Формула педагогического успеха

Польченко Анастасия Александровна

 «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» - девиз, который вложили в меня мои учителя. Я каждое занятие учу не только своих детей, но и учусь вместе с ними. Учиться необходимо педагогам не меньше, чем ученику, чтобы постоянно развиваться и идти вперед, прокладывая тропинку к знанию и к самореализации своих учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sotsialnoy_kreativnosti_polchenko_1.docx44.01 КБ
Файл formula_ped.uspeha.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Методическая разработка

Социально-педагогический проект в контексте развития социального творчества школьников «Связь поколений».

Автор:

Польченко Анастасия Александровна

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа № 568

Санкт-Петербург

2017


Введение.

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности.
Традиционно формированием системы знаний, общеучебных умений и навыков занимается система школьного образования. Дополнительное образование определяется как фактор развития склонностей, способностей и интересов, становления активной жизненной  позиции подрастающего поколения. Решение поставленных задач невозможно без использования в системе дополнительного образования творческого подхода к любому виду деятельности. Именно с позиций данного подхода у ребенка закладываются основы специальной грамоты и мастерства, в полной мере раскрываются творческие возможности как педагога, так и учащихся. 

Актуальность этого проекта связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены каноны общения между подрастающим и старшим поколением. А ведь многие традиции, накопленный жизненный опыт передаются от поколения к поколению через общение и совместную деятельность взрослого с ребенком.

Идея проекта возникла после проведения концерта, посвященному Дню пожилого человека, который традиционно проводится учащимися школы

№ 568 на базе  СПб ГБУ Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района. Благодаря концерту стало понятным, что подобного рода мероприятия являются необходимым, как и для учащихся, так и для лиц старшего поколения.

Данный проект предусматривает организацию взаимодействия между поколениями учащихся и пожилыми людьми. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у подростков, уважение к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.

Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Деятельность в рамках проекта – это длительное творческое сотрудничество ГБОУ школы № 568 и СПб ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района.


Социально-педагогический проект, в контексте развития социального творчества «Связь поколений»

Постановка проблемы

Современные дети чаще всего общаются со сверстниками, своими родителями, но именно с людьми пожилого возраста их общение не достаточно. Следствием этого является неуважение, равнодушие и непонимание к лицам старшего поколения. Эта проблема в наше время нам кажется актуальной.  Как изменить сложившееся положение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения? Как наладить духовное общение детей с пожилыми людьми?

Одна из главных задач образовательных учреждений – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.  

Одним из путей решения данной проблемы может стать реализация социально-педагогического проекта «Связь поколений», который направлен на поддержку старшего поколения, а также помощь  в адаптации пожилых людей в этом сложном и стремительно развивающемся мире. В общественную жизнь необходимо активнее вовлекать пожилых людей, используя для решения нравственно-патриотического воспитания школьников их профессиональный и жизненный опыт.

Идея проекта

Создание условий для участия детей и лиц старшего поколения, а также совместная подготовка и показ спектакля детей и жителей социального дома, посвященному Дню Снятия Блокады. В самом спектакле принимают участие не только учащиеся, а также жители и гости Комплексного центра социального обслуживания Красносельского района. Благодаря совместным репетициям и созданию спектакля происходит тесное общение между учащимися и людьми старшего поколения.

Цель проекта

Формирование духовно-нравственных качеств личности, позитивного отношения школьников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству.

Задачи:

1. Развивать эмоциональную и мотивационную сферы личности ребенка, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения, через совместные актерские тренинги.

2. Способствовать расширению круга общения детей с взрослыми.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки: обращаться к гостям школы, со старшим поколением.

4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

5. Приобщить детей к духовно-нравственной традиции российского народа.

6. Укреплять знания о традициях и наладить преемственность между поколениями.

7. Привлекать  пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками школы  для создания совместного спектакля.

Адресность проекта

Учащиеся с 1 по 11 класс, а также жители и гости Комплексного центра социального обслуживания Красносельского района.

Ресурсы проекта

Кадровые:

  • обучающиеся театральной студии   «Талант» (с 8-14 лет)
  • педагог театрального коллектива
  • гости и жители центра социального обслуживания Красносельского района

Материально-технические:

  • актовый зал
  • музыкальные проигрыватель
  • видеопроектор
  • костюмы и реквизиты выступления

Информационные:

  • историческая литература, связанная с событиями, которым посвящен проект.

Сроки реализации

Проект краткосрочный (ноябрь 2017 года - январь 2018 года).

Разработчик проекта: педагог театральной студии «Талант» Польченко А.А.


Содержание (этапы) проекта

№п/п

Название этапа

Содержание этапа

1

Подготовительный

- рассказ педагога об особенностях людей пожилого возраста, о трудностях, с которыми сталкиваются эти люди, об общечеловеческих ценностях: доброте, любви, взаимопомощи людей.

- Беседа с детьми о возможностях в помощи пожилым и одиноким людям (выслушать предложения и идеи детей).

2

Основной

- совместные встречи учащихся и жителей социального дома для написания сценария спектакля, посвященному Дню Снятия Блокады

 - распределение ролей в спектакле между учащимися и жителями социального дома

- совместная репетиция спектакля, работа над образами спектакля.

- подбор (создание) костюмов и реквизита, необходимого для спектакля

- подбор музыкального и видео сопровождения спектакля.

- демонстрация спектакля для детей школы, а также для жителей социального обслуживания Красносельского района

3

Заключительный

- подведение итогов, разбор ошибок, допущенных в спектакле и методы их устранения

- определение перспектив развития данного проекта: выбор тематики работ для следующих совместных мероприятий.


Заключение.

Социально-педагогический проект, в контексте развития социального творчества «Связь поколений»  находится в стадии реализации, проведены мероприятия подготовительного этапа (беседы с обучающимися).      

Ожидаются следующие результаты проекта: 

Для детей:

  1. Установление возможности более тесного общения людей пожилого возраста и молодого поколения, приобретение опыта взаимоотношений.
  2. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
  3. Осознание нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий.
  4. Проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей страны.

Объединяясь в проведении тематических праздников и досугов с взрослыми, дети  приобретут опыт взаимоотношений, научатся видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей, у школьников сформируется сфера личностных взаимоотношений.

Главный результат заключается в усвоении вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 Для пожилых людей:

  1. Осуществление связи поколений: детей и ветеранов.

2.        Обеспечение активного отдыха людей старшего поколения, посредством организации проведения массовых праздников и мероприятий.

Данный проект даст возможность пожилым людям почувствовать, что их творчество востребовано, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт в  сохранении  этнокультурного наследия родного города, что в итоге способствует становлению межличностного общения  поколений.

Таким образом, потребность в разработке социально-педагогического проекта «Связь поколений» обсуловлена необходимостью решению двух важных социально-психологических задач: обеспечение формирования у детей социально-значимых качеств и духовная поддержка пожилых одиноких людей.


Библиография:

  1. Барышева Т.А. Пихология развития креативности. Теория, диагностика, технологии: монография. СПБ.: Изд-во ВВМ, 2016
  2. Рзавитие социальной креативности ребенка. Методическое пособие для специалистов дополнительного образования детей и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. СПБ.: Центр малой полиграфии, 2015: раздел 1  «Социальная креативность как актуальная проблема современного общества и системы образования», раздел 2 «Модель структуры социальной креативности».

Ссылка: http://ddtks.ru/nov/metod_posobie_razvitie_soc_kreativnosti_2015.pdf

  1. Фишер Г. Развитие социальной креативности: пусть все голоса будут услышаны // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – Т.2, №4, -С. 57- 64.

  2. Шипицына Л.М. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». - С-Петербург: Издательство Детство-Пресс, 2010 г.



Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта «Формула педагогического успеха».

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, – 
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир – 
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу – 
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги.

Главный принцип в своей работе для себя определила и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Ведь чтобы что-то требовать от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда. Личностные особенности педагога всегда находят отражение в детях. Например, благодаря общению с воспитанниками, я сама стала уверенней в себе и намного терпеливее, чем раньше. Именно дети наградили меня такими важным качествами, без которых приходится сложно в современном мире. Девиз: «Уча других, я учусь сама» – является также важным принципом в моей работе. Мне интересно и в то же время я чувствую ответственность, ведь то, какими вырастут дети, зависит во многом от меня, как педагога.

Наблюдая в своей работе за сегодняшними детьми я пришла к выводу: педагог должен идти в ногу со временем и постоянно самосовершенствоваться. Развиваться самой и быть современным педагогом лично мне помогают посещение курсов и различные поездки с детьми. Так, я недавно окончила курсы по повышению квалификации «Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования», где мной был разработан инновационный проект, который, я верю, будет реализован. Поездка с детьми в оздоровительно-образовательный лагерь «Байтик» в Казани помогла узнать детей поближе и получить невероятный заряд энергии. Всевозможные творческие конкурсы, в которых мы принимаем всегда активное участие, воспитали дух соперничества, дали уверенности в своих силах и теперь уже помогают развивать творческие идеи и воплощать их в жизнь. Следуя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что жизнь учителя — это постоянное самосовершенствование. Прежде чем требовать что-то от других, необходимо начать с себя.

На мой взгляд, в педагоге должны присутствовать терпение и понимание. Педагогу важно быть одновременно добрым и строгим. Самое главное - вырастить из учеников хороших людей. Педагог должен не только обладать познаниями в своем предмете, но уметь выходить из спорных ситуаций, подбирать правильные слова в каждой конкретной ситуации, учить находить  правильный путь решения проблемы, обладать широким словарным запасом, уметь находить общий язык, как с коллективом, так и с каждым отдельным учеником.

Каждый раз, как только я вхожу на занятия, встречаюсь с детьми в зале или просто на улице, дети ловят мой взгляд, торопятся сообщить о чем-то, для них даже важно, просто коснуться меня, поделиться своим переживанием или радостью. Я считаю, что радость должна пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, ведь ожидание радости даже для взрослого человека – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет творческой личности. Ведь одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить так, что потом не помогут никакие воспитательные приемы, ухищрения. Радость сама по себе не возникает. Ее горючее – успех. Успех окрыляет, пробуждает уверенность в своих силах, помогает стать более коммуникабельным, развивает способность к взаимодействию. 
Ни в одном учебнике нет готового рецепта педагогического успеха. Каждому приходится составлять его самостоятельно.
 Моя формула направлена на создание у ребенка настроя на преодоление трудностей. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям… Я каждый день кропотливо создаю своим воспитанникам ситуацию успеха, даю им возможность пережить радость творчества, стараюсь сделать их счастливыми. 

 «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» - девиз, который вложили в меня мои учителя. Я каждое занятие учу не только своих детей, но и учусь вместе с ними. Учиться необходимо педагогам не меньше, чем ученику, чтобы постоянно развиваться и идти вперед, прокладывая тропинку к знанию и к самореализации своих учеников.