Методическая разработка коллективно-творческого дела «В блокадном Ленинграде».

Представленная разработка содержит материал КТД, посвященного Ленинградцам переживающим тяжелые годы блокады.

Адресность: разработка может быть использована педагогами и учащимися при подготовке к мероприятиям, посвященным ВОВ.

Цель: формирование чувства патриотизма, сопричастности к героическим событиям своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка коллективно-творческого дела

 «В блокадном Ленинграде».

Актуальность: Стратегия развития воспитания до 2025 года ориентирована на формирование и принятие личностью юного гражданина России   ценностей патриотизма. Патриотическое воспитание школьников невозможно без погружения в обстановку событий героического прошлого страны. Одной из наиболее доступных и проникновенных форм работы со школьниками является литературно-музыкальная композиция. Представленная разработка содержит материал КТД, посвященного Ленинградцам переживающим тяжелые годы блокады.

Новизна: Использование ИКТ как вспомогательного средства для большего эмоционального воздействия.  В процессе разработки КТД были созданы 2 информационно-медийных продукта: аудиозапись письма с фронта, видеозапись салюта (монтаж видеороликов современного салюта и записи салюта 1944 года).

Адресность: разработка может быть использована педагогами и учащимися при подготовке к мероприятиям, посвященным ВОВ.

Цель: формирование чувства патриотизма, сопричастности к героическим событиям своей Родины.

Задачи:

  • актуализация знаний об исторических событиях ВОВ;
  • создание условий для развития творческого потенциала воспитанников;
  • укрепление морали и нравственного самосознания личности воспитанников.

Ожидаемый результат:  сформированное чувство сопричастности, уважения и гордости за свою страну и её граждан.

Целевая аудитория: учащиеся 4-11 классов, участники Детского Общественного Объединения.

Место проведения: актовый зал.

Материально-техническое оснащение: костюмы, проектор или телевизор, колонки, ноутбук, стол, весы, хлеб.

План проведения:

  1. Подготовительный этап включает в себя актуализацию знаний участников о событиях блокады Ленинграда на классных часах. Создание и оформление выставки «Символы блокадного Ленинграда».

  1. Организационный этап.

Распределение заданий для сбора материала к литературно-музыкальной композиции. Все участники ДОО разделены на группы, после чего происходит жеребьевка тем литературно-музыкальной композиции.

Темы для выступлений: дети Ленинграда; старики в годы блокады;  рабочие в блокадном городе; матери защитников Родины;  сандружинницы; современный взгляд на события ВОВ.  

Регламент каждого выступления не более 3 минут, количество участников на сцене не более 3-х человек, время на подборку материала 1 неделя. После того как все участники определились со сценарным ходом и актерами для своих фрагментов композиции, происходит написание общего сценария, репетиции и подбор костюмов.

  1. Основной этап.

Показ литературно-музыкальной композиции (общая продолжительность 20 минут), последующая рефлексия в классах.

Примерные вопросы для рефлексии:

  • Какие чувства возникали во время просмотра литературно-музыкальной композиции?
  • Какие испытания пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда?
  • Важно ли сегодня вспоминать события тех лет? Почему?

Сценарный ход:

Вступление. Девушка современная, память. Фоновая музыка.

Девушка современная Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты… черные эсэсовские мундиры…

Память  Без прошлого не бывает будущего.

Девушка современная Значит ты мое прошлое? Значит это все, было со мной?

Память Это все было с нами, в нашем городе. Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные люди. Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…

Девушка современная Но война не знает жалости - она живет по своим законам. Что сделали эти люди?

Память Они не взрывали немецкие казармы, не пускали под откос поезда. Они просто любили свою родину, любили свой народ и свой город.

Сцена 1. Старушка, мальчик, рабочий, женщина на выдаче хлеба. Звучит метроном, вовремя диалогов продолжает звучать, но тише.

- Пожалуйста, одна рабочая, одна иждивенческая.

- Можно еще за день вперед?

- Не полагается, вы же знаете.

Забирает хлеб, выходит. Подбегает мальчик, вырывает хлеб, убегает за кулисы.

- Хлеб, хлеб! Что ж это делается, Господи!

Из-за кулис выбегает мальчик за ним гонится рабочий.

- Стой, стой! Не уйдешь все равно. Подлец ты эдакий. Встань! Встань! Ты что же это, все равно, что у матери родной украл. А?

- Нет у меня матери и братишки  тоже.

- А отец?

- Давно похоронка была.

- Господи! (креститься, собирает хлеб, уходит)

- На Кировский завод пойдешь в комитет комсомола, спросишь Савельева, скажешь Королев прислал. Пойдешь?

- Пойду (собирается уходить)

-Постой. На, ешь, ступай.

- Спасибо.

Уходят.

Сцена 2. Дети старшая и младшая девочки, женщина на выдаче хлеба. Фоном звучит метроном.

- Одна детская, одна служащая.  выдает хлеб

Старшая девочка протягивает хлеб младшей, та берет хлеб и выходит на середину сцены, в руках держит медведя, читает стихотворение. Старшая остается в очереди.

Не плачь, не плачь... Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе...

... Снаряды пролетали и взрывались,
Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."    вой серены


"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

Старшая девочка выбегает из очереди, обнимает маленькую. Исполняет

песню «Дети войны». Уходят в зал.

Сцена 3. Двое рабочих, диалог в очереди. На фоне звучит метроном.

- Семёныч, как там у вас на Кировском?

-Вчера 5 танков отправили на фронт.

-Дело

-Что на Ижорских?

-На Ижорских: рабочие кто в ополчении, кто в Ижорском батальоне (снимает шапку), а у станков мальчишки, совсем дети, а норму выполняют взрослую. Замирают.

Сцена 4.

Раненый солдат, делает шаги в центр сцены, оступается, медсестра поддерживает.

-Что вы я сам (бодриться), вы такая хрупкая.

Читают стихотворение по ролям.

Она сама пришла в военкомат
И попросилась в армию сестрой.
Но старый, покалеченный солдат
Спросил:

 - Не рановато ль тебе в строй?
Иди-ка, лучше, в куклы поиграй!
Тебе, пичуга, сколько полных лет?
Война не для тебя! Ты так и знай!
Послушай, девочка, солдатский мой совет!

Но тут её глаза он увидал,
И маленькая, щуплая девчонка
Вмиг стала взрослой. Медленно он встал
И сжал в ладони детскую ручонку.

- Куда пойдёшь? – спросил её солдат.

- На фронт! – ему ответила она, – 
Я медсестрой поеду, в медсанбат…
Пускай скорей закончится война.

Возвращаются в очередь, замирают.

Сцена 5.  Мама. Начинает читать письмо вслух.

Здравствуй моя дорогая мама! Ты прости, я давно не писал.

Включается аудиозапись, мама продолжает читать.

«Уже третий год, как я с вами не вижусь, но это ничего вот прогоним этих немецких гадов и снова заживем по-старому. Можете меня поздравить с наградой «Орденом Красной звезды».

Мама, как же я соскучился по дому. Когда я засыпаю, мне снится наш дом и ты в нем мама, в белом цвете. Тот сон сниться каждый раз. Ты верь, мама, скоро мы освободим наш город.

До встречи.
Твой любящий сын.»

Прижимает письмо к груди, замирает.

Сцена 6. Все выходят на свои слова и выстраиваются в линию.

Рабочий: Споём, товарищ боевой
                 О славе Ленинграда.
                 Слова о доблести его
                 На целый мир гремят.

Все юноши участники композиции:  Отцы вставали за него,
                                                                 Гремела канонада,
                                                                 И отстояли навсегда

                                                                 Бессмертный Ленинград.
Все остальные:  Живи, священный город,
                             Живи, бессмертный город!
                             Великий воин-город,
                             Любимый наш Ленинград!

На экране выводиться салют. Выкрики «Ура!», обнимаются, подбрасывают шапки. Фоновая музыка вступления, все замирают.

Девушка современная: Мы благодарны Вам за наше настоящее и о цене его мы знаем, помним, чтим! (кланяется участникам композиции)

  1. Заключительный этап.

Анализ проведения литературно-музыкальной композиции с участниками ДОО.

Примерные вопросы для анализа:

  • С какими сложностями столкнулись при подготовке фрагментов композиции. Какие чувства возникали при работе по сбору материала?
  • Удалось ли воплотить режиссерский замысел? Как зрители реагировали на происходящее?
  • Важно ли сегодня вспоминать события тех лет? Почему?

Комментарии: Состав детей принявших участие в подготовке мероприятия намного больше, чем количество исполнителей композиции. Все участники детского объединения были задействованы во время подготовки дела, поскольку каждый занимался подготовкой своего фрагмента: разработкой сценария, режиссурой, подборкой музыкального сопровождения, создание видео и аудио материалов, совместном анализе дела.

Выводы: члены ДОО высоко оценили значимость проведенного мероприятия, все участники подчеркнули, необходимость организации  подобных дел. Педагогический и детский коллектив ОУ отметили эмоциональную проникновенность композиции, её воспитательный потенциал.  

При разработке КТД были использованы материалы:

  1. Песня «Дети войны» слова И.Резник композитор О. Юдахина
  2. Песня из к/ф «Два бойца» «Бессмертный Ленинград» М. Бернес, Б.Андреев
  3. Стихотворение «Баллада о медсестре» Инга Чех https://www.chitalnya.ru/work/228251/
  4. Стихотворение «Ой, Мишка, как же страшно мне!» Л. Тасси http://www.stranamam.ru/post/1269676/
  5. Фрагмент сценария https://www.proza.ru/2010/08/01/710
  6. Фрагмент к/ф «Блокада» 1977 года СССР.