсена, написанные им в 1835 году, не была принята датскими литературными критиками, которые нашли ее легкомысленной и осуждали автора за отсутствие морали и простой язык, напоминающий народные традиции. Один из них советовал Андерсену "впредь не тратить время на писание сказок для детей". Вспоминая об этом недобром отзыве, Андерсен признавался: "А я, между тем, никак не мог преодолеть свое желание продолжать писать их (сказки)".

В какое время происходят описанные события?

Дети: Во времена королей, принцев и принцесс – в 19 веке (то время, когда жил сам Андерсен).

Педагог: Какими средствами мы можем передать ту эпоху?

Дети: костюмами, особым стилем общения, поведения, музыкой,. 

Педагог: В прошлые века существовали правила, регламентировавшие жизнь и поведение человека из высшего общества  - этикет. Этикету с детства обучали и девочек, и мальчиков, поэтому, соблюдение всех правил не было проблемой для воспитанного человека. Это отличало людей высшего общества от низших сословий.

Этикет включал почти все сферы жизни человека: искусство двигаться, одеваться, разговаривать, поддерживать беседу и многое другое.

Умение красиво двигаться: ровная осанка, движения плавные, элегантные.

Умение одеваться: гардероб всегда по моде, изысканный, богатый. Посмотрите на экран. У дам длинные платья, у мужчин – фраки, панталоны. Одежда безупречного кроя из богатых тканей, часто украшена дорогой вышивкой.

Умение общаться: искусство говорить приятно, давать разумные ответы, легко поддерживать беседу.

Согласитесь, что некоторые правила этикета 19 века нам было бы неплохо перенести и в нашу повседневную жизнь.

Ребята, теперь я вам предлагаю решить, кто чем займется в нашей постановке.

Педагог: Роли распределены, и теперь нам необходимо обсудить образы героев, какие у них характеры.

Рассуждения детей. Обсуждение образов и характеров героев сказки.

Педагог: Теперь давайте выберем себе подходящие костюмы.

Педагог: У нас все готово для разыгрывания спектакля

«Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсена.

Звучит спокойная музыка. На экране замок.

Фрейлина1 : Жил-был один принц, и захотелось ему жениться на принцессе.

Фрейлина2: Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашел.

Принц: Я никак не смог узнать, настоящие они или нет. Всем им чего-нибудь не хватало. Поэтому я вернулся домой очень огорченный, - уж очень хотелось найти настоящую принцессу.

Фрейлина1: Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром,

Фрейлина2: Сверкала молния, дождь лил, как из ведра.

На экране гроза. Звучит тревожная музыка. Появляется несчастная принцесса.

Королева: Я слышу, кто-то стучит в ворота. Поздно, уже никого не добудишься. Накиньте плащ и откройте.

Король: Да, да, я сейчас открою. (Идет к воротам.) Кто здесь?

Принцесса: (отчаянно) Будьте добры, откройте, пожалуйста. Я принцесса!

Король: (изумленно) Принцесса?! Не может быть!

Принцесса: Поверьте, я самая настоящая принцесса. Вот если бы не этот противный дождь…

Король «открывает ворота» и вводит Принцессу. На экране камин.

Все:(удивленно, с осуждением) Боже мой! На кого она похожа!

Принц:(приподнимается на троне): Вода ручьями стекает с ее волос, прямо на туфельки.

Принцесса:(смущенно)Я в таком виде…Дождь, молния…Спасибо, что вы меня сразу впустили.

Королева:(жалостно)Бедняжка, какая ты мокрая, как будто тебя только что вытащили из реки.

Принцесса:(гордо, с вызовом) И все-таки я самая настоящая принцесса! (Все разводят руками.)

Королева:(сочувственно)Надо скорее напоить ее чаем и уложить спать. (Приносят чашки).

Принц:(мечтательно) Она чудо как хороша, даже в этом намокшем платье.

Королева:(заговорщескимголосом)А вот мы выясним для начала настоящая ли она принцесса, есть ли в ней то самое особенное.

Король:(удивленно)Да как же это?

Королева:А ты разве не знал, что есть проверенное средство - мы проведём одно старинное испытание принцесс.

Король: Что? Какое такое испытание?

Королева:Это государственная тайна, но метод безотказный.

Фрейлина1: (подглядывает в щелочку) Королева сбросила с кровати все тюфяки и подушки, но что же положила на голые доски…

Фрейлина2: (отталкивает 1-ю фрейлину) маленькую горошинку и накрыла ее пуховыми тюфяками и перинами.

Фрейлина1: Интересно, как будет спать Принцесса, почувствует ли она горошинку?

Королева: Пойдем, милая, тебе нужно отдохнуть. (Уводит Принцессу).

Фрейлина1: На эту постель и уложили Принцессу спать.

Королева: Спокойной ночи!

Звучит тихая музыка. На экране небо. Принцесса ворочается с боку на бок.

На экране утро. Звучит светлая музыка.

Королева: Она, должно быть, уже проснулась. Я пойду, посмотрю.

Королева: (стучит). Можно?

Принцесса:(измученно) Да-да, войдите!

Королева: Доброе утро, милая гостья. Ну, как вы спали?

Принцесса:(приподнявшись на постели): Ах, очень плохо. Я всю ночь не могла сомкнуть глаз! (Встает). Бог знает, что за постель у меня была! Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь у меня все тело в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо!

Король: (восторженно)Она и в самом деле настоящая принцесса! Ведь она почувствовала маленькую горошину сквозь гору тюфяков и перин!

Принц:(восторженно) Только настоящая принцесса может быть такой неженкой. Мама, папа! Я счастлив! Я женюсь на ней, она настоящая принцесса!

На экране изображение замка. Артисты торжественно проходят по классу. Кланяются.

Контрольно - диагностический

5 мин.

Педагог: Ребята, вы разыграли  небольшой спектакль. Теперь я вам предлагаю обсудить вашу постановку. Высказать свое мнение о том, что было удачно, а что не очень получилось.

Дети делятся своим впечатлением о разыгранном спектакле.

Педагог высказывает свои замечания.

Рефлексивный

3 мин.

Дети выражают свое отношение к прошедшему занятию. Подводятся итоги голосования. Педагог их оглашает.

Педагог: У меня приготовлены для вас горошины и две корзиночки: «успех», «провал». Я попрошу каждого из вас взять по одной горошине и положить ее в ту корзиночку, которая соответствует вашему представлению о сегодняшнем занятии.выразите пожалуйста ваше впечатление по нашего занятия и по постановке в том числе.

Итоговый      

2 мин.

Педагог: Молодцы, ребята, на сегодняшнем занятии вы побывали не только артистами, но и освоили азы премудрости некоторых других  театральных профессий: звукорежиссер, осветитель, декоратор, а в конце вы смогли быть критиками. Кто-нибудь из вас хотел бы выбрать эти профессию в будущем? У вас еще есть время подумать.

До свидания. Вы сегодня молодцы!


Аннотация к материалам УМК занятия

«Шаг в профессию»

по программе «Основы театрального искусства»

Название методического материала

«Шаг в профессию»

Форма методического материала

Демонстрационный материал в виде электронного образовательного пособия: мультимедийная презентация

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Постановочная работа»

Тема программы: «Репетиция всего спектакля»

Содержательная структура методического материала

Демонстрационный материал представляет собой мультимедийную презентацию, состоящую из разделов:1. «Г.Х.Андерсен», 2. «Театральные профессии», 3. «Старинный костюм» 4. «Оформление театральной постановки сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине».

Содержательная нагрузка методического материала

Раздел «Г.Х. Андерсен» содержит иллюстративный и аудиоматериалы, знакомящие детей с великим датским сказочником.

Разделы «Театральные профессии» и «Театральный костюм» содержат иллюстративный материал по данным, темам.

Раздел «Оформление театральной постановки сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине» содержит слайды с видео- и музыкальным сопровождением 6 разделов спектакля.

Методика применения методического материала

Мультимедийная презентация может быть использована как целиком или отдельными ее разделами как в обучающей деятельности педагогами театральной студии, так и в процессе театрального действия или концертного выступления.

Результативность применения методического материала

Применение демонстрационного материала на занятиях способствует повышению уровня усвоения программных знаний учащимися, поддержанию высокого интереса к занятиям.

Использование раздела «Оформление театральной постановки сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине» в концертной деятельности повысит уровень эмоционального воздействия актерской игры на зрителей.