Программа дополнительного образования "Школьный театр эстрадных миниатюр" с КТП

Тарасова Олеся Владимировна

        Программа "ШТЭМ" предполагает решение образовательных воспитательных задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение трёх лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Школьному театру уделяется в настоящее время большое внимание.

Поэтический вечер, школьный праздник, спектакль, районный или городской конкурс требует от детей определённой подготовки. Чтобы сделать интереснее, содержательнее, веселее и уютнее школьную жизнь, необходим демократический театр, способный охватить своей деятельностью большое число детей.

      Театр эстрадных миниатюр отвечает всем вышеперечисленным требованиям. Школьный театр эстрадных миниатюр ШТЭМ – школьный эстрадный театр, работает по законам актёрского творчества или иначе – речевого жанра.

      Дети приобретают умение работать на эстраде: читать фельетоны, монологи, играть в миниатюрах, сценках, интермедиях, с успехом выступают на конкурсах чтецов, и являются участниками целых эстрадных представлений и спектаклей.

      В настоящее время популярными стали школьные агитбригады: патриотические, экологические. Это тоже разновидность эстрадного сценического искусства.

      Интересной формой эстрадного театра является дидактический театр. Это учёба и игра одновременно. С одной стороны, дети получают новые знания по предмету, или закрепляют старые, а с другой – выполняют определённые актёрские задачи.

      Но наиболее любимой формой работы на эстраде для детей остаётся юмористический театр. Весёлые сценки из школьной жизни являются украшением любого концерта, связанные воедино определённым содержанием, они превращаются в юмористическое обозрение или эстрадное ревю. Но чтобы удачно выступать на эстраде, надо постигать азы актёрского мастерства. Эти умения дети приобретают на занятиях в ШТЭМе

      Продвигаясь от простого к сложному,  ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Здесь дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а самое главное, учатся самокритике, веселому, шутливому складу ума, умеющему подмечать и остроумно выставлять особенности нравов, поведения, обычаев.

     Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

     Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность нравственного воспитания. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и костюмы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются миниатюры и пьесы, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, ложь, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

     Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над миниатюрами не менее важна, чем сам спектакль.

     Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир шуток, забавных историй, литературных произведений. При этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

     Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания, как художественное творчество. Театр способен приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

     Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение.

     

      Цель программы: Приобщение детей к искусству театра через развитие выразительности речи, сценического движения, образного мышления, создать условия для формирования думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

      Задачи:

1.   Воспитание учащихся в духе гражданственности и патриотизма.

2.   Развитие эстетических способностей.

3.   Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.

4.   Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

5.   Овладение навыками общения и коллективного творчества.

6.   Дать основы актёрского мастерства.

7.   Дать понятия об эстрадном и театральном искусствах.

Общая характеристика курса

Предложенная программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и. т. д.

Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы:

1.    Общепедагогические:

- репродуктивный (вербальный и невербальный);

- проблемно-поисковый;

- креативный;

2.     Эстрадное воспитание:

 - индивидуальное;

 - групповое;

 - общешкольное;

 Деятельность педагога строится на следующих принципах:

-  доступность занятий для всех желающих;

-  внимательное отношение к личности воспитанника;

-  возможность самовыражения, самореализации, инициативы;

- уважение и соблюдение прав ребёнка;

- доступность понимания и исполнения драматургического и литературного материала;

- всестороннее развитие обучаемого с учётом его индивидуальных особенностей;

- создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптация к жизни в обществе;

- развивать чувство юмора;

- стимулирование творческой активности личности, развитие способностей детей;

- развитие способности к решению возникших проблем;

        Программа предполагает решение образовательных воспитательных задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение трёх лет.

1.     Раздел «Актёрская грамота» направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

2.     Раздел «Ритмопластика» или сценическое движение включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение и ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы выразительности телодвижений.

3.      Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную, образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида:

       дыхательные и артикуляционные упражнения;

       дикционные и интонационные;

       творческие игры со словами;

4.     Раздел «Основы сценической культуры» призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального и эстрадного искусства.

В раздел включены следующие основные темы:

 особенности эстрадного искусства;

 виды эстрадного искусства;

 эстрадный речевой жанр;

 культура зрителя;

5.     Раздел «Работа над программой»:

  знакомство с драматургией;

  от этюдов к миниатюре;

  от миниатюр к программе

Место курса в плане работы

Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей от 8 до 16 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года. Придя в коллектив, воспитанники зачисляются в подготовительную группу. Форма обучения – практическое занятие (групповое и индивидуальное). Занятия проводятся по два академических часа для учащихся всех трёх лет обучения (68 часов в год). Учебное занятие – это единый (комплексный) технический тренинг.

Содержание курса

1 год обучения

Главная цель занятий первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к сверстникам, к самому предмету.

Актёрская грамота.

  пробудить и развивать интерес к театральным играм;

  развивать интерес к сценическому искусству;

  развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

  развивать навыки и действия с воображаемыми предметами;

 сочинять этюды по стихам, сказкам;

Ритмопластика.

  развивать чувство ритма и координацию движений;

  развивать пластическую выразительность и музыкальность;

  развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность;

  упражнять в попеременном напряжении и расслаблении

  развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом;

  развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;

Культура и техника речи.

  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

  тренировать чёткое произношение согласных в конце слова;

  учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра;

Основы сценической культуры:

  знакомить детей с театральной терминологией;

  знакомить детей с видами театрального искусства;

  знакомить детей с искусством эстрады;

2 год обучения

Главная цель занятий второго года обучения – развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества. Тренировка сценического внимания, творческого воображения, фантазии, чувства правды и веры и других элементов действия.

Данная цель требует решения ряда задач:

Актёрская грамота

  развивать чуткость к сценическому искусству;

  развивать в ребёнке готовность к творчеству;

  развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовать свои действия с партнёром;

  активизировать мыслительный процесс и познавательный  интерес;

  закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал;

  прививать навыки вежливости поведения;

  воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников;

  оценивать действия других людей и сравнивать их со своими собственными;

  развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в различных ситуациях;

Ритмопластика

  развивать умение владеть своим телом;

  совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость;

  развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц вплоть до полной релаксации;

  развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;

Культура и техника речи

  развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики;

  развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида дыхания;

  тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой;

  улучшать дикцию, тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков;

Основы сценической культуры

  знакомить детей с терминологией театрального искусства;

  познакомить детей с профессией драматурга, режиссёра, актёра, гримёра, костюмера, осветителя, звукорежиссёра;

  разъяснить особенности эстрадного искусства, чем оно отличается от театрального;

 сцена, арена, эстрада;

 воспитывать зрительскую культуру;

3 год обучения

Главная цель занятий третьего года обучения – дать представление о том, что эстрадная драматургия (пьеса) является основой спектакля. Познакомить учащихся с основами эстрадной культуры. История развития эстрадного искусства, понятие жанра, познакомиться с профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, драматург.

Драматургия – особый вид искусства. Освоение тема, конфликт, завязка, развязка, кульминация, события.

Действенный анализ роли – овладение логикой поведения действующего лица.

Данная цель требует решения ряда задач:

Актёрская грамота

 активизировать ассоциативное и образное мышление;

 развивать воображение и веру в сценический вымысел;

 развивать умение менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре, превращать и перевоплощаться;

 учить действовать на сценической площадке естественно;

 развивать способность оправдать свои действия;

 совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами;

 развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному;

 учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированное;

 применение полученных знаний в создании характера сценического образа;

 воспитание ответственности в исполнении своей роли на протяжении всего спектакля (программы);

 навык активного участия в репетиционной работе: поиск средств реализации заданного характера, поиск психофизического оправдания, поиск средств органичности и выразительности;

Ритмопластика

 развивать ритмические способности и координацию движений;

 развивать способности создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

 развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики;

 развивать воображение, музыкальность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и построением музыкальных произведений;

Культура и техника речи

 расширить диапазон и силу звучания голоса;

 учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, восхищённо);

 формировать чёткую, правильную речь;

 пополнять словарный запас образной, острой речи;

 развивать умение сочинять коллективный рассказ по очереди, добавляя своё предложение;

Основы сценической культуры

 знакомить детей с театральной и эстрадной терминологией;

 знакомить детей с видами эстрадного искусства;

 знакомить детей с творцами сценического чуда (главным, создателем спектакля);

 знакомить с устройством зрительного зала и сцены;

 воспитывать культуру поведения в театре;

 познакомить детей с известными артистами эстрады (Леонид Утёсов, Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко и. т. д.);

 особенности эстрадного искусства и его отличие от других видов искусств;

 воспитывать зрительскую культуру;

 

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

     чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

     уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

     понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

     сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

     сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

     овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

     умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

     умение обсуждать и анализировать собственную  творческую деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты:

     овладение умением творческого видения с позиций актера, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

     овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

     использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного   материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений   и т.д.;

     умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

     умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

     осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.  

Предметные результаты

        готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;

        управлять своим вниманием;

        уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;

        запомнить заданные мизансцены;

        запомнить и описать внешний вид любого ребёнка;

        знать 5 – 8 артикуляционных упражнений;

        знать 5 – 6 упражнений на дыхание;

        уметь произносить скороговорки;

        уметь сочинять этюды по сказкам;

        уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

        ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

        уметь двигаться в заданном ритме по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки;

        навык импровизационного оправдания установленных мизансцен;

        навык точного соблюдение текста;

        культура восприятия реакции зрителей – учеников класса;

        владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

        уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

        уметь произносить скороговорки;

        уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

         выработать навык сценического падения (навык верного приземления). Падение «вперёд, согнувшись». Падение «скручиваясь». Падение «вперёд через голову. Падение «назад на спину»;

         освоить сценическую технику приёмов нападения и защиты без оружия, для того, чтобы у зрителей создавалось впечатление драки на сцене, в то время как её участники, по существу, не применяют силы (сценическая «пощёчина», «удар по голове», защита, ответный «удар по шее»);

         выработать навык умет координировать речь и движения при одинаковых и меняющихся по ходу --- исполнения темпоритма;

         освоить навыки применения театрального грима в работе над ролью (создание образов старика, черепа, портретный грим сказочных персонажей – Баба-Яга, Кощей);

         навык правильного дыхания и сознательного управления речеголосового аппарата;

         навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним;

         навык умения определять смысловые воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей работе;

         навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок.

Примерный тематический план

№ темы

Наименование темы

Кол-во

часов

 

Первый год  (профессиональная подготовка)

 

1.1

Многообразие выразительных средств в театре

24

1.2

Значение поведения в актерском искусстве

15

1.3

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением

15

1.4

Значение подробностей в искусстве

20

1.5

Целесообразность поведения

10

 

Подготовка к уроку-зачету и его проведение

10

1.6

Органичность поведения, подготовка к общешкольным праздникам

20

1.7

Бессловесные элементы действия, проведение праздников

10

1.8

Специфика актерских задач

20

 

Подготовка к экзамену-выступлению и его проведение

32

 

Всего за год

168

 

Второй год

 

2.1

Бессловесные элементы действия (повторно)

12

2.2

Словесные действия

30

2.3

Логика действия и предлагаемые обстоятельства

30

2.4

Связь словесных действий с бессловесными элементами действия

20

 

Подготовка к уроку-зачету и его проведение

18

2.5

Драматургический материал как канва для выбора логики поведения (действий)

10

2.6

Работа над ролью в отрывке

50

2.7

Актер и его роли

30

 

Подготовка к экзамену-выступлению и его проведение

16

 

Всего за год

168

 

Третий год

 

3.1

Проявление характера персонажа в общении

12

3.2

Борьба как условие сценической выразительности

20

3.3

Параметры общения, подготовка общешкольных праздников

40

3.4

Исполнительская техника и ее роль в работе артиста

20

 

Подготовка к уроку-зачету и его проведение

20

3.5

Работа над ролью в спектакле, проведение праздников

44

3.6

Импровизация в работе актера

20

3.7

Мизансцены в спектакле

20

3.8

Подготовка к экзамену-выступлению и его проведение

20

 

Всего за год

168

 

Итого по курсу

504

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

      - аудиоаппаратура

      - диски с фонограммами, музыкальным сопровождением

      - костюмы

      - декорации

      - ресурсы сети интернет

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

      1. Авров Д.Н.  Спектакль и зритель. М,: Просвещение, 1985.

      2. Бартрам Н.Д. От игрушки к детскому театру: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925 (серия «Дети и  театр»/ Общая ред. Н. Шер).

      3. Бондарева В.И.  Записки помрежа. М,: Искусство, 1984.

      4. Климовский  В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. М,: Детская литература, 1982  год.

      5. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании школьников. М,: Просвещение,  1975.

      6. ННИ художественного воспитания Академии педагогических наук. Уроки театра на уроках в школе. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. – Москва 1990.

      7. Основы актерского мастерства: Выпуски 1-2, -М,: Советская Россия,1970-1971 г.г.

      8. Покровский  Б.А. Ступени профессии. М,: ВТО, 1984.

      9.  Сац Н.И.   На путях к прекрасному. М,: Знание, 1986.

      10. Станиславский  К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. – М,: Искусство, 1954-1961 г.г.

      11. Шильгави  В.П. . Начнем с игры. М,: Просвещение, 1980.

      12. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М., 1970.