Осознанный зритель

Доянова Александра Валерьевна

Проект "Осознанный зритель" был разработан для подготовки учащихся к просмотру смектакля и последующего его анализа при помощи метода безоценочного интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osoznannyy_zritel.docx48.58 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации «Проектно-исследовательская деятельность педагога дополнительного образования»

Проект «Осознанный зритель»

Автор: Доянова Александра

Санкт-Петербург

01.01.2017


Содержание

  1. Введение ………………………………………………….    3
  2. План проекта …………………………………………….    8
  3. Применение метода безоценочного интервью другими специалистами ……………………………………………16
  4. Список литературы ………………………………………19

1.Введение.

1.1 Актуальность:

 В современном мире очень много навязываемой визуальной информации – телевидение, интернет, реклама. Это приводит к тому, что мозг перестает глубоко анализировать то, что мы видим. Восприятие становится поверхностным. Такой тип восприятия автоматически включается и во время посещения театра и, как правило, после просмотра спектакля, ребенок может лишь сказать – понравилось ему или нет. То есть, просто дать оценку. А ведь насколько больше ребенок может вынести для себя из просмотра спектакля, если его к этому подготовить и особенно, если он будет готовиться к этому сам. Осознанно.

 Проект «Осознанный зритель» направлен на подготовку ребенка к посещению театра и последующего анализа увиденного при помощи метода безоценочного интервью. Это позволит  более глубоко заглянуть в суть спектакля, открыть новые грани восприятия происходящего, разглядеть режиссерскую задумку, так как зритель будет подготовлен. Зачастую ребенок попадает в театр неосознанно, туда его приводят родители, учителя. Редко его к этому специально готовят. Просто ставят перед фактом. Нам бы хотелось изменить эту ситуацию и показать ребенку, что театр это не только развлечение, но и целый мир, окунувшись в который можно обогатиться духовно и интеллектуально. А это актуально и важно во все времена.

1.2 Цель проекта:

В процессе апробации метода безоценочного интервью проникнуть в суть режиссерского замысла, тем самым изменив просто «смотрение» спектакля на его осознанное «видение».

1.3 Задачи проекта:  

  1. Расширить представление детей о театре как вида искусства; 
  2.  Помочь формированию мышления и культуры учащихся; формированию целостной картины мира. 
  3.  Придать проекту межпредметный характер, показать общие закономерности, корректировать и помогать ученикам в освоении приёмов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности; 
  4. Сформировать информационную компетентность (самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов); 
  5. Сформировать коммуникативную компетентность (формирование навыков общения в группах в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности). 

1.4 Теоретическая значимость проекта: 

Теоретическая значимость работы обуславливается раскрытием новых приемов подготовки к просмотру театральной постановки (спектакля, балета, оперы и т.д.), а так же расширением знаний о театре, как виде искусства.

1.5 Практическая значимость проекта:

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанные в его ходе приемы и методы можно применять перед каждым походом в театр при организации внешкольной работы учащихся.

1.6 Длительность проекта:

краткосрочный (два занятия до предполагаемого похода в театр; поход в театр на мюзикл «Дюймовочка»; одно занятие после похода в театр)

1.7 Кому адресован проект:

В первую очередь проект рассчитан на детей от 7 до 12 лет, но может использоваться в подготовке к походу в театр детей и более старшего возраста.

1.8 Ресурсы, необходимые для реализации проекта:

  • кабинет со стульями;
  • педагог, дети;
  • билеты в театр;
  • бумага, письменные принадлежности;
  • доступ в сеть интернет

     1.9 Финансовые затраты, источники финансирования:

Проект является малобюджетным. Требуется приобрести билеты в театр (Театр Георгия Данелия, спектакль «Дюймовочка», стоимость: 450 руб. с человека)

Письменные принадлежности и бумага: 25 руб. на одного человека.

Все затраты финансируются родителями детей – участников проекта. Педагог приобретает билет на спектакль самостоятельно.

Итого: 475 руб. с человека

  1.  Основные этапы проекта:

           Подготовка.

 Самостоятельное изучение учениками сюжета спектакля: поиск информации о сюжете, о его авторе, историческая справка, сбор информации (интернет, книги и др. источники)

Встреча «Я - режиссер».

Предлагается в ходе беседы выяснить, как учащиеся видят данный сюжет, воплощенный на сцене. Как бы они оформили сцену (декорации, свет и т.д.), какую музыку использовали бы при постановке, какие акценты расставили бы в сюжетной линии (возможно, что-то изменили бы), в какие костюмы одели бы актеров и т.д.  На данном этапе очень важно, чтобы у ученика сформировалось свое видение спектакля, чтобы он представил себя режиссером. Расставляются определенные ориентиры – на что обратить особое внимание на спектакле. Задаются вопросы, ответы на которые ребенок должен найти во время просмотра спектакля.

 Посещение мюзикла «Дюймовочка».

Одним из условий на этом этапе является изоляция ребенка от чужих мнений об увиденном. Ведь  дети очень быстро перенимают чужое мнение, особенно мнение взрослых или детей-лидеров. Наша же задача состоит в том, чтобы ребенок отошел от шаблонного «смотрения» спектакля, а перешел на уровень «видения», который предполагает погружение в свои собственные ощущения.

Проведение безоценочного интервью.

В ходе безоценочного интервью проводится анкетирование. Результаты анкетирования обсуждаются в ходе беседы. Метод безоценочного интервью  будет раскрыт далее, в подробном описании хода проекта.

Анализ результатов проекта.

Выясняется, изменилось ли восприятие спектакля? Что конкретно изменилось? Что дал данный проект каждому? Какие личностные изменения произошли? Какие выводы можно сделать? Будут ли дети в будущем применять данный подход?

Предлагается заполнить анкету:

  1. Изменилось ли ваше восприятие спектакля?     Да     Нет
  2. Если да, то что конкретно изменилось?   (описание в свободной форме)
  3. Что дал вам данный проект?

- узнал много нового

- научился «видеть» идею режиссера

- научился анализировать спектакль

- почувствовал себя в роли режиссера

- другое

           4. Будете ли вы в будущем применять данный подход?   Да  Нет

2. План проекта

2.1 Подготовка

Прежде всего, выясняется, кто из учеников готов участвовать в проекте.

В группе нашей студии «Вконтакте» за 2 недели до предполагаемого события  размещается информация о походе на спектакль, где указывается дата, название спектакля, время и место. Всем желающим предлагается записаться в комментариях под объявлением. На запись дается 5 дней. Таким образом, через 5 дней у нас набирается группа участников, для которых мы назначаем общее собрание.

Первая встреча участников: собрание.

На собрании, приблизительно за полторы недели до похода на спектакль, мы собираем деньги на билеты. Так же даем детям задания для самостоятельного исследования:

 - найти информацию о сюжете спектакля, об авторе;

 - подумать – какова основная мысль данного сюжета.

На самостоятельное исследование выделяется 4 дня, после которых, все участники приглашаются на вторую встречу.

Вторая встреча участников: «Я – режиссер»

Предполагается, что ко второй встрече дети хорошо знают сюжет предлагаемого спектакля, кто является автором (краткая информация об авторе), какова основная мысль произведения.

Встреча проходит в кабинете, дети рассаживаются полукругом для того, чтобы каждый хорошо видел и слышал собеседника. Педагог сидит перед аудиторией.

Все приветствуют друг друга.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, все выполнили задание и теперь каждый из вас хорошо знает сюжет сказки «Дюймовочка». Давайте сейчас вместе вспомним его.

(Проговаривается сюжет).

Педагог: Молодцы! А давайте теперь представим, что нам поручили поставить спектакль по сюжету этой сказки. Для начала, давайте подумаем, как бы мы оформили сцену, то есть поговорим о декорациях. Роль декораций в спектакле очень важная. Они создают атмосферу места, где происходит действие. Какие места действий фигурируют в сказке «Дюймовочка»?

( Дети перечисляют: болото, поляна насекомых, осенний лес, мышиная нора, дом крота, сказочная страна)

Предлагается каждому ребенку выбрать одно место действия и подробно описать, какова атмосфера этого места, как бы он воплотил ее в декорациях, какие материалы бы использовал, какое освещение, как бы организовал сценическое пространство.

Педагог: Замечательно! Теперь поговорим о героях сказки. Как бы вы одели актеров? Какие костюмы бы вы придумали для каждого из героев?

Каждый ребенок выбирает одного героя и подробно описывает его костюм, из каких материалов он сделан, какие цвета использованы в костюме. Желательно, чтобы ребенок аргументировал свой ответ.

Педагог: А теперь давайте подумаем, как герои бы двигались на сцене. Какие у каждого из них характерные движения?

Каждому ребенку предлагается изобразить движения, выбранного им героя.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент мог бы, по вашему мнению, олицетворять и озвучивать каждого героя?

Каждый ребенок отвечает. Аргументация не требуется. Вопрос больше направлен на ассоциативное мышление.

Педагог: Замечательно! Молодцы! А теперь – необычный вопрос: кто вы в этой сказке? Кем вы видите себя в этом сюжете?

Каждый ребенок отвечает.

Педагог: Сейчас каждый из вас побывал режиссером спектакля «Дюймовочка». Как вы заметили, у каждого появилось свое представление о том, как можно воплотить этот сюжет на сцене театра. Вам понравилось быть режиссерами? Ребята, когда мы с вами будем смотреть спектакль, поставленный профессиональным режиссером, пожалуйста, обратите внимание – какие технические приемы, спецэффекты использованы в постановке. Как режиссер «ответил» на все вопросы, которые мы сегодня обсудили с вами. Какую основную идею несет постановка. На эти вопросы я попрошу вас ответить на нашей встрече, которая состоится после похода в театр. И еще одна важная просьба: после спектакля постарайтесь не делиться впечатлениями друг с другом, а дождаться нашей общей встречи. Спасибо! До встречи в театре!

Примечания: На данном этапе подготовки ставится задача сформировать у ребенка собственное видение сюжета сказки, воплощенного на сцене театра. Уделяется внимание всем компонентам: декорациям, освещению, костюмам, пластике, музыкальному сопровождению. В результате этого, при просмотре спектакля, ребенок обратит пристальное внимание на все детали, чтобы сравнить свое видение с тем, как воплотил и «увидел» все это профессионал. Такая подготовка поможет заострить и сделать осознанным внимание зрителя в театре.

2.2 Посещение мюзикла «Дюймовочка» (третья встреча участников)

В назначенный день все участники проекта собираются у театра за 20 минут до спектакля. Педагог раздает всем билеты, которые были заранее куплены и назначает дату и время следующей встречи (следующий день после спектакля), чтобы все участники могли поделиться впечатлениями.

Педагог напоминает участникам, на что они должны обратить особое внимание:

- какова основная мысль спектакля; что хотел режиссер донести до зрителя.

-   какие технические приемы используются режиссером.

- декорации, костюмы, освещение, музыкальное сопровождение спектакля.

Высказывается пожелание по возможности не делиться впечатлениями сразу после спектакля, не обсуждать увиденное друг с другом.

2.3 Проведение безоценочного интервью (четвертая встреча участников)

На следующий день после спектакля все участники собираются в кабинете. Стулья расставлены по кругу. Педагог сидит вместе с детьми. Каждому участнику выдается лист бумаги и ручка.

Методика безоценочного интервью

Применять метод безоценочного интервью для обсуждения спектакля впервые стала театральный психолог, много лет работавшая в Московском ТЮЗе, Ольга Иосифовна Троицкая. Она решила провести эксперимент: изучить восприятие подростками спектаклей о своих сверстниках и современниках при помощи этой психологической методики. В итоге выяснилось много интересного, но, главное, сама техника получила новую редакцию. Из метода психологического интервьюирования она превратилась в метод обсуждения художественного события. Структурировались основные фазы и ключевые вопросы методики.

Структура безоценочного интервью

Ребята садятся в круг и отвечают на вопросы ведущего (педагога).

1. Активизация чувственной памяти: задаем вопросы, которые позволяют воскресить первые яркие, живые воспоминания об увиденном. «Закройте глаза (по-честному): какая картинка, звук, текст всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «…» (название спектакля)?»

2. Освобождение чувств и сознания зрителей от сопротивления. Мы задаем вопросы, которые позволяют им освободиться от всего негатива, накопившегося во время спектакля. Этот негатив может быть связан с субъективным состоянием ребенка, поведением зрительного зала, с особенностями самого зрелища или еще какими-то факторами. Но в любом случае удерживаемые внутри негативные реакции помешают вести продуктивный диалог об увиденном, и поэтому мы должны от них освободиться: «Где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?»

3. Теперь по принципу контраста мы должны дать возможность участникам разговора пережить все позитивные чувства, связанные со спектаклем. Это настроит нас на позитивную работу: «Где вы искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?»

4.  Вопросы на сопереживание и идентификацию. Одна из важных функций искусства – возможность максимально ярко вместе с героями пережить то, что мы сами переживаем, хотели бы пережить или боимся пережить в реальной жизни. Из такого сопереживания вырастают и навыки самоанализа, и коммуникативный опыт, и умение создавать собственную картину мира. Поэтому мы помогаем зрителям обнаружить их истинные отношения к героям и к себе. Вопросы на глубинное переживание: «Где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до конца? Где было грустно, больно, хотелось поплакать?» Вопросы на личностную идентификацию: «За кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? Были ли такие моменты, где вам было особенно радостно или страшно за них? Где вам было за них стыдно? Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? Если бы вы могли с ним познакомиться, кем бы вы хотели его видеть: братом или сестрой, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой, тетей или дядей, кем-то еще? О чем бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время?»

5. Следующий блок вопросов выводит зрителей на художественно-эстетическое осознание увиденного. Он связан с обсуждением специфических художественных выразительных средств данного спектакля. Мы обращаем внимание на работу художника, композитора, драматурга, режиссера, актеров. «Если бы у спектакля не было названия – как бы вы его назвали? Если бы в спектакле не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии? Что? Если бы там была не такая, а другая музыка, цветовая гамма, декорации и т. д. – что-то изменилось бы для вас? Что?»

6. В конце беседы нужно помочь детям перейти от аналитических форм работы к синтезирующим, осознать пафос целостного произведения, художественный метод, при помощи которого оно создано, понять, к кому обращен этот спектакль. «Кому из своих близких и знакомых вы посоветовали бы посмотреть этот спектакль? Почему? И что бы вы ему при этом сказали? Кому вы не советовали бы это смотреть и почему? Хотите ли вы сами посмотреть этот спектакль еще раз? Или что-то другое этого же автора? Режиссера? С этими же исполнителями? Какого рода спектакль вы хотели бы увидеть в следующий раз?»

Роль учителя

Сам педагог при любом способе обсуждения говорит в последнюю очередь и только если его спросят; максимально односложно, чтобы ребятам хотелось самим додумывать и спорить, расспрашивать. Чтобы они начали ценить квалифицированное мнение, а не тосковали от занудства и назойливости взрослых.

Обсуждение можно считать удачным, если в конце юные театралы говорят о том, что испытали чувство радости от того, что их выслушали, что они были интересны со своими чувствами и размышлениями. А главное, у них появилось сознание: какие мы, оказывается, умные! Хорошо, если ученики признаются, что их понимание спектакля изменилось в ходе разговора. И теперь им хочется перечитать пьесу, еще раз посмотреть спектакль.

А теперь пишем!        

После совместного просмотра спектакля и коллективного обсуждения предлагается выразить свои впечатления в письменной форме. Помимо традиционных рецензий, это могут быть: стихотворение в прозе, эссе, театральная байка или театральный анекдот, репортаж, дневник событий, реплики и диалоги, подслушанные в зрительном зале, в фойе и за кулисами, драматургический этюд на театральные темы, интервью со зрителями, актерами и режиссерами, творческий портрет актера, режиссера, проблемно-аналитическая статья и т.д.

Краткий вариант безоценочного интервью:

1 этап: включение чувств (чувственная реконструкция)

Направлен на восстановление в памяти ощущений от увиденного: картинка, звук, физические ощущения, цвет, фактурные ощущения.

  1. этап: самое негативное, самое позитивное

Направлен на выявление наиболее ярких эмоций во время спектакля, как позитивной, так и негативной.

3 этап: аналитика

На данном этапе задается самое большое количество косвенных вопросов о спектакле: кому бы вы порекомендовали? Как бы вы назвали? Кто ты из героев? Чего не хватает? Что нельзя убрать из спектакля? Придумайте рекламный слоган к спектаклю? Какие известные актеры могли бы играть в нем? И т.д.

4 этап: перекрестные вопросы

Каждому из участников предлагается анонимно написать три вопроса о спектакле: на внимание; задать вопрос, на который у самого участника нет ответа; озвучить свое видение и спросить «А ты что думаешь?»

После этого все листы с вопросами сворачиваются и кладутся в «шляпу» (это может быть любая подходящая емкость). После этого каждый участник тянет из «шляпы» свернутый лист с вопросами и отвечает на них устно.

3. Применение метода безоценочного интервью другими специалистами.

Метод безоценочного интервью может использоваться не только для анализа спектакля, как в данном проекте, но и в других сферах. Например, в школах на уроках музыки (https://infourok.ru/bezocenochnoe-intervyu-po-predmetu-muzika-klass-1637975.html) для обсуждения прослушанного произведения.

 Также встречаются подобные проекты в работе детских образовательных студий (http://childrens-museum.ru/event/item/192-puteshestvie-v-mir-iskusstva-vsej-semjoj) Частный образовательный проект «Детский музей. Дом семейных традиций» г. Москва предлагает программу «Смотрим вместе или путешествие в мир искусства всей семьей» для детей и родителей, в которой используется безоценочное интервью для обсуждения художественного события (прочитанной книги, увиденной картины, выставки, мультфильма, фильма, спектакля). Программа разработана Александрой Никитиной – театроведом, кандидатом искусствоведения. Направлена на обучение методу безоценочного интервью детей и родителей с целью дальнейшего его применения в организации семейного досуга.

Интересно, что в Москве был организован целый театральный фестиваль, ориентированный на метод безоценочного интервью – «Маленький спектакль», который проводится ежегодно с 2010 года.

Организаторами фестиваля стали МИОО и Школа №1329. Вот как о нем пишут сами организаторы.

«Маленький спектакль» - это фестиваль детских театральных коллективов, где их участники и руководители могут  показать и посмотреть спектакли малой формы (сценические миниатюры длительностью не более 15 минут, представляющие собой целостную сюжетную историю). Жанр спектакля может быть любым: драматическим, литературным, речевым, пластическим, кукольным, музыкальным, хореографическим, вокальным и т.д.
Уникальность этого фестиваля заключается в том, что основным его героем являются не актеры и режиссеры, а – зрители, которыми становятся все участники до или после собственной работы на сцене.
На протяжении всего фестивального дня спектакли демонстрируются в режиме «нон-стоп». Во время монтировки следующего спектакля проводятся зрительские конкурсы, которые направлены на формирование активной творческой среды, способствующей развитию зрительской культуры и зрительской компетенции детей - участников фестиваля и позволяющей создать радостную позитивную атмосферу праздника и сотворчества.
Награды, вручаемые на фестивале – это призы победителям  зрительских конкурсов.
Одним из основных условий участия в фестивале является обязательное присутствие каждого из участников на всех мероприятиях фестиваля – от его начала и до финала. К участию в фестивальной программе допускаются творческие работы детских театральных коллективов Москвы и Подмосковья.
Фестиваль проводится с 2010 года, и за это время его участниками стали более 60 коллективов – около 1500 детей и педагогов. В этом году гостями праздника стали 11 коллективов Москвы и Подмосковья, а это – более 250 детей.
В ходе фестивальной программы среди юных участников были проведены образовательные зрительские конкурсы: «Самый внимательный зритель», «Театральный художник», «Театральный музыкант» и др.
Кроме своего прямого презентуемого назначения, фестиваль несет и немалую методическую нагрузку. В ходе проведения мероприятия используются инновационные методики работы с восприятием художественного образа, такие, как «Блиц-диалог» и «Безоценочное интервью». Педагоги-участники фестиваля имели возможность ознакомиться с ними, убедиться в их эффективности на практике.
На фестивале сложилась теплая, дружеская, горячая атмосфера настоящего сотворчества, где взрослые и дети стали частичками единой творческой общности, именуемой – театр, где играют дети. (
http://mioo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14095:yakor-ezhegodnyj-besprizovoj-obrazovatelnyj-festival-malenkij-spektakl-2017&catid=378:sobytiya-i-proekty-kafedra-esteticheskogo-obrazovaniya-i-kulturologii&Itemid=788)

Выводы:

Метод безоценочного интервью не широко, но используется в работе с детьми и подростками. Следует отметить, что некоторые специалисты стараются его популяризировать, внедрить в организацию семейного досуга, как эффективный способ обсуждения культурных явлений или художественных произведений. Безусловно, метод безоценочного интервью достоин внимания всех, кто связан с работой с детьми, с образованием и всех тех, кто интересуется культурой и искусством. Он может применяться в общеобразовательных школах, школах искусств, в дополнительном образовании и в рамках семейного досуга.

В результате проекта «Осознанный зритель»:

  1. Расширено  представление детей о театре как вида искусства; 
  2.  Оказано содействие в формировании мышления и культуры учащихся; формировании целостной картины мира. 
  3. Сформирована коммуникативная компетентность (навыки общения в группах, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности)

4. Список литературы

1. Борис Павлович – Лекции в рамках курсов «Педагогическая лаборатория БДТ» 2017 г.

2. Никитина А., Троицкая О. «Учимся обсуждать спектакль» http://ps.1september.ru

3. «Проф толк» «Театральная педагогика – воспитание чувств» https://medium.com/@culttrigger

4. Белановский С. «Глубокое интервью» 2010 г.