Конспект и методическая разработка мастер-класса по развитию нестандартного (креативного) мышления средствами театральной деятельности

Виноградова Ольга Вячеславовна
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия через свою ролевую сущность, творческого потенциала личности, воспитания её творческой направленности, подразумевающей нестандартное мышление и видение мира. Учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства. Некоторые люди видят за определением «нестандартное мышление» отсутствие привычной для нас формальной логики, объединяющей группу методов получения информации на основании разобщенных данных. Это в корне неверно — различие кроется в умении находить причинно-следственные связи и просчитывать их действие наперед, прогнозируя последствия своих действий наперед. Сформированные в сознании человека догматы, искусственно ограничивают его кругозор. Нестандартное мышление, предполагает нахождение глубинной сущности явлений, скрытых свойств вещей и, способствует видению альтернативных выходов в ситуациях, которые ранее имели для человека только один - шаблонный путь решения. Мастер-класс – это двусторонний процесс и отношения «педагог – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-организатор, педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Родник» г.о. Химки Московской области

Виноградова О. В.

Конспект и методическая разработка мастер-класса по развитию нестандартного (креативного) мышления средствами театральной деятельности

Краткая аннотация:

Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия через свою ролевую сущность, творческого потенциала личности, воспитания её творческой направленности, подразумевающей нестандартное мышление и видение мира. Учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства. Некоторые люди видят за определением «нестандартное мышление» отсутствие привычной для нас формальной логики, объединяющей группу методов получения информации на основании разобщенных данных. Это в корне неверно — различие кроется в умении находить причинно-следственные связи и просчитывать их действие наперед, прогнозируя последствия своих действий наперед. Сформированные в сознании человека догматы, искусственно ограничивают его  кругозор. Нестандартное мышление, предполагает нахождение глубинной сущности явлений, скрытых свойств вещей и, способствует видению альтернативных выходов в ситуациях, которые ранее имели для человека только один  - шаблонный путь решения.

Мастер-класс – это двусторонний процесс и отношения «педагог – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Цель мастер-класса: создание у воспитанников ДДТ «Родник» и их родителей эмоционально позитивного настроя средствами театральной деятельности. Раскрытие творческих способностей учащихся и родителей, формирование у них мотивации к совместной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с принципами логического и креативного мышления;
  • обучение технике сценического оправдания роли посредством только движений, жестов и мимики;
  • обучение технике сценической речи;
  • знакомство с принципами сценического движения, пластики (сказка «Однажды в весеннем лесу») и сценической речи (миниатюра-фантазия на тему известной скороговорки);
  • знакомство  с законами драматургического построения литературного произведения, на основе коллективной творческой деятельности. Развивающие:
  • Развитие фантазии, воображения, памяти, внимания;
  • развитие навыков к креативному построению фраз;
  • развитие умения вести и развивать диалог, посредством воображения и креативного мышления;
  • развитие навыков словарного анализа фраз;
  • развитие связного речевого высказывания, посредством применения нестандартных фраз в диалоге;
  • выработка четких координированных движений в коллективном взаимодействии;
  • развитие целостного восприятия пьесы, театрализованной миниатюры;
  • развитие  умения создавать выразительный образ персонажей.

Воспитательные:

  • формирование навыков самостоятельности, инициативности;
  • формирование навыков командной работы;
  • формирование навыков сотворчества в проектной деятельности учащихся и родителей.

Здоровьесберегающие:

  • создание благоприятной атмосферы для психологического комфорта учащихся при выполнении заданий;
  • развитие навыков правильного дыхания, работы артикуляционного аппарата;
  • развитие вестибюлярного аппарата, пластики тела, координации движений.

Техническое оборудование: ноутбук, флеш-накопитель.

Примерный план проведения мастер-класса включает:

  • вступительную часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
  • основную демонстрационную часть;
  • комментирующую часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
  • обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
  • подведение итогов руководителем мастер-класса.

Предварительная подготовка к мастер-классу включает составление руководителем мероприятия сценария сказки-импровизации «Однажды в весеннем лесу» и сценарного плана театрализованной миниатюры-фантазии на тему известной скороговорки, подбор музыкальных фрагментов, реквизита и разработка декораций к постановкам.

Предварительная подготовка участников к разыгрыванию сказки-импровизации «Однажды в весеннем лесу» включает: ознакомление с кратким содержанием пьесы, распределение ролей и обеспечение персонажей соответствующим реквизитом.

Условия постановки сказки-импровизации: организатор мастер-класса (Рассказчик) читает пьесу, а участники должны без слов разыгрывать действия своих персонажей.  

Сценарий театрализованной сказки-импровизации

 «Однажды в весеннем лесу»  

Действующие лица: Рассказчик, Дуб, Волк, Ветерок, Подснежник, Дракон, Ворона, Ручеёк, Лягушка, Принц, Принцесса.

КАРТИНА 1. 

(Музыкальный трек)

Рассказчик: Наконец-то, в лес пришла долгожданная весна. С каждым днём солнышко стало пригревать всё сильнее, из-под оттаявшей земли на полянке, где  рос ДУБ, навстречу солнцу, начал активно пробиваться ПОДСНЕЖНИК. (Музыкальный трек)

Старый, могучий, слегка наклонившийся на бок ДУБ, тоже с приходом весны, наполнился живительным соком, расправил со скрипом свои раскидистые ветви и закачал ими. (Музыкальный трек).

На солнечную лесную полянку влетела гламурная ВОРОНА, вернувшаяся в родительское гнездо после зимовки из шумного мегаполиса (музыкальный трек). Она сделала несколько круговых движений вокруг ДУБА (музыкальный трек), а затем, залетев в гнездо, начала развешивать, привезённое «богатство» на его ветвях.

У самых корней старого ДУБА, протекал молодой РУЧЕЁК (музыкальный трек), на берегу которого, пыталась прийти в себя от зимней спячки зелёная ЛЯГУШКА. (Музыкальный трек)

КАРТИНА 2. 

Рассказчик: Неожиданно, на поляне появился страшный ВОЛК, клацая зубами от голода (Музыкальный трек). ПОДСНЕЖНИК остановился в росте и, пытаясь не увидеть чего-то страшного, закрылся своими лепестками. ЛЯГУШКА задрожала от страха. Неуклюже, ещё не до конца проснувшись и размяв свои лапки, ЛЯГУШКА стала в панике метаться по полянке, в надежде найти укрытие. (Музыкальный трек)  Укрыться можно было только в корнях могучего ДУБА, под которые, ЛЯГУШКА, попыталась сделать подкоп.  Промёрзлая земля с трудом поддавалась её неокрепшим лапкам. ДУБ безмолвно смотрел свысока на старания ЛЯГУШКИ. Худо-бедно, ЛЯГУШКА, всё-таки забралась под корни ДУБА и замерла.

ВОЛК подбежал к неокрепшему ещё РУЧЕЙКУ и испил из него водицы. Осушить РУЧЕЁК до дна, ему помешал резкий запах духов ВОРОНЫ. ВОРОНА, почуяв опасность, замерла от страха на старом ДУБЕ. ВОЛК громко завыл в предвкушении еды и сделал несколько попыток с разбега забраться на ДУБ. Но ему мешали, корни старого ДУБА, о которые он постоянно спотыкался.

Оббежав три раза вокруг ДУБА, ВОЛК, включил рациональное мышление. И пришёл к выводу, что если на ДУБ у него не получиться забраться, то можно хотя бы о его корни почесаться. ВОЛК почесал о корни ДУБА свою спину и захотел спеть от удовольствия (Песня). Спев куплетик своей любимой песни, ВОЛК скрылся в тёмном дремучем лесу. Озираясь, ЛЯГУШКА медленно вылезла из под корней ДУБА, огляделась, выдохнула от счастья, что уцелела и принялась весело резвиться на полянке. (Музыкальный трек). ПОДСНЕЖНИК раскрылся и стал подставлять все свои лепестки на встречу живительным солнечным лучам. РУЧЕЁК тоже забурлил от счастья, стал постепенно входить в своё русло и возобновил течение.

КАРТИНА 3.

(Музыкальный трек)

Рассказчик: На поляне, где тянется всеми своими лепестками к солнцу ПОДСНЕЖНИК, стоит старый, могучий, раскидистый, слегка набок наклонившийся ДУБ, в ветвях которого временно гостит ВОРОНА, а рядом с корнями протекает, набирающий силу, весенний РУЧЕЙ, на берегах которого загорает  и делает селфи, зелёная ЛЯГУШКА, подул свежий ВЕТЕРОК.

ВЕТЕРОК, раскачав ветви дуба, пощекотав лепестки ПОДСНЕЖНИКА, освежив мокрые лапки ЛЯГУШЕК, спровоцировав рябь на водной глади РУЧЕЙКА, сделав укладку на хвостике ВОРОНЫ и рассказав последние новости, о том, что видел в лесу ПРИНЦА и ПРИНЦЕССУ, выдохся, спрятался в ветвях ДУБА под крылом ВОРОНЫ и затих.  

Через какое-то время, на поляну весело вбежала ПРИНЦЕСА,  в поисках цветов. (Музыкальный трек) ДУБ обомлел от красоты ПРИНЦЕССЫ и заскрипел о своей ушедшей молодости, ВОРОНА, сделав вид, что её не удивило появление принцессы (ВОРОНА «Кар-кар-кар. И по-круче видали!), всё-таки, из-подтишка разглядывала гостью, ЛЯГУШКА тоже надулась и пыталась выглядеть важной персоной на полянке, РУЧЕЁК зажурчал и заметался от волнения, особенно, когда ПРИНЦЕССА нагнулась, чтоб в него посмотреться, а ПОДСНЕЖНИК распушился и пытался привлечь к себе внимание. (Музыкальный трек) Ведь попасть в букет  ПРИНЦЕССЫ, было пределом его мечтаний.

Вдруг, где-то рядом дико заржал КОНЬ. (Музыкальный трек)

ПРИНЦ выехал на поляну, восседая на молодом ЖЕРЕБЦЕ.
ПРИНЦ и ПРИНЦЕСА поприветствовали друг друга грациозными реверансами, встретились глазами, замерли и сразу же, полюбили друг друга (
песня ПРИНЦЕССЫ), затем пришли в себя и стали посылать через ручей друг другу сотни воздушных поцелуев.

РУЧЕЁК пришёл в смущение от разворачивающихся над ним событий и замер, что бы не потушить огонь, разгорающейся любви. (музыкальный трек).
Нежный ВЕТЕРОК ласково трепал кудри молодой пары, игриво развевал ветви ДУБА, щекотал лепестки ПОДСНЕЖНИКА, обдувал лапки ЛЯГУШКИ, которая, вспомнив историю «Царевны лягушки», принялась судорожно наводить себе марафет.

Наигравшись, ВЕТЕРОК присел отдохнуть в ветвях могучего ДУБА. Вдруг загремел ГРОМ (музыкальный трек), на небе замерцали молнии.

Ветки ДУБА и лепестки ПОДСНЕЖНИКА задрожали, вода в РУЧЕЙКЕ замерла и потемнела, ВОРОНА в панике собрала свои пожитки и  улетела на юг, а за нею и ВЕТЕРОК.  ЛЯГУШКА от охватившего её  ужаса, заквакала во всю свою лягушачью силу (КВАКАЕТ).

На поляну влетел страшный огнедышащий ДРАКОН. (Музыкальный трек) Он схватил своими когтями прекрасную ПРИНЦЕСУ и унёс за тридевять земель.

КАРТИНА 4.

(Музыкальный трек)

Рассказчик: ПРИНЦ склонился над РУЧЕЙКОМ и зарыдал. Смотря на него, зарыдали все остальные (ОБЩЕЕ РЫДАНИЕ). Ветки могучего ДУБА поникли и он так содрогался от рыданий, что с него сыпались жёлуди.  ЛЯГУШКА, припав к корням ДУБА, тоже горько квакала (КВАКАЕТ) от потерянной надежды на чудо, а ПОДСНЕЖНИК  - от несбывшейся мечты и не состоявшейся карьеры первоцвета в букете ПРИНЦЕССЫ.

РУЧЕЁК от переполнявших его слез выходил из берегов и пытался их раздвинуть. Но, вот ПРИНЦ взял себя в руки, сел на коня и принял решение отправиться на поиски своей ПРИНЦЕССЫ. (Музыкальный трек) Все помахали ему в след. ДУБ раскидистыми ветвями, ПОДСНЕЖНИК всеми своими лепестками, ЛЯГУШКА своими накрашенными лапками, а РУЧЕЁК достал ему из своих недр чистейшей водицы в дорогу. (Музыкальный трек)

КАРТИНА 5.

(Музыкальный трек)

Рассказчик: На солнечной поляне, где уже вырос ПОДСНЕЖНИК, стоит старый, ещё больше набок наклонившийся ДУБ, на ветвях которого, сидит вернувшаяся с юга ВОРОНА, каркающая о своих курортных похождениях (КАРКАЕТ), а рядом с корнями, вольяжно протекает набравшийся силы полноводный РУЧЕЙ, на берегу которого загорает и заедает комарами стресс ЛЯГУШКА в ожидании ПРИНЦА, вдруг прогремел ГРОМ. (Музыкальный трек) 

ПОДСНЕЖНИК закрылся от надвигающейся опасности своими могучими лепестками, ДУБ попытался раскинуть уже не сгибающиеся ветви, у ВОРОНЫ от шока пропал голос и она хрипло закаркала (КАРКАЕТ), ЛЯГУШКА поперхнулась комарами, а РУЧЕЙ задрожал и попытался и стал утекать.

Появляются ДРАКОН и ПРИНЦ на КОНЕ.  Они сражаются. (Музыкальный трек) ДРАКОН повержен и падает на землю. Легким ВЕТЕРКОМ приносит юную ПРИНЦЕСУ. ПРИНЦ сажает возлюбленную на своего верного КОНЯ и увозит домой. Слышатся раскаты уходящего ГРОМА. (Музыкальный трек) 

ЛЯГУШКА не придумав, что будет потом делать с телом умирающего ДРАКОНА, начинает его выхаживать, прикладывая к ранам лепестки ПОДСНЕЖНИКА (подснежник упирается, когда она пытается оторвать лепесток), отпаивая его настоем из  желудей и свежей воды. Постепенно все привыкают к ДРАКОНУ. В зной, ДУБ ещё ниже склоняется над ним и укрывает его своими раскидистыми ветвями, ВОРОНА называет его «Дррррракоша» и каркает ему все лесные новости, а РУЧЕЁК, гасит его плохое настроение своей холодной  водицей (брызгает).

КАРТИНА 6.

(Музыкальный трек)

Рассказчик: На солнечной поляне, где растёт ПОДСНЕЖНИК, стоит старый, могучий, раскидистый ДУБ, уже совсем касающейся земли ветвями, на которых сидит и каркает ВОРОНА во всё воронье горло, а рядом с корнями протекает РУЧЕЙ, впадающий в лесную реку, на берегу которого резвятся и селфятся ЛЯГУШКА С ДРАКОНОМ, резко подул свежий ВЕТЕРОК.

ВЕТЕРОК, пощекотав лепестки ПОДСНЕЖНИКА, освежив мокрые лапки ЛЯГУШКИ и ДРАКОНА, спровоцировав рябь на водной глади РУЧЕЙКА и сделав укладку на хвостике ВОРОНЫ, предупредил ВСЕХ, чтоб готовились к встрече гостей.

На поляну на коне въехали счастливые ПРИНЦ и ПРИНЦЕСА. Все обрадовались их приезду,  завизжали от счастья и объединились в едином порыве танца.

Общий танец

Рассказчик: Вот и сказочке конец. А кто слушал, молодец!

Предварительная подготовка участниками миниатюры-фантазии на тему известной скороговорки к разыгрыванию, включает: коллективное сочинение сценария постановки, на основе предоставленного руководителем мастер-класса её сценарного плана. Содержание сценария должно строиться на вариантах использования скороговорки «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» (допускаются дополнение скороговорки предлогами, междометьями, изменение её падежей, перестановка слов местами).

Условия постановки миниатюры-фантазии: руководитель мастер-класса контролирует ход сценической миниатюры, задаёт ход событий, наводящие вопросы, показывает примеры нестандартной формулировки фраз.  

Сценарий миниатюры-фантазии

«Судебное заседание по делу Карла и Клары»

Действующие лица: Судья, Адвокат Клары, Адвокат Карла, Карл, Клара Свидетель 1, Свидетель 2, Свидетель 3, Свидетель 4 и др.

Судья: Прошу всех встать! Заседание суда считается открытым. Слушается дело Карла у Клары, укравшего кораллы и Клары у Карла, укравшей кларнет.

Адвокат Клары: Господин Судья, в зале присутствует Карл у Клары, укравший кораллы и Клара у Карла, укравшая кларнет.

Судья: Прошу изложить дело Карла, который украл у Клары кораллы и Клары, которая у Карла украла кларнет.

Адвокат Клары: Докладываю, что несколько дней назад Карл у Клары украл кораллы, а  Клара у Карла украла кларнет.

Адвокат Карла: Протестую. Если бы  Клара у Карла не украла кларнет, то Карл у Клары не украл бы кораллы

Адвокат Клары: Я тоже протестую. А если бы Карл у Клары не украл кораллы, то Клара у Карла не украла бы кларнет.

Судья: А где была Клара, кравшая у Карла кларнет, когда у неё Карл крал кораллы?  

Адвокат Карла: Клара у Карла крала кларнет.

Судья: А где был Карл, кравший у Клары кораллы, когда Клара крала кларнет?  

Адвокат Клары: В то время Карл у Клары крал кораллы.

Судья: Попрошу дать слово обвиняемым. Карл, вы признаёте, что у Клары, укравшей кларнет, украли кораллы?

Карл: Да, я признаю, что у Клары украл кораллы, но Клара у меня украла кларнет.

Судья: Клара, а вы признаёте, что у Карла, укравшего кораллы, украли кларнет?

Клара: Да, я признаю, что у Карла украла кларнет, но Карл  у меня украл кораллы.

Судья: Прошу в зал свидетелей по делу Карла у Клары, укравшего кораллы и Клары, укравшей у Карла кларнет.

Адвокат Клары: Здравствуйте. Вы знаете, что Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет?

Свидетель 1: Да, я знаю, что Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет.

Адвокат Карла: Второй свидетель, а вы знаете о том, что Клара у Карла украла кларнет, а Карл у Клары украл кораллы?

Свидетель 2: Да, я знаю, что Клара украла у Карла кларнет, а Карл украл у Клары кораллы.

Адвокат Клары: Третий свидетель, вы видели, как Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет?

Свидетель 3: Нет, я не видел, как Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

Адвокат Карла: Четвёртый свидетель, а вы видели, как Клара украла у Карла кларнет, а Карл у Клары украл кораллы?

Свидетель 4: Нет, я не видел, как Клара у Карла украла кларнет, а Карл у Клары украл кораллы.

Адвокат Клары: Первый свидетель, зная Карла, вы знаете откуда у Карла кларнет?

Свидетель 1:Да, знаю. Карлу Клара купила кларнет.

Адвокат Карла: Второй свидетель, зная Клару, вы знаете откуда у Клары кораллы?

Свидетель 2:Да, знаю. Карл Кларе купил кораллы.

Адвокат Клары: Третий свидетель, как вы думаете? Не купила бы Клара Карлу кларнет, Карл украл бы у Клары кораллы?  

Свидетель 3: Не купила бы Клара Карлу кларнет, то Карл Кларе не купил бы кораллы.

Адвокат Карла: Четвёртый свидетель, а не купил бы Карл Кларе кораллы, Клара украла бы у Карла кларнет?  

Свидетель 4: Не купил бы Карл Кларе кораллы, а  Клара не купила бы Карлу кларнет, то Карл у  Клары не украл бы кораллы, а Клара у Карла не украла бы кларнет.

Судья: Попрошу обвиняемых по делу кражи Кларой кларнета Карла, а Карлом кораллов Клары, что-нибудь сказать в своё оправдание.

Адвокат Клары: Почему вы, Карл у Клары крали кораллы?

Карл: Потому что у меня Клара крала кларнет.

Адвокат Карла: Почему вы, Клара, у Карла украли кларнет?

Клара: Да потому, что у меня Карл украл кораллы.

Судья: Давайте ещё спросим свидетелей по делу Карла у Клары укравшего кораллы и Клары у Карла укравшей кларнет.

Адвокат Клары: Первый свидетель, зачем Карлу нужны были Клары кораллы?

Первый свидетель: Потому что Кларе нужен был кларнет Карла.

Адвокат Карла: Второй свидетель, зачем Кларе нужен был Карла кларнет?

Второй свидетель: Потому что Карлу нужны были кораллы Клары.

Адвокат Клары: Третий свидетель, а Карл мог обойтись без кораллов Клары?

Третий свидетель: Нет, так как Клара не могла обойтись без кларнета Карла.

Адвокат Карла: Четвёртый свидетель, а Клара могла обойтись без кларнета Карла?

Четвёртый свидетель: Нет, так как Карл  не мог обойтись без кораллов Клары.

Судья: А, можно было не красть Карлу у Клары кораллы, а Кларе у Карла кларнет, а поменять кларнет Карла на кораллы Клары?

Адвокат Клары: Поменять кораллы Клары на кларнет Карла не удалось, так как тогда уже Карл украл у Клары кораллы.

Адвокат Карла: Нет, это не удалось поменять кларнет Карла на кораллы  Клары, так как тогда уже Клара украла у Карла кларнет.

Судья: Улик по делу Карла у Клары укравшего кораллы и Клары у Карла укравшей кларнет не достаточно для обвинения. И поэтому предлагаю разрешить спор мирным путём. Вы, готовы вернуть Карл, Кларе кораллы, а вы, Клара, Карлу кларнет?

Карл: Да, я Карл готов вернуть Кларе кораллы, но при условии, что мне Клара вернёт кларнет.

Клара: Да, я Клара готова вернуть Карлу кларнет, при условии, что Карл вернёт мне кораллы.

Адвокат Клары: Вы обещаете, что не будете впредь, Карл красть у Клары кораллы?

Карл: Я, Карл обещаю, что впредь не буду красть у Клары кораллы.

Адвокат Карла: Вы обещаете, что не будете впредь, Клара красть у Карла кларнет?

Клара: Я, Клара обещаю, что впредь не буду красть у Карла кларнет.

Судья: Суд по делу Карла укравшего у Клары кораллы и  Клары укравшей у Карла кларнет объявляется закрытым. Предлагаю обвиняемым Карлу и Кларе обменяться краденными кларнетом и кораллами.

Дополнительные рекомендации по предварительной подготовке к мастер-классу можно использовать метод коллективного творческого проектирования среди воспитанников объединения или совместно с родителями.