Целевая программа "Каникулы"

Березкин Александр Борисович

Комплексная целевая программа «Каникулы» является составляющей частью программы деятельности отделения дополнительного образования ГБОУ Школа №887 и представляет собой постоянно действующую программу организации досуга и свободного времени детей в развивающейся культурной среде школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kanikuly_novaya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Западное окружное управление департамента образования г. Москвы

ГОУ ДДТ «Кунцево»

121467, Москва, ул. Молодогвардейская, д. 2, корп. 3. Тел: 141-98-26,149-16-56 (факс)

          Е-mail: ddtkuncevo@rambler.ru

«УТВЕРЖДАЮ»

_______________________

Директор ДДТ «Кунцево»

Алексеева Т.И.

   Целевая программа

      «КАНИКУЛЫ»

Автор: педагог-организатор  А.Б. Березкин

Москва, 2014.


Пояснительная записка.

Комплексная целевая программа «Каникулы» является составляющей частью программы деятельности ДДТ «Кунцево» и представляет собой постоянно действующую программу организации досуга и свободного времени детей в развивающейся культурной среде Дома творчества.

Каникулы - свободное время ребенка, предназначенное для снятия напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления и укрепления здоровья, удовлетворения личностно-значимых интересов, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, формирования трудовых навыков, совершенствования личностных возможностей, развития творческого потенциала, включение в систему новых социальных связей и отношений.

Анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени школьников ведет к негативным результатам.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

В детях живет потребность играть. Сегодня, в условиях разрушения дворовых игровых команд, эта потребность становится особенно сильной: дети мало играют.

Дети любят праздники и игры. Праздник для них - жизненная потребность, игра - средство всестороннего развития. Они доставляют детям удовольствие и радость. Без праздников немыслима жизнь. И поскольку число учащихся, которые относят искусство к любимым занятиям на досуге, уменьшается, и одновременно становится все больше школьников, склонных к пассивному отдыху, создана данная программа «Каникулы», призванная изменить сложившуюся ситуацию.

                       

                                Отличительные особенности  программы.

    Программа «Каникулы» включает в себя как сложившиеся, традиционные мероприятия, так и новые формы, экспериментальные программы.

Программа «Каникулы» является циклической: в рамках программы проводится традиционный фестиваль детского творчества «Солнечный год», который делится на следующие этапы: это театрализованные игровые программы в рамках недели Игры и игрушки «Осенний маскарад»', новогодние представления и шоу-программы «Зимний фейерверк» для школ района и детей с ограниченными физическими возможностями; развлекательные и познавательные программы в рамках недели музыки, театра и литературы «Весенний звон»; творческие конкурсы, задания, смотр концертных номеров «Летнее разноцветье» для городских оздоровительных лагерей.

Также в рамках программы «Каникулы» проводятся творческие встречи, тематические вечера, огоньки для детских объединений ДДТ различного профиля: инструментального, декоративно-прикладного и ИЗО творчества и др. Организуются выезды, экскурсии, походы, участие в выставках, гастрольная деятельность, творческие профильные смены в России и за рубежом.

Цель программы: Создание условий для организации отдыха, оздоровления и удовлетворения разнообразных интересов ребенка в каникулярное время.

Задачи программы:

Обучающие:

  • ознакомление с новыми формами организации досуга для детей;
  • содействие гармоничному развитию и формированию  личности, талантов и способностей;
  • формирование театральной культуры, культуры речи, культуры свободного времени;
  • расширение кругозора детей;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • формирование коммуникативных умений (умение общаться со сверстниками и с взрослыми, умение адекватно воспринимать ситуацию и т. д.).
  • повышения педагогической культуры родителей, семейного общения через участие в творческих мероприятиях учреждения.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, воображения
  • развитие интересов детей;
  • развитие чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, инициативности; повышение самооценки каждого ребенка.
  • выявление и развитие талантов и способностей детей.

Воспитательные:

  • воспитание творчески активной, гармонично развитой личности
    средствами театрально-игровых моделей различных типов.
  • воспитание у детей культуры досуговой деятельности;
  • формирование нравственной позиции ребенка;
  • приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям;
  • стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.
  • воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни
  • воспитание уважительного отношения к истории  страны, города;
  • приобщение к нормам гуманистических отношений.

Таким образом, организация кульурно-досуговой деятельности детей в каникулярное время дает возможность:

  • иметь разнообразный выбор дел для удовлетворения своих интересов и
    творческих потребностей;
  • приобретать новые впечатления, навыки, закреплять и усовершенствовать
    прежние;
  • приобщаться к культурным и духовным ценностям;
  • получать возможность неформального общения со взрослыми, сверстниками,
    ребятами младшего возраста;
  • Получать опыт коллективного творчества и оценки своего индивидуального
    вклада в него.

Формы проведения:

Среди существующих форм организации культурно-досуговой деятельности наиболее современными являются досуговые программы, которые составляют основу программы «Каникулы». Досуговые программы организуются для всех возрастных категорий детей - от дошкольников до подростков.

Игровые программы интегрируют в себе развлекательную шоу-программу и педагогическое явление, где воспитательный процесс скрыт, завуалирован, поэтому ребенок чувствует себя свободным.

Игровые достижения вызывают яркие эмоции, радость и становятся личностными переживаниями ребенком своего успеха. Успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Переживаемый ребенком успех в игровом опыте побуждает его закрепить как свое личностное достижение те качества и умения, которые он продемонстрировал в игре.  

Ориентация на успех может выражаться в целеполагании и в инструментарии программы, в поиске условий для удовлетворения потребностей участников игровой программы в самовыражении, в демонстрации своих интересов и увлечений, своих идей и компетентностей.

 Обеспечивается это разнообразием игровых элементов, сменой деятельности и созданием условий активного включения каждого в игру и творчество.

Формы проведения театрально-игровых мероприятий в рамках фестиваля  «Солнечный год»: игровая программа, шоу-игра, творческая игра, конкурс  устный журнал, цикл  встреч в «Музыкальной гостиной», клубный день и т.п.

 

                                   Ожидаемые результаты:

  • создание положительных эмоций, настроения праздника;
  • приобретение опыта неформального общения;
  • объединение и сплочение детских коллективов, детей и педагогов, детей и
    родителей;
  • включение в разнообразную деятельность, отличную от учебной;
  • расширение кругозора и интересов;
  • развитие системы культурно-досуговых развлекательных и познавательных мероприятий, способствующих взаимодействию и общению, личностному росту детей разных возрастов;
  • помощь семье, педагогам городских оздоровительных лагерей в организации досуга детей в каникулярное время.

                                      Механизм оценки результатов:

  1. Книга отзывов ДДТ « Кунцево».
  2. Визуальный (метод наблюдения).
  3. Анкетирование зрителей.
  4. Видеозапись проведенных мероприятий, с последующим анализом.

Организаторы программы:

  • Структурные подразделения ДДТ «Кунцево»: Театрально-игровой центр
    «Лик», методический отдел, музыкальный отдел;
  • Педагоги-организаторы;
  • Методисты;
  • Руководители детских объединений ДДТ «Кунцево».

Участники программы:

  • Воспитанники детских объединений ДДТ «Кунцево»
  • Учащиеся школ района, округа
  • Дети, посещающие городские оздоровительные лагеря
  • Педагоги
  • Родители и члены семей воспитанников

Основные виды театрально-игровых моделей, реализуемых в рамках

программы «Каникулы»

No

Название

Краткое содержание

Цель

Возраст участников

1

Шоу-игра «Театруля»

Набор различных конкурсов актерского мастерства, логически, сюжетно, тематически связанных между собой.

Раскрепощение и развитие творческих способностей детей, устранение психологических барьеров, развитие артистической импровизации и мгновенной творческой оценки ситуации.

для детей от 4-х лет и взрослых

2.

Творческая игра «Крестики- нолики»

Творческое соревнование двух команд, которым предлагается выполнять различные задания, конкурсы.

Воспитание духа коллективного творчества, умения ярко проявлять свои творческие способности и индивидуально, и в интересах коллектива.

Для среднего и старшего школьного возраста

3

Устный журнал «Истоки»

Игра-путешествие по«страницам» журнала сочетание познавательных и творческих конкурсов, игр, заданий.

Расширение кругозора участников, овладение новыми знаниями и навыками, умение творчески преобразовывать новую информацию

Для среднего и старшего школьного возраста

4

Игра «Счастливая звезда»

Развлекательно-познавательная игра-аттракцион, состоящая из нескольких туров.

Развитие творческой реакции, чувства локтя товарища и самостоятельности.

Для школьников всех возрастов

5

Творческая игра

«Калейдоскоп сказок»

Игра-соревнование шести команд, которые выполняют творческие задания различной направленности

Развитие творческих способностей, уверенности в себе, умения взаимодействовать со своими товарищами.

Для младшего школьного возраста и дошкольников

6

Цикл встреч в «Музыкальной гостиной»

Вечера выступлений Воспитанников студий инструментального жанра, вокально-хоровых коллективов, профессиональных артистов- певцов и музыкантов, конкурсы и викторины, посвященные истории музыки и музыкальной культуре.

Популяризация и пропаганда музыкального искусства, предоставление возможности воспитанникам студий инструментального жанра выступать перед публикой.

Для детей любого возраста и их родителей

Методическое обеспечение программы.

Содержание и темы каждой из вышеназванных театрально-игровых моделей могут легко изменяться и трансформироваться. В сценарных фондах ТЦ «Лик» и методического отдела хранится несколько десятков вариантов сценариев данных театрально-игровых моделей. Поэтому они относятся к типу культурно-досуговых программ, проходящих как серия встреч в течение года. Опыт работы педагогов и организаторов ДДТ «Кунцево» распространен на различных семинарах, опубликовано несколько сборников. Динамичные, современные формы организации детского досуга приносят заряд бодрости и оптимизма, а добрая атмосфера праздника дарит детям хорошее настроение на долгое время.

В рамках программы «Каникулы» в ДДТ реализуются другие виды культурно-досуговых программ, которые относятся к категории разовых. Это:

- тематические игровые развлекательно-познавательные шоу-программы, реализуемые силами педагогов и студийцев Театрально-игрового центра «Лик». Эти программы многократно становились лауреатами городского конкурса игровых программ «Вне урока» в рамках фестиваля «Юные таланты Московии». Сценарии программ опубликованы в нескольких сборниках, изданных МГДД(Ю)Т на Воробьевых горах;

- Новогодние театрализованные представления для воспитанников детских объединений ДДТ, детей района, детей с ограниченными физическими возможностями. Данные программы проходят в период зимних каникул, они заслуженно завоевали любовь зрителей, о чем свидетельствует «Отзывчивая книга» ДДТ «Кунцево».

Программа «Каникулы» может быть реализована при условии организационно-методического и материально-технического обеспечения.

Организационно-методическое обеспечение предполагает, прежде всего, кадровое обеспечение: педагоги-организаторы, методисты, авторы сценариев программ, игр и конкурсов, сектор технического обслуживания, режиссер массовых праздников, художник, педагоги дополнительного образования, актив детей, занятых в подготовке и проведении программ.

Материально-техническое обеспечение предполагает наличие качественной материальной базы: современная звуковая аппаратура, свет, сценическая площадка, реквизит для игр и конкурсов, сценические костюмы, призы детям и т.д.

Источники финансирования.

  1. Бюджетные средства;
  1. Средства, выделяемые Управой района Кунцево, ЗОУОДО, Префектурой ЗАО.

Список литературы, используемой при работе над программой:

  1. Московские каникулы (о некоторых подходах к организации каникулярного времени детей и подростков). Серия: «Нормативно правовое обеспечение содержания образования в Москве».
    Отв. Редактор Курнешова Л.Е., составитель Голованов В.П. Центр инноваций в педагогике; Москва, 1999г.
  2. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания (сборник документов)
    Составитель Голованов В.П. Центр инноваций в педагогике. М. 1995г.
  3. Я.Н. Вандяк «Современное состояние проблемы досуга молодежи в ее социально-психологическом и культурологическом аспектах». (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Москва, 2001г.)
  4. «Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся» (сборник научных трудов) М. 1998г.
  5. «Свободное время школьников». Под. редакцией Л.К. Петровой.
    Составители А.Т, Куракин, В.В. Фатянов.
    Комментарии А.Т. Куракина. М. «Просвещение» 1969г.
  6. «Каникулы: игра, воспитание». О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. Под. редакцией О.С. Гозмана. М. «Просвещение» 1988г.
  1. С.А. Шмаков «Каникулы». Прикладная «энциклопедия». Москва, «Новая школа» 1994г.
  2. И.М. Короткое «Подвижные игры во дворе» (подписная научно-популярная серия) М. Издательство «Знание».
  3. С.А. Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе» М. «Новая школа» 1997.