Пьеса "Мама, я так хотела жить..."

Гатауллин Рафаэль Зиннурович

Основой репертуара нашего театра является экологическая тематика. Незатейливым языком своих персонажей – зверей и птиц – в ходе порой сказочного, порой реалистического развития действия наши юные актёры пытаются рассказать своему сверстнику-зрителю о значимости для нас лесов и озёр, о необходимости бережного отношения к природным ресурсам и братьям нашим меньшим.

Однако понимая важность нравственного воспитания детей как зрителей, так и самих участников театральных постановок, мы, педагоги, ищем и такой сценарный материал, который бы являлся откликом на животрепещущие события как современные, так и из прошлого нашей истории с целью формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, воспитания в детях таких общечеловеческих качеств, как сочувствие, сопереживание, взаимовыручка.

В своём репертуаре мы используем и сценарии, созданные нашими педагогами. Один из таких сценариев и представлен на Международный конкурс «Палитра педагогического мастерства: методические разработки».

Отличительной сюжетно-композиционной чертой данного сценария спектакля является принцип синхронизации трагических событий далёкой войны и катастрофы речного теплохода «Булгария», произошедшей в наши дни.  И в том, и в другом случае гибнут дети, и их гибель является тяжёлым укором для взрослых, которые не смогли уберечь детские жизни. Такой вывод для себя при просмотре спектакля сделают зрители старшего поколения. Для юных же зрителей, так же как и для юных актёров, играющих эту пьесу, важен тот факт, что дети на сцене, погибая, спасают других детей. И родственная канва в сюжетной линии спектакля, объединяющая двух главных героинь произведения, перерастает в своего рода философскую перекличку времён, подводящую к главному выводу: проходят десятилетия, меняются поколения, но Человеческое в человеке – это нравственная категория вне времён; это именно то, что делает человека Человеком, который, невзирая ни на какие тяготы времени, борется и за себя, и за окружающих его людей.

Продолжительность спектакля по данному сценарию – приблизительно 40 минут.

Сценические костюмы: белые накидки; одежда в современном стиле и стиле 40-х годов прошлого века.

Реквизит: оберег, свечки, детские игрушки, фотографии.

Декорации водного пространства и небесных просторов.

Музыкальное оформление:

Л.Бетховен. Лунная соната.

Л.Бетховен. Симфония 7.

Ф.Шуберт. Ave Maria.

Р.Маркс.Right here waiting...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пьеса "Мама, я так хотела жить..."108 КБ

Предварительный просмотр:

Р.Гатауллин

МАМА, Я ТАК ХОТЕЛА ЖИТЬ…

Светлой памяти Бориса Немцова

 посвящается…

Действующие лица:

Катя

Арина

Алина

Агата

Юля

Настя

Вика

Света

Эльвира

Наташа

Снежана

Маруся

Лера

Действие I

Явление 1

Палуба речного судна. Слева на сцену выходят Юля, Алина, Катя, Эльвира, Снежана (в руках девочек – чипсы, кока-кола, мобильники); справа – Агата, Настя, Света, Наташа, Маруся (в одеждах 40-х годов прошлого века: телогрейках, пальтишках, платках; за плечами – разноцветные вещмешки). Девочки одной группы, общаясь между собой, не замечают девочек из другой группы. Музыкальный фон: современные мелодии звучат вперемешку с мелодиями 30-40-х годов прошлого века.

Катя (осматриваясь). Ну и посудина. Интересно, сколько ей?

Юля (смотрясь в зеркало и причёсываясь). Я слышала: папа в каюте мамке сказал, что больше полтинника.

Настя (снимая платок с головы). Ну вот и славно, девчата. Добрались-таки до реки.

Агата (снимая мешок). А пароход-то, вроде, ничего – ладный.

Алина (разворачивая жвачку и кладя её в рот). Прикиньте: у нас в каюте окна такие древние, что их палки подпирают.

Эльвира (протирая очки). А попробуешь их закрыть – в каюте душно, как в парилке.

Света (доставая из мешка сухарик и начиная его грызть). Ну что, вещички-то прямо здесь, на палубе, раскладём?

Наташа (расстёгивая пальтишко). Да не торопись ты, Свет. Щас Аришка возвернётся от воспитательницы и скажет, чё делать.

Снежана (надевая наушники от плейера). А постельное бельё? Лучше вообще не прикасаться.

Катя. Да ладно вам. Двое суток речной прогулки, - и мы снова в Казани.

Маруся (садясь на мешок и доставая из него листок бумаги, начинает выводить что-то на нём огрызком карандаша). Ты, кораблик, нас неси, по волнам… неси… неси… (задумываясь, подносит карандаш к губам).

Агата (подсаживаясь к Марусе). Опять, Марусь, свои стихи строчишь?

Алина. Смотри-ка, Кать: Юлька в своём репертуаре.

Юля (продолжая прихорашиваться). А то. Вечером, по ходу, дискотека намечается. А там, Алинка, какой-нибудь симпатяга нарисуется. Надеюсь, с оболтусами из нашего класса ничего общего не имеющий.

Света. А вот мне, Агат, больше Маяковский нравится. «Левой! Левой!» Вот это по-нашему, по времени. А то кораблики, волны, цветочки…

Настя (задумчиво). Время… А у меня и папку, и обоих братьев на фронт забрали. Дедуля тоже порывался. Горит, добровольцем пойду – фашиста бить. А бабуля ему: «Куда тебе, вояка… И так уже дома ни одного мужика не осталось». (Достаёт из мешка книгу и начинает читать.)

Явление 2

На сцену слева выходят Вика с бутербродами  и бутылкой сока и Лера.

Эльвира. О, явились – не запылились.

Вика (жуя бутерброд). Зацени, Эльвирка, какие я селфи щёлкнула… Вот это в музыкальной комнате, это я рукой на дверь показываю. А это – на спасательном круге верхом. Круто? А это типа папке-мамке на прощанье машу.

Явление 3

На сцену справа выходит Арина.

Арина (бодро). Ну, как настроение, девчонки? Ага, Марусенька – в творчестве. Светка опять свой дневной запас уминает. Ну Настёна без книг жить не может. (Обнимает Наташу.) Ну а ты, Натка, чего пригорюнилась?

Наташа. Да так… По мамке заскучала. Шибко отпускать она меня не хотела. Всё приговаривала: ты, мой цветочек, воды-то боишься. (Вздыхает.) А я ей: ну значит, не цветочек я вовсе, а кактус!

Арина смеётся и крепче прижимает её к себе.

Снежана (снимая наушники). Лерк, ну что, будет что-нибудь в музыкалке?

Лера. Да встретили там какую-то тётку-аниматора. Сказала, что всех детей в муззале соберёт. Игры какие-то будут. А в самом зале, кроме большого рояля, ничего больше нет.

Маруся. А как там маленькие, Ариш?

Арина. Тётя Матрёна их внизу разместила, в трюме. Там тепло. На полу – солома. Только потом её выкинуть нужно, а то вшей        разведётся. (Садится рядом с Настей.) Что читаем, Настён? «Ти-та-ник». А-а, что-то слышала. Корабль такой, бедовый. Не нашенский. Не бойся, наш не такой. И дядя капитан у нас, видела, какой? Усища-то, как у самого Будённого! (Вздыхает.) Эх, а ты представь только, на каких кораблях будут плавать у нас дети лет через пятьдесят. Больших, белых. И палуб, считай, по пять или даже семь. А? А если что, вот, нас этот оберег спасёт: мамка дала.

Юля. Вик, мальчишек много видели?

Вика (выпивая сок из бутылки). Видели одного. Аделем зовут. Как раз для тебя. (Вытирая ладонью губы.) Лет пять ему.

Девчонки смеются.

Наташа. Ариш, а мы… мы не потонем?

Арина. Чего? (Резко вставая.) А ну отставить эти сопли. Вы пионерки или кто? Нас вон и дядя красноармеец с пулемётом на мостике охраняет. Через три месяца вернёмся. Вот как немцев прогоним… Вон тётя Матрёна нам махает с кормы. Айдате, значит, там и разложимся. А тут, я слышала, ящики какие-то нагрузят. И мешки свои не путать – их специально разной ниткой сшили, чтобы нас различать. Сахар, муку от воды беречь! Бумажки со своими именами не терять!

Арина, Агата, Настя, Света, Наташа, Маруся уходят в ту сторону, откуда вышли на сцену.

Явление 4

Эльвира. И всё-таки, народ, глючный какой-то теплоход. Говорят, здесь даже врачихи нет.

Снежана. А крен какой. Водой чуть окна внизу не заливает.

Юля. А мы с мамкой жилеты спасательные проверили. Так они древние, без ремней, держатся кое-как.

Лера (переводя взгляд с одной девочки на другую). А я перед отъездом «Титаник» пересмотрела.

Катя. У-у, достали. Может, хватит мозг выносить, а? Вот истерички. И причём тут «Титаник»? Там океан был. А здесь река. И берег – вон, совсем близко. А взрослых сколько на теплоходе! Все знаки какие-то ищут. Может, и мне до кучи свою бабку вспомнить?

Вика (откусывая сразу полбутерброда). Что, тоже на «Титанике» была?

Девчонки смеются.

Катя. Очень смешно, Вика, ну прямо обхохочешься. А тема, между прочим, серьёзная. Там один немецкий лётчик, гад, к пароходу прицепился, ну и давай по нему стрелять. А там – маленькие дети. Ну и бабка моя стала спасать их, из воды вытаскивала. А самой было столько, сколько нам сейчас. Мне мамка рассказывала. Ариной Родионовной звали, прямо как у Пушкина. Умерла только она рано, до того, как я родилась, от сердца. А от неё я вот оберег ношу.

Вика (принимаясь за третий бутерброд). Значит, тоже боишься?

Катя. Да чего бояться? Война, что ли сейчас? Мамка настояла: бабушку твою, говорит, ведь спасла…

Палубу тряхнуло. Девочки качнулись, ухватившись друг за друга.

Лера (выглянув в окно). Волна…

Алина. А хотите, народ, я вам свой новый стих прочитаю. Вчера сочинила. Так что исполняется впервые…

Лера (тыкая локтём в бок Вику). Ну хватит чавкать-то.

Вика (с набитым ртом). Да я с утра ничего не ела.

Лера (иронично). Ага. С утра – это час назад?

Катя. Да тихо вы! Давай, Алин.

Алина (складывая ладошки на груди; тихим голосом).

Жаркое солнце, хлеба колосья

Тянут ко мне золотые волосья,

Море на юге вдруг всколыхнётся,

Солнце зажжётся.

Лес полон шума, загадок и песен,

Я вам скажу: «Этот мир интересен!»

                   (Стихи трагически погибшей Васягиной Полины, 9 лет).

Эльвира. И как это у тебя получается, Алина?

Алина. Не знаю. Утром просыпаюсь, а в голове – уже готовые строки в голове… Ладно, девчонки, пойду я к бабуле – она в каюте одна осталась… (Уходит в ту сторону, откуда вышла на сцену.)

Юля. А я – к родителям. Чао. Вечером встретимся. (Уходит).

Вика. Ну-у, а я…

Лера. Дай-ка угадаю: в буфет? (Окидывая Вику с ног до головы.) Ох, подруга, я бы посоветовала тебе притормозить с обильным питанием.

Вика. А тебе бы – ускориться. А то так и останешься такой коротышкой.

Эльвира. Да ладно вам. Пошли – прогуляемся.

Лера, Вика, Эльвира уходят.

Снежана. Ты чего, Катюх?

Катя. Да так… О бабушке вспомнила… Ты сейчас куда, Снежан?

Снежана. Пойду взгляну, что это за музыкальная комната. Со мной?

Катя. Не, я потом.

Снежана уходит. Катя извлекает из кармана оберег; некоторое время рассматривает его, а потом надевает на шею; уходит вслед за всеми.

Действие II

Явление 1.

Жёсткие музыкальные аккорды. Сцена резко то освещается, то затемняется. Звуки пикирующего бомбардировщика, пулемётной очереди, взрыва, всплеска воды. Многоголосый детский крик ужаса. Звуки резко смолкают. На сцене под тихую музыку появляется Света в белой одежде.

Света (пошатываясь). Что это..? Где я..? (В изумлении осматривает себя.) Нет… Нет… (Приближаясь к краю сцены, опускается на колени и прикладывает ладошки к вискам, как будто пытаясь что-то вспомнить и понять.) Самолёт… И так близко – белые кресты… «Он не будет стрелять, - шепчет наша воспитательница, обнимая нас, - у нас ведь на палубе полотнище с Красным Крестом». Но у дяди пулемётчика… ему, наверное, ещё и восемнадцати нет… не выдерживают нервы. Пулемётная очередь, и тогда…

Резкий звук пикирующего самолёта, пулемётной очереди; детский крик вперемешку с всплеском воды.

Света (опуская руки). Как будто ожог в спину, а потом – ещё, и ещё! (С выражением ужаса на лице смотрит в зрительный зал, как бы сверху вниз; шёпотом, переходящим в крик.) Настя… Настюша… беги, беги! К ящикам! Да брось ты эту книгу! Беги! Он идёт на заход! Нет!!!

Света зажимает уши и закрывает глаза. Звуки войны резко обрываются. Звучит тихая мелодия. На сцене появляется Настя в белой одежде.

Настя (осматривает себя). Что это..?

Настя опускается рядом со Светой и смотрит на неё в немом изумлении; Света кладёт ей руку на плечо.

Настя (как бы объясняя сначала Свете, а затем – зрительному залу). Тётя Матрёна вдруг вскочила и побежала по палубе. А дядя капитан кричит, хрипло так кричит: «Стой, дура, куда? Убьют!» А она, худенькая такая, машет детской шапочкой у себя над головой и кричит: «Нет, нет! Там дети! Нельзя!» А самолёт – прямо на неё… Так и осталась тётя Матрёна, воспитательница наша, там, на палубе… А потом – взрыв… И вода – в трюм. И этот страшный крик малышей… А потом – крик Арины: «Спасать детей!» И мы побежали! До ящиков оставалось метра два… Книга выпала… Жалко ведь: не дочитала… Не могла оставить там… Ожог – в плечо… А потом – темно, как ночью, когда луны нет… Я не успела?

Настя вопросительно смотрит на Свету, и та опускает глаза.

Явление 2.

Звуки детской песни. Громкий всплеск воды. Звук тяжёлого тупого удара. Детский крик ужаса. Все звуки резко обрываются. На сцене появляется Снежана в белой одежде. Звучит  тихая музыка.

Снежана (осматривая себя). Как это..? Как..? (Приближается к краю сцены и опускается на пол). Музыкальная комната. Дети… Много детей… Аниматор, включив на принесённом магнитофоне музыку, предлагает им построиться по цвету глаз: от самых тёмных до светлых. И тут оказывается, что почти у всех нас глаза одинаковые – голубые, как небушко. А потом – удар! (Сжимает голову ладонями.) Рояль вдруг встал, как высокий чёрный дом. Все повалились друг на друга. И этот детский крик о помощи. Потом вбегает мужчина, кричит, что, мол, тонем, отдирает окно. Вода… Много воды! И кругом – руки, ноги и эти испуганные от ужаса детские лица. И последние крики, поглощаемые бурлящей водой… И эта хрупкая девчушка, лет четырёх, застрявшая у окна. Из последних сил я выталкиваю её в окно, и её красное платьице тянет её кверху, к поверхности… Вода… Много воды… Чёрной, мутной – во рту, в лёгких… И потом – мрак… (Смотрит в зрительный зал; шёпотом.) Алина, Алиночка… (Снова звуки катастрофы.) Ну же, быстрее (переходя на крик). Вода уже в коридоре! К окну, к окну! Тебе не удержать бабушку! Каюту сейчас зальёт! К окну. Ну же, маленькая наша поэтесса. «Ведь этот мир так интересен…»

Раздаётся детский крик, заглушаемый звуком бурлящей воды. Снежана зажимает руками уши и закрывает глаза. Звуки обрываются. Звучит тихая мелодия. На сцену, удивлённо озираясь, выходит Алина в белой одежде.

Алина (опускаясь рядом со Снежаной и словно пытаясь ей объяснить). Я… я не смогла… Если бы бабушка не потеряла сознание… Я ведь уже почти подтянула её к окну… Ведь выход был так близок… Но как же без бабули… Вода… такая мутная… в глазах… в горле и даже в звуке моего крика…

Снежана кладёт ей руку на плечо и опускает голову.

Явление 3.

Звуки войны.

Света (в зрительный зал). Агата, беги, беги, только не падай!

Настя. Двое малышей по бокам! Самолёт, Агатка, само…

Звук пулемётной очереди, резко обрывающийся. Света и Настя зажимают уши ладонями и закрывают глаза. На сцене под тихую музыку появляется Агата в белой одежде.

Агата (смотря на свои руки). Как было больно… Вот здесь, в боку… Как будто горячей иглой… (Озираясь по сторонам). А сейчас так легко… Я не чувствую боли… Я не чувствую своего тела… (Опускается между Светой и Настей,  посмотрев на них поочерёдно.) Нет… нет… этого не может быть.

Света и Настя сжимают её ладони и опускают головы.

Агата. Мы бы успели… Но мальчик споткнулся… Ведь я их вытащила из воды и надо было пробежать всего метров десять… Но мальчик споткнулся… А потом чёрная тень самолёта… Я его не слышала… В ушах стоял крик девочки… А потом как горохом по деревянному настилу – щёлк, щёлк… и алая струйка из правого угла рта мальчика… и губы шепчут: «Дяденька, за что..?» И я валюсь на девочку… И горохом – по мне, как по тесту: тык, тык, - а сердечко девочки подо мной: тук-тук… Если бы он не споткнулся… (Переводя взгляд в зрительный зал; «звуки войны».) Маруся, пригнись! Молодец! А теперь беги, беги изо всех сил!

Настя. Ещё немного, малыш, ну!

Агата. Успела! Она успела!

«Звуки войны» резко обрываются. Под тихую мелодию на сцену выходит Маруся в белой одежде.

Маруся (смотря застывшим взглядом перед собой). Ты, кораблик, нас неси, по волнам… Не успела я закончить… (Опускается рядом с девочками.)

Настя (потрясённая). Но ведь ты добежала!

Маруся (словно очнувшись и с удивлением смотря на Настю). А? Ну конечно, добежала. Не могла же я бросить этого карапуза. Он вцепился в меня и скулит, как зверёк: «Ты только не бросай меня, пожалуйста, не бросай…»

Агата (готовая заплакать от отчаяния). Но ведь ты же добежала!

Маруся (смотря на Агату с удивлением). Ну конечно, добежала. И он у меня вывалился из рук в чьи-то большие, живые руки… Только перед самым концом что-то кольнуло вот сюда, в шею… и как-то мокро стало… (виновато улыбается)… а сейчас уже ничего нет… И как будто и пола не стало, а потом ног, а потом – рук…

Света (прижимая Марусю к себе). Так ведь ты… значит, она последние метры бежала уже… мёртвая…

Маруся (шёпотом). Ты, кораблик, нас неси…

Девочки опускают головы.

Явление 4.

Звуки бурлящей воды; крики о помощи.

Алина (в зрительный зал). Эльвира, к лестнице, скорее – к лестнице!

Снежана. Теперь – в рекреацию! Тебе не спастись с этим малышом! Он тебя тянет вниз!

Алина. К двери, Эльвира, к двери! Ну открой же её, ну попробуй ещё раз!

Снежана. Ну кто-нибудь! Ну помогите же им, кто-нибудь!

Алина. Ещё раз, Эльвира, ну ещё раз… Держись, пожалуйста, держись…

Громкий звук всплеска воды. Алина и Снежана зажимают головы руками и закрывают глаза. «Звуки катастрофы» резко стихают. На сцене под тихую музыку появляется Эльвира в белой одежде; обессиленно проводя руками по волосам, приближается к девочкам и опускается рядом с ними.

Эльвира (тихо). Я не смогла… не смогла… Дверь слишком тяжёлая… Люди облепили рекреацию, а потом мы упали на лестницу спинами… Я до последнего держала его маленькую ручку… но она такая скользкая… Его потянуло куда-то вниз… А я не смогла открыть эту дверь… (В зрительный зал.) Лера, Лерка, по коридору, не останавливайся…

Алина. Только – не в каюту! Они уже затоплены! Это водный капкан!

Снежана. Боже, откуда столько детей?!

Эльвира. Стой, Лерка, только не лестница. Там – вода! Она снесла всё на кухне. Она несётся потоком к вам, Лерка!

Алина. Назад, бегите назад!

Снежана. Куда?! Беги от этой двери! Её сейчас снесёт потоком!

Эльвира. Чего вы застыли, мелкие? Бегите, ну, бегите назад!

Алина. Лера, Лерочка, не делай этого! Тебе не удержать эту дверь!

Снежана. Поток воды, Лера, вода, Лерка!!

Громкий звук всплеска воды, заглушившего отчаянные детские крики. Всё резко стихает. Снежана, Эльвира, Алина закрывают глаза и, сжимая кулаки, опускают головы. На сцене под тихую музыку появляется Лера в белой одежде.

Лера (растерянно застыв на месте). Эти детские крики – слева, справа… Как будто кто-то специально собрал столько детей в одном месте, чтобы обречь их на такую мучительную смерть… (Опускается рядом с девочками.) Помните, в первом классе мы играли в «Царь горы». Мальчишки вас всех стянули вниз, а я вцепилась ногтями в снег, визжала, лягалась. С меня стянули валенок, шапку, но на горе я тогда удержалась… Для меня эта дверь была горой… Но вода оказалась сильнее мальчишек… Такой сильный толчок в грудь… И какая-то невесомость, и не поймёшь, что это: пол, стена или потолок… А рядом – ноги, руки маленьких – вода их всё равно настигла и водоворотом уносила куда-то вниз! Я даже в воде слышала их захлёбывающийся крик: «Мама, мама, помоги мне!»

Девочки опускают головы.

Явление 5.

Звуковой фон войны.

Света (в зрительный зал). Молодец, Натка. Третий спасённый ребёнок.

Агата. А теперь беги, к своим!

Настя. Самолёт! За ящики! Беги! Выживи, слышишь, выживи ради нас!

Звук взрыва. Многоголосый детский крик. Всплеск воды.

Маруся. Стой, Наташка, куда?! Их уже не спасти! Остановись!

Всплеск воды.

Света. За доски, Наташа, слева.

Агата. Молодец. Ты ведь у нас такая умница. Ты только продержись…

Слышен звук приближающегося самолёта.

Настя. Не стреляй, только не стреляй! Что они тебе сделали, эти дети?! Не стре…

Пулемётная очередь. Света, Агата, Настя, Маруся зажимают руками головы, закрывая глаза. На сцене появляется Наташа в белой одежде; молча опускается рядом с девочками.

Наташа. Я так боялась воды… но там же они… их руки, цепляющиеся за борт… их глаза, в которые страшно смотреть… (Поднимает глаза на девочек.) А дядю капитана убило прямо на мостике. Он так там и стоял, чтобы повернуть пароход к берегу. Ведь он не боялся. Нет, вода – это не страшно, если знаешь, что это кому-то нужно, очень нужно…

Явление 6.

Звуковой фон катастрофы.

Алина. Вика, беги..! Ты знаешь эту дверь музыкальной комнаты!

Эльвира. А теперь вдоль коридора! Только не останавливайся, беги!

Снежана. А теперь через рекреацию, направо! Умница, Вика!

Лера. Юля! Стой, куда?! Там уже вода!

Алина. Она побежала к каюте, где её родители! Юлька, ты не успеешь!

Эльвира. Спасательные жилеты! Всё правильно! Молодцы! Юлька, держись за родителей!

Снежана. А теперь – наверх! Наверх!

Лера. Вика, наверх. Давай, девочка, ты успеешь!

Алина. Юлька, дай Вике руку! Вон она снизу!

Эльвира. Держитесь, девчонки, до поверхности ещё метр!

Снежана. Вика, хватайся за её жилет..! Вика! Нет!

Девочки сжимают кулаки, закрыв глаза. Звуки бурлящей воды резко сменяются тихой музыкой. На сцене появляется Вика в белой одежде.

Вика (проводя пальцами по руке). Такая скользкая рука… Мы сцепились пальцами, но вода оказалась сильнее… (Опускаясь рядом с девочками и поднимая глаза в зрительный зал.) Что же я наделала! Я сорвала с неё жилет! Юлька, Юленька… Ты только держись! Крепче держись за маму!

«Звуки катастрофы».

Лера. Юлька, ещё немного. Папа – уже на поверхности!

Алина. Ещё немного!

Эльвира. Держись, крепче! Руками… Нет! Хватайся опять!

Снежана. Кверху, Юлька! Ну сделай ещё попытку. Юлька!

Звуки бурлящей воды резко обрываются. Под тихую музыку на сцену выходит Юля в белой одежде.

Юля (сжимая своё тело руками, словно ёжась от холода). Мамины руки… Я помню их с самого раннего детства… Мамины пальцы… заплетают мне косы… (Опускается рядом с девочками.) Мама, мамочка, как же ты не удержала меня в своих руках..? А вода такая холодная… Согрей меня, мама..!

Вика обнимает Юлю и прижимает её к себе.

Явление 7.

Алина, Эльвира, Снежана, Лера вопросительно смотрят друг на друга и озираются по сторонам, словно пытаясь найти кого-то.

Алина. Катя…

Эльвира. Катя…

Все девочки этой группы вскакивают и напряжённо смотрят в зрительный зал.

Света (смотря на девочек своей группы). Арина…

Настя (вскакивая). Арина…

Вслед за Настей вскакивают и остальные девочки этой группы; все смотрят в зрительный зал. «Звуки войны» смешиваются со «Звуками катастрофы».

Вика (сжимая кулаки). Катя, Катенька, ты сможешь!

Юля. Какой стремительный поток!

Агата. За поручни, Арина, хватайся за поручни!

Настя (сжав пальцы на груди). Только не упади. Молодец. Малыш уже на берегу!

Алина (поднимая руки перед собой). Туда, Катя, правильно, там – воздушная прослойка.

Снежана (хватаясь за голову). Люди у полукруга окон барахтаются как в аквариуме.

Маруся (нервно прикладывая кулачки ко рту). Бежит за другим малышом. Только не упади, пожалуйста, не упади!

Наташа. Самолёт, Аришка, к ящикам, прячься!

Эльвира (нервно проводя пальцами по волосам). Воздушной прослойки почти не осталось.

Вика (вскидывая руки). Есть! Кто-то ногами сумел выбить плотное окно!

Света. Сразу двоих тебе не унести!

Настя. Держись, Ариша! К тебе бегут на помощь!

Вика. Это… это ведь тот самый  мальчишка! Тащи его, Катя, хватай его за волосы!

Юля. Кверху, кверху, Катя! Пока есть воздух. Кверху!

Агата. Арина, Самолёт! Ты не успеешь!

Света. На землю! Ну же, скорее. Прикрывает собой детей… Арина!

Звук взрыва. Девочки «из прошлого» зажимают уши руками, потрясённые произошедшим.

Снежана. Ну, Катя, ну ещё немного. Только не заглатывай воду!

Алина. Есть! А теперь дыши. Дыши, Катенька, за нас всех дыши, слышишь!

Девочки берутся за руки. Тихая музыка.

Явление 8.

На сцене появляется Арина в белой одежде; пошатываясь, продвигается к краю сцены и тяжело опускается на колени, а затем, закрыв глаза, валится на пол, опираясь на него одной рукой.
Света (обнимая её одной рукой, а другой поддерживая голову). Дыши, Аринка, слышишь? Дыши! Так моя мама говорила безнадёжно умирающему, как казалось всем, жеребёнку, вдыхая в него тепло своей жизни. И заставила его выжить! Дыши же! Я приказываю тебе: дыши!
Арина (открывая глаза; срывающимся полушёпотом). Я... я... не могу, Света...я... (Ловит ртом воздух и снова закрывает глаза.)
Агата (обнимая Арину). Сможешь! Ты сможешь! За того ребёнка на палубе, которого я не смогла спасти... Дыши же, девочка, дыши!
Арина (открывая глаза). Агата... я… я постараюсь... я... (Делает судорожный вздох и снова закрывает глаза.)
Маруся берёт пальцы Арины в свои ладони.

Арина (открывая глаза). Марусенька... малыш... как же больно... тело всё... горит...
Маруся (поднося пальцы Арины к своим губам; полушёпотом-причитанием).    

 А ты боль свою, родная, мне отдай...
                       Только, я прошу тебя, дыши, не умирай...
Настя. Ты должна жить ради нас!
Наташа. Ты должна жить ради мамы!
Арина, вздрогнув, открывает глаза и тянется к оберегу на шее; дотянувшись до него и сжав в руке, делает глубокий вздох.
Арина. Мама, я так хочу жить..!
Света. Ты должна жить ради детей, сегодняшних и будущих!
Слышны "звуки войны" и детские крики о помощи. 
Арина (поднимаясь на колени и с трудом стягивая с себя белую одежду). Дети... Спасать... спасать детей..!
Девочки (садясь полукругом и взявшись за руки). Ты должна жить!
Арина (тяжело вставая). Девчонки... Я за всех вас... (Покачиваясь, направляется к кулисам.) Дети... Только держитесь...

(Покидает сцену.)

Действие III. 

Явление 1.

  Звучит грустная мелодия. По сцене медленно проходит Катя, держа в руках фотографии, игрушки и свечу. Алина, Юля, Вика, Эльвира, Снежана, Лера поочерёдно бросаются к ней, но Катя проходит мимо, не замечая их; подходит к краю сцены и, опускаясь на колени, зажигает свечу; раскладывает перед собой фотографии.
Катя. Девчонки мои милые. Столько времени прошло, а вы как будто и сегодня со мной. Вот только стоит обернуться и прикоснуться к вам рукой... (Берёт и поочерёдно рассматривает каждую из фотографий.) Алинка... (Алина подходит к Кате и опускается рядом с ней.) Сколько светлых стихов ты могла бы ещё написать... Бесподобная умница, как называла тебя твоя бабушка, которую ты из последних сил пыталась вытащить из тонущего корабля... А знаешь, то цветочное растение, которое твоя бабушка подарила своей подруге, долгое время не хотело цвести и раскрываться. Та женщина хотела его уже выбросить, но он вдруг расцвёл и раскрылся цветком красного цвета... И ведь раскрылся он в тот день, когда вы с бабушкой... там... в каюте... "...Я вам скажу: этот мир интересен". Мы ведь, глупые малолетки, не понимали тогда того, что ты хотела нам рассказать об этом мире, пытаясь достучаться своими стихами в наши души... А сейчас я понимаю, но тебя уже нет... поздно... Говорят, что Бог забирает к себе светлые души... Лерка, солнышко наше... (Лера опускается рядом с Катей.) Помнишь, когда мы на уроке читали про Золотую Курочку, все сразу на тебя посмотрели... такая же прилежная, добрая... Папа твой рассказывал: к вам на веранду, в саду, белый голубь прилетел. Никогда не прилетал, а тут вдруг... Сел на перило и смотрит на твою убитую горем маму, как будто сказать что-то хочет... Всё правильно, девочка, ты успела попрощаться со своими родными... Папа потом твой памятник тебе на могилку поставил, а на памятнике - белый голубь... Снежанка, Снежок наш милый... (Снежана опускается рядом с Катей.) Ты ведь, как оказалось, не должна была  ехать с нами на этом проклятом теплоходе. Одна девочка заболела, другую родители увезли в другой город –  как будто предчувствовали... Получается, что они теперь живут и за тебя, малыш... И как я только тебя не удержала от этой музыкальной комнаты...? Никогда не забуду твоего последнего "со мной?"... Да, Снежок, я с тобой, слышишь ты меня?.. Эльвира... (Эльвира опускается рядом с Катей.) Твой отец, когда всплыл на поверхность, до последнего нырял под воду, бил в окна и двери, двух женщин вытащил, а вот тебя... К нему потом капитан спасшего нас корабля специально матроса приставил, чтобы он от горя что-нибудь с собой не сделал... Папа твой потом работу бросил, в память о тебе мечеть построил и там преподаёт, полностью в религию ушёл. А мама твоя из телефонной службы "09" ушла, говорит: не может слышать, когда её просят номер речного порта назвать... Вика... (Вика опускается рядом с Катей.) Хотела перейти в 131-ю… Математику любила… Не успела… Оказывается, перед самой поездкой ты была у папы на работе, и он попросил тебя что-нибудь нарисовать ему. Буду, говорит, смотреть на твой рисунок, дочка, и тебя вспоминать. А ты вдруг посмотрела на него и тихо спросила: "А что, пап, разве мы больше не увидимся?" Твой отец тогда хотел сдать эту злополучную путёвку – сердце закололо... Да друзья его по работе отговорили, сказали: не верь плохим предчувствиям... А сейчас он убивается, что сердцу своему не поверил... Так ты и осталась на фотке, машущей рукой родителям на прощанье... последнее прощанье... Юлька, Юленька... (Юля опускается рядом с Катей.) Первая модница в нашем классе. Все мальчишки были в тебя влюблены, но ведь ты была такой неприступной... Ты ведь, девочка, родителей своих спасла... ведь побежала ты не со всеми наверх, а в каюту, где были твои мама и папа, чтобы предупредить их... Знаешь, а родители твои переехали в другой конец города, подальше от нашей школы. Мама твоя говорит: видит нас, идущих из школы, и начинает среди нас тебя, Юль, искать, а не найдя, плакать начинает... Сорок четыре ребёнка, из них – четырнадцать спасены. Ведь в этом есть и наша заслуга, девчонки мои родные...
Алина, Юля, Вика, Эльвира, Снежана, Лера садятся на пол за Катей полукругом, взявшись за руки.
Катя (задумавшись). Интересно, а что бы сейчас сказала моя бабушка?..

Явление 2.

По сцене медленно проходит Арина в белой одежде и опускается за спиной Кати, почти без прикосновения проводя пальцами по её волосам и плечам. Агата, Настя, Света, Наташа, Маруся идут вслед за Ариной и, взявшись за руки, опускаются на пол полукругом за первой группой девочек.
Катя. Какой она была? О чём мечтала, думала со своими подругами там, на корабле?.. «Спасать детей!» Ведь это крикнула хрупкая девочка 11-ти лет, такая же, как вы... Девчонки, девчонки...
Арина (шёпотом). И я вернулась к своим девчонкам. Теперь мы снова вместе. Вместе навсегда… А ты? Ты не забудешь..?
Катя (вздрогнув). Ничего не забуду...
Слышны звуки бурлящей воды, детские крики.
Катя. ...Эту воду, смешанную с мазутом, от которой нас потом рвало... И как я держалась окоченевшими пальцами за окантовку переполненного плота... Их раскрылось только два, да и то аптечкой вниз, а на плотах – люди, истекающие кровью... И глаза обезумевшей от горя матери... прижав к себе пятилетнего сынишку, которого я вытащила вместе с собой из-под воды, она всё шевелила побелевшими губами: "Адель мой, Адель..." Корпус теплохода уходит под воду, а в музыкальной комнате всё ещё играет музыка... И большая воронка... А потом – хлопок: вышел воздух, а вместе с ним и жизнь всех тех, кто остался там, на дне... А потом наши плоты стали протекать... одно название – спасательные… и мы стали вычерпывать из них воду кроссовками... А потом было, наверное, самое страшное и непонятное. Это когда нас с "Метеора" стали на мобильники снимать, на видео... Одна женщина с нами не выдержала и закричала, стала умолять их не делать этого... А потом два больших корабля мимо нас прошли... Мы им махали, кричали, но они не остановились... Просто взяли и прошли мимо нас...
Арина. Что же с вами происходит?
Юля. Это не с нами. Это со страной, в которой мы живём.
Вика. Где жизнь может стоить трёх пачек масла.
Снежана. Или слов правды, чтобы получить четыре пули в спину...
Катя встаёт и становится за девочками. Арина в это время проходит по сцене и останавливается у кулис. Луч прожектора освещает полукруг девочек.
Катя. Говорят, что один из спасателей-водолазов поседел от увиденного на затонувшем теплоходе. Открыл дверь, а за ней – шесть детей... сцепились своими ручками друг за друга, так и застыли там, образовав кольцо...
Над сценой как будто что-то проносится. Звук "космической" мелодии. Сцена освещается.
Арина (девочкам). Нам пора.
Агата, Настя, Света, Наташа, Маруся встают и медленно проходят по сцене к кулисам, около которых стоит Арина.
Арина (оставшимся сидеть девочкам). И вам - тоже. Теперь вы с нами. Навечно...
Девочки встают и соединяются с другой группой актрис.
Арина (сначала Кате, а затем зрительному залу). Мы к вам будем возвращаться. Возвращаться, когда будем вам нужны. Возвращаться, пока вы нас будете помнить...                        

Катя начинает петь песню, а выходящие актрисы её подхватывают.

Композиция на музыку песни Ричарда Маркса «Right here waiting…»

Ночью безлунной тихо и робко

В комнату свою вхожу...
Плюшевый мишка, учебников стопка,
С фотки я живой гляжу

   На маму застывшим взглядом,
   Касаясь меня, ты рядом.

Пр. Ведь я же вернулась - я снова с тобой,
      Но шепчешь печально: "Малыш мой родной".
      Так близко я, мама, пытаюсь кричать...
      Не видишь меня ты и плачешь опять.
Снова не в силах воды притяженье

Побороть и всплыть наверх.

Мне не хватило, наверно, мгновенья,

Я теперь одна из тех,
    Кто в вечности вечно бродит

    И снова домой приходит...
Пр. Чтоб маму увидеть и "здравствуй" сказать

      И тёплые руки опять целовать,
      И губы кусая до боли, кричать,
      У смерти просить меня маме отдать.
Проигрыш.
 Пр. Прости меня, мама, что всплыть не смогла,
       Что злая вода от тебя забрала.
       Прости меня, мама, я снова приду,
       Кричу от тоски - ночь безлунную жду...