Театральная постановка по мотивам пьесы Опариной Н. А. "Сочинение"

Как часто не хочется делать уроки... писать сочинение. Именно стакой прблемой столкнулся главный герой пьесы "Сочинение" - Илюшенька. Он ищет все возможные пути уйти от ответственности, но от судьбы не убежишь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение.

Действующие лица:

Илюшенька -

Ирина Алексеевна - его мама

Валентина Сергеевна - его бабушка

Наташа - его старшая сестра

Светлана - подруга Наташи

Врач - ее брат.

На сцене: диван, парта со стулом, телевизор, телефон, радио.

Илюша: (возмущенно)Нету мне никакого покоя! Опять задали написать сочинение, да еще какое: "Москва - мой любимый город". Ну, Москва! Ну, столица! Ну, сердце родины! А кто спорит?! Ну, не знаю я о чем писать! Столько всего о Москве понаписали, что мне-то уже ничего не осталось! (Бросает стопку книг, стучит ногами).

Мама: ( вбегает встревоженная). Ты на кого тут кричишь? ( Голос строгий) Что тут происходит, отвечай?

Илюша: (хнычет) Ну, не получается у меня, не получается!

Мама: Не кричи! Что у тебя не получается?

Илюша: Сочинение проклятое не пишется, чтоб ему! (Швыряет тетрадь).

Мама: (строго). Так оно у тебя вообще никогда не напишется!

Илюша: Вот и я говорю, что не пишется!!! (Хватается за голову, садится на диван).

Бабушка: (входит обеспокоенная). Илюшенька, деточка, кто тебя обидел?

(Илюша трет глаза и похныкивает)

Мама: (Строго и недовольно). Никто его не обидел!

Бабушка: (возмущенно говорит зрителям) Как же не обидели, если ребенок кричит, нервничает! (спрашивает снова ласково  Илюшу) Детонька, что с тобой?

Мама: (Скрестила руки и насмешливо смотрит на сына и бабушку) Ну-ну, детонька (передразнивает бабушку), расскажи нам поподробнее по какому поводу все-таки ты раскричался?

Бабушка: (Делает внушение маме) О не просто кричит, а нервничает!

(Илюша мотает головой, в знак подтверждения.)

Илюша: Да будешь тут кричать - задали написать сочинение о Москве!

Бабушка: Ах батюшки! (всплескивает руками)

Мама: Ну что? Москва- столица. Москва - это твой родной город...

Илюша: (перебивает и кричит). Да знаю я , что она -  столица! Знаю, что она - мой  родной город! А писать - то что я и не знаю!

Бабушка: Илюшенька, успокойся, не надо так нервничать, заболит головушка! (Подходит к Илюше и гладит его по голове.)

Илюша: (отходя от бабушки, тихо говорит) Ну, ба...

Мама: Ну, так и писать, что Москва - сердце нашей родины.

Илюша: Да знаю я , что она - сердце! А дальше- то что? Сердце, печень, желудок, голова?! (Хватается за голову, садится на корточки) Ох, голова моя, голова! (Стонет.)

Бабушка: Ой, довели ребенка! Внучек, миленький, что с тобой?

Илюша: (держится за голову, стонет, раскачивается). Ой! Все в голове звенит, гудит и кружится! Ой-ой-ой!

Бабушка: Ну вот, перенапряг головушку! Надо положить ребенка скорее на диван. (Хочет приподнять ребенка, ей на помощь приходит и мама.)

Мама: Ну давай -ка, держись, успокойся! (Придерживая его с обеих сторон ведут его к дивану.)

Бабушка: Вот так! Ножками, ножками, вот и дошли... (Илюшенька продолжает стонать.)

Мама: Отдохни, отвлекись, успокойся - потом напишешь.

(Илюшенька стонет еще громче.)

Бабушка:  Да не напоминай ты ему про это проклятое сочинение - видишь ему и так плохо от него! (Илюше) Детонька, хочешь таблеточку? (Илюша отрицательно мотает головой) А конфеточку? (он положительно кивает головой.) На, скушай, успокойся! (Гладит его по головке.) Ох уж эти учителя (грозит пальцем в зал) - им бы только мучить детей!

Мама: Пойдем, пусть отдохнет и успокоится.

Илюша: Ха! Совсем другое дело! Пожую, полежу, телевизор посмотрю, потом для полной гарантии сердечный приступ изображу или еще какую-нибудь болезнь редкую придумаю, и... в школу не пойду! А на следующий день у меня, пускай, желудок заболит, потом правое ухо, на другой день - левое... В общем, если мой организм разложить на отдельные части и каждую из них усиленно лечить, то не только сочинение без меня все сдадут, но и, пожалуй, школу уже без меня все закончат... Вот если бы школу можно было не отходя от дивана закончить... Есть же передача по телевизору "Магазин на диване"! А почему на диване нельзя школу закончить? Не понимаю... Видимо Министерство образования отстает от Министерства торговли.. Посмотрю - ка пока, правда, телевизор! Может, что-нибудь для сочинения высмотрю... (Включает телевизор).

Рекламные ролики

Илюша: Все! хватит! Брысь! Ничего нет про Москву - только про.... Все! Я больше так не могу!

Входит сестра - Наташа, в школьной форме, в очках,  с толстым учебником.

 Наташа: Ты чего раскричался, даже в моей комнате слышно, у меня сессия на носу, а ты мне учить мешаешь.

Илюша: Я погибаю во цвете лет!

Наташа: О чем это ты?

Илюша: О чем, о чем - о моей кошмарной жизни!

Наташа: Да...  жизнь с тобой, действительно, кошмарная!(Демонстративно поправляет очки пальцем).  Объясни толком!

Илюша: Телевизор смотреть хочу, но там ничего нет! В книжках все есть, но читать не хочу! В школу ходить надо, но не хочу. В музеи идти и вставать с дивана не хочу, но надо! Замкнутый круг выхода нет!

Наташа: А что же делать?

Илюша: Ничего! Я умираю! (падает на диван/пол)

Наташа: (кричит)Мама! Бабушка!

Мама и бабушка: (вбегают и взволнованно спрашивают хором) Что случилось?

Илюша: (стонет и нарочито для бабушки произносит голосом умирающего) Прощай, бабуля! Я умираю! Я ухожу из жизни, не дописав сочинение, не доев конфет.

Бабушка: ( бросается к Илюше, кладет его голову себе на колени) Ах изверги! Палачи!

Наташа: Кто?

Бабушка: Учителя! Погубили ребенка! Вызовите врача, ему же плохо!

Бабушка обмахивает Илюшу кухонным полотенцем, Илюша не забывает постанывать. Наташа берет маму под руку и уводит ближе к зрителям, начинает говорить заговорщицким шепотом.

Наташа: Мама, наш Илюшенька, по-моему, собирается поступать в театральное?

Мама: (удивленно) Неужели он нас водит за нос?

Наташа: Уж поверь мне... Он просто лентяй, который не хочет учиться. Мы можем проучить Илью, и он навсегда забудет о своей лени. У моей подруги есть старший брат, в театральном учится, он прекрасно подойдет на роль псевдо - врача.

Мама: ( улыбнувшись Наташе, а потом снова сделав грустное выражение лица.) Наташенька, срочно звони врачу! Ты же видишь ребенок погибает!

Наташа уходит со сцены, чтобы позвонить подруге.

Мама: Скоро приедет врач со своим ассистентом, потерпи, сынок, немножко, не умирай!

Бабушка: Господи! Да что же это делается на свете!

Входит Наташа, подмигивает маме, потом обращается к бабушке.

Наташа: Бабуленька, давай-ка ты отдохни в своей комнате, а ? А мы тут сами управимся.

Мама: И правда, на тебе уже лица нет. Не волнуйся. Сейчас врач приедет. Надо будет - в больницу повезем. Давай-ка приляг. (Провожает бабушку, обе выходят. Остаются Наташа и Илья, лежащий на полу.)

Звонок в дверь. Наташа встречает врача с ассистентом, что-то шепчет им и смеется.

Наташа: (отходит от них и говорит так, чтобы все слышали) Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!

Врач и ассистентка проходят и встают около Ильи.

Врач: Это и есть больной?

Наташа: Да, доктор!

Врач: Я не доктор, а целитель - так прошу меня и называть!

Наташа: Хорошо-хорошо! Уважаемый целитель, у нас в опасности мой брат Илья - вот он пред вами.

Врач: Итак, я вам помогу, но давайте договоримся - слушать меня во всем и не прекословить.

Наташа: Я согласна, целитель!

Врач: А теперь посмотрим, как мальчик реагирует на внешний мир. Итак, мальчик, скажи: "А-а-а"!

Илюша: Бэ-э-э-э!

Врач: Интересно! Посмотри-ка вот сюда! (Показывает рукой в одну сторону).

Илюша: (смотрит в противоположную сторону) Мяу! Мяу! Гав-гав!

Врач: Очень интересный случай!

Входит мама.

Мама: Доктор, что с Илюшей? Как ему помочь?

Врач: Случай черезвычайно редкий, очень редкий! Сразу трудно сказать. С чего у больного начался приступ, вспомните, пожалуйста!

Мама: Ему задали написать сочинение о Москве. Он написал два предложения и сказал, что больше о ней ничего не знает. Книги читать не хочет, в музеи ходить не хочет, с дивана вставать не хочет, а сочинение писать надо и в школу ходить почему-то надо...

Врач: Да, болезнь очень похожа на редчайшее тяжелое заболевание диванизм. Оно особенно в России не поддается лечению уже много-много лет (Поднимает руку с пальцем вверх). Им неизлечимо был болен еще Илюшенька Обломов. Он, случайно не ваш родственник - тоже Илюшенька?...

Мама: Нет-нет! Наш Илюшенька, когда был поменьше, хорошо учился, любил читать, бегать, прыгать! Нет-нет! Только не диванизм!

Врач: Не волнуйтесь, я пока не уверен! Давайте я осмотрю его внимательнее. Проверим зрение (показывает книгу). Это видишь?

Илюша: Нет, не вижу!

Врач: (показывает шоколадку). А это видишь?

Илюша: Вижу!

Врач: Да, к сожалению, зрение тоже частично атрофировано! (ассистентке Свете) Проверьте, пожалуйста у больного горло, что там?

Света: (смотрит горло Илюши) Горло широкое, глотка луженая! Я зык воспален от частого употребления... плохих слов!

Врач: Так-так! проведем специальное тестирование (кивает Свете).

Света: Бабушка моет пол, она устала. Вам нужно выбрать из двух вариантов один. Первый вариант: "Бабушка, отдохни, я сейчас все помою!" Второй вариант: "Бабушка отдохни, а потом помоешь!"

Илюша: Конечно, второй! Отдохнет и помоет - она очень хорошо все моет!

Врач: Ну, что ж, к сожалению есть уже признаки сердечной недостаточности и искривления совести.

Света: Да, определенно есть!

Наташа: Какой ужас! Что же нам делать?

Мама: Доктор, неужели это диванизм?!

Врач: Да, подозрения мои усиливаются...

Мама: Доктор, я уже сама вижу, что болезнь зашла у сына очень далеко!

Наташа: Ой! Доктор, спасите его, спасите!

Врач: Но потребуется его согласие на лечение.

Мама: Илюшенька, соглашайся!

Наташа: Илья, мужайся и рашайся.

Бабушка: (входит встревоженная) Илюшенька, деточка, ну как ты?

Илья: Что же я должен делать? Меня, что резать будут?

Врач: Нет, что ты!Лекарство находится в этой специальной конфетке. Только, когда будешь ее жевать, нужно мысленно пять раз сказать: "Хочу вылечиться!" Готов?

Илюша: (подумал немного и решился) Готов! (Берет конфетку, закрыл глаза, жует. Все смотрят на Илюшу и ждут окончания события.)

Врач: Ну, вот и всё! Нам пора! Всего доброго!

Мама, Наташа, бабушка (обступают Илюшу): Ну, как ты? Тебе лучше, Илюшенька? Что ты чувствуешь?

Илюша (пожимает плечами): Ни-че-го...

Вбегают возвратившиеся  врач и ассистентка.

Врач: Я совсем забыл вас предупредить.

Все: (испуганно) О чем?

Врач: У лекарства есть одна особенность...

Бабушка: Боже мой какая?!

Врач: После приема лекарства у больного должно сразу же появиться сильное желание делать то, чего раньше он делать никак не хотел! Если же такого желание нет, то жить больному остается считанные минуты и вы должны быть готовы к самому худшему...

Все: Ах!

Врач: Ну, как ты, Илья? Если я правильно помню, то до приема лекарства ты чего-то сильно не хотел...

Наташа: Да! Он сильно не хотел писать сочинение!

Мама: Значит, теперь, если лекарство подействовало, Илюша должен наоборот сильно хотеть его написать? Да?

Врач: Да! Если же этого желания нет, то... я уже вас предупредил... Илья, что ты чувствуешь? Сосредоточься и побыстрее! Через 5 минут будет уже поздно!

Все: Ах! Илюшенька, что ты чувствуешь?

Илюша: (громко кричит) Чувствую! Очень даже чувствую!

Все: Что?!

Илюша: Чувствую сильное желание написать сочинение про Москву!

Все: Ах!

Бабушка: Слава богу! (Садится на диван)

Мама и Наташа: Спасибо, доктор, Ваше лечение помогло!

Подмигивают залу.

Илюша: Спасибо! (Садится к столу и начинает увлеченно писать.)

Врач: Я очень рад! Всего хорошего!