Целевая программа "Каникулы"
Комплексная целевая программа «Каникулы» является составляющей частью программы деятельности отделения дополнительного образования ГБОУ Школа №887 и представляет собой постоянно действующую программу организации досуга и свободного времени детей в развивающейся культурной среде школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kanikuly_novaya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Западное окружное управление департамента образования г. Москвы
ГОУ ДДТ «Кунцево»
121467, Москва, ул. Молодогвардейская, д. 2, корп. 3. Тел: 141-98-26,149-16-56 (факс)
Е-mail: ddtkuncevo@rambler.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
_______________________
Директор ДДТ «Кунцево»
Алексеева Т.И.
Целевая программа
«КАНИКУЛЫ»
Автор: педагог-организатор А.Б. Березкин
Москва, 2014.
Пояснительная записка.Комплексная целевая программа «Каникулы» является составляющей частью программы деятельности ДДТ «Кунцево» и представляет собой постоянно действующую программу организации досуга и свободного времени детей в развивающейся культурной среде Дома творчества.
Каникулы - свободное время ребенка, предназначенное для снятия напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления и укрепления здоровья, удовлетворения личностно-значимых интересов, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, формирования трудовых навыков, совершенствования личностных возможностей, развития творческого потенциала, включение в систему новых социальных связей и отношений.
Анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени школьников ведет к негативным результатам.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
В детях живет потребность играть. Сегодня, в условиях разрушения дворовых игровых команд, эта потребность становится особенно сильной: дети мало играют.
Дети любят праздники и игры. Праздник для них - жизненная потребность, игра - средство всестороннего развития. Они доставляют детям удовольствие и радость. Без праздников немыслима жизнь. И поскольку число учащихся, которые относят искусство к любимым занятиям на досуге, уменьшается, и одновременно становится все больше школьников, склонных к пассивному отдыху, создана данная программа «Каникулы», призванная изменить сложившуюся ситуацию.
Отличительные особенности программы.
Программа «Каникулы» включает в себя как сложившиеся, традиционные мероприятия, так и новые формы, экспериментальные программы.
Программа «Каникулы» является циклической: в рамках программы проводится традиционный фестиваль детского творчества «Солнечный год», который делится на следующие этапы: это театрализованные игровые программы в рамках недели Игры и игрушки «Осенний маскарад»', новогодние представления и шоу-программы «Зимний фейерверк» для школ района и детей с ограниченными физическими возможностями; развлекательные и познавательные программы в рамках недели музыки, театра и литературы «Весенний звон»; творческие конкурсы, задания, смотр концертных номеров «Летнее разноцветье» для городских оздоровительных лагерей.
Также в рамках программы «Каникулы» проводятся творческие встречи, тематические вечера, огоньки для детских объединений ДДТ различного профиля: инструментального, декоративно-прикладного и ИЗО творчества и др. Организуются выезды, экскурсии, походы, участие в выставках, гастрольная деятельность, творческие профильные смены в России и за рубежом.
Цель программы: Создание условий для организации отдыха, оздоровления и удовлетворения разнообразных интересов ребенка в каникулярное время.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с новыми формами организации досуга для детей;
- содействие гармоничному развитию и формированию личности, талантов и способностей;
- формирование театральной культуры, культуры речи, культуры свободного времени;
- расширение кругозора детей;
- формирование навыков сотрудничества;
- расширение представлений об окружающем мире;
- формирование коммуникативных умений (умение общаться со сверстниками и с взрослыми, умение адекватно воспринимать ситуацию и т. д.).
- повышения педагогической культуры родителей, семейного общения через участие в творческих мероприятиях учреждения.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения
- развитие интересов детей;
- развитие чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, инициативности; повышение самооценки каждого ребенка.
- выявление и развитие талантов и способностей детей.
Воспитательные:
- воспитание творчески активной, гармонично развитой личности
средствами театрально-игровых моделей различных типов. - воспитание у детей культуры досуговой деятельности;
- формирование нравственной позиции ребенка;
- приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям;
- стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.
- воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни
- воспитание уважительного отношения к истории страны, города;
- приобщение к нормам гуманистических отношений.
Таким образом, организация кульурно-досуговой деятельности детей в каникулярное время дает возможность:
- иметь разнообразный выбор дел для удовлетворения своих интересов и
творческих потребностей; - приобретать новые впечатления, навыки, закреплять и усовершенствовать
прежние; - приобщаться к культурным и духовным ценностям;
- получать возможность неформального общения со взрослыми, сверстниками,
ребятами младшего возраста; - Получать опыт коллективного творчества и оценки своего индивидуального
вклада в него.
Формы проведения:
Среди существующих форм организации культурно-досуговой деятельности наиболее современными являются досуговые программы, которые составляют основу программы «Каникулы». Досуговые программы организуются для всех возрастных категорий детей - от дошкольников до подростков.
Игровые программы интегрируют в себе развлекательную шоу-программу и педагогическое явление, где воспитательный процесс скрыт, завуалирован, поэтому ребенок чувствует себя свободным.
Игровые достижения вызывают яркие эмоции, радость и становятся личностными переживаниями ребенком своего успеха. Успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Переживаемый ребенком успех в игровом опыте побуждает его закрепить как свое личностное достижение те качества и умения, которые он продемонстрировал в игре.
Ориентация на успех может выражаться в целеполагании и в инструментарии программы, в поиске условий для удовлетворения потребностей участников игровой программы в самовыражении, в демонстрации своих интересов и увлечений, своих идей и компетентностей.
Обеспечивается это разнообразием игровых элементов, сменой деятельности и созданием условий активного включения каждого в игру и творчество.
Формы проведения театрально-игровых мероприятий в рамках фестиваля «Солнечный год»: игровая программа, шоу-игра, творческая игра, конкурс устный журнал, цикл встреч в «Музыкальной гостиной», клубный день и т.п.
Ожидаемые результаты:
- создание положительных эмоций, настроения праздника;
- приобретение опыта неформального общения;
- объединение и сплочение детских коллективов, детей и педагогов, детей и
родителей; - включение в разнообразную деятельность, отличную от учебной;
- расширение кругозора и интересов;
- развитие системы культурно-досуговых развлекательных и познавательных мероприятий, способствующих взаимодействию и общению, личностному росту детей разных возрастов;
- помощь семье, педагогам городских оздоровительных лагерей в организации досуга детей в каникулярное время.
Механизм оценки результатов:
- Книга отзывов ДДТ « Кунцево».
- Визуальный (метод наблюдения).
- Анкетирование зрителей.
- Видеозапись проведенных мероприятий, с последующим анализом.
Организаторы программы:
- Структурные подразделения ДДТ «Кунцево»: Театрально-игровой центр
«Лик», методический отдел, музыкальный отдел; - Педагоги-организаторы;
- Методисты;
- Руководители детских объединений ДДТ «Кунцево».
Участники программы:
- Воспитанники детских объединений ДДТ «Кунцево»
- Учащиеся школ района, округа
- Дети, посещающие городские оздоровительные лагеря
- Педагоги
- Родители и члены семей воспитанников
Основные виды театрально-игровых моделей, реализуемых в рамках
программы «Каникулы»
No | Название | Краткое содержание | Цель | Возраст участников |
1 | Шоу-игра «Театруля» | Набор различных конкурсов актерского мастерства, логически, сюжетно, тематически связанных между собой. | Раскрепощение и развитие творческих способностей детей, устранение психологических барьеров, развитие артистической импровизации и мгновенной творческой оценки ситуации. | для детей от 4-х лет и взрослых |
2. | Творческая игра «Крестики- нолики» | Творческое соревнование двух команд, которым предлагается выполнять различные задания, конкурсы. | Воспитание духа коллективного творчества, умения ярко проявлять свои творческие способности и индивидуально, и в интересах коллектива. | Для среднего и старшего школьного возраста |
3 | Устный журнал «Истоки» | Игра-путешествие по«страницам» журнала сочетание познавательных и творческих конкурсов, игр, заданий. | Расширение кругозора участников, овладение новыми знаниями и навыками, умение творчески преобразовывать новую информацию | Для среднего и старшего школьного возраста |
4 | Игра «Счастливая звезда» | Развлекательно-познавательная игра-аттракцион, состоящая из нескольких туров. | Развитие творческой реакции, чувства локтя товарища и самостоятельности. | Для школьников всех возрастов |
5 | Творческая игра «Калейдоскоп сказок» | Игра-соревнование шести команд, которые выполняют творческие задания различной направленности | Развитие творческих способностей, уверенности в себе, умения взаимодействовать со своими товарищами. | Для младшего школьного возраста и дошкольников |
6 | Цикл встреч в «Музыкальной гостиной» | Вечера выступлений Воспитанников студий инструментального жанра, вокально-хоровых коллективов, профессиональных артистов- певцов и музыкантов, конкурсы и викторины, посвященные истории музыки и музыкальной культуре. | Популяризация и пропаганда музыкального искусства, предоставление возможности воспитанникам студий инструментального жанра выступать перед публикой. | Для детей любого возраста и их родителей |
Методическое обеспечение программы.
Содержание и темы каждой из вышеназванных театрально-игровых моделей могут легко изменяться и трансформироваться. В сценарных фондах ТЦ «Лик» и методического отдела хранится несколько десятков вариантов сценариев данных театрально-игровых моделей. Поэтому они относятся к типу культурно-досуговых программ, проходящих как серия встреч в течение года. Опыт работы педагогов и организаторов ДДТ «Кунцево» распространен на различных семинарах, опубликовано несколько сборников. Динамичные, современные формы организации детского досуга приносят заряд бодрости и оптимизма, а добрая атмосфера праздника дарит детям хорошее настроение на долгое время.
В рамках программы «Каникулы» в ДДТ реализуются другие виды культурно-досуговых программ, которые относятся к категории разовых. Это:
- тематические игровые развлекательно-познавательные шоу-программы, реализуемые силами педагогов и студийцев Театрально-игрового центра «Лик». Эти программы многократно становились лауреатами городского конкурса игровых программ «Вне урока» в рамках фестиваля «Юные таланты Московии». Сценарии программ опубликованы в нескольких сборниках, изданных МГДД(Ю)Т на Воробьевых горах;
- Новогодние театрализованные представления для воспитанников детских объединений ДДТ, детей района, детей с ограниченными физическими возможностями. Данные программы проходят в период зимних каникул, они заслуженно завоевали любовь зрителей, о чем свидетельствует «Отзывчивая книга» ДДТ «Кунцево».
Программа «Каникулы» может быть реализована при условии организационно-методического и материально-технического обеспечения.
Организационно-методическое обеспечение предполагает, прежде всего, кадровое обеспечение: педагоги-организаторы, методисты, авторы сценариев программ, игр и конкурсов, сектор технического обслуживания, режиссер массовых праздников, художник, педагоги дополнительного образования, актив детей, занятых в подготовке и проведении программ.
Материально-техническое обеспечение предполагает наличие качественной материальной базы: современная звуковая аппаратура, свет, сценическая площадка, реквизит для игр и конкурсов, сценические костюмы, призы детям и т.д.
Источники финансирования.
- Бюджетные средства;
- Средства, выделяемые Управой района Кунцево, ЗОУОДО, Префектурой ЗАО.
Список литературы, используемой при работе над программой:
- Московские каникулы (о некоторых подходах к организации каникулярного времени детей и подростков). Серия: «Нормативно правовое обеспечение содержания образования в Москве».
Отв. Редактор Курнешова Л.Е., составитель Голованов В.П. Центр инноваций в педагогике; Москва, 1999г. - Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания (сборник документов)
Составитель Голованов В.П. Центр инноваций в педагогике. М. 1995г. - Я.Н. Вандяк «Современное состояние проблемы досуга молодежи в ее социально-психологическом и культурологическом аспектах». (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Москва, 2001г.)
- «Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся» (сборник научных трудов) М. 1998г.
- «Свободное время школьников». Под. редакцией Л.К. Петровой.
Составители А.Т, Куракин, В.В. Фатянов.
Комментарии А.Т. Куракина. М. «Просвещение» 1969г. - «Каникулы: игра, воспитание». О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. Под. редакцией О.С. Гозмана. М. «Просвещение» 1988г.
- С.А. Шмаков «Каникулы». Прикладная «энциклопедия». Москва, «Новая школа» 1994г.
- И.М. Короткое «Подвижные игры во дворе» (подписная научно-популярная серия) М. Издательство «Знание».
- С.А. Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе» М. «Новая школа» 1997.