Воспитание театром

Басова Мария Александровна

         Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировозрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и моложежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образжизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.

      Общеобразовательное учреждение должно противостоять негативным установкам ( антиценностям) и росту их привлекательности. В этом плане продуктивной формой воспитательной работы является школьный театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание театром.19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание театром.

Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.

Общеобразовательное учреждение должно противостоять негативным установкам (антиценностям) и росту их привлекательности. В этом плане продуктивной формой воспитательной работы является школьный театр.

Целью духовно-нравственного воспитания школьников является то, что выпускник должен уходить в большую жизнь, имея те нравственные и духовные приоритеты, которые будут ему помогать всю жизнь, чем бы он ни занимался, и быть глубоко порядочным человеком. Осознавая необходимость и потребность в материальных благах, полученных за счет собственных усилий, молодой человек должен знать и руководствоваться в жизни и духовно-нравственными ценностями, стремиться к самосовершенствованию во всех сферах своей жизни.

Театр – живое искусство, вот сейчас, вот тут актеры разыгрывают перед зрителями сцены из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая. Но потом приходит понимание того, что это про тебя, про твою жизнь, про твоих близких и врагов, про твою страну,  про мир вообще. О том, что надо дорожить своей любовью, своими близкими, помогать другим и быть честным. Если театр может хоть на время просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это для становления юных душ. Об этом говорили многие мэтры театрального искусства. Л.Додин в одном из интервью сказал: «Хорошего театра много быть не может, да и вообще театра много быть не может, даже плохой театр лучше чего-нибудь другого хорошего[1].

Есть два пути приобщения школьников   к театральному искусству. Один самый простой – организовать посещение школьниками театра, где поставлен спектакль по мотивам какого-либо произведения из школьной программы по литературе. И дети охотно пойдут, ведь для многих из них это кажется удачной альтернативой непосредственному прочтению самого произведения. При удачной постановке это может и подвигнуть их к прочтению, к увлечению творчеством автора. И это здорово, если дети, благодаря театру начинают читать Достоевского и Чехова. Примеров этому немало. Необходимо воспитание отношения к посещению театра, соблюдению определенных правил и традиций, сталкивается со специфическими сложностями.

Есть и другой путь приобщения школьников к театру: это создание театрального коллектива непосредственно в школе или вовлечение школьников в театральные студии при учреждениях дополнительного образования. Приглашать надо всех детей, не обращая внимания на то, есть ли у них ярко выраженные способности к лицедейству или нет. Но с самого начала перед педагогом стоит сложнейшая задача убедить всех учащихся, пришедших записаться в театральную студию (театр и т.п.), что в этом коллективе они получат нужные для жизни навыки, раскрепостятся, будут выступать на сцене, приобщатся к величайшим достижениям культуры, познавать через спектакли историю своей страны.

Чтобы значение детского театра в культуре Санкт-Петербурга возрастало, необходим возрождение и упрочение союза между творческими деятелями и педагогами школ.

Для детей младшего школьного возраста, начинающих заниматься театральной деятельностью эффективны различные игры. Например, игры-импровизации по народным сказкам, детским стихам, басням Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.В. Михалкова и других авторов, произведения которых адресованы младшим школьникам.

Во время проведения или при анализе театрализованной игры педагог направляет детей, обращает их внимание на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, толерантности, осуждает эгоизм, грубость, несправедливость.

Педагоги обязаны и сами уметь играть с детьми. Содержание сюжетных коллективных игр, этюдов («магазин», «после каникул», «день рождения», «больница» др.) помогают обратить внимание детей на нравственную сторону взаимодействий и взаимоотношений друг с другом. Один из главных моментов воспитания – обсуждение упражнений, этюдов, контрольного показа. Во время обсуждения необходима предельная доброжелательность. Обсуждается не личность, а деятельность.

Педагог сопоставляет и оценивает происходящие в сценических условиях события с аналогичными явлениями в жизни, развивая, укрепляя, поддерживая постоянный интерес к сопоставлениям, помогая учащимся осознавать, что критерием правдивости, подлинности происходящего на сцене является жизнь.

Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть.

В театральной работе с подростками адаптацию к сцене лучше начинать с литературно-драматических и литературно-музыкальных композиций. Использование этих композиций позволяет значительно расширить репертуар, необходимый для данной возрастной группы. Подготовка каждого сценического отрывка, как составляющая и органическая часть большой композиции, разогревает интерес к репетициям, повышает ответственность, развивает чувство коллектива. Вместе с тем использование литературно-драматических и музыкальных композиций имеет большое значение и потому, что дает возможность специально заниматься с учащимися и художественным чтением, и пением, и танцем, т.е. многими составляющими актерского мастерства.

Особое место в театральных занятиях с подростками занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Учащиеся читают басню по ролям, за каждого из действующих в ней персонажей и от автора. Работа над текстом басни позволяет выявить понимание интриги, как двигателя действия в театральном спектакле. Басня – жанр поучительный, и тут надо вовремя подвести ученика к пониманию сущности каждого из персонажей, чтобы развязка басни была для него понятной через переживание.

Через участие в театральных постановках, посвященных родному городу, воспитывается любовь к «малой Родине». В основу сценариев ложатся литературные произведения о Санкт-Петербурге XIX–XX веков. Здесь начинается переплетение познания города с расширением знаний о великой русской литературе девятнадцатого века. Участие в литературно-музыкальных композициях «Петербург – золотая пора,  Петербург – здесь живет красота» по произведениям А.С. Пушкина, А. Черного, Н.В. Гоголя и др., инсценировки  «Пушкин пишет» по стихам А.С. Пушкина и произведениям о нем,  «Невский проспект» Н.В. Гоголя, – вызывает необходимость у учащихся прочитать не только программные произведения, но и расширить знания о роли города в творчестве классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В.Гоголя и др. Воспитание любви к родному городу, основанное на шедеврах русской литературы и воплощенное в театральных постановках, не может не оставить глубокого следа в душах детей. Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы посредством участия в театральном действе учащиеся научились по-настоящему ценить и беречь свой город.

Особое место в духовно-нравственном воспитании школьников занимает обращение к произведениям о Великой Отечественной Войне и блокаде Ленинграда

Формирование нравственных качеств, становление духовной личности не поддаются сиюминутной оценке, поскольку это   длительный по времени и интегративный по сущности процесс. Пройдут годы до того времени, когда можно будет увидеть результат и понять, какими стали бывшие учащиеся театральной студии и какова в этом роль педагога.  

Итак, подводя итог рассуждениям данного параграфа, можно прийти к выводу, что в целом современной культуре Санкт-Петербурга не присущ театральный, игровой характер, однако внимание к искусству театра сохраняется. Более того: после значительного спада в конце XX века, детский театр города на Неве начинает усиливать свои позиции. Активизируется деятельность одного из главных театров детских театров страны — Санкт-Петербургского ТЮЗа, растет количество школьных театров. Детский театр необходим современному городу, поскольку благодаря ему разные поколения петербуржцев начинают лучше понимать друг друга, находят общие нравственные ориентиры. Можно сказать, что воспитательную функцию детский театр продолжает выполнять и за пределами школьного возраста. В следующей главе выпускной квалификационной работы более подробно остановимся на разновидностях современных детских театров.


[1]         Интервью Льва Додина. Сайт «Московские Новости». – Режим доступа: http://www.mn.ru/culture/89066