ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Актерское мастерство»

Ковалев Александр Михайлович

Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между учащимся и педагогом. Именно поэтому, программа “Актерское мастерство” подразумевает наличие мелкогрупповых занятий по текущим темам. Каждый учащийся имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из учащихся не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у учащихся оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Актерское мастерство"107.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием

администрации муниципального образования Тбилисский район

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ»

Принята на заседании педагогического совета

от «___» ___________   2017 г.

Протокол № ___________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ»

________________ Т. И. Мигулева

«___» ___________ 2017 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

_________________«Актерское мастерство» _________________

Уровень программы:       базовый_______________________________

Срок реализации программы:        5 лет (360 часов)________________

Возрастная категория:    8 - 9 лет________________________________

Вид программы: модифицированная_____________________________

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Ковалев Александр Михайлович

ст. Тбилисская, 2017

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1Пояснительная записка

Театр, в котором играют дети, как и большинство культурных явлений, уходит своими корнями в синкретическую, по своей сущности, первобытную культуру. В чём же заключается несомненная польза театра, в котором играют дети,  -  в развитии личности ребенка:

- театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;

-театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;

-театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;

-при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.

        Данная программа имеет художественную направленность и рассматривает педагогическую целесообразность в преподавании актёрского мастерства без отрыва от знаний по предметам «Искусство сцены», «Сценического движения». Она опирается в этом на работы Георгия Владимировича Кристи в исследовании  последних исканий Константина Сергеевича Станиславского, где учитывается возраст учащихся.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение детей актёрскому мастерству способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, воспитывает в нём те личностные качества, которые характеризуют действительно  культурного человека, гражданина своей страны.

       Специфика и новизна данной программы заключается в особенностях современного театрального искусства, где исполнитель существует в постоянном синтезе актерской игры, музыки и слова.

      Программа “Актерское мастерство” построена, прежде всего, на обучении учащихся саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.

Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между учащимся и педагогом. Именно поэтому, программа “Актерское мастерство” подразумевает наличие мелкогрупповых занятий по текущим темам. Каждый учащийся имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из учащихся не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у учащихся оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени.

Создание образа – это сложный кропотливый процесс, требующий тесного контакта между педагогом и актёром-новичком. Определение характера персонажа, его предыстории, сквозного действия героя, речевых и пластических особенных элементов, как средств внешнего выражения внутренней сути – это долгий путь на пути сотворения роли. Невозможно представить себе этот хрупкий процесс исключительно в рамках групповых занятий.

Программа актуальна, но требует дополнений и переработки, так как в ней рассматривается общий материал по учебному процессу при создании детского музыкального театра, а   программа «Актёрское мастерство» изложено в сокращённом варианте.

Данная программа «Актёрское мастерство» составлена на основе программы «Детско-юношеский театр мюзикла» и построена на принципах реалистического театра школы переживания. Её создание стало возможным только благодаря современному пониманию «метода физических действий», где основное внимание уделяется развитию гармонично развитой творческой личности. Программа  предусматривает получение базовых знаний  в области актерского мастерства. Поэтому был внесен ряд дополнений в соответствии с учебным планом ЦЭВД и социальным заказом.

Отличительные особенности данной программы:

- возможность учитывать различную степень подготовки учащихся, их индивидуальные способности и направленность интересов;

- тематическое разнообразие, использование блочно-модульного подхода в изложении и систематизации учебного материала;

Адресат программы:

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» рассчитана на детей в возрасте 8 - 9 лет. В студии могут заниматься как мальчики, так и девочки.

Уровень программы, объем и сроки.

Данная программа реализуется на базовом уровне и рассчитана на 5 лет обучения (360 часов):

1 год обучения - 72 часа в год;

2 год обучения - 72 часа в год;

3 год обучения - 72 часа в год;

4 год обучения - 72 часа в год;

5 год обучения - 72 часа в год.

Форма обучения – очная.

Режим занятий:

1 год обучения – 1 занятие 2 часа в неделю;

2 год обучения – 1 занятие 2 часа в неделю;

3 год обучения – 1 занятие 2 часа в неделю;

4 год обучения – 1 занятие 2 часа в неделю;

5 год обучения – 1 занятие 2 часа в неделю.

Особенности реализации образовательного процесса

    Программа рассчитана на детей, имеющих хорошие физические и музыкальные данные, обладающих выносливостью трудолюбием и творческими способностями. Занятия проводятся в группе количеством  7-11 человек.

     Программа включает: базовые упражнения, работу по развитию внимания, памяти, воображения, изучение психофизического действия, работу над созданием сценического образа. Но прежде всего – это развитие психофизического аппарата будущего актёра.

      Программа направлена на то, чтобы учащийся все время находился на сценической площадке, репетируя, тренируясь, играя роли, то есть занимался актерской работой, из которой он получает значительный опыт. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы студии является подведение итогов промежуточных и годовых сессий. Форма проведения разная: зачет, участие в спектакле.

  1.  Цель и задачи программы

Цель данной программы:

Создание творческого пространства, в котором органично могли бы    сосуществовать и развиваться дети разных возрастов.

Задачи данной программы:

образовательные:

  • научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;
  • увлечь детей театральным искусством;
  • расширить знания учащихся в области драматургии;

личностные:

  • воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
  • привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
  • воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;
  • воспитать художественный вкус;
  • научить учащихся корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.

 метапредметные:

  • развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
  • развивать пластические и речевые данные учащихся;
  • развивать воображение, фантазию и память.

Цель первого года обучения - обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;

Задачи:

образовательные:

  • научить основам психофизического тренинга;
  • научить основам верного дыхания;
  • научить оценивать сценические события;
  • познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.

личностные:

  • воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;
  • привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.;
  • воспитать в студийцах творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

 метапредметные: 

  • развить способность к перевоплощению через создание этюдов;
  • развить навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
  • развить наблюдательность и память через актёрские упражнения.

Цель второго года обучения - обучить технике перевоплощения в процессе работы над ролью.

Задачи:

образовательные:

  • научить учащихся избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
  • научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;
  • научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;
  • научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
  • научить основам реализации пластического образа персонажа;

личностные:

  • воспитать чувство ответственности за партнёров;
  • привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
  • воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки;

метапредметные:

  • развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;
  • развить актёрское внимание, воображение и фантазию студийцев через упражнения психофизического тренинга;
  • развить речевой аппарат учащихся с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

Цель третьего года обучения – способствовать формированию абстрактного творческого мышления.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;
  • научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;
  • обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

личностные:

  • воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;
  • привить культуру исполнительского мастерства;
  • привить интерес к культуре речи;

 метапредметные:

  • развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;
  • развивать воображение и фантазию учащихся через процесс перевоплощения;
  • развивать у студийцев способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

Цель четвертого года обучения-  обучить ориентированию  в сценическом пространстве и взаимодействию с партнером на сцене.

Задачи:

образовательные:

- ознакомить обучающихся с театром - как видом искусства;

  • научить отношению к действиям партнёра;
  • научить анализировать поступки, слова, мотивы, характер своего героя;
  • научить реализовывать пластический образ персонажа.
  • обучить выразительным средствам сценического действия и их разновидностям.

личностные:

  • способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.

метапредметные:

  • более глубоко развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения;
  • развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

Цель пятого года обучения:

  • обучение владению всеми видами актерского сценического мастерства;

Задачи:

образовательные:

  • научить пользоваться профессиональной лексикой;
  • сформировать способность анализировать предлагаемый  материал и формулировать свои мысли;
  • способствовать формированию способности к рождению новых идей, креативному образу мышления.

личностные:

  • создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности (исполнительского мастерства);
  • воспитать навык оценки собственных поступков и поступков других учащихся;

метапредметные

  • способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к театральному искусству.
  • развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластику и ознакомить с простейшими акробатическими элементами;

1.3 Содержание программы

                                         1.3.1 Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Мастерство актёра

18

-

18

Зачёт

3.

Сценическая речь

14

-

14

4.

Постановочная работа

22

-

22

5.

Пластика

17

-

17

Зачёт

Итого:

72

1

71

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Мастерство актёра

20

-

20

зачет

3.

Сценическая речь

14

-

14

4.

Постановочная работа

20

-

20

5.

Пластика

17

-

17

зачет

Итого:

72

1

71

3 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Мастерство актёра

18

-

18

Зачет

3.

Сценическая речь

14

-

14

4.

Постановочная работа

24

-

24

5.

Пластика

15

-

15

Зачет

Итого:

72

1

71

4 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Мастерство актёра

18

-

18

Зачет

3.

Сценическая речь

18

-

18

4.

Постановочная работа

20

-

20

5.

Пластика

15

-

15

Зачет

Итого:

72

1

71

5 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Мастерство актёра

20

-

20

Зачет

3.

Сценическая речь

14

-

14

4.

Постановочная работа

22

-

22

5.

Пластика

15

-

15

Зачет

Итого:

72

1

71

                     1.3.2 Содержание учебного плана

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. ТБ

Теория

Правила внутреннего распорядка, техника безопасности. Знакомство с программой первого года обучения.                               

        Тема 2. Мастерство актёра

Теория

        Актёрская оценка как способность корректировки своего поведения по отношению к предмету, партнёру, событию.

        Сценическое внимание  как активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Тренировка этого процесса путем использования множества различных упражнений, помогающих учащимся научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

Практика.

        Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

- упражнения на включение воображения -  «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащийсяи превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

Одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции;

- на выразительность жеста;

- на развитие органики.

Тема 3. Сценическая речь

Теория

        Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

Практика.

        Правила гигиены голоса. Способы закаливания голоса. Гигиенический и вибрационный массаж лица.

        Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

- Дыхание:

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

- дыхательный тренинг.

- артикуляционная гимнастика:

- упражнения для языка;

- упражнения для губ;

- упражнения для челюсти.

Тема 4. Постановочная работа

Теория.

        Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могут  стать частью разных концертных программ.

Практика.

        Этапы постановочной работы. Выбор материала при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности учащихся. Активный первый этап. Дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом.

        Возможность эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.

Тема 5. Пластика

Практика

        Знакомство учащихся с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.

Разминка:

  • упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.
  • упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов;
  • парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика.)
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.
  • упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противо вращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).

2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория

        Инструктаж по технике безопасности  на занятиях в театральной студии. Программа работы на год.

Тема 2. Мастерство актёра

Теория.

Психофизический тренинг.

Изучение понятий:

Сценическое общение как активное взаимодействие исполнителя с партнёром и окружающей средой, в котором участвуют как физическая, так и психическая сторона органики. Темы этюдов, предлагаемые педагогом на основе простых и понятных для учащихся примерах.

Приспособление, пристройка – способность найти верное отношение к партнёру или предмету для его изменения, воздействовать на партнёра или предмет в зависимости от поставленной задачи.

Сценическое действие – волевой акт человеческого поведения, направленый на достижение поставленой цели-сверхзадачи.

Конфликт – столкновение противоречий, процесс, движение.  Конфликт разрешается через конкретную борьбу в сценическом действии. В свою очередь, сценическое действие не может существовать без конфликта.

Практика.

Парные, коллективные этюды.

Тема 3. Сценическая речь

Теория.

Дыхательный тренинг. Артикуляционная гимнастика.

Знакомство с нормами орфоэпии: к слову, звучащему со сцены, предъявляются более жесткие требования, чем к бытовой речи. Актер и культура речи. Нормы произношения в русском языке (ударение, сочетание различных звуков, закон редукции произношения безударных гласных, произношение согласных, произношение заимствованных слов и т.д.). Знакомство с понятием «орфоэпия».

Практика.

Работа над скороговорками. Ускорение темпа произнесения текста скороговорки. Постепенно  добавляются минимальные физические нагрузки: наклоны, приседания, повороты, прыжки и т.д. Учащийсяам необходимо научиться удерживать одинаковый уровень звука как без нагрузок, так и с ними.

 

Тема 4. Постановочная работа

Практика.

Итогом творческой работы группы второго года обучения является постановка полноценного спектакля с участием всей группы.

Тема 5. Пластика

Практика.

На втором году обучения основной упор делается на:

  • повышение выносливости студийцев (упражнения анаэробного, аэробного и смешанного характера);
  • скоростную подготовку (упражнения на простую и сложную двигательную реакцию, имитационная реакция, упражнения на развитие быстроты движений, упражнения для развития медлительности, упражнения на изменение скорости движения, подвижные игры соревновательного характера, упражнения на темпо-ритмическую организацию движений);
  • равновесие (упражнения с преимущественным воздействием на полукружные каналы: обороты тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов, прыжки с оборотами, перекаты ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки на месте с продвижениями в различных направлениях, упражнения на повышение устойчивости тела, парные упражнения на равновесие  системы тел);
  • простейшие элементы акробатики (шпагаты, мосты, стойки, перекаты, кувырки, колёса).

Продолжение работы над развитием гибкости, силы и координации движений.

3год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория.

Инструктаж по технике безопасности  на занятиях в театральной студии. Знакомство с программой работы на год.

Тема 2. Мастерство актёра

Теория.

        Пластические этюды. Психофизический тренинг. Этюды на развитие ассоциативного мышления. Актёрская импровизация

Практика.

Освоение этапов работы над ролью:

  • определение действенного конфликта  и центрального события в этюде;
  • определение центрального события каждого действующего лица на протяжении всего этюда;
  • раскрытие предлагаемых обстоятельств и установление взаимоотношений партнёров;
  • определение конкретных задач, логики поступков действующих  лиц, логики их мышления и поведения в данном этюде;
  • раскрытие подтекста; освоение внутреннего монолога; определение действия в зонах молчания.

Изучение понятий:

Органическое молчание – процесс органического действия без слов. Действовать при помощи логики физических действий.                           Событие – действенный факт, меняющий логику поведения                       исполнителей.                                                                                                      Исходное событие – действенный факт, с которого началась история.                            Центральное событие – кульминация, наивысшая точка накала по линии сквозного действия.                                                                                                           Главное событие – финал, чем закончилась история.                                        Сверхзадача – утверждение авторской позиции  по отношению к поставленной проблеме, посредством художественной организации доказательств.

Тема 3. Сценическая речь

Практика.

Дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг. Работа над скороговорками с движениями и нагрузками. Работа над текстом роли, прозаическим и поэтическим материалом.

Тема 4. Постановочная работа

Практика.

Постановка чтецких номеров. Работа над ролью.

Изучение этапов работы над спектаклем:

  • определение темы;
  • определение проблемы и её аспектов, заложенных в драматургическом произведении;
  • нахождение основного конфликта произведения;
  • разбор композиции драматургического произведения – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
  • определение событийного ряда – исходное событие, центральное событие (кульминация), главное событие (финал) драматургического произведения;
  • определение сквозного действия;
  • расстановка противоборствующих сил по отношению к основному конфликту;
  • разбор характеров и определение сквозного действия каждого действующего лица;
  • определение задач всех действующих лиц;
  • определение атмосферы, в которой действуют персонажи;
  • разводка по мизансценам эпизодов спектакля;
  • выстраивание сценического действия в эпизодах спектакля;
  • чистка эпизодов спектакля;
  • черновые прогоны всего спектакля;
  • технические прогоны со световой партитурой;
  • генеральная репетиция;
  • сдача спектакля.

4 год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория.

Инструктаж по технике безопасности  на занятиях в театральной студии. Знакомство с программой обучения на год.

Тема 2. Мастерство актёра

Теория.

        Пластические этюды. Психофизический тренинг. Этюды на развитие ассоциативного мышления. Актёрская импровизация.

Практика.

Парные этюды на зону молчания: «Предлагаемые обстоятельства таковы, что Новый год вы встречаете вдвоем, но вы в ссоре»; «На контрольной  попытаться списать ответы у очень вредного соседа по парте» и т.д.

Парные этюды на рождение фразы: «Пойдем домой(?) (!)», «Я решил…(бросить музыкальную школу), (уехать от вас) ….». Главное выбирать фразы действенные или событийные.

Тема 3. Сценическая речь

Практика.

Дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг. Работа над скороговорками с движениями и нагрузками. Гимнастика Стрельниковой.

Тема 4. Постановочная работа

Практика.

1. Переходный этап к работе с драматургией. Репертуар. И. Крылов: «Квартет», «Ворона и лисица», «Две собаки».

2. Пьеса в соответствии с  возрастом и интересом учащихся. Органическое перевоплощение в образ. Выбор персонажа,  исходя из эмоционального опыта ребенка. Прочтение всей пьесы полностью. Полный разбор пьесы. Подробный разбор выбранного отрывка:  выстроить событийный ряд, поставить действенные задачи, осуществить поиск внешней характерности, найти ее связь с решением внешнего облика персонажа: грим, костюм, манеры, пластика, особенности речи и др., сценическое воплощение. Репертуар: Е.Шварц «Золушка», «Снежная королева» (на сюжеты Андерсена), «Сказка о потерянном времени», А.Островский «Снегурочка», Г.Полонский «Доживем до понедельника».

3. Выбор спектакля и его жанра на усмотрение  педагога. Достижение осмысленного существования учащихся  на сценической площадке. Формирование навыков взаимодействия с партнером. Овладение навыками общения, умения менять пристройки. Использование разной тактики по отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать дальнейшее действие друг друга. Действенная задача – что я хочу получить (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Все виды сценического воздействия. Новые понятия -  психологический жест и актерская интонация. Конфликт как  основа драматургического построения этюда. Борьба, столкновение интересов - основной двигатель действенного процесса.

4. Итоговое занятие – показ в присутствии  зрителя.

5 год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория.

         Инструктаж по технике безопасности  на занятиях в театральной студии. Знакомство с программой обучения на год.

Тема 2. Мастерство актёра

Теория.

Анализ событийного ряда. Найти главное событие и сделать на него этюд, максимально сохраняя предлагаемые обстоятельства, заданные автором. 

Репертуар: А.П. Чехов: рассказы «Ванька», «День за городом», «Злой мальчик», М.Зощенко: «Находка», «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать», Н.Носов: «Фантазеры». В.Драгунский: «Денискины  рассказы»;

Поэзия как искусство образного представления действительности в форме стихотворной, ритмизировано - музыкальной речи. Характерные особенности поэтической речи.  Развитие способности уловить ритм жизни героев, ощутить и присвоить себе их художественную атмосферу. Естественное  существование на сцене в образе действующего лица.

Примерный  репертуарный список пьес для отрывков:

В. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Два веронца», «Укрощение строптивой».

Лопе де Вега «Дурочка», «Собака на сене»

Ж.Б. Мольер «Версальский экспромт», «Проделки Скапена»

К. Гоцци «Зеленая птичка», «Любовь к трем апельсинам», «Король-олень»

Г. Ибсен «Дикая утка»

О. Уайльд «Как важно быть серьезным», «Звездный мальчик»

А.П. Чехов «Предложение»

М. Метерлинк «Синяя птица»

Дж. Барри «Питер Пэн»

Д. Родари «Путешествие голубой стрелы»

Р. Орешник «Летучкина любовь»

Л. Петрушевская «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает»

Е. Исаева «Про мою маму и про меня»;

Разбор пьес и любого другого драматургического материала, планируемого для постановки (водевилей, мюзиклов, театральных миниатюр, инсценировок и т.д.). Работа над отрывками  различными по жанру и стилю драматургии, включающими в себя  более сложные события и предлагаемые обстоятельства, в том числе исторического, социального характера. Изучение содержания постановочного материала в его мировоззренческих, исторических, национальных и иных аспектах. Действенный анализ сцен и проработка роли. Поиск современной, качественной драматургии, ориентированной на детский и юношеский возраст. Творческое взаимодействие педагога и учащихся в процессе создания спектакля.

Тема 3. Сценическая речь

Практика.

        Основные приемы гимнастики разных авторов. Тренинг на гласные и согласные.  Уверенное владение речевым аппаратом.

Тема 4. Постановочная работа

Практика.

Разбор роли. Анализ событий пьесы, выделенных режиссером в соответствии с определенной им сверхзадачей спектакля. Создание биографии своего героя, исходя из  предлагаемых обстоятельств, данных автором. Поиск  сквозного действия спектакля и роли, событий и препятствий на пути достижения цели. Поиски внутренней и внешней характеристики образа. Стремление  к «перевоплощению», предполагающему глубокое проникновение в поступки и отношения персонажей, овладение целями, взглядами, мыслями, стремлениями своего героя.                                                                                      

Разбор пьес и любого другого драматургического материала, планируемого для постановки (водевилей, мюзиклов, театральных миниатюр, инсценировок и т.д.). Работа над отрывками  различными по жанру и стилю драматургии, включающими в себя  более сложные события и предлагаемые обстоятельства, в том числе исторического, социального характера. Изучение содержания постановочного материала в его мировоззренческих, исторических, национальных и иных аспектах. Действенный анализ сцен и проработка роли. Поиск современной, качественной драматургии, ориентированной на детский и юношеский возраст. Творческое взаимодействие педагога и учащихся в процессе создания спектакля.

                         1.4 Планируемые результаты

1 год обучения

Учащийся должен:

образовательный результат:

  • понятия: “органика”, “этюд”, “оценка”, “органическое молчание”, “реквизит”, “сценическое событие”, “декорации”, “действие”, “предлагаемые обстоятельства”, “если бы я ...”;
  • индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
  • 5-10 упражнений психофизического тренинга;
  • приемы разминки и разогрева тела;
  • 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;
  • 5-10 упражнений речевого тренинга.

личностный результат:

  • участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
  • подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;
  • построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.

метапредметный результат:

  • построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;
  • целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;
  • обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;
  • направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
  • создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;

2 год обучения

Учащийся должен:

образовательный результат:

  • приемы освобождения мышц;
  • правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе с текстом;
  • законы логического построения речи;
  • как развивать свой психофизический аппарат;
  • комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;
  • 5-7 новых скороговорок;
  • текст и канву сценического действия своей роли;
  • понятия: “пантомима”, “сюжет”, “сценическое действие”, “монолог”, “диалог”, “пристройка”, “сценическая задача”, “логика поведения”, “конфликт”.

Личностный результат:

  • тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;
  • устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
  • организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;
  • находить элементы характерного поведения персонажа;

метапредметный результат:

  • давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;
  • самостоятельно проводить групповую разминку;
  • сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
  • объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;
  • произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.

3 год обучения

Учащийся должен:

образовательный результат:

  • понятия: “сквозное действие”, “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “сверхзадача”, “словесное действие”, “факты жизни”, “факты искусства”, “пластический образ”;
  • правила орфоэпии и законы логического построения речи, а также способы их практического применения в работе над ролью;
  • правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;
  • организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
  • 5-10 новых скороговорок;
  • 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.

личностный результат:

  • владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
  • применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;
  • проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актёрского образа;

метапредметный результат:

  • проводить на занятиях весь комплекс актёрского тренинга (пластический, речевой, психофизический) самостоятельно;
  • в репетиционном процессе организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
  • определять сквозное действие роли;
  • раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
  • произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

4 год обучения

Учащийся должен:

образовательный результат:

- ознакомиться с театром - как видом искусства;

- более глубоко развить наблюдательность и память через актёрские упражнения;

- научиться выразительным средствам сценического действия и их разновидностям.

личностный результат:

- развитие способностей к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

- способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.

метапредметный результат:

  • научить отношению к действиям партнёра;
  • научить анализировать поступки, слова, мотивы, характер своего героя;
  • научить реализовывать пластический образ персонажа.

5 год обучения

Учащийся должен:

образовательный результат:

- научиться пользоваться профессиональной лексикой;

- развить способность анализировать предлагаемый  материал и формулировать свои мысли;

  • развивать у студийцев способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

личностный результат:

-создать условия для приобретения опыта творческой деятельности (исполнительского мастерства);

  • воспитать навык оценки собственных поступков и поступков других учащихся;

метапредметные результаты:

-способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к театральному искусству.

  • развитость физических возможностей тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластику и знать  простейшие акробатические элементы.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график

2.2 Условия реализации программы

При организации учебного процесса педагогу дополнительного образования необходимо применять здоровьесберегающие технологии, соблюдение требований и норм СанПиНа, а также, учитывать индивидуальные возрастные особенности учащихся.

Материально-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

Для успешной реализации программы необходимы:

материально-техническое обеспечение:

  •  хорошо освещённый кабинет;
  • столы, стулья;
  • сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием;
  • спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная, нескользкая обувь ввиду обеспечения техники  безопасности на занятиях и свободы движения в процессе  работы;

информационное обеспечение:

  • методическая литература;
  • аудио-;
  • видеоматериалы;
  • фотоматериалы;
  • интернет ресурсы.
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

2.3 Формы аттестации

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании.

Итоговая аттестации проводится с целью установления соответствия результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию выдаются свидетельства о прохождении обучения, почетные грамоты.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов являются: готовая работа, диплом, грамота, журнал посещаемости, портфолио, отзыв детей и родителей.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выступление на мероприятиях, выезды на конкурсы, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.  

Сроки

Наименование разделов, тем

Формы и виды контроля

1 год обучения

1-е полугодие

2-е полугодие

История возникновения театрального искусства. Упражнения на внимание, фантазию и воображение.

Простое физическое действие. Навыки выразительного действия на сцене.

Открытое занятие

Показ перед родителями.

2год обучения

1-е полугодие

      2-е полугодие

История развития театрального искусства. Показ сценических этюдов.

Театрализованная композиция по прозаическому произведению.

Зачёт

Показ театрализованного мероприятия перед родителями и студийцами.

3 год обучения

1-е полугодие

2-е полугодие

Актёрский тренинг. Выразительное действие актера на сценической площадке.

Многообразие  форм и выразительных средств театра.

Викторина. Показ этюдов.

Показ спектакля по произведениям русских классиков.

4 год обучения

1-е полугодие

2-е полугодие

Работа над этюдами.

Басня, проза, стихотворение

Показ этюдов.

Показ на зрителя

5 год обучения

1-е полугодие

2-е полугодие

Актёрский органический тренинг.

Учебный спектакль.

Зачет.

Показ выбранного спектакля.

В программе используются следующие методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ.

Для подведения итогов работы по программе используются как не документальные формы (конкурсы, концерты, открытые занятия), так и документальные (протокол зачёта).

4. Оценочные материалы

1 год обучения:

промежуточная аттестация (вопросы теории)

  1. Знать простые скороговорки;
  2. Понятие «Фонационное»;
  3. Понятие «актёрское оценка»;
  4. Понятие «сценическое внимание»;

итоговая аттестация (вопросы теории)

  1. Знать разогревающие упражнения;
  2. Знать основные упражнения;
  3. Знать упражнения на включение воображения.

2 год обучения:

промежуточная аттестация (вопросы теории)

  1. Понятие «Сценическое общение»;
  2. Понятие «Пристройка»;
  3. Понятие «Орфоэпия»

итоговая аттестация (вопросы теории)

  1. Понятие «Сценическое действие»;
  2. Понятие «Конфликт»;

3 год обучения:

промежуточная аттестация (вопросы теории)

  1. Понятие «органическое молчание»;
  2. «Событие»;
  3. «Исходное событие»;

итоговая аттестация (вопросы теории)

  1. «Центральное событие»;
  2. «Главное событие»;
  3. «Сверхзадача».

        4 год обучения:

промежуточная аттестация

Этюды на органическое действие.

итоговая аттестация

Этюды на тему из сказок: Е. Шварц «Клад», «Принцесса и свинопас», «Снежная королева», «Красная шапочка», «Брат и сестра», «Сказка о потерянном времени», «Золушка»

Ю. Ким «Иван Царевич», «Чудеса на змеином болоте»

5 год обучения:

промежуточная аттестация

  1. Этюды на круги внимания;
  2. Элементы речевого тренинга;
  3. Пластика.

итоговая аттестация

Показ заданного педагогом спектакля на зрителя.

2.5 Методические материалы

По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.

Методической   особенностью обучения   в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е.  используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

      В программе используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

  • словесный (беседа, рассказ, диалог);
  • наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы   показ   педагога,   индивидуальные    занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
  • практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

  • приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
  • применение знаний через постановку спектаклей;
  • закрепление через генеральные репетиции;
  • творческая деятельность - показ спектаклей;
  • проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с объяснением и показом;
  • репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
  • частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы:             .

  • исключения - умение  обнаружить  и  устранить  внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
  • тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
  • физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
  • психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.

2. Принципы:

  • наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
  • активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы   в   студии   предполагает   развитие   всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
  • сотрудничества - в процессе работы    педагоги  и  студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще   всего используется принцип работы творческой мастерской;
  • организации  процессов  актерской импровизации  в условиях театральной образности;
  • систематичности,   последовательности - обучение   ведется   от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
  • индивидуализации - учитывая   психологические   особенности учащихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
  • Организационные формы:
  • Коллективная  эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
  • Парная — рассчитать работу на двоих.

Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

При работе с детским коллективом  режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.

Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что учащиеся совершенно не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Но надо помнить, что юные актёры не умеют работать самостоятельно не по злой воле: не учили, не требовали. Не следует раздражаться этим. Нужно постепенно, планомерно приучать учащихся к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием необходимо привести студийцев к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.

Педагогу, работающему с актёрами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации, потому что бесполезно пытаться добиться её от учащихся, не обладая ею самому. Начинать следует с малого – будьте строго последовательны  в своих действиях и в своих требованиях. Всегда, давая задание учащимся, добивайтесь результата, не упускайте мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного. Конечно же, спектакль создаётся на репетиции. Но учащимся необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция – как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана – должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев.

Конечно, педагог не может применять к учащемуся театральной студии такие же требования, как к взрослому актёру. Студийцы, не привыкшие к серьёзной творческой работе, быстро устают от множества повторений в процессе репетиций, их внимание, ещё очень неустойчивое, постоянно переключается с объекта на объект. В подобных ситуациях педагогу необходимо проявить гибкость: с одной стороны, ребенку нужно сменить вид деятельности, с другой – не отклониться от поставленных задач на конкретный момент процесса обучения. В данном случае необходим симбиоз педагогически-режиссёрских решений: например, вместо очередного повтора репетируемого эпизода спектакля, дать ребятам этюд на сходную ситуацию. После просмотра и разбора этюда уже можно будет вернуться к чистке эпизода безо всякого урона репетиционному процессу, и даже, наоборот, зачастую именно в таких этюдных заданиях рождаются неожиданные творческие находки, актёрские приспособления.

Никогда не следует пренебрегать процессом объяснения, какого-либо понятия, момента, действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято учащийся. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, проблем, стимулируя студийцев к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.

Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству актёра. Этюды позволяют развить у учащихся внимание, фантазию, память, логику действий, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене. И всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций. Существует множество направлений в этюдной  работе:

  • этюды на проявление человеческих эмоций;
  • этюды на выразительность жеста;
  • этюды на органическое молчание;
  • пластические этюды;
  • этюды по нескольким заданным словам или предметам;
  • этюды, основанные на стоп-кадрах;
  • этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и фразеологизмов;
  • этюды с воображаемыми предметами (партнёрами);
  • этюды на память физических действий;
  • импровизационные блиц-этюды и т.д.

Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у учащихся, так как импровизация является очень сложной  сферой для начинающих юных актёров. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития актёрского дарования учащихся. К заданиям такого  рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова.

Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:

  • разминка;
  • речевой тренинг;
  • психофизический тренинг.

Это является  необходимым условием готовности учащихся к  включению в творческий процесс перевоплощения.

Педагогу детской театральной студии необходимо всегда оставаться актёром, всегда неожиданным, интересным, способным захватить внимание учащихся, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень подготовленности к каждому занятию. Педагог просто не имеет права приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всём он  должен оставаться немного волшебником, ощущая себя гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием ТЕАТР, ведущим учащихся к самому сердцу этого удивительного мира.

2.6 Список литературы

  1. Список литературы, рекомендуемый для педагогов

Обязательная:

  1. Ершов П.М. “Режиссура, как практическая психология” - М., 1999.
  2. Гиппиус С.В. “Гимнастика чувств” - М., 1987.
  3. Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” - С.-П., 2005.
  4. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.

Дополнительная:

  1. Агапова И.А., Давыдова М. А. «На школьной сценической площадке» М. Аркти 2007
  2. Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. – М.: 2004.
  3. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003
  4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.—Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.

2.6.2        Список литературы, рекомендуемый для детей

1.Немеровский А. “Пластическая выразительность актёра” - М., 1982.

2.Козлянинов Г.И. “Упражнения по дикции” - М., 2004.

3.Ковакин Л.Д. “Классические основы режиссуры” - Кр., 1997.

4.Царенко Л. “От потешек к пушкинскому балу” - М., 2006.

5.Итина О.М. “Искусство звучащего слова” вып. 21 - М., 2002.

2.6.3        Список литературы, рекомендуемый для родителей

1.Петрусинский В.В. “На пути к совершенству. Искусство экспромта” - М., 1990.

2.Голубовский В. “Актёр – самостоятельный художник” М. 2000.

Программа на лето

1.Пояснительная записка

Вряд ли кто станет спорить с тем, что летом должно быть весело. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Летом ребенок не должен быть обременен такими же требованиями, нормами, заданиями, запретами, как в учебном году. 

Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка, в том числе и выявление талантов в области звучащего слова. Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей освоения ими различных социальных ролей и функций.

На летней  площадке дети могут свободно общаться удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год.

 Основная цель:

-раскрытие духовных творческих  потенциалов личности ребенка путем создания условий для его самореализации в период летних каникул.

Основные задачи:

-организация содержания досуга детей;

-организация воспитательных и развлекательных мероприятий направленных на развитие речевого контакта  детей и подростков;

-приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их  в досуговые занятия. 

2 Содержание программы

2.1 Учебный  план

1-й  год  обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Пластика в движении

2

-

2

3

Викторина «Русские традиции»

3

1

2

4

Участие в мероприятии

1

-

1

Открытое занятие

Всего:

7

2

5

2-й  год  обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Пластические игры

2

-

2

3

Работа над репертуаром

2

-

2

4

Показ художественного номера

2

-

2

Открытое занятие

Всего:

7

1

6

3 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Сюжетно- ролевая игра

2

2

3

Подготовка игровой программы

3

-

3

4

Показ  игровой программы

1

-

1

Открытое занятие

Всего:

7

1

6

4 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Русские народные игры

2

2

3

Просмотр ТВ спектаклей

3

-

3

4

Тренинг

1

-

1

Открытое занятие

Всего:

7

1

6

5 год обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Читка по ролям

2

2

3

Читка диалогов

3

-

3

4

Импровизированный показ

1

-

1

Открытое занятие

Всего:

7

1

6

2.2. Содержание учебного плана

1 год обучения

Тема 1.Вводное занятие

Теория

Техника безопасности на занятиях сценической речью летом. Знакомство с программой  на лето.

Тема 2. Пластика в движении

Практика

Игровой блок  игр по заданной тематике.

- «Знакомство»;

- «Третий  лишний»;

Тема3. Викторина «Русские традиции»

 Теория

Выбор темы. Подготовка викторины Составление карточек по заданной теме. Практика

Проведение викторины. Анализ мероприятия. Русское чаепитие.

Тема 4. Участие в мероприятии

Практика

Подготовка и проведение  мероприятия. Анализ.

2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория

Техника безопасности на занятиях сценической речью в летний период. Знакомство с программой на лето.

Тема 2. Пластические игры

Практика

Работа над комплексом упражнений:

-«Расскажи сказку»;

- «Что изменилось?»;

-«Сонная голова»;

Тема 3. Работа над репертуаром

Теория

Выбор темы. Анализ произведения. Читка по ролям.

Практика

         Упражнения для шеи, головы, плеч:

- «Метроном»;

- «Потолок-пол»;

- «Черепаха»;

- «Индийский танец»;

- « Пиджак».

Тема 4.Показ художественного номера

  Практика

Компоновка концертной программы. Подбор костюмов, музыки, света.

Репетиция  номеров.

3 год обучения

Тема 1.Вводное занятие        

Теория

Инструкции по технике безопасности. Знакомство с программой на лето 3 года обучения.

Тема 2. Сюжетно-ролевая игра

Теория

Выбор материала.

Практика

 Репетиция. Игра. Взаимодействие с другой группой. Анализ.

 Актёрский тренинг:  Воздействие на внимание партнёра – «звать»; воздействия на волю партнёра – «приказывать» и «просить»; воздействия на память партнёра – «узнавать» и «утверждать»; воздействие на чувства (самочувствие) партнёра – упрекать и ободрять; воздействие на мышление партнёра – «объяснять» и  «отделываться»; воздействие на воображение партнёра – «удивлять» и «намекать».

 Тема 3.  Подготовка игровой программы

Практика

Написание или выбор сценария. Распределение ролей. Подготовка чтецкого репертуара  (басни, народные сказки, эпические произведения) для создания сценического образа на сценической площадке.

Чтение стихотворных произведений в движении.

Репетиция. Подбор костюмов. Изготовление реквизита. Подбор музыки и света.

Тема 4. Показ игровой программы

Практика

Репетиция игровой программы. Генеральная репетиция со светом и звуком. Показ игровой программы. Фото сессия. Анализ мероприятия.

4 год обучения

Тема 1.Вводное занятие        

Теория

Инструкции по технике безопасности. Знакомство с программой на лето 3 года обучения.

Тема 2. Русские народные игры

Практика

Понятие русской народной игры. Элементы игры. Игры одиночные, мелкогрупповые, групповые.

 Тема 3.  Просмотр ТВ спектаклей

Практика

Спектакли московских театров (МХТ, Малый академический театр, ТЮЗ).

Тема 4. Тренинг

Практика

Ряд игровых элементов для показа на зрителя.

5 год обучения

Тема 1.Вводное занятие        

Теория

Инструкции по технике безопасности. Знакомство с программой на лето 3 года обучения.

Тема 2. Читка по ролям

Практика

Подбор материала, анализ и читка по ролям (басня, проза, стихотворение).

 Тема 3.  Читка диалогов

Практика

Объединение в мелкие и более крупные группы. Читка по ролям. Обмен ролями.

Тема 4. Импровизированный показ

Практика

Открытое занятие для зрителей. Подведение итогов о прохождении курса.