Программа театрального кружка

Данная программа разработана для организации работы кружка "Теотральный" и внеурочной театральной деятельности с учащимися с 1 по 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc142.5 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

I

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяется своевременным освоением нравственно здоровых норм поведения и отношений личности, основанных на взаимоуважении, сотрудничестве и созидательности. Только высокий уровень развития эмоциональной сферы психики людей в любом возрасте обеспечивает устойчивость их нравственно здоровых отношений и поведения, являющихся не столько долгом, сформированным извне,  сколько внутренним стремлением полноценно развитой личности. Дефицит же высших эмоций в отношениях людей неизбежно ведёт к усилению деструкции их поведения и деятельности.

Одним из значимых результатов дезадаптации (или отрицательной адаптации) детей и подростков является наличие у многих из них устойчивого «учебного конфликта» – острого противоречия между высоким уровнем интеллектуальных и вообще деятельностных запросов и полной неспособностью их реализовать. В этой ситуации любая активность, не меняющая сложившихся стереотипных отношений, приводит к тупику, лишь усиливающему порочный замкнутый круг.

Чтобы преодолеть эти этически негативные закономерности в молодёжных сообществах, характеризующихся дефицитом культурного развития, необходимо ввести (наряду с учёбой) такую деятельность, в рамках которой появилась бы возможность, опираясь на заинтересованность в её результате, построить систему межличностных и групповых отношений на последовательной доброжелательно-уважительной и творчески-деятельностной основе. Из разных возможностей выбора такой деятельности театр и музыка является, пожалуй,  наиболее эффективным её вариантом.

Для учащихся школы театрально-музыкальныя деятельность

  • увлекательна, что предполагает возможность удерживать и развивать мотивацию к деятельности;
  • непривычна, что способствует торможению негативных поведенческих стереотипов;
  • совместна (в перспективе коллективна), что предоставляет поле деятельности для коррекции межличностных и групповых отношений;
  • разнообразна (актёрская деятельность, музыкальное и художественное оформление спектаклей, организационная деятельность и осуществление социальных контактов), что позволяет найти применение сил и индивидуальных творческих возможностей каждому участнику школьного театра.

Благодаря этим особенностям театрально-музыкальная деятельность позволяет поэтапно решить большой ряд задач в направлениях:

  • овладения групповой и индивидуальной творческой деятельностью;
  • развития каждой личности в этическом, эстетическом, интеллектуальном и волевом аспектах;
  • оздоровления межличностных и групповых отношений.

Достигнутый в театральной артпсихокоррекции результат может быть перенесён в другие виды деятельности: быт, учёбу, труд, спорт и т.д. Эффект этого переноса зависит от согласованности деятельности и требований всего психолого-педагогического состава школы, чему также может способствовать школьный театр, не исключающий участия в нём сотрудников школы любого звена.

Направленность и значимость программы

Предлагаемая программа имеет культурологическую направленность.

Её реализация предполагает:

  1. развитие знаний, умений и навыков в области активного и пассивного художественного творчества, повышение уровня культурно-эстетического развития воспитанников школы и эрудиции в области художественной культуры:
  • получение воспитанниками знаний по теории и истории театра;
  • развитие их способностей к актёрскому мастерству и театральной режиссуре;
  • исполнение разнообразных ролей в репертуаре музыкально-драматических спектаклей;
  1. нормализацию и нравственное оздоровление межличностных, групповых и общешкольных отношений на основе:
  • уменьшения и снятия конфликтности групповых и межличностных отношений;
  • навыка овладения и управления своими эмоциями, творческого партнёрства;
  • принятия этических норм сотрудничества;

Цели программы 

  • общепедагогическая: всестороннее развитие культуры  воспитанников (в процессе постижения ими сценического мастерства);  
  • развитие навыков нравственного поведения как коммуникативной способности строить межличностные и групповые отношения на основе продуктивного сотрудничества и взаимопомощи.

 В соответствии с поставленными целями основными общепедагогическими задачами программы являются:

  • овладение искусством актёрского мастерства, основами режиссуры;
  • приобщение к творческой деятельности;
  • знакомство с шедеврами драматического и музыкального театра;
  • формирование ценностного (этико-эстетического) взгляда на людей и события;

  • развитие у воспитанников школы мотивации к творческой  деятельности;
  • привитие навыков активной творческой деятельности, а также сотрудничества и взаимопомощи с обретением на этих основаниях лидерских качеств;
  • освоение в качестве личностных новообразований ценностных ориентаций на основе общечеловеческих и прогрессивных культурно-исторических ценностей;
  • укрепление способности к мужественному преодолению деятельностных, коммуникативных и социальных трудностей;
  • развитие стремления к гуманистически-созидательной активности в трудностях реальной жизни;
  • перенесение навыков позитивной социализации в другие сферы жизнедеятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения при проведении занятий в первом учебном году 1 раз в неделю по 2 часа (2 × 36 = 72).

Ожидаемые результаты

Знание:

  • основных принципов работы актёра над ролью и некоторых принципов работы режиссера над пьесой и спектаклем;
  • прозаических и поэтических текстов ролей в различных по жанру спектаклях со способностью их выразительного и эмоционального воплощения;
  • некоторых вех и наиболее ярких моментов истории театра и театрального искусства;
  • этических норм поведения и отношений в творческом коллективе: взаимная уважительность, доброжелательность, творческая активность.

Умение:

  • анализировать образы и события произведений драматургии с их воплощением в сценическом действии (мизансценах) и интенсивном эмоциональном переживании.
  • приготавливать к спектаклю элементы бутафории, костюмов и декораций;
  • заниматься групповой (коллективной) театральной деятельностью в атмосфере партнёрства, требующего доброжелательно-уважительного стиля межличностных отношений;
  • тормозить межличностные конфликты на основе групповых норм осуждения агрессивности, цинизма и равнодушия;
  • развивать дружественные отношения на основе заинтересованности общим увлекательным делом и развиваемых установок на поддержание сотрудничества, взаимопомощи и творчески-деятельностной психологической атмосферы;
  • поддерживать поле интенсивного переживания высших эмоций в процессе исполнения спектаклей.

Развитость интереса:

  • к произведениям театральной и музыкальной, а также вообще художественной классики;
  • к яркой коллективной и индивидуальной (театральной, музыкальной) творческой деятельности с развитием у  наиболее активных воспитанников качеств положительного лидера группы.

Способы проверки результативности театрально-коррекционной деятельности:

  • наблюдение за динамикой групповых отношений (в частности, за снижением уровня конфликтности и ростом сотрудничества) во всех сферах жизни воспитанников;
  • анализ (сценических, оформительских и музыкальных) творческих достижений;
  • учёт интенсивности и качества репетиций, выступлений и гастролей;
  • анализ мнений и впечатлений воспитателей и учителей школы, а также зрителей о творческих достижениях и групповых отношениях детей и подростков.

Возраст обучающихся и режим занятий

Программа предусматривает охват театральной деятельностью детей, подростков и юношей (девушек) с дозированным распределением репетиционных нагрузок. Возраст обучающихся определяется границами от начальных до выпускных классов, то есть от 7 до 18 лет, что в перспективе не исключает вовлечение в театральную работу сотрудников школы и их детей любого возраста. Важнейшим принципом и перспективной задачей при постановке массовых спектаклей является разновозрастность их исполнителей, с одной стороны, соответствующая возрастному разнообразию ролей в спектаклях, с другой – способствующая развитию эмпатико-аффилиационных отношений между участниками театра разных возрастов с развитием семейственности и системы возрастной ответственности.

Театрально-музыкальная работа, будучи творческой деятельностью, предполагает собой сочетание разнообразных типов занятий:

  • совместное чтение и обсуждение пьес;
  • постановку спектаклей с дальнейшей отработкой (режиссёрских и актёрских) мизансцен;
  • работу над дикцией и выразительностью речи;
  • работу над элементами танца или музыкальной пантомимы;
  • приготовление элементов театральных костюмов, бутафории и декораций;
  • организацию выступлений и гастролей по мере расширения репертуара школьного театра;
  • посещение спектаклей кукольных, драматических и музыкальных театров города;
  • любые другие культурно-просветительные мероприятия, соответствующие запросам воспитанников школы и возможностям её психолого-педагогического состава.

III

Содержание программы

III - 1 (2-ой год обучения)

Вводное занятие 

Теоретическая часть

Основные задачи школьной музыкально-театральной студии в первом году обучения.  

Порядок подготовки к занятию и их проведения.

Основные этические требования к участникам театральных репетиций и музыкальных занятий.

Техника безопасности в репетиционном классе и актовом зале школы.

Практическая часть 

Просмотр видеозаписей с игрой спектаклей школьниками (из предыдущего опыта работы психолога-режиссёра) с обсуждением перспектив в совместной творческой деятельности .

Введение в сценическую работу 

Драматургическим материалом первого года обучения могут быть, например:

  • «Белая дочь степей» Б.Кулунчаковой;
  • «Снежная королева» Шварца;
  • «Любовь к трём апельсинам» М.Светлова;
  • «Синяя птица» М.Метерлинка;
  • «Мимолётное видение» Л.Ленча и др.
  •  «Сказка про козла», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом» С.Маршака;
  • «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка-путешественник» Н.Носова;
  • «Зайка-зазнайка» С.Михалкова;
  • «Петушиная мельница» М.Карима;
  • «Ну, волк, погоди!» А.Е.Курляндского и др.

Эти пьесы сочетают яркость сценических ситуаций с большой амплитудой добрых эмоций и мудрых мыслей.

Теоретическая часть

Понятие о сценической работе и её компонентах (сценическое пространство и время, сценические события и персонажи, театральные мизансцены, публичное переживание).

Этика поведения студийца:

  • отсутствие сквернословия и конфликтности;
  • наличие уважительно-доброжелательного отношения старших и младших, мальчиков и девочек, воспитанников и воспитателей в качестве условия пребывания на репетиции.

Информация об авторе пьесы и её художественном своеобразии.

Практическая часть 

  • выразительное чтение сцен из выбранной к постановке пьесы, анализ их персонажей, ситуаций и идейной направленности;
  • мнение о персонажах, событиях и идее пьесы воспитанников; дискуссия об особенностях будущего спектакля;
  • предложение исходных режиссёрских (задающих сценическую ситуацию) мизансцен и их наполнение актёрскими (вскрывающими мысли и чувства героев) мизансценами;
  • поэтапная коррекция результатов сценической деятельности (от более существенных к менее существенным задачам);
  • параллельная коррекция отклонений от принятых этических требований.
  • Эмоциональное переживание музыкальных произведений

Особенности театрального искусства

Теоретическая часть

Понятие о театре как временном и синтетическом роде искусства; доступность драматического актёрского мастерства любому человеку.

Действия и переживания актёров, организуемые в мизансцены, – основа театрального искусства. Подвижные границы театральной условности. Актёрские задачи и сверхзадачи как способ вхождения в роль. Основные виды театра (пантомимический, драматический, музыкальный: опера, балет, оперетта). Основные  жанры драматического театра (комедия, трагедия, драма). Качество сценической речи (громкость, эмоциональная выразительность, единство с мимикой, жестом и действием).

Спектакль как результат творчества автора и исполнителей (режиссёра, актёров, художника – декоратора и костюмера, музыканта и технического персонала театра).

Практическая часть 

  • постановка и отработка сцен из выбранного спектакля с достижением актёрского переживания ролей, постановкой актёрских задач и сверхзадач, разработкой режиссёрских и актёрских мизансцен, отработкой качества сценической речи;
  • просмотр и анализ разных трактовок одного и того же драматургического материала.

Постановка и отработка сцен и спектаклей

Теоретическая часть

  • Мизансцена – язык сценической деятельности.
  • Различение режиссёрских (задающих сценическую ситуацию) и актёрских (способствующих яркости выражения сценических переживаний) мизансцен.
  • Актёрские задачи (на конкретную сценическую ситуацию) и сверхзадачи (на перспективу).
  • Понятие о концепции постановки (выявление наиболее значимых для исполнителей идей ставящейся пьесы и их воплощение в сценических решениях).

Практическая часть 

  • Чтение и анализ выбранной к постановке сцены, обсуждение предполагаемой постановки.
  • Разработка режиссёрских мизансцен конкретных сцен (с текстами ролей в руках или под суфлирование).
  • Постановка актёрских задач и сверхзадач в конкретных сценических ситуациях.
  • Наполнение режиссёрских мизансцен актёрскими мизансценами.
  • Работа над интонациями, мимикой, жестами в связи с поставленными перед исполнителями актёрскими задачами.
  • Обсуждение негативов и позитивов сценических героев и событий с переносом анализа на реальных людей и реальные факты жизни.
  • Фрагментарная работа над отдельными мизансценами и прогоны цельных сцен с непрерывным её проживанием исполнителями.
  • Коллективное обсуждение результатов театральной деятельности, психологическое поощрение индивидуальных и групповых успехов.
  • Дискуссии о проблемах жизни, затронутых ставящейся сценой.    

Выразительность сценической речи

Теоретическая часть

Основные особенности сценической речи. Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция. Сочетание в сценической игре правды переживаний и ясности театральных средств в сценической речи и мизансценах.

Представление об особенностях системы гласных (редукция) и согласных (оглушение-озвончение) звуков русского языка.

Практическая часть 

  • речевой тренинг на каждой театральной репетиции: упражнения и шуточные скороговорки на развитие правильного произношения синтагм (типа «Наша река широка как Ока») гласных, согласных звуков и их сочетаний (типа «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима вы мне на линя. О любви ни меня ли вы мило молили и в туманы Лимана манили меня?»);
  • отработка выразительности сценической речи в процессе сценической работы (устранение неправильного произношения слов, достижение чёткости и громкости артикуляции, подкрепление артикуляции эмоциональной выразительностью речи, достижение спокойного темпа речи с выдерживанием необходимых синтагм и пауз).

 

Индивидуальная работа над ролями, соответствующими личности актёра 

Теоретическая часть

Жизненные цели и мотивы поведения персонажа спектакля в сопоставлении с особенностями личности исполняющего его воспитанника.

Практическая часть 

  • анализ персонажей пьесы и выбор роли;
  • поиск в процессе постановки спектаклей режиссёрских и актёрских мизансцен;
  • достижение органичного поведения и переживания в сценической ситуации;
  • снятие чрезмерных психологических защит на основе сценического успеха, доброжелательной психологической обстановки и нарастающего интереса к театральной деятельности;
  • коррекция межличностных и групповых отношений между партнёрами и дублёрами (погашение и недопущение межличностных конфликтов, поддержка и поощрение взаимопомощи и творческого сотрудничества и режиссёром, и самими участниками репетиций);
  • развитие интереса к сценической деятельности (на основе личного успеха, а также всего комплекса культурных влияний).

 

Индивидуальная работа над ролями, не соответствующими личности актёра 

Теоретическая часть

Выявление личных проблем воспитанников:

  • излишек негативов (например, капризности, слабоволия, равнодушия, боязни окружающих, расторможенности, неадекватной самоуверенности или комплекса неполноценности и т.д.);
  • недостаток позитивов: (например, душевного спокойствия, дееспособности, разнообразных интересов, мужества, самоконтроля, адекватной уверенности в себе и т.д.). 

Практическая часть 

  • Исполнение контрастных ролей с целью психодрамного изживания личностных негативов (выявляемых на материале наблюдений за поведением воспитанников в процессе репетиций, а также индивидуальных и групповых бесед) и приобретения личностных позитивов.
  • Проявление воспитанниками эмпатии к людям с разнообразными личностными особенностями (посредством сценического переживания разных персонажей, осмысления причин этих особенностей). Привлечение внимания к психологическим проблемам других людей (на материале не только пьес, но и реальных людей).

Итоговое занятие

  • Подведение итогов года. Поощрение и награждение за активное участие в достижениях школьной театральной студии.
  • Обсуждение основных задач будущего года. Дискуссия на тему: «Каким я желаю видеть школьный театр?».
  • Пожелания друг другу и театральному коллективу в целом, школе, творческие планы на лето.

IV

Методическое обеспечение

Необходимость выбора того или иного типа занятий определяется текущей потребностью постановочной работы, а также психологическим статусом театрального коллектива в данный момент. Учёт психологического фактора состояния группы предполагает мобильность в выборе и переключения типов занятий.

В целях широкого охвата учащихся театральной работой предполагается работа одновременно над многими спектаклями, подбор которых осуществлялся по принципу увлекательности, позволяющей воспитанникам вовлечься в активную театральную работу.

Изобилие драматургического материала с ансамблевой и массовой занятостью участников школьной театральной студии даёт возможность всем участникам проявить себя в разнообразных ролях в соответствии с уровнем собственной активности. Предлагаемые роли направлены на укрепление положительных и психодрамное изживание отрицательных личностных качеств. Постановка маленьких пьес способствует сплочённости малых групп и возникновению соревновательности за скорость и качество результата сценической работы.

Средоточием решения как специальных театральных, так общекультурных и психокоррекционных задач является постановка и отработка сцен из спектаклей. Этому виду практической деятельности школьной театральной студии отводится наибольшее количество часов.

Отработка ролей происходит на фоне анализа сценических персонажей и событий, который целенаправленно и стихийно переносится на этико-эстетический анализ реальных людей и фактов частной и общественной жизни. Ближайшим к рассмотрению материалом оказываются факты взаимоотношения самих участников репетиции. Например, стереотипные вспышки грубости, капризности в процессе анализа героев и событий с их эмоционально сочным сценическим переживанием «высвечиваются» в общем сознании участников репетиции и поэтому присекаются самими воспитанниками путём самокоррекции. Притягательные красивые эмоции, сопровождающие положительные персонажи спектаклей, выявляют ограниченность будничных, неодухотворённых душевных движений людей. Сценическое переживание высших эмоций (любви, дружбы, творчества, созидательности) вызывает у детей желание не отказываться от них и в реальной жизни.

Техническое оснащение театральных репетиций:

  • классная комната, позволяющая выгородить сценическое и зрительское пространство;
  • набор крепких (на металлической основе) стульев (15-20) и столов (4-5) для организации сценического пространства (впоследствии сценический конструктор: кубы, пандосы, лестницы);
  • сборные штативы для организации сценического пространства в любых условиях гастролей;
  • полотна материала (в частности, цепляющихся к штативам) для эстетизации сценографических решений;  
  • звуковоспроизводящее устройство для создания и воспроизводства фонограмм к спектаклям;



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план «Театрально-музыкального кружка» МОУ «Никулинской СОШ»

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Введение в сценическую работу

3

1

2

3

Особенности театрального искусства

4

2

2

4

Постановка и отработка сцен и спектаклей

36

2

34

5

Выразительность сценической речи

5

2

3

6

Индивидуальная работа над ролями, соответствующими личности актёра

10

2

8

7

Индивидуальная работа над ролями, не соответствующими его личности

6

2

4

8

Знакомство с композиторами и их произведениями. Посещение концертов.

16

10

6

8

Итоговое занятие

1

1

0

Итого:

72

23

49